Привет, Хабр! Меня зовут Саша Гагарин, я продуктовый дизайнер в PFM (Персональное управление финансами) в Сбере. Хочу поделиться историей, как оказался в команде дизайнеров Сбера: с какими трудностями столкнулся и как с ними справлялся, какие инсайты нашел, и как дизайнерам работается в большой компании.
Карьерный зигзаг: как я стал дизайнером
Сначала немного расскажу о том, как я пришёл к UX/UI-дизайну. Возможно, кому-то откликнется. Моя карьера в IT началась с копирайтинга. Эта работа поначалу приносила удовольствие, но спустя время я начал терять интерес к текстам и понял, что хотел бы попробовать что-то ещё. Поскольку меня всегда интересовал визуал, я пришёл к руководству и предложил выполнять ещё одну работу — графического дизайнера. Предложение с радостью приняли, и я стал погружаться в мир дизайна.
Новые дизайнерские задачи начали приносить ещё больше удовольствия, что позволяло не останавливаться в развитии. Чуть позже я сменил работу и устроился дизайнером на полную ставку. На новом месте на меня свалилась тонна опыта, от маркетинга до вёрстки сложных каталогов и умения сокращать техническую информацию и подавать её так, чтобы всем было понятно.
Всё шло неплохо, но я не чувствовал себя на своём месте. Хотелось больше качественного опыта. Поэтому, кроме основной работы, я стал фрилансить. Брался за самые разноплановые задачи, чтобы набить руку: рекламные кампании, билборды, лендинги и сайты для друзей. Постепенно пришло ощущение, что не хватает более сложных задач. А самое главное, с каждым днём росло желание быть полезным для людей.
Постепенно я начал уходить в UX/UI-направление — от малого к большему. Сначала помогал друзьям, затем стал выполнять тестовые задания сторонних заказчиков. Ощущение удовлетворения, когда проникаешь в голову пользователей, решаешь их проблемы и удовлетворяешь потребности с помощью дизайн-решений, подсказывало, что я на правильном пути.
С течением времени пришло понимание, что хочется попробовать решать комплексные задачи дизайна в крупной компании. Одна из них — Сбер, он всегда на слуху, ему всегда требуются новые специалисты. И я решил попробовать.
Трудоустройство в Сбер и немного сложностей
Попасть в компанию решил через hh.ru. Новичком я не был, поскольку уже успел получить опыт в проектировании и разработке интерфейсов. И хотя релевантного опыта было не так много, меня толкало вперёд упорство и любопытство. Забегая вперёд, скажу, что устроиться в Сбер удалось только с третьей попытки.
Как я пробовал трудоустроиться
Впервые устроиться в компанию я попытался в феврале 2021 года, но тогда Сбер искал очень уж узкого специалиста. Второй раз попробовал свои силы в августе.
На тот момент я трудился пять дней в неделю в офисе в другой компании. Работы было много, особенно с учётом дополнительных проектов на фрилансе. Рабочий день начинался в 8 утра, а заканчивался в 3-5 ночи. И так около 5 месяцев. Такой режим представлял собой прямой путь к выгоранию, и я уже прошёл его на три четверти, устало насвистывая по дороге. Но карьера сама себя не найдёт. Поэтому взял себя в руки, начал откликаться на вакансии и выполнять тестовые задания в кратких промежутках между прочей работой.
После ребрендинга Сбер выкатил на рынок экосистему сервисов и новых продуктов. Я понимал, какая огромная работа была проделана командами, сколько ресурсов было подтянуто, а для реализации таких глобальных задач наверняка переманили классных тим-лидов (что для меня и по сей день очень важно). И я сосредоточился на Сбере.
Вторая попытка также закончилась неудачей. Тогда я попробовал трудоустроиться в СберМитап — это внутренний продукт компании. Прошёл собеседование, выполнил тестовое задание, дошёл до финала. Но, к сожалению, в команду взяли другого. Расстроился, конечно, но решил понять, в чём проблема. Запросил через рекрутёра обратную связь по своему тестовому. Рекомендую абсолютно каждому соискателю поступать точно так же, это классный способ увидеть свои слабые места и исправить их в дальнейшем.
Но в этот раз, получив обратную связь, я не остановился. В конце-то концов, неужели в Сбере всего одна команда ищет себе продуктового дизайнера?! Мной руководила настойчивость и то самое чётко выраженное «Я добьюсь желаемого». И в переписке с рекрутёром попросил закинуть мое тестовое, портфолио и резюме в другие команды.
Спустя пару недель я получил ответ, что мной заинтересовалась одна из команд банка. При этом вакансия в Москве, а я из Новосибирска, где родился и работал всю жизнь. Но и сервис, на который меня хотят опробовать, куда интереснее, чем всё, что было до этого.
Тестовое задание: интересно, но сложно
Собеседование с командой — стандартная процедура, главное держать себя уверенно, и всё будет хорошо. Только после этого получаешь тестовое задание.
Задания бывают весьма разнообразными. Порой описание составляет одну строку, а иногда это полноценных два листа А4. Зато пока выполняешь тестовое, можно задать вопросы команде, уточнив непонятные для себя моменты.
Что касается тестовых, то в первом случае (когда я не прошёл) оно было связано с проектированием интерфейса для музыкального стриминга. Второе задание заключалось в реализации финансового дашборда. У работодателя были определённые пожелания, но реализация идеи — в ваших руках.
В обоих случаях на выполнение ТЗ у меня уходило около недели. Сюда входило всё: от постановки задачи и проблематики, коридорного опроса знакомых, выбора «жертв» для портретов, структура, wireframe-ы и финальный дизайн с описанием.
Например, в случае с музыкальным стримингом задание заключалось в создании интерфейса такого сервиса, который генерирует идеальную аудиоподборку под любую жизненную ситуацию.Я пораскинул мозгами, опросил потенциальную аудиторию среди друзей, поковырялся в собственном опыте и решил сместить фокус с B2C на B2B. Ведь музыка нужна и ресторанам, и магазинам, и спортивным клубам. Определившись с целевой аудиторией, начал выстраивать пользовательские сценарии и пути. Здесь главное не уйти в слишком сложный и разветвлённый сценарий, а проработать хотя бы один линейный, но пусть он отражает основную ценность продукта, так будет лучше, чем десяток функций.
Затем идёт проектирование интерфейса и проработка UI. Как правило, завершаю я тестовое кратким описанием продукта, хода мысли и процесса работы. Очень рекомендую проверить тексты на наличие ошибок и убедиться, что в Figma не осталось мусора или чего-то, за что может быть стыдно впоследствии.
С заданием по финансовому дашборду было не проще. Но вот я его закончил и отправил результаты на проверку. И после пары недель ожидания пришёл долгожданный оффер. Пакую чемодан, открываю бутылочку игристого — еду в Магадан переезжаю в Москву.
Работа, задачи, впечатления
Всё же у меня оставались опасения относительно компании. Вдруг, несмотря на изменения, там всё забюрократизировано, средний возраст сотрудников 40+, а процессы оставляют желать лучшего? Но реальность оказалась намного лучше ожиданий — мне повезло попасть в команду PFM (сервисы по управлению личными финансами), где я сразу познакомился с молодыми, классными ребятами. Коллеги помогли поймать ощущение, что я нахожусь на своём месте, а такого я не испытывал уже давно. Общий язык со всеми нашёл довольно быстро, а совместные мероприятия и тусовки помогли сдружиться.
Ключевым и приятным моментом стало то, что к моему мнению начали прислушиваться с самого первого дня. Инициативность здесь ценится, а это очень важно. Ещё одно из самых первых ощущений, которое к тебе приходит буквально в первый день, уже на этапе трудоустройства — это ощущение масштабности и грандиозности.
Что касается выполнения задач и внутренней организации, то в течение года мы экспериментировали с форматами работы внутри продуктовых команд и команды дизайнеров. Структура, к которой пришли, позволяет закрывать теперь не только собственные проекты внутри команды, но и заниматься проектами всего трайба. Были сложности, но потихоньку справляемся.
Нам, дизайнерам, приходится работать с разными продукт-менеджерами, со своим руководством, а ещё и с верхушкой трайба. То есть много лиц, принимающих решения, и тех, с кем нужно согласовать свою работу. Что хорошо: со всеми ты можешь говорить свободно, доносить свои идеи, мысли и решения, аргументировать, и, вполне возможно, они будут реализованы. Во всяком случае, тебя выслушают. И мнение дизайнера, как специалиста, имеет свой вес.
Что мы делаем в Сбере? Моя команда разрабатывает сервисы, помогающие людям эффективнее планировать бюджет, прививать полезные финансовые привычки и грамотно распоряжаться деньгами. Большинство сервисов PFM-направления предназначено для анализа финансов, планирования своего бюджета, постановки целей и улучшения финансового здоровья. Мы даём пользователям персональные советы и подсказываем, как достичь желаемого результата. Работы хватает, кроме того, всегда есть возможности для улучшения сервисов и прокачки себя как специалиста.
Кстати, для повышения навыков здесь создаются все условия. Например, летом 2022 года в СберУниверситете (у нас есть свой кампус в Подмосковье) собрали дизайнеров из разных трайбов и команд, пригласили докладчиков из компаний-лидеров различных IT-отраслей. Помимо лекций добавили обучение по различным направлениям, от текстов интерфейсов до нейросетей.
Сообщество дизайнеров — вообще отдельная тема в компании. Поскольку дизов в Сбере сотни, для них есть отдельные рассылки и чатики, в которых всегда можно посмеяться над локальными шутками, попросить совета или помощи.
Кстати, довольно регулярно проходят дизайн-митапы, которые организует верхушка дизайнерского сообщества компании. Их смотрят по сети или посещают представители различных ИТ-отраслей. К примеру, в своё время были докладчики и из студии Лебедева, и из наших внутренних команд, которые занимаются AR и VR, и ребята, которые делают высокотехнологичные протезы конечностей.
Все события (а их у нас нескончаемый поток), и хорошие, и трудные, — это всегда повод пообщаться с коллегами и пожаловаться на тяжёлую жизнь дизайнеров, вместе посмеяться и сбросить напряжение.
Напоследок скажу так: за всё время, что я работаю в Сбере, я ни разу не пожалел, что выбрал эту компанию. В ней оказалось намного приятнее, чем можно было ожидать, а проекты, которые я запускаю, действительно приносят пользу миллионам людей. У каждого есть своя мотивация в работе. И каждый самостоятельно решит, близко ему это или нет.
Почему именно Сбер?
Здесь замечают инициативных людей. Если у тебя появляются идеи или способы улучшить процессы, ты можешь сначала обсудить с коллегами, правильно упаковать и в итоге «продать» своё предложение руководителям.
В Сбере можно искать себя. Тут сосредоточено большое количество информации, возможностей, инноваций, которые дают крутой профессиональный опыт и помогут определиться, по какому пути вам идти дальше. Знаю примеры, когда дизайнеры переучивались и становились продукт-менеджерами, или разработчики переходили в дизайнеры.
За прокачкой soft-skills тоже сюда. Можно попробовать себя в публичных выступлениях, внешних конференциях, в организации митапов, в написании статей (доказываю на своём примере), участвовать в мастер-классах и мозговых штурмах, или погрузиться в одно из сообществ. Словом, выбор на любой вкус и цвет. А ещё в Сбере работают люди с разнообразным профессиональным (от зарубежных компаний до отечественных стартапов) и жизненным опытом, и с каждым из них необходимо найти общий язык и выстроить эффективную коммуникацию.
Советы для тех, кто хочет работать в крупной компании
Не изобретайте велосипед. Если можете, найдите хорошие курсы или толкового наставника. Это сэкономит кучу времени и даст основу дизайн-мышлении и базовые навыки по работе с инструментами.
Обязательно запрашивайте обратную связь у команд или рекрутёров по тестовым заданиям и собеседованиям. Отвечать будут не всегда. Но в тех случаях, когда вы получите обратную связь, это сильно поможет вам посмотреть на свою работу со стороны и осознать её достоинства и недостатки.
Понимаю, что спустя много неудачных попыток устройства руки могут опуститься. Скажу банальность, но не сдавайтесь. Если вы будете упорно двигаться к намеченной цели, пусть и маленькими шагами, набивая руку, то рано или поздно вы её достигнете.