В недавнем прошлом многие IT-команды применяли в разработке линейку продуктов от Atlassian: Confluence, Jira и Bitbucket. Полноценный цикл разработки включал в себя до 70 различных операций и процессов: удобно, когда их можно реализовать в единой экосистеме.

Такой подход позволяет эффективно использовать ресурсы и закрывает разные потребности команды в «одном окне» — от идеи и оформления технической документации, распределения и контроля задач до этапа эксплуатации и обработки результатов тестирования.

image

К моменту официального ухода компании Atlassian из России многие банки, корпорации, IT-компании и представители малого бизнеса настолько привыкли к Jira, что сервис стал казаться незаменимым. Но Jira кончилась. Сегодня с продлением подписки есть проблемы, и нет уверенности в том, что завтра все данные будут доступны и что они надежно защищены. И когда дело дошло до поиска альтернатив, оказалось, что выбора-то практически и нет.

Меня зовут Мария Васюра, я владелец продукта Сфера.Задачи компании НОТА, российского вендора программного обеспечения, входящего в холдинг Т1. Расскажу, как мы изучили рынок, поняли, что пользователи столкнутся с дефицитом решений в этой нише, и решили сделать российский вариант продукта, чтобы не быть заложниками ситуации.

Всё началось с того, что один из наших крупных клиентов столкнулся с необходимостью замены Jira в связи с уходом вендора. Нужен был удобный и надежный отечественный продукт для управления задачами, который соответствовал бы требованиям информационной безопасности.

Мы увидели, что в перспективе такой продукт может рассчитывать на интерес и внимание российских компаний и организаций из ближнего зарубежья.

Мы изучили имеющиеся решения на рынке. То, что было на тот момент, было ограничено
по функциональности и гибкости, недостаточно масштабируемо и не позволяло крупным командам, тем более энтерпрайз-уровня, полноценно функционировать в этих системах. Еще один важный момент — был большой блокер по требованиям к безопасности этих систем, так как многие решения — облачные. Крупные игроки, которые заботятся о сохранении своей информации, не могут в них работать. Именно поэтому мы поняли, что нам надо импортозамещать весь стек Atlassian и разрабатывать свой собственный продукт.

Таким продуктом стала платформа Сфера. А Сфера.Задачи — ее часть, отвечающая в рамках экосистемы за управление сквозным процессом производства технологических продуктов.

Потому что нам было понятно: важно создавать не отдельный инструмент, а комплексный продукт, части которого будут легко совместимы и позволят организовать конвейер разработки внутри единой экосистемы.

В итоге мы сделали свой продукт как инструмент для управления сквозным процессом производства технологических продуктов, который поддерживает популярные методологии: Scrum, Kanban, SAFe.

Сфера.Задачи


Мы поставили перед собой цель создать интуитивный UI-дизайн, где интерфейс сам подсказывает пользователю путь к решению его задач, чтобы клиенту было легче ориентироваться во всех фичах. Все задачи автоматически сортируются по нескольким вкладкам: активные (т. е. те, которые находятся в работе), запланированные (у которых назначен дедлайн в будущем), завершенные и незапланированные. Маневрировать между пространствами можно в пару кликов из рабочей области.

image

Возможности конфигурирования


За счет принципа конструктора все объекты могут быть легко настроены под задачи заказчика.

image

Иерархия проектных областей


Пользователь может гибко выстраивать задачи в соответствии с особенностями организации его бизнеса. Иерархия настраивается под конкретные бизнес-процессы.

Горизонты планирования


Спринты хороши для «ламповых» IT-компаний, а для enterprise-разработки важен Scaled Agile Framework.

Мы даем инструменты для реализации этого принципа. В отличие от Jira, где набор задач строго лимитирован (эпик, фича, история, задача, дефект), здесь можно сформировать разные типы задач в рамках разных горизонтов планирования. Годовые, полугодовые, квартальные и другие типы суперспринтов могут быть организованы для одной и той же команды наряду с задачами, очерченными обычным сроком итераций. Дополнительную, более детальную информацию по задачам можно дать, оформляя к типам задач их подтипы.

Трекинг задач из разряда линейной деятельности


Можно отслеживать действия вне спринтов: какие-то небольшие активности (встречи, звонки) можно зафиксировать на уровне Kanban-доски. При этом отсутствие привязки к конкретному спринту не означает, что такие задачи могут потеряться, их также можно отслеживать. Не нужно иметь несколько источников to-do-листов: все задачи собраны в одном месте.

Наши фишки


Ассистент планирования — это такой цифровой помощник, который наглядно демонстрирует эффективность распределения задач. Чтобы не держать информацию в голове, планируя реализацию проекта, можно учесть все: отпуска, больничные, неполную занятость и прочее.

image

Ассистент планирования визуализирует загруженность участников команды при работе с бэклогом. Управленец сможет вовремя заметить все нестыковки и ошибки в планировании и перераспределить нагрузку так, чтобы оптимизировать работу команды. С помощью этой фичи можно увидеть критичные зависимости по командам. Возможность своевременно обнаружить и устранить bottlenecks на пути к релизу фичи и продукта целиком дорогого стоит: мы и сами регулярно мониторим, насколько равномерно получилось загрузить сотрудников. Ведь это такая общеизвестная боль: «сеньоры» на проекте нахватают себе задач, а «мидлы» и «джуны» сидят без работы.

image

Ассистент производительности — еще одна фича, которой нет в других сервисах.

Функция помогает грамотно оценить задачу по типу сложности и времени, которого она потребует. Эти подсказки нужны для адекватного распределения задач по сотрудникам и назначения разумных дедлайнов. Ассистент позволяет создать эпик, в рамках которого можно декомпозировать фичи и отслеживать степень готовности всего эпика в соответствии с трекингом времени.

Модель внедрения


Можно начать с базовой комплектации и постепенно добирать необходимые элементы, например, подключить суперспринты не сразу, а когда они действительно понадобятся. Или такой момент: задача технического долга может потребовать подключения к ней эксперта по ИБ или по архитектуре информационной системы.

Тут как с детскими роликами, которые можно купить на вырост и каждый год увеличивать их на размер: на старте компании важен надежный базовый функционал по доступной цене. А по мере роста бизнеса не нужно ничего искать и думать, куда снова переезжать. Даже если вы доросли до масштабов enterprise-уровня, то не появится необходимости менять стек технологий, на которых базируется ваш пайплайн. И поскольку у нашей команды большой опыт именно в enterprise-сегменте, проектируя таск-менеджер, мы постарались учесть все нюансы и боли, которые испытывают разработчики, сталкиваясь со сложными масштабными проектами.

В зависимости от потребностей и задач компании-заказчика Сфера.Задачи можно использовать как SaaS-решение: в таком случае продукт будет работать с использованием нашей инфраструктуры — серверов компании-разработчика. Второй вариант — on-premise: тогда продукт будет инсталлирован на мощностях самого пользователя. Использовать ли корпоративные серверы или купить доступ к облаку, решает заказчик.

Переезд с других трекеров


Для того чтобы не было больших сложностей при переезде с одной системы на другую, мы разработали специальный модуль миграции и отрепетировали систему на себе. А потом повторили и на клиентах. Опыт показал, что переезд проходит относительно бесшовно.

Установить программу и перенести данные можно буквально за выходные: в пятницу блокируется добавление новых задач в прежний таск-трекер, за выходные вся информация передается в новую систему, а с понедельника компания начинает вести дела в новом таск-менеджере.

Еще раз отмечу: наш таск-менеджер — не единичный изолированный сервис, а инструмент, изначально заточенный на использование в интеграции с другими продуктами Платформы Сфера и популярных вендоров. Мы разрабатывали возможность пользователям выстроить бесшовный конвейер разработки. Именно поэтому мы с самого начала сфокусировались на построении экосистемы, в которой можно реализовать полноценный пайплайн.

Сфера.Задачи органично вписывается в эти планы и обеспечивает интеграцию со Сфера.Код, Сфера.Оркестрация, Сфера.Документы, Сфера.Релизы и другими продуктами холдинга Т1.

Что было сложного и интересного в разработке


Сфера.Задачи стала челленджем и серьезным вызовом для нашей команды. Надо было сделать надежный отечественный инструмент для разработчика в рамках импортозамещения. У нас получилось создать и сам инструментарий, и интеграцию со средой безопасности, которая есть в каждой средней и крупной компании. Продукт уже прошел аудит служб ИБ крупных компаний федерального масштаба.

Работать было интересно и непросто: высокий темп разработки, высокая планка ожиданий, сложность производства продукта как такового. Но лично для меня самое сложное заключается в том, что нас всегда сравнивают с Jira. Куда бы мы ни пришли, какую бы функциональность ни показали, всегда идет сравнение с Jira. Говорят: «А в Jira было так. А у вас будет так, как в Jira?»

У нас уже по-другому, а вот насколько удачно это «по-другому» получилось, жизнь покажет.

А что дальше?


Общаясь с заказчиками и отвечая на их боли, мы поняли, что функциональная наполненность продукта уходит на второй план, когда речь идет о замещении блока бизнес-процессов.

Теперь вопросы возможностей масштабирования, конфигурации и расширения становятся теми китами, без которых использование продуктов становится крайне затруднительным.

Сейчас мы сосредоточили усилия на расширении продукта. Для этого разрабатываем механизм плагинизации, возможность построения сторонней функциональности в Сфера.Задачи и будем расширять функционал модуля процессов — оркестратора воркфлоу с широким спектром способов решения автоматизации.

Наша команда по-прежнему в деле и готова к новым вызовам. А если вам интересно посмотреть, как все работает изнутри, то записывайтесь на демо. А вот сообщество в Телеграм.

Комментарии (27)


  1. vahmurka
    13.07.2023 12:52
    +19

    да что же не так с отечественными заменяльщиками тасктрекеров!? )

    который раз натыкаюсь на то, что самому "потрогать" нельзя!

    ЛЮБОЙ "зарубежный" трекер спокойно можно потыкать сразу после регистрации, а в 99% случаев и сидеть на free плане (для мелких проектов) в облаке…

    здесь же только слова, несколько скринов и всё… ни прайса, ни потыкать в облаке… типа пишите, мы на демо попытаемся промыть ваши мозги, чтобы вы таки купили?


    1. fireSparrow
      13.07.2023 12:52
      +2

      Вроде бы Яндекс.Трекер вполне можно потыкать в облаке, а для маленьких команд до 5 человек он бесплатен.


      1. vahmurka
        13.07.2023 12:52
        +1

        ох… Яндекс давно уже (лет 5) не торт (к сожалению), практически на всех их продуктах периодически какие-то глюки/баги выскакивают, то на вёрстке, то с функционалом… боишься даже прикасаться… ))

        буквально в июне тыкал ЯндексТрекер и там глючили доски: меняешь статус и всё пропадает, обновляешь страницу и получаешь: "доска не найдена" (может уже исправили)…

        качество продуктов Яндекса сильно заметно упало ((

        есть ещё такие заменяльщики teamstorm, вот у них демо тоже только по записи ))


    1. atshaman
      13.07.2023 12:52

      Ох, если-б это только трекеров касалось!

      - "Для получения информации о ценах свяжитесь с..." - заполните опросник, после чего мы...

      - Мне, Ъ ТЭО проекта считать надо с возможными изменениями в архитектуре - мне что, на каждый из полста вариантов вам опросники заполнять и с манажьером общаться?!

      - Нууу... да?

      И так пять раз. Тьфу.


  1. evoq
    13.07.2023 12:52
    +5

    Очевидно, что если бы были полноценные аналоги Jira, то все не сидели бы на Jira. Кэп считает так


    1. slonopotamus
      13.07.2023 12:52
      +6

      Вы недооцениваете эффект "все используют Jira, поэтому мы тоже будем использовать Jira".


    1. stan1901
      13.07.2023 12:52
      +2

      Не "все" сидят на Jira. Статистики на руках не имею, но по моему опыту участия в заказной разработке Jira встречалась редко. И не факт, что выбрана была из-за своих качеств - скорее, это дань корпоративной моде. Многие использовали Redmine, HP ALM, Яндекс.Трекер и прочие, названия которых уже и не помню.


  1. Arty_Fact
    13.07.2023 12:52
    +11

    В отличие от Jira, где набор задач строго лимитирован (эпик, фича, история, задача, дефект)

    Ха-ха-ха

    Вообще, судя по статье, ваше приложение подойдет тем, кому джира-то и не нужна была в общем.

    Как у вас с интеграцией с системами контроля версий, какие возможности для расширения функционала, есть ли открытое и документированное API и т. д? Джира - это не просто карточки по канбан-борде двигать. Более того, поддержка аджайла в джире - это вообще плагин (и довольно плохой в некоторых местах).


    1. ky0
      13.07.2023 12:52
      +1

      Поддерживаю.

      И это уж не говоря о том, что в некоторых местах никакая Джира не закончилась :) И если нет острой необходимости в постоянном обновлении (например, в соответствии с PCI DSS) - то и не закончится в обозримом будущем, а спокойно продолжит работать в селф-хостед варианте.


    1. maria_vasiura Автор
      13.07.2023 12:52

      Вы правильно отметили, что Jira - это не просто карточки подвигать, но и автоматизация многих процессов.

      Именно поэтому мы выступаем как экосистема отечественных продуктов, с помощью которой клиенты смогут заместить не только таск-трекинг, но и полный цикл CI\CD.

      В текущем квартале у нас планы по увеличению точек расширяемости, об этом я упоминала в посте.


  1. Merrynose
    13.07.2023 12:52
    +8

    А вот эти вот пустые области, что у меня красным выделены, они какую функцию выполняют? Чисто для красоты? Понятно, что ваш UI/UX-дизайнер сидел за монитором 24" и делал "красиво", но как это будет выглядеть на экране обычного ноута с коим обычно и ходит проджект? А когда задач несколько сотен? Плохо будет выглядеть, уверяю вас.

    И да, где ссылка на демо версию?


    1. maria_vasiura Автор
      13.07.2023 12:52

      На старте у нас была согласованная дизайн-система, на переработку которой не оставалось времени, да и другие задачи были в приоритете. Сейчас мы уже собрали много обратной связи и поняли, что нам действительно надо оптимизировать использование экранного пространства. Поэтому сейчас запустили процессы по уменьшению объектов, отступов и т.д. Не все удается с самого начала так, как хотелось бы.


  1. abre
    13.07.2023 12:52
    +3

    Ну... понятно, что Jira - продукт несравнимо более широкий и объемный, чем тут пытаются представить.

    На базовом уровне Жира позволяет настроить вручную все, практически любой производственный процесс, практически любой сложности - такой конструктор.

    Мы пытались как-то пощупать российский аналог, кажется от JetBrains, это был чудовищный опыт. (Хотя Жира сама по себе - страшно выбешивает иногда, но тем не менее). И конечно, нельзя недооценивать то, что Jira имеет более чем 20-летнюю историю разработки. Небольшой компании, да за неполных два года, как бы это верно выразить, - невозможно даже близко подойти. Это только теоретические выкладки, сам продукт мы не смотрели, судя по комментариям - это и невозможно сделать.

    ПС.: интересно, что по запросу "сфера задачи нота" на первой странице гугла только на восьмом месте было упоминание чего-то похожего на описанный продукт - и то, - новость от 16 июня (месяц назад) об открытии холдингом Т1 компании-разработчика НОТА. То есть компании только лишь месяц исполнился )) но аналог Жира уже готов )).


    1. abre
      13.07.2023 12:52
      +1

      Автор, только не обижайтесь, - это только то, как это выглядит для читателей извне.


    1. Anton-V-K
      13.07.2023 12:52
      +2

      JetBrains, это был чудовищный опыт.

      Я, конечно, не разбираюсь в сортах этих систем, но YouTrack вполне неплох был лет пять назад, когда я его пытался приручить. При этом он развивается достаточно оперативно.

      По зрелости он, пожалуй, уже и Джиру догнал.

      Не знаю, как эти системы в плане доступа извне по API, но вот недавно потребовалось мне в Jira (прошлого поколения, на self-hosted) запихнуть таски, сделанные мимо кассы спринта, в нужный спринт, так пришлось через Rest API это править, т.к. админ прав к проекту у меня не было и просто так перетащить не было возможности (возможно, в современных версиях это починили).


      1. abre
        13.07.2023 12:52

        Смотрите, было вот так: Жира в какой-то момент вторично нас заблокировала, как команду якобы аффилированную с Россией. Но кроме русского языка у большинства разработчиков, мы с Россией никак не связаны, в какой-то момент Жира просто перестала работать. Мы восстановили через службу поддержки. Прошел месяц и опять Жира заблокирована, опять день простоя, восстановление через службу поддержки. Стали искать замену для экстренных ситуаций, остановились на Ютрак. Действительно, более-менее полный функционал был доступен чуть ли не на бесплатном плане и это замечательно (кроме того, что на джетбрейнс есть у нас и разработчики и даже кто-то из команды разработчиков самого джетбрейнс))), но в какой-то момент при импорте в Джет-брейнс посыпались ошибки. При том что мы как бы не первые, кто переходил с Жиры, в интернете по ошибкам практически ничего не было. Пришлось устраивать танцы с бубнами, но каждая проблема - была отдельным исследованием, где-то на пятой-шестой мы поняли что за отсутствием документированного процесса, а также расширенного сообщества поддержки, мы поменяем шило на мыло.

        Теперь более плотно работаем со службой поддержки самой Жиры ))

        Объясню про "чудовищность" - просто ДжетБрейнс компания очень уважаемая, в том числе в мире, от нее ожидалась как минимум серьезная документация по процессу перехода на продукт, как максимум - широкое сообщество с описанием проблем и решений. Были несколько огорошены отсутствием на тот момент того или другого. Но оговорюсь - проблемы только гуглили, это описание только на основе того опыта.


        1. micronull
          13.07.2023 12:52
          +1

          Так у вас проблемы импорта, а не эксплуатации.


          1. abre
            13.07.2023 12:52
            +1

            Ну... импорт - первая стадия эксплуатации )) - и это же был импорт средствам самого Ютрак, инструментарием, сделанным специально для импорта из Жиры, чем не эксплуатация? Был к сожалению опыт негативный, иначе, возможно, частично или полностью перешли бы.


    1. micronull
      13.07.2023 12:52

      Мы пытались как-то пощупать российский аналог, кажется от JetBrains, это был чудовищный опыт.

      Нас вполне устраивает.
      Меня ещё радует отзывчивый и лёгкий интерфейс.

      Можете написать какой был основной негативный опыт?



    1. vahmurka
      13.07.2023 12:52

      >> JetBrains, это был чудовищный опыт

      вы наверно с чем-то путаете… YouTrack - практически идеален, UI - заметно проще Джиры при том, что функционала ни чуть не меньше (местами может и больше), даже на free плане это полнофункциональный продукт, включая автоматизацию, там тарифные планы фактически только кол-вом юзеров отличаются…

      однако, трекеры (таскменеждеры) очень сложно нахваливать, т.к. у команд потребности могут сильно отличаться и кому-то и на Трелло хорошо, а кому-то и Джиры мало ))


      1. abre
        13.07.2023 12:52

        У нас была просто специфичная очень задача, мы пробовали перенести достаточно объемный проект из Жиры, и там все было негладко https://habr.com/ru/companies/T1Holding/articles/747586/comments/#comment_25750908


      1. abre
        13.07.2023 12:52

        Но в защиту Ютрака хочу подчеркнуть, что наши разработчики с вами абсолютно согласны ))


    1. maria_vasiura Автор
      13.07.2023 12:52

      Действительно, одно из неоспоримых преимуществ Jira заключается в том, что в конструкторе можно настроить процесс практически любой сложности. Сфера - тоже конструктор, так что у наших клиентов также есть возможности гибкой настройки.

      Что касается компании, то вы отчасти правы: компания НОТА действительно была анонсирована недавно, но (как и написано в той новости) компания была выделена из Холдинга Т1, который уже несколько лет занимается разработкой программных продуктов. То есть Т1 решил, что логично для бизнеса продавать и продвигать продукты холдинга в рамках компании вендора, так и появилась НОТА, а Сфера — это продукт вендора, над которым команда работает тоже уже давно, первый анонс был год назад.


  1. autuna
    13.07.2023 12:52

    -


  1. aloeloe
    13.07.2023 12:52
    +1

    Раз топик появился на хабре - значит вы должны быть готовы к обратной связи)

    Сейчас мы сосредоточили усилия на расширении продукта. (с)

    Расширение это конечно хорошо, но основы юзабилити...

    1) Когда в Сфера.Задачи можно будет картинки\документы вставлять? Все задачи+баги без аттачей)

    2) Когда можно будет комментарии писать? Если проваливаешься в саму задачу - блок для ввода комментария существует, но введенный комментарий не сохраняется)

    3) Когда появится форматирование текста?) Как минимум - все пронумерованные списки идут одним сплошным страшным текстом)

    4) Ctrl+C и Ctrl+V не работает для названий задач:)


    1. maria_vasiura Автор
      13.07.2023 12:52

      1. Сейчас разработка вложений находится в активной стадии, в промышленную эксплуатацию добавится к концу лета

      2. Невозможность написать комментарий была только в полноэкранной карточке, в шторках функциональность сохранялась. Проверяйте, сейчас такая возможность есть

      3. Редактор текста уже разработан, происходить финальное тестирование. Ждите в ближайших релизах.

      4. Да, все так, над горячими клавишами и управлением с клавиатуры предстоит поработать