В статье описаны методики автоматизированного создания пользователей-ботов в социальной сети ВКонтакте, имитации их активности и опубликования информации в группах, основываясь на предложенном контексте. Разработанный алгоритм создания пользователей, используемый в методике, позволяет избежать блокировки автоматически созданных пользователей. Методики имитации активности и опубликования информации основаны на статистических сведениях об активности пользователей социальной сети и методах API ВКонтакте.
Используя предложенные методики, в рамках эксперимента были созданы пользователи-боты, публикующие различную информацию в группах социальной сети ВКонтакте. По результатам эксперимента были заблокированы около 17% созданных пользователей-ботов, что предоставляет возможность использования разработанного макета для осуществления информационного противоборства.
Введение
В начале 2021 года население России составило 145,9 млн человек, среди которых 67,8%, или 99 млн, являются пользователями социальных сетей, в том числе, социальной сети ВКонтакте. По сравнению с прошлым годом число пользователей увеличилось на 4,8 млн человек, что соответствует 5,1%.
Статистические показатели указывают на то, что в условиях современного развития охваты социальных сетей растут быстрее, чем законодательство успевает разработать для них специальные нормативные акты. На данный момент отсутствуют эффективные инструменты, позволяющие контролировать выполнение требований законодательных актов в сфере сети Интернет, в частности, в социальных сетях. Это приводит к использованию социальных сетей и других Интернет-ресурсов для распространения экстремистских материалов, клеветы и пропаганды запрещенных материалов, группировок и т.п. на территории Российской Федерации, что при условии анонимизации пользователей в сети Интернет сильно затрудняет привлечение граждан к ответственности, предусмотренной нормативными актами за вышеуказанные действия.
Обзор существующих решений по автоматизированному созданию пользователей и имитации их активности
Большинство менеджеров для администрирования аккаунтов и сообществ не имеют никакого функционала, связанного с созданием и, тем более, имитацией активности пользователей-ботов. Они помогают вести бизнес-аккаунты и продвигать сообщества. Но среди всех выделяются продукты от Perfect.Studio: VKAccount Manager, VKTalker, VKParser.
Если VKTalker и VKParser не представляют особого интереса касательно разрабатываемого макета, то VKAccount Manager практически полностью покрывает требуемый функционал:
одновременная работа различных аккаунтов;
регистрация, разморозка, активация, смена пароля, очистка и заполнение аккаунтов;
создание, заполнение, отправка приглашений на добавление в сообщество/друзья, очистка имеющихся приглашений от сообществ/пользователей, очистка записей на стене сообщества;
добавление в список "Мне нравится", рассылка личных сообщений, репост, добавление в друзья, пост на стену и написание комментариев;
поддержка ввода капчи: ruCaptcha, Antigate, ручной режим, CapMonster, xEvil;
поддержка прокси;
встроенный браузер;
рандомизация текста;
отдельное расписание работы каждой задачи;
подробная статистика работы программы, задачи и отдельного аккаунта;
встроенный бот для заработка на сервисах VTope, Likest и прочие.
К недостаткам данного ПО можно отнести:
стоимость 20$ в месяц;
необходимость пользоваться сторонним сервисом аренды номеров телефонов;
отсутствует встроенный прокси;
закрытый программный код;
отсутствие имитация активности согласно заданному контексту.
Сбор статистических данных об активности пользователей в социальной сети ВКонтакте
Первостепенной в разрабатываемом макете является методика создания пользователей-ботов, которая должна обеспечивать высокую устойчивость к блокировке со стороны администрации ВКонтакте. С целью решения поставленной задачи были собраны данные о средствах идентификации и выявления ботов в социальной сети.
Введем понятие социальный бот – это специализированное программное обеспечение, которое предназначено для имитации поведения живого пользователя в социальных сетях.
Классификация таких ботов представлена на Рисунке 2.
Можно определить признаки, присущие пользователям-ботам:
блокировка аккаунта: живой человек с высокой долей вероятности восстановит аккаунт, когда владельцу сети ботов легче завести новый аккаунт после блокировки;
ссылка на страницу не изменена: не очень значимый признак, но, как показывает практика, нечасто встречается настоящий пользователь с безымянной ссылкой;
отсутствие аватара;
отсутствие в сети более 1-3 месяцев: в век, когда у каждого в телефоне установлен клиент социальной сети столь низкая активность кажется подозрительной;
подписка на более 500 сообществ: живой человек вряд ли будет иметь столько подписок, так как целевые новости просто будут теряться в "мусорной" новостной ленте;
подписка на множество сообществ из разных городов;
количество друзей: подозрительна как высокая активность при отсутствии друзей, так и тысячи друзей, когда у обычного пользователя редко может быть более 300 подписок. Поэтому интересен не сам показатель числа друзей, а его соотношение с длительностью существования аккаунта, числом публикаций и комментариев;
наполненность профиля: как правило, при создании бота заполняются либо только обязательные поля, либо абсолютно все, что является крайностями, не характерными для среднестатистического пользователя;
активность: высокая активность по наполнению профиля контентом в короткие сроки служит явным признаком бота.
Также во время разработки макета и создания пользователей-ботов были выявлены признаки отнесения учетной записи к подозрительной активности, приводящей к блокировке созданного аккаунта, со стороны администрации ВКонтакте:
использование временного номера при регистрации аккаунта;
использование виртуального номера при регистрации;
основания полагать, что профиль создан не для общения с друзьями и близкими, а для других целей, которые идут вразрез с правилами платформы.
Для наибольшей схожести пользователей-ботов с обычными пользователями необходимо прибегнуть к статистическим данным об активности пользователей конкретной социальной сети, в частности ВК.
Для получения объективной картины о наполненности аккаунтов среднестатистического пользователя был произведен сбор статистики: случайным образом взяты 137437 идентификаторов пользователей, среди которых был выявлен процент открытых, закрытых и заблокированных или удаленных аккаунтов.
Далее среди открытых аккаунтов был произведен сбор статистики о наполненности того или иного поля профиля.
Таблица 1 - Статистические сведения о заполненности профиля
Минимальное |
Среднее |
Максимальное |
|
Альбомы |
0 |
2,93 |
996 |
Аудиозаписи |
0 |
135,29 |
10010 |
Друзья |
0 |
347,17 |
10000 |
Количество объектов в блоке "Интересные страницы" |
0 |
56,16 |
4576 |
Подписки |
0 |
10,22 |
4472 |
Видеозаписи |
0 |
70,87 |
13089 |
Записи на стене пользователя |
0 |
169,39 |
60545 |
Результаты экспериментов
Регистрация и наполнение аккаунтов
В качестве проверки работоспособности разработанного макета и умению избегать блокировку аккаунта по причине подозрительной активности были созданы несколько пользователей-ботов.
Статистика по предотвращению блокировки профилей составляет 83%.
Наполнение аккаунтов происходило, основываясь на полученных среднестатистических значениях Таблицы 1.
Таблица 2 - Сравнение наполненности профиля среднестатистического пользователя и пользователя-бота
Среднестатистический пользователь |
Пользователь-бот |
|
Альбомы |
2,93 |
3 |
Аудиозаписи |
135,29 |
0 |
Друзья |
347,17 |
1 |
Количество объектов в блоке "Интересные страницы" |
56,16 |
56 |
Подписки |
10,22 |
30 |
Видеозаписи |
70,87 |
84 |
Записи на стене пользователя |
169,39 |
16 |
Согласно рассмотренной таблице, можно заметить три ключевых различия: аудиозаписи, друзья и записи на стене пользователя. Аудиозаписи в профиле бота отсутствуют из-за ограничений доступа VK API. Количество друзей сильно отличается в меньшую сторону, так как разработанный макет лишь посылает запросы на добавление в список друзей пользователям, но никак не влияет на их решение принять, отклонить или проигнорировать данную заявку.
Записи на стене пользователя имеют дату публикации, и единовременное добавление огромного количества постов увеличивает вероятность разоблачения пользователя-бота со стороны обычных пользователей. В связи с вышеизложенным количество записей на стене пользователя будет постепенно увеличиваться, как и у обычного пользователя.
Публикация информации в группах социальной сети
С целью попытки оказания влияния на мнение людей в сообществах ВКонтакте было произведено два эксперимента:
публикация комментариев под постами, которые относятся к конкретной тематике, в популярной многомиллионной группе;
публикация нейтральных комментариев, не относящихся к теме сообщества, под различными постами в группе, насчитывающей около 100 человек.
Первый эксперимент дал результат: несколько отметок "Мне нравится" и одобрительных ответов. При этом комментарии достаточно быстро терялись в большом потоке появления новых.
Второй же эксперимент не вызвал никакой реакции, хотя количество использованных ботов составляло примерно 10% всего сообщества.
Выводы
При разработке программного средства имитации активности пользователей был найден и использован недокументированный метод VK API. Проведенные эксперименты в сфере наполнения аккаунтов показали корректность предложенных методик и успешность создания пользователей-ботов (83% учетных записей оставались активными после проведения экспериментов) и имитации их активности. Были обнаружены проблемные вопросы при работе с аудиозаписями, доступа к которым на данный момент в VK API нет. При этом стоит учитывать, что важна не сама статистика наполненности, а ее соотношение с длительностью существования аккаунта.
Эксперименты, связанные с публикацией информации в сообществах, дают неоднозначные результаты. С одной стороны, в популярных группах, при подключении контекстуального поиска, имеется видимый результат. Но с другой, в таких условиях требуется огромная сеть ботов, чтобы можно было рассчитывать не только на несколько отметок "Мне нравится", но и на воздействие на мнение окружающих. При этом попытки привлечения внимания в маленькой группе не дали никакого результата. Истинные причины неясны, но можно выдвинуть несколько гипотез:
небольшие сообщества с неохотой принимают неизвестных участников;
нейтральные, но отличный от тематики группы, контент не привлекает внимание такого коллектива;
недостаточное внимание участников сообщества к комментариям под постами.
К перспективным направлениям развития работы можно отнести:
добавление возможности блокировки/удаления нежелательного сообщества/контента и заморозку страницы пользователя;
расширение сети пользователей-ботов, так как это успешно скажется на возможностях изменения мнения сообщества, пропагандированная идей и других подобных целей;
использование технологий искусственного интеллекта (например, ChatGPT4) для автоматизации формирования комментариев пользователей-ботов на указанную тему.