В статье описаны методики автоматизированного создания пользователей-ботов в социальной сети ВКонтакте, имитации их активности и опубликования информации в группах, основываясь на предложенном контексте. Разработанный алгоритм создания пользователей, используемый в методике, позволяет избежать блокировки автоматически созданных пользователей. Методики имитации активности и опубликования информации основаны на статистических сведениях об активности пользователей социальной сети и методах API ВКонтакте.

Используя предложенные методики, в рамках эксперимента были созданы пользователи-боты, публикующие различную информацию в группах социальной сети ВКонтакте. По результатам эксперимента были заблокированы около 17% созданных пользователей-ботов, что предоставляет возможность использования разработанного макета для осуществления информационного противоборства.

Введение

В начале 2021 года население России составило 145,9 млн человек, среди которых 67,8%, или 99 млн, являются пользователями социальных сетей, в том числе, социальной сети ВКонтакте. По сравнению с прошлым годом число пользователей увеличилось на 4,8 млн человек, что соответствует 5,1%.

Статистические показатели указывают на то, что в условиях современного развития охваты социальных сетей растут быстрее, чем законодательство успевает разработать для них специальные нормативные акты. На данный момент отсутствуют эффективные инструменты, позволяющие контролировать выполнение требований законодательных актов в сфере сети Интернет, в частности, в социальных сетях. Это приводит к использованию социальных сетей и других Интернет-ресурсов для распространения экстремистских материалов, клеветы и пропаганды запрещенных материалов, группировок и т.п. на территории Российской Федерации, что при условии анонимизации пользователей в сети Интернет сильно затрудняет привлечение граждан к ответственности, предусмотренной нормативными актами за вышеуказанные действия.

Обзор существующих решений по автоматизированному созданию пользователей и имитации их активности

Большинство менеджеров для администрирования аккаунтов и сообществ не имеют никакого функционала, связанного с созданием и, тем более, имитацией активности пользователей-ботов. Они помогают вести бизнес-аккаунты и продвигать сообщества. Но среди всех выделяются продукты от Perfect.Studio: VKAccount Manager, VKTalker, VKParser.

Рис. 1 - Инструменты для ВК от Perfect.Studio
Рис. 1 - Инструменты для ВК от Perfect.Studio

Если VKTalker и VKParser не представляют особого интереса касательно разрабатываемого макета, то VKAccount Manager практически полностью покрывает требуемый функционал:

  • одновременная работа различных аккаунтов;

  • регистрация, разморозка, активация, смена пароля, очистка и заполнение аккаунтов;

  • создание, заполнение, отправка приглашений на добавление в сообщество/друзья, очистка имеющихся приглашений от сообществ/пользователей, очистка записей на стене сообщества;

  • добавление в список "Мне нравится", рассылка личных сообщений, репост, добавление в друзья, пост на стену и написание комментариев;

  • поддержка ввода капчи: ruCaptcha, Antigate, ручной режим, CapMonster, xEvil;

  • поддержка прокси;

  • встроенный браузер;

  • рандомизация текста;

  • отдельное расписание работы каждой задачи;

  • подробная статистика работы программы, задачи и отдельного аккаунта;

  • встроенный бот для заработка на сервисах VTope, Likest и прочие.

К недостаткам данного ПО можно отнести:

  • стоимость 20$ в месяц;

  • необходимость пользоваться сторонним сервисом аренды номеров телефонов;

  • отсутствует встроенный прокси;

  • закрытый программный код;

  • отсутствие имитация активности согласно заданному контексту.

Сбор статистических данных об активности пользователей в социальной сети ВКонтакте

Первостепенной в разрабатываемом макете является методика создания пользователей-ботов, которая должна обеспечивать высокую устойчивость к блокировке со стороны администрации ВКонтакте. С целью решения поставленной задачи были собраны данные о средствах идентификации и выявления ботов в социальной сети.

Введем понятие социальный бот – это специализированное программное обеспечение, которое предназначено для имитации поведения живого пользователя в социальных сетях.

Классификация таких ботов представлена на Рисунке 2.

Рис. 2 - Классификация социальных ботов в сети по предназначению
Рис. 2 - Классификация социальных ботов в сети по предназначению

Можно определить признаки, присущие пользователям-ботам:

  • блокировка аккаунта: живой человек с высокой долей вероятности восстановит аккаунт, когда владельцу сети ботов легче завести новый аккаунт после блокировки;

  • ссылка на страницу не изменена: не очень значимый признак, но, как показывает практика, нечасто встречается настоящий пользователь с безымянной ссылкой;

  • отсутствие аватара;

  • отсутствие в сети более 1-3 месяцев: в век, когда у каждого в телефоне установлен клиент социальной сети столь низкая активность кажется подозрительной;

  • подписка на более 500 сообществ: живой человек вряд ли будет иметь столько подписок, так как целевые новости просто будут теряться в "мусорной" новостной ленте;

  • подписка на множество сообществ из разных городов;

  • количество друзей: подозрительна как высокая активность при отсутствии друзей, так и тысячи друзей, когда у обычного пользователя редко может быть более 300 подписок. Поэтому интересен не сам показатель числа друзей, а его соотношение с длительностью существования аккаунта, числом публикаций и комментариев;

  • наполненность профиля: как правило, при создании бота заполняются либо только обязательные поля, либо абсолютно все, что является крайностями, не характерными для среднестатистического пользователя;

  • активность: высокая активность по наполнению профиля контентом в короткие сроки служит явным признаком бота.

Также во время разработки макета и создания пользователей-ботов были выявлены признаки отнесения учетной записи к подозрительной активности, приводящей к блокировке созданного аккаунта, со стороны администрации ВКонтакте:

  • использование временного номера при регистрации аккаунта;

  • использование виртуального номера при регистрации;

  • основания полагать, что профиль создан не для общения с друзьями и близкими, а для других целей, которые идут вразрез с правилами платформы.

Для наибольшей схожести пользователей-ботов с обычными пользователями необходимо прибегнуть к статистическим данным об активности пользователей конкретной социальной сети, в частности ВК.

Рис. 3 - Активность аудитории ВК по дням недели
Рис. 3 - Активность аудитории ВК по дням недели
Рис. 4 - Активность аудитории ВК по времени суток
Рис. 4 - Активность аудитории ВК по времени суток
Рис. 5 - Активность аудитории ВК в зависимости от содержания публикации
Рис. 5 - Активность аудитории ВК в зависимости от содержания публикации

Для получения объективной картины о наполненности аккаунтов среднестатистического пользователя был произведен сбор статистики: случайным образом взяты 137437 идентификаторов пользователей, среди которых был выявлен процент открытых, закрытых и заблокированных или удаленных аккаунтов.

Рис. 6 - Статистические сведения о состоянии аккаунтов
Рис. 6 - Статистические сведения о состоянии аккаунтов

Далее среди открытых аккаунтов был произведен сбор статистики о наполненности того или иного поля профиля.

Таблица 1 - Статистические сведения о заполненности профиля

Минимальное

Среднее

Максимальное

Альбомы

0

2,93

996

Аудиозаписи

0

135,29

10010

Друзья

0

347,17

10000

Количество объектов в блоке "Интересные страницы"

0

56,16

4576

Подписки

0

10,22

4472

Видеозаписи

0

70,87

13089

Записи на стене пользователя

0

169,39

60545

Результаты экспериментов

Регистрация и наполнение аккаунтов

В качестве проверки работоспособности разработанного макета и умению избегать блокировку аккаунта по причине подозрительной активности были созданы несколько пользователей-ботов.

Статистика по предотвращению блокировки профилей составляет 83%.

Рис. 7 - Статистические сведения о предотвращении блокировки создаваемых пользователей-ботов
Рис. 7 - Статистические сведения о предотвращении блокировки создаваемых пользователей-ботов

Наполнение аккаунтов происходило, основываясь на полученных среднестатистических значениях Таблицы 1.

Таблица 2 - Сравнение наполненности профиля среднестатистического пользователя и пользователя-бота

Среднестатистический пользователь

Пользователь-бот

Альбомы

2,93

3

Аудиозаписи

135,29

0

Друзья

347,17

1

Количество объектов в блоке "Интересные страницы"

56,16

56

Подписки

10,22

30

Видеозаписи

70,87

84

Записи на стене пользователя

169,39

16

Согласно рассмотренной таблице, можно заметить три ключевых различия: аудиозаписи, друзья и записи на стене пользователя. Аудиозаписи в профиле бота отсутствуют из-за ограничений доступа VK API. Количество друзей сильно отличается в меньшую сторону, так как разработанный макет лишь посылает запросы на добавление в список друзей пользователям, но никак не влияет на их решение принять, отклонить или проигнорировать данную заявку.

Записи на стене пользователя имеют дату публикации, и единовременное добавление огромного количества постов увеличивает вероятность разоблачения пользователя-бота со стороны обычных пользователей. В связи с вышеизложенным количество записей на стене пользователя будет постепенно увеличиваться, как и у обычного пользователя.

Публикация информации в группах социальной сети

С целью попытки оказания влияния на мнение людей в сообществах ВКонтакте было произведено два эксперимента:

  • публикация комментариев под постами, которые относятся к конкретной тематике, в популярной многомиллионной группе;

  • публикация нейтральных комментариев, не относящихся к теме сообщества, под различными постами в группе, насчитывающей около 100 человек.

Первый эксперимент дал результат: несколько отметок "Мне нравится" и одобрительных ответов. При этом комментарии достаточно быстро терялись в большом потоке появления новых.

Второй же эксперимент не вызвал никакой реакции, хотя количество использованных ботов составляло примерно 10% всего сообщества.

Выводы

При разработке программного средства имитации активности пользователей был найден и использован недокументированный метод VK API. Проведенные эксперименты в сфере наполнения аккаунтов показали корректность предложенных методик и успешность создания пользователей-ботов (83% учетных записей оставались активными после проведения экспериментов) и имитации их активности. Были обнаружены проблемные вопросы при работе с аудиозаписями, доступа к которым на данный момент в VK API нет. При этом стоит учитывать, что важна не сама статистика наполненности, а ее соотношение с длительностью существования аккаунта.

Эксперименты, связанные с публикацией информации в сообществах, дают неоднозначные результаты. С одной стороны, в популярных группах, при подключении контекстуального поиска, имеется видимый результат. Но с другой, в таких условиях требуется огромная сеть ботов, чтобы можно было рассчитывать не только на несколько отметок "Мне нравится", но и на воздействие на мнение окружающих. При этом попытки привлечения внимания в маленькой группе не дали никакого результата. Истинные причины неясны, но можно выдвинуть несколько гипотез:

  • небольшие сообщества с неохотой принимают неизвестных участников;

  • нейтральные, но отличный от тематики группы, контент не привлекает внимание такого коллектива;

  • недостаточное внимание участников сообщества к комментариям под постами.

К перспективным направлениям развития работы можно отнести:

  • добавление возможности блокировки/удаления нежелательного сообщества/контента и заморозку страницы пользователя;

  • расширение сети пользователей-ботов, так как это успешно скажется на возможностях изменения мнения сообщества, пропагандированная идей и других подобных целей;

  • использование технологий искусственного интеллекта (например, ChatGPT4) для автоматизации формирования комментариев пользователей-ботов на указанную тему.

Комментарии (5)