Как в ЮMoney растят из стажёров продуктовых лидеров: задачи, сложности и победы
Привет! Меня зовут Дима Волков, я руковожу направлением развития розничных продуктов — кошелька, карт, приложения — в компании ЮMoney. В этой статье я расскажу, как мы наняли в продуктовую команду стажёра-продакта, помогли ему адаптироваться и вырасти до сильного менеджера.
Как распознать токсичного сотрудника на этапе собеседования>>
Как мы решились на эксперимент со стажировкой
Вырастить профессионала с нуля дешевле и эффективнее, чем нанимать опытного сениора (старшего менеджера). Летом 2021 года я решил провести эксперимент и взять к себе в команду стажёра-продакта без сколько-нибудь значимого опыта работы менеджером продукта.
С поиском кандидата помогли в HR. В опубликованной вакансии было несколько требований к соискателю:
Общие знания о продуктовых метриках: MPU, CAC, AvP, ARPU, MAU, DAU.
Понимание принципов построения портретов пользователей, CJM, Use Case.
Отдельно обозначили, что преимуществом кандидата могут стать:
Навык проведения cusdev-анализа и проблемных интервью, умение интерпретировать результаты.
Опыт работы с «Яндекс.Метрикой»: настройка целей, построение воронок, отслеживание конверсии, формирование отчётов.
Какие навыки нужны, чтобы развивать продукты ЮMoney
Мой HR-бизнес-партнёр провел несколько пристрелочных интервью и выделил пять кандидатов, в которых увидел максимальный интерес к развитию продуктовых скиллов. Никто из них никогда ранее не работал в IT.
Все последующие интервью с кандидатами проводились с моим участием. Мы много и вдумчиво разговаривали с соискателями, выясняли их цели и планы по развитию навыков продакта, расспрашивали о пройденных курсах и т. д.
Who are «Ю»: кто такие ЮMoney и как мы строим классный финтех>>
В итоге я остановился на кандидатуре одного из соискателей, которого мы приняли в продуктовую команду стажёром. (Спойлер — это было верное решение). Дальше расскажу про порядок работы.
Как научить стажёра думать о доходе компании
Для начала мы предложили нашему стажёру представить себя в роли предпринимателя, который занимается онлайн-продажей женских сумок. И поставили перед ним задачу: на 20% оторваться от ближайшего конкурента по количеству оформленных заказов в Москве и Московской области. Целью было научить стажёра думать о доходах в рамках проекта и применять весь имеющийся у него набор знаний и инструментов, которые могут привести к достижению нужного результата.
Но сперва надо убедиться, что новичок знает теорию основ продуктового менеджмента, методологии MVP и Lean Startup. Это поможет ему быстрее и лучше понимать, какие фичи и функциональные решения необходимы в продукте, почему продукт привлекателен для пользователей и как на нём зарабатывает компания. У нашего стажёра были эти знания: к началу работ он самостоятельно прошёл двухмесячный курс в одной известной онлайн-школе.
Дальше нужно было привести теоретические знания новичка к реальным задачам бизнеса. Мы начали с обзора процесса разработки продукта в нашей компании, а затем перешли к практике.
Вот что мы делали:
Совместно анализировали, как и почему принимаются решения в бизнесе, как происходит планирование и управление проектом.
Вместе с командой прорабатывали задачи на реализацию небольших фич продукта.
Провели исследование рынка и конкурентов, чтобы выявить ключевые тренды, проблемы и возможности для новых и существующих продуктов.
Изучали пользовательские сценарии, чтобы понять, как и почему клиент принимает решение об использовании именно нашего продукта. И т. д.
Бэклог по-научному: как приоритизация помогла ЮMoney избавиться от хаоса в задачах>>
Как продакты ЮMoney поддерживают новичков
Когда в команду приходит новый человек, ему нужно уделять много времени и не бросать его с проблемами и вопросами. К этому нужно быть готовым. Важно общаться: подробно говорить о целях и задачах бизнеса, рассказывать о решениях, которые уже применялись на разных этапах для того или иного вопроса.
Не менее важно слушать новичка. Иногда легко забыться и начать сыпать терминами, кейсами, измерениями. Но цель куратора не выговориться и не показать себя, а научить стажёра «думать как продакт». Конечно, чтобы этим заниматься и успевать делать собственную работу, важно внимательнее подходить к планированию рабочего дня.
Мы со стажёром вместе искали ответы на все возникающие у него вопросы, делились идеями, коллеги всегда помогали ему в технических и организационных вопросах. Это помогло новому сотруднику быстрее адаптироваться и получить нужные результаты.
Как сфокусироваться на приоритетах и не отвлекаться
Мы следим за работой новичков и проверяем их продуктовые гипотезы на соответствие нашей стратегии и квартальным/годовым целям. Если гипотеза не подтверждается, анализируем причины и делаем выводы, позволяющие избежать подобных ошибок в будущем.
Но прежде чем начать отслеживать прогресс сотрудника, надо договориться с ним об объёме работ. Мы проработали детальный план, включающий в себя:
список задач, которые стажёр должен выполнить;
сроки выполнения;
ожидания бизнеса от результатов работы.
Такой подход помогает новичку лучше понять, что от него ждут, и не терять фокус. Но сам по себе план мало чего стоит, если человек, работающий на проекте, не понимает целей. С этим поможет правильная мотивация.
Как и чем мотивировать стажёра, кроме оффера и денег
Важно помнить, что личной заинтересованности стажёра в новых знаниях может быть недостаточно. Его главный демотиватор — нехватка знаний в предметной области. Стажёр будет не понимать, как реализовать ту или иную задачу. Более того, сначала он может просто не знать, к кому из членов команды обратиться за помощью.
Поэтому мы поощряем новичков, когда они достигают результатов и превосходят собственные ожидания. Важно показать сотруднику, как его работа влияет на успех компании и как он может развиваться в сфере продуктового менеджмента. Важно давать обратную связь по завершённым задачам и помогать человеку достигать быстрого результата. Без маленьких побед сложно оставаться вовлечённым.
Конечно, работа со стажёром не всегда шла гладко. Некоторые задачи требовали повторения. Многие решения, казавшиеся очевидными, не срабатывали из-за особенностей рынка или продукта. Но в подобной ситуации всё это было неизбежно. Вопрос только в том, как с этим справляться. И наш подход оказался эффективным.
Когда случился хэппи-энд
Оплачиваемая стажировка нового сотрудника завершилась за полгода, после чего его приняли в команду B2C-продактов ЮMoney на должность джуна. А уже спустя год бывший стажёр дорос до стабильного продакта, который тянет не только рутинные задачи, но и генерацию новых проектов, функциональных решений и т. д.
Да, работа с новичками может быть крайне сложной. Но при правильном подходе они могут стать ценным активом для компании.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы первыми получать уведомления об обновлениях продуктов ЮMoney и участвовать в их развитии.
Комментарии (2)
Natainternship
19.06.2023 05:54Статья автора полезна и информативна. Поэтапно описан путь и процессы перехода из стажера в prodact менеджера. Здорово, что на адаптацию стажёра, уделяется время непосредственного сотрудника компании. Думаю, это повышает качество, полученных практических знаний стажёра.
Tarasov-Front-Dev
По факту. Сеньора вы не вырастили, нанянчились по ходу дела. Через год персонаж на уровне джун+.
Вряд ли этот опыт можно назвать полноценной заменой сеньора, который нужен здесь и сейчас.