​​Когда-то в журнале я прочитала интервью физика-теоретика и автора «Элегантной Вселенной» Брайана Грина. Он рассказывал об игре, которой еще в детстве его обучил отец, преподающий актерам. Повзрослевший Брайан – профессор Колумбийского университета продолжает развлекаться и учит играть студентов. Профессор Грин считает, что помимо ранней одержимости цифрами, именно детская игра научила его видеть физическую картину реальности иначе и мыслить за пределами коробки (out of the box thinking – мышление вне шаблонов)

Правила были следующие. Два и более игрока. Один человек выбирает любой объект, который могут наблюдать все участники и описывает входящую сенсорную информацию и внутренние ощущения, как если бы сам был этим объектом. Задача в максимально продолжительном рассказе. Остальные отгадывают наименование объекта. В отличие от актеров, студенты-физики описывают формулами, а не словами.

Грин доигрался до популяризации теории струн, 11-мерной Вселенной и поисков окончательной теории (универсальный закон мироздания, который связывает воедино квантовую механику и общую теорию относительности).

Нейробиологи подтверждают, что «смотреть» и «видеть» для человеческого мозга разные физиологические процессы. Грубо говоря видим мы глазами, а смотрим сознанием. Несколько человек могут смотреть на один и тот же предмет, но видеть его по-разному. Поведенческие исследования показывают, что визуальное воображение имеет функциональное влияние на процессы восприятия реальности. В последние годы вышло много работ, связывающих способность к воображению и ряд когнитивных процессов: зрительную рабочую память, пространственное ориентирование, осмысление прочитанного текста, креативность.

Для обозначения естественной способности человека видеть мысленно и оперировать с образами и знаками, замещая работу с реальными объектами, я буду использовать термин визуальное мышление (Visual thinking). Замечу, что в других публикациях на просторах Интернета вы также можете встретить пересекающиеся формулировки наглядно-образное, абстрактное мышление. Под воображением буду понимать умение преднамеренно создавать в сознании образы объектов.

Преимущества естественного интеллекта с развитым визуальным мышлением

1. Чаще совершает открытия

Мозг людей с выраженной способностью к визуальному мышлению выдает гениальные идеи. Этот эффект случается благодаря умению видеть задачу с разных сторон, совмещать, на первый взгляд, несовместимые феномены (явления, редкие факты) и структурировать мысли множеством способов.

Вместо аргументированного лонгрида этого тезиса просто посмотрите на портреты. Увидели знакомые лица?

Известно, что Леонардо да Винчи зарисовывал свои изобретения, Альберт Энштейн считал воображение, ценнее знаний, а Дмитрий Менделеев рассмотрел свою знаменитую таблицу во сне. Умение рисовать, проводить мысленные эксперименты и видеть яркие сны – скиллы визуального мышления. 

Конечно, умение виртуозно мыслить картинками не является достаточным условием для гениальности. Хорошая новость в том, что для создания инноваций этого навыка вполне хватит.

2. Быстрее решает повседневные рабочие и бытовые задачи

Даже задачу формата «пойди туда, не знаю, куда и принеси то, не знаю, что» Homo Visual Sapiens (только что придумала наименование для человека склонного к визуализации) легко преобразует в понятный себе и участникам проекта алгоритм действий. Наглядная визуальная метафора поиска неизвестного Х в неизведанном месте Z – это доска следователя, которую вы точно видели в детективном фильме. Визуал думает картинками и поэтому быстрее обрабатывает информацию.

С помощью визуального мышления мозг как бы раскладывает входящую информацию по полочкам. И что гораздо важнее буквально устанавливает связи между полочками. Роль полочек исполняют нейроны, за связи отвечают дендриты и аксоны. Такой Хомо знает где и что валяется в любом бардаке. В чертогах его разума информационный хаос преобразован в визуализированный порядок типа «вон там, под стопкой книг на полу слева от утюга». Этакая автоматическая мнемотехника методом «Римской комнаты», специальный прием для запоминания текста.

Целостное видение, умение держать в голове много информации и при этом структурировать ее для дальнейшего использования плюс быстрый доступ к нужным материалам в памяти ускоряют принятие верного решения. Это как держать одновременно много вкладок браузера открытыми и переключаться между ними.

3. Лучше объясняет сложные штуковины

Чем многообразнее и отчетливее человек представляет сложную штуковину в своей голове, тем понятнее он может объяснить ее коллегам, инвесторам, детям, соседу, причем несколькими способами. Так происходит, потому что визуальное мышление помогает зрить в корень и видеть этот корень под разным углом.

Из книги «Визуальное мышление» Дэна Роэма - обладателя ученой степени в области изобразительного искусства и биологии: «Оперируя визуальными образами, можно структурировать и визуально интерпретировать свои мысли. Или визуально упаковывать смыслы для их передачи и объяснения». Рабочая схема: посмотреть – увидеть – вообразить – показать другим. Также книга учит решать сложные бизнес-задачи при помощи простых и точных рисунков даже очень плохих художников. Например, такой картинкой Дэн Роэм показывает способы, которыми можно рассмотреть любую идею и объяснить ее аудитории.

Таким образом, у вас в распоряжении 10 углов зрения: общий план крупными мазками и подробное описание с детализацией, качественные и количественные параметры, варианты что и как с этой штуковиной можно сделать, индивидуальные характеристики и сравнение со схожими объектами, возможные изменения и текущее положение дел.

Слово, которым я объединяю все три преимущества – озарение. Получается, что благодаря сильному визуальному мышлению вас чаще, быстрее и лучше озаряет. Яблоки буквально сыплются на вашу голову, как на Ньютона, размышлявшего о законах небесной механики. Другими словами, секунду назад не видел и вдруг бац! Эврика! Внезапно прозрел. Любопытно, что людей, которые хорошо представляют картину будущего называют визионерами. (от лат. visio — «видение»).

Пока нейросети генерируют изображения по текстовому описанию в разных стилях, BI – системы анализируют данные и создают дашборды, а машины обучаются распознавать кошку в любых форматах и формах, предлагаю потренировать естественный интеллект.

Так как на кошках обучается искусственный интеллект, то вам я предлагаю тренироваться на слонах.  Прошу заметить, что слон для автора статьи вовсе не случайный выбор. Для нейрончиков моего мозга слон – прямая ассоциация со способностью визуализировать. Думаю, вы тоже знаете притчу про слепых мудрецов, описывающих слона, и сказку Антуана де Сент-Экзюпери о маленьком принце и его первой картинке удав-шляпа, которая проглотила слона.

фрагмент книги Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
фрагмент книги Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Какие запросы отправлять естественному интеллекту, чтобы запустить катализатор инсайтов.

 1.  Мысленно представьте и внимательно рассмотрите слона. Какой-то слон точно бережно хранится в вашей долговременной памяти. Теперь сфокусируйте ваше внимание на конкретных деталях, особенно на характерных элементах, которые делают слона слоном. Возможно, вам покажется, что имеет смысл сравнить картинку слона с изображениями других животных.

 Как именно вы представили вашего слона, с какого бока вы на него смотрели или может быть анфас? Был ли слон объемным или плоским? Измените положение слона, посмотрите на него сверху, снизу и сбоку. Вопрос с подвохом: «Вы сами ходили вокруг слона или вертели слона вокруг ортогональных осей?» Представить слона и представить собственную физическую активность или совершить мысленный поворот – это три крайне разных процесса, которые включают активность различных отделов мозга. Нейропсихолог Говард Гарднер (автор теории множественного интеллекта) назвал умение мысленно вращать 3D – модели навыком визуально-пространственного интеллекта.

Сделайте вашего слона крохотным и огромным, чуть сложнее – счастливым и грустным. Придумайте еще две пары антонимов. Покрасьте слона в розовый цвет или фиолетовый в крапинку, накиньте попону. Приветствуются любые вариации с размером слона, местоположением, четкостью, расстоянием, цветом и прочими видимыми особенностями. Можете поиграться с разными материалами для мысленного изготовления слона, пусть он побудет железнобоким или резиновым, а может плюшевым.

Kandinsky2.1. Слон железнобокий. 2023. Частная коллекция.
Kandinsky2.1. Слон железнобокий. 2023. Частная коллекция.

Добавьте вашему слону способностей. Начните с реальных умений, например, с визуализации стишка Агнии Барто «Головой качает слон, он слонихе шлет поклон», а закончите воображаемыми. Например, слон катит на сноуборде.

Функциональная магнитно-резонансная томография показывает, что изображение формируется еще до сознательного усилия в первичной зрительной коре как некий готовый шаблон презентации, которую вы наполняете содержанием. Цель упражнения – расшевелить стереотипное видение, добавить шаблонов и выйти из своей коробки (to think outside the box).

2. Допустим, вы пишите книгу о слонах и сопровождаете ваши знания иллюстрациями. Подумайте какую информацию о слонах вы знаете или могли бы узнать и визуализировать.  Суть упражнения не в точности данных, а в способности мозга видеть разнообразие свойств, которыми обладает объект и способности упаковать эту информацию в картинку для собеседника.

Как правило, первое, что приходит на ум упражняющимся – слон большой и тяжелый, то есть рост и вес. Вот так и проявляет себя стереотипное видение. Не встречала на своем пути элефантолога, но предполагаю, что специалист по слонам, первым делом рассказал бы о видовых различиях африканских и индийских слонов. И представил бы картину внешних признаков, например, форму ушей и строение туловища.

Запишите 7 возможных вариантов сведений о слонах, теперь еще 3. Существует закономерность, обнаруженная психологом Джорджем Мюллером, согласно которой кратковременная память, как правило, хранит 7 ± 2. Чтобы мозг таки напрягся, вам предстоит извлечь из ячеек памяти характеристики за номерами 8,9,10. Вспомните картинку про углы зрения, используйте ее как подсказку. Свои 10 напишу в конце статьи.

Аналогичную операцию проделайте со способами визуализации. Каким способом вы могли бы визуализировать собранный материал для облегчения понимания. Предположим для создания иллюстраций в вашем распоряжении карандаш и бумага и второй вариант – ноутбук и вай-фай. Да поможет вам инфографика, гистограмма и иже с ними.

Если 10*10 оказалась для вас слишком просто, вангую, что вы – аналитик данных или тот, кто регулярно работает с анализом информации. Я, например, анализирую рынки. поведение целевой аудитории и прочие переменные маркетинга. Удвойте порцию.

Рекомендую сохранить ваши списки в облако и постепенно их расширять. Вернитесь к упражнению через неделю. Подумайте над разными способами показать одно и то же. Поставьте себя на место специалиста по биоакустике, палеонтолога, зоопсихолога. Какой материал тогда был бы в поле вашего зрения. А если бы вы писали детскую книжку «Занимательное слоноведение», возможно было бы уместно нарисовать слона рядом со шкафом, а не чертить график? Всегда есть пространство для роста. Когда я открыла для себя мир торговли на бирже, то была в шоке от количества инструментов, которые помогают визуализировать стоимость актива.

Дэн Роэм пишет, что «мы можем создать тысячи разных графиков, диаграмм, таблиц, но все они будут основываться на шести базовых структурах и их комбинации». Фактически мы всегда отвечаем на один из 6 ключевых вопросов: кто/что, сколько, где, когда, как, почему/зачем.

В совокупности с 10 углами зрения вы получаете весь инструментарий для мастерского изображения любых сложных задач на глазах изумленной публики. Полезный навык как при командном, так и самостоятельном обдумывании ситуаций, и поиске новых идей. Главное преимущество визуализации – упрощение знаний.

10 углов зрения + 6 ключевых вопросов
10 углов зрения + 6 ключевых вопросов

Процесс понимания - это обратная сторона процесса восприятия. Посмотреть - означает собрать визуальную информацию, а увидеть нечто большее – значит объединить части полученной визуальной информации в единую картину, выявить закономерности и собрать пазл. Представление некоей воображаемой картины улучшает последующую чувствительность к распознаванию неявных деталей в реальности.

Следующий умозрительный тренажер полезен людям, которые в силу профессии регулярно в поисках креативных решений.

3. Вообразите себя, скажем, Пикассо и нарисуйте слона угловато-квадратным. А теперь Моне и добавьте размытости или Малевичем (в этот момент мой слон стал черным, а ваш?).  Худо с художниками, попрактикуйтесь с разными стилями, которые вам знакомы: поп-арт, минимализм, аниме, киберпанк и т.д и т.п. Нейросети преуспели в подобных упражнениях.

Kandinsky 2.1. Слон в стиле Пикассо. 2023. Частная коллекция.
Kandinsky 2.1. Слон в стиле Пикассо. 2023. Частная коллекция.

Переместите слона в разные эпохи, например, ренессанс или античность (интересно, вы добавили на мысленный холст Парфенон или одели на слона тогу?). Если бы слон жил в суровых условиях Антарктиды как бы эволюция адаптировала его к условиям окружающей среды, а если «давным-давно, в далекой, далекой галактике» или в океане?  

Предположим вы занимаетесь подборкой слоноактеров или актерослонов для фильма «The elephant matrix» какие черты во внешности и характере стали бы для вас решающими при утверждении на роль? Вообразите, что вы гримируете слона на роль персонажа Marvel, какие изменения появились в образе животного?

Усугубим. Например, вы конструируете детский велосипед в форме слона или женскую сумочку. Кстати, сумочки оригинальных, фантазийных форм - визитная карточка итальянского бренда Braccialini . Идея создания подобных творений принадлежит основательнице Карле Браччиалини. Сумочки хорошо продаются.

Просто оглядитесь вокруг и совместите слона с первым, вторым, третьим предметом, который попался вам на глаза. А как будете выкручиваться если вам понадобится при помощи слона изобразить абстрактное понятие, предположим, скорость, восторг, гармония

Балуйтесь с разнообразием любых идей вплоть до безобразия.

4. Переходим к динамическим сюжетам, добавляем в наши мыслеобразы персонажи и происшествия. Посмотрите в голове короткометражку со слоном в главной роли. Для вдохновения можно вспомнить басню Крылова и проиграть сценарий в голове или представить себя одним из ранее навыдумыванных слонов. Определите участников: другие животные или люди, хорошо вам знакомые или вымышленные. Расставьте декорации: посудная лавка, ночь, улица, фонарь, аптека. Добавьте взаимодействия в виде комедии, драмы, любой жанр. Как изменится ваш сюжет, если исключить какой-либо персонаж и что-то из декораций? Образное моделирование сценариев помогает прогнозировать варианты развития будущих событий.

Нейровизуализационные исследования, посвященные мысленным манипуляциям по созданию и деконструкции (понимание посредством разрушения стереотипов или включения в новый контекст) зрительных образов, показывают, что визуальное воображение включает в себя активность взаимосвязанных в единую сеть различных отделов коры. Процесс создания зрительного образа начинается с активности лобной коры, затемзапускаются расположенные позади нее медиальные височные зоны, в которых происходит выгрузка информации из памяти, далее подключаются теменные и затылочные доли, в которых формирующийся образ обретает свои пространственные и чувственные характеристики. Имеются данные о том, что для построения сложных образов, включающих в себя несколько расположенных относительно друг друга в пространстве объектов, необходима активность гиппокампа.

Я использую описанные упражнения и подобные им для разминки нейронов головного мозга перед обдумыванием очередной бизнес-задачи, так же, как и делаю разминку для тела перед пробежкой. Моя профессиональная деятельность – стратегический маркетинг. Под разные задачи своя разминка, что-то около двух минут разминки и побежала в джунгли маркетинга.

Похожие упражнения отлично подготавливают команду и активизируют коллективный разум перед проведением мозгового штурма или стратегической сессии. Для работы в группе возможны разные вариации, модификации и конфигурации, зависит от бэкграунда участников, тайминга и решаемой задачи. Конечно же не обязательно упражняться именно со слоном. Суть в разрыве привычных шаблонов восприятия и расширении способов видения с помощью воображения и инструментов визуализации (матрица из 10 углов зрения и 6 ключевых вопросов).

К этой же категории упражнений относится игра Шелдона и Эми из сериала «Теория большого взрыва» (см. 3-ий эпизод 4-го сезона «The Zazzy Substitution»). Вы постулируете альтернативный мир, который отличается от нашего одним условием и задаете вопросы друг другу.  Игроки отвечают на вопросы так, как будто живут в этой параллельной реальности и аргументируют свою точку зрения.  Пример из фильма. Вопрос: «В мире, где носороги одомашнены, кто побеждает во Второй Мировой войне?» Ответ: «Уганда». Объяснение: «Кения становится сверхдержавой благодаря экспорту носорогов. Формируется центральноафриканская коалиция, она колонизирует Северную Африку и Европу. Когда начинается война, никто не может позволить себе такую роскошь, как носорог. Кения сдает позиции, и Уганда побеждает».

Предположим, вы командой запланировали мозговой штурм целью которого является поиск идей, которые увеличат ценность продукта для пользователей. Возможна такая разминка. Поделитесь на 2 группы и сформулируйте ответ на вопрос: «Если бы ваши основные пользователи были слонами, какие ТОП 10 изменений вы предложите и почему?». Т.е. вы задаете алогичные условия и начинаете рассуждать, чтобы разомкнуть привычные нейронные пути, по которым ходят ваши мысли. Условия не обязательно должны быть экстремально алогичными, замените слонов на некую аудиторию, которая прямо противоположна той, для которой изначально был создан ваш продукт. Дальше каждая группа объясняет свой ответ с визуализации.

Еще упомяну про сеть пассивного режима работы мозга (Default Mode Network, DMN) - это взаимосвязанная группа зон мозга, которая включается в период отдыха от целенаправленного обдумывания задач. Любопытно, что на основании исследований, посвященных мысленным манипуляциям, можно предположить, что DMN вовлечена в процессы генерации визуальных образов. Во время бесцельного блуждания мозг продолжает активные размышления и часто именно в этом состоянии приходят более интересные решения и инсайты.

Это как Шерлок Холмс, который играя на скрипке как бы переключался с регистра целенаправленного выполнения операций в блуждающий режим. А в это время мозг трудился над доской детектива, выделял ключевые элементы, выстраивал связи между разрозненными фрагментами и в итоге собирал целостную картину преступления.

Или, как в фильме «Игра в имитацию», где Тьюринг-Кэмбербетч ломал голову над разгадкой шифровальной машины Enigma, а потом пошел в бар и во время беседы на отвлеченную тему его озарило. Или «Игры разума», когда Джон Нэш-Расссел Кроу, разглядывая девушек в баре, опроверг Адама Смита и придумал идею анализа равновесия в некооперативных играх, за что получил Нобелевскую премию. Напрашивается вывод, что в бары нужно ходить чаще. И это не шутка, отдых важен.

 Алгоритм для озарения:

  1. разминаем нейроны (рвем шаблоны, включаем в новый контекст);

  2. изучаем исходные данные, анализируем;

  3. визуализируем/рисуем, фиксируем ключевые параметры;

  4. активно ищем решение;

  5. включаем DMN, переходим в блуждающий режим;

  6. вознаграждаем.

Теме вознаграждения посвящены многочисленные исследования.  В нескольких словах, поддайте дофаминов своему организму после проделанных трудов, чтобы мозгу захотелось повторить.

Кстати еще о Шерлоке Холмсе, он сравнивал человеческий мозг с чердаком, где должны храниться только необходимые инструменты, поэтому не тащил туда лишний хлам. А вот нейробиолог Константин Анохин сравнивает мозг с Вавилонской библиотекой, описанную в одноименном рассказе Хорхе Луиса Борхеса: «Я думаю, метафора библиотеки скрывает за собой вселенную состояний нашего сознания, полное собрание всех возможных произведений нашего мозга».

Суть не в том, чтобы вы собирали только узкоспециальную информацию, а чтобы быстро находили нужные сведения и правильную комбинацию для решения текущей задачи. Более того, новый входящий контент, вне коробки привычной реальности - это и отдых, и благоприятная среда для инсайта.

Яблок на вашу голову! 

Мой первый список 10*10

Что могу узнать? Вес, длина бивней, места обитания, численность, история боевых слонов, структура и организация стада, максимальная скорость, продолжительность жизни, роль хобота, анатомия стопы.

Как могу проиллюстрировать? Таблица, гистограмма, ящик с усами (boxplot), пузырьковая диаграмма, тайм-лайн, схема, линейный график, интеллект-карта, скетчноутинг, рентгеновский снимок.

P.S. Немного психологии, псевдонауки, инфоцыганства, науки, лирики и художеств

Если б вы рисовали на бумаге, психологи сделали бы выводы о вашем мироощущении и чертах характера по нажиму, расположению и прочим особенностям рисунка. По типу предпочитаемой системы восприятия и обработки информации люди делятся визуалов, аудиалов, кинистетиков и дигиталов.  Говорят, что визуализация мощная техника исполнения желаний.

Сила воображения отрицательно коррелирует с площадью поверхности первичной зрительной коры, а точность формируемых образов отрицательно. Иными словами, чем сильнее воображение, тем расплывчатее воображаемые образы. Связь корреляционная, а не причинно-следственная.

Наш мозг обрабатывает визуальную информацию в 60 000 раз быстрее, чем текстовую. Часто встречаю это утверждение в начале статей о выгоде использования картинок. Пожалуй, на этом и закончу. Если вы знаете кто и как вывел это утверждение, то поделитесь в комментах.

Вместо 2878 слов, один рисунок :-)

Комментарии (2)


  1. phenik
    18.05.2023 14:56
    +1

    Пара замечаний.


    Дмитрий Менделеев рассмотрел свою знаменитую таблицу во сне

    Это байка. Сам Менделеев никогда не говорил об этом. Не было одномоментного озарения, а длительная работа над проблемой, и последовательные улучшения. Хотя имеются и задокументированные случаи подсказок открытий и изобретений во снах.


    Подробнее..

    Известно, что необходимая информация об атомных весах и других свойствах элементов к тому времени уже была доступна, и другие ученые высказывали похожие идеи используя обобщение (индукцию) по этим свойствам. Собственно исходно Менделеев также произвел подобное обобщение видимо из-за того что писал учебник по химии, и это носило больше дидактический смысл. Произвел формальный вывод на основе известных свойств. Однако Менделеев пошел дальше логического вывода и представил это в виде нового концептуального представления, не сводящегося к предыдущим знаниям. Он сформулировал его в виде периодического закона позволявшего предсказывать свойства еще не открытых элементов. В чем разница? На первый взгляд это дальнейшее обобщение размещения по свойствам. Внешне так и представляется. Однако нет. Индукция — индукцией, особенно эмпирической, в жизни люди постоянно видят закономерности в повторениях и схожих ситуациях, однако на практике могут быть исключения из кажущихся связей. Концептуальная формулировка периодического закона отражает интуитивное представление предвосхитившее связь атомных весов элементов с устройством атомов, их ядер с величиной их заряда, что в последствии подтвердилось. Знаний которых в помине не было в то время. Этот скачкообразный переход, который произошел через некоторое время после публикации первоначального варианта таблицы в учебнике, зафиксирован в биографии Менделеева, как осознание (озарение) важности самого принципа периодичности для классификации элементов по атомным весам, и соответственно его отдельной публикации для закрепления приоритета открытия. Произошла своеобразная мутация в концептуальных представлениях, получивших новое содержание, которые логически невозможно свести к предыдущим. Без этого новые знания были бы просто тавтологией существующих, и никакого развития представлений не происходило. В мозге за инсайт возможно отвечает случайный рост аксонов, установление новых связей, стимулируемый поиском решения. И как минимум без сна тут не обошлось)


    Существует закономерность, обнаруженная психологом Джорджем Мюллером

    Джорджем Миллером


    1. mashkin_kod Автор
      18.05.2023 14:56

      Принято. Не досмотрела за Миллером-Мюллером и отчетяпалась. За подробности про Менделеева спасибо, было интересно прочитать. Был еще вариант поставить фото дедушки Зигмунда Фрейда, он спал с блокнотом и записывал в ночи сны и причуды подсознания. Возможно, Менделеева озаряло во время изготовления чемоданов)))