Небольшая авторская заметка.
Думаю, многие согласятся, что о времени можно рассуждать в контексте его восприятия Наблюдателем. Но наличие Наблюдателя недостаточно для того, чтобы говорить о времени. Нужны события. И так попробуем дать умозрительное определение времени. Время — это некая протяжённость между возникновением событий, которые пронаблюдал Наблюдатель.
Сделаем некоторое отступление. И проведём аналогию с компьютерной программой, держа в уме астрономические теории возникновения вселенной.
Программист написал простой код программы, которая создаёт некое пространство - сцену, в котором выполняются законы физики, а пользователь может управлять камерой перемещаясь по этой сцене в любую сторону, используя клавиатуру. И программист нажал кнопку – запустить программу, забыв добавить на сцену объекты…
Программа запустилась, но в ней ничего нет. Пользователь видит чёрный, или пускай, лучше будет белый экран. И больше ничего. Нажимает на стрелочки на клавиатуре, но ничего не происходит – экран белый, ничего не меняется, как долго не жми вперёд или назад.
Может ли пользователь достичь предела сцены, долететь до края? Очевидно, что нет. Сколь угодно долго можно жать на кнопки, но конца сцены или хоть какого-либо изменения на экране не произойдёт.
Пользователь может начать задаваться вопросами, может он недостаточно быстро летит? Или может быть геометрия пространства сцены имеет искривлённую топологию, и пользователь периодически возвращается на место, где уже был? Или, может быть пространство сцены расширяется быстрее, чем возможно двигаться? И вообще с какой скоростью перемещается камера?
Очевидно, что эти вопросы, в контексте данной программы вообще не имеют смысла. В первоначальный момент запуска программы мгновенно запустилась белая сцена –"развернулось" мгновенно и до бесконечности пространство, в котором могут существовать объекты, летать камера пользователя - Наблюдателя. Т.е. получается ситуация, при которой пространство есть, это факт (программа работает, ошибки не выскакивают). Наблюдатель тоже есть: пользователь настойчиво жмёт на кнопки. А расстояний - нет. Их просто невозможно оценить. Более того нет даже направлений. Нет верха и низа. Пространство сцены анизотропно. Времени, вроде бы, тоже нет и как следствие скоростей перемещения...
Но вот программист решил исправить свою забывчивость и добавил на сцену красный куб.
Программа снова запущена. Всё существенно изменилось. Пользователю теперь не так скучно. Он радостно летает вокруг красного куба, то удаляясь от него то приближаясь, старательно держа его в поле зрения. Теперь у пользователя появилась возможность оценить свою скорость движения, по мере удаления от куба. Можно улетать довольно далеко, пока куб совсем не скроется из виду, но тогда появляется риск его потерять...
В таком примере, при наличии объекта, у нас появилось ощущение трёхмерности пространства сцены, но пока пользователь не может этого проверить. Появилась скорость, которую можно только ощутить. И то только по тому, что пользователь находится вне программы и имеет собственное ощущение времени, связанное с процессами, происходящими вокруг него самого. Поместив пользователя с этой программой, запущенной на каком-либо устройстве, в камеру сенсорной депривации, без доступа к часам, пользователь, вряд ли, сможет судить о скорости передвижения внутри сцены.
Теперь у нас есть пространство, объект внутри этого пространства, есть наблюдатель, но времени по-прежнему… нет?
Теперь программист изменил программу таким образом, что циклично, через равные промежутки времени куб превращается в шар и снова в куб.
Пользователь, заметив периодичность этих изменений, смог оценить свою скорость перемещения примерно равную 10 – 12 изменений куба на шар и шара на куб.
Появились события. Но появилось ли время? Для пользователя-наблюдателя – уверенно да! Ведь раз есть цикличность повторения каких-то событий через интуитивно равные промежутки, значит, засекая эти промежутки, можно судить о времени.
На данном этапе у пользователя есть ощущение пространства, которое он может оценить как трёхмерное (что изначально не было очевидно), есть время. Но, всё ещё нет…Расстояния. Пространство есть но невозможно сказать, насколько оно большое или маленькое. Красный куб размером с дом или с атом?
Программист добавил ещё один куб. Недостаточно. Добавил ещё. И ещё. И ещё. Красные кубы расположены рядом, но не слишком близко.
Теперь вроде бы у пользователя есть возможность оценить расстояния. Но не размеры кубов, они все одинаковые. Всё ещё нет понимания масштаба сцены. Ему это нужно. Он хочет знать своё положение в этой сцене, раз нет возможности достичь её предела.
Тогда программист сделал очень большой красный куб и разместил его так далеко от первоначального расположения наблюдателя, что он превратился в точку. И на то, чтобы долететь до него пользователю потребуется очень много циклов превращения первоначального куба: куб-шар-куб.
Но так, как такую точку будет трудно заметить пользователю, без подсказки, программист разместил сотни таких кубов вокруг наблюдателя на разных расстояниях, но всё ещё достаточно далеко. А какие-то кубы разместил поближе.
Программа запущена. О! Некоторые большие кубы расположены слишком близко к наблюдателю. Запрограммированные законы физики вступили в действие…
Пользователь, не привыкший к разнообразию данной программы, в шоке! Что началось!
Большие кубы столкнулись. Маленькие полетели к ним. Всё завертелось. Какие-то маленькие кубы при столкновении с большими стали распадаться на более мелкие кубики, которые стали покрывать поверхность больших кубов. Другие – пролетали мимо, но захваченные действием каких-то законов возвращались обратно, начиная вращаться с вокруг больших кубов по квадратным орбитам.
И только первоначальный куб сохранил неподвижность, продолжая цикл своих превращений: куб-шар-куб.
Пользователь переместил камеру на поверхность одного из больших кубов, особенно сильно усеянную кубиками поменьше и стал наблюдать…
Над горизонтом большого куба, где-то далеко-далеко стал вылетать куб, совершая движение по своей странной орбите «воквадрат» большого куба, где разместился наблюдатель. Появилось Время…
Комментарии (3)
tania_031
28.07.2023 15:23В науке фронт непознанного местами проходит не сильно далеко от обычного ума обычного человека. Это дразнит и побуждает к рассуждениям неспециалиста. Такое не есть автоматически мусор, но весьма желательно иметь хотя бы минимальное знакомство с литературой, ну и минимальную дисциплину ума. Ниже два примера "как хотелось бы".
«Краткая история времени» — научно-популярная книга, написанная известным физиком Стивеном Хокингом — 1988 год. Там по сути только слова, но хорошо продуманные, в том числе и о пространстве и времени.
"Алгоритмы разума" — научно-популярная книга, написанная известным хирургом и кибернетиком Николаем Амосовым — 1978 год. Там не только слова, еще и графики, диаграммы — и не только о времени, даже понятие "реальность" обсуждается, с позиций кибернетики.
Любой из нас не сомневается, что понятия пространства, времени — это базовые понятия мозга, не обязательно человеческого. Немного подумав, любой скажет, что пространство возникло как вместилище отдельных, отделенных материальных объектов, а время появилось как вместилище отдельных, отделенных событий (записей) в памяти мозга. Но вот дальше надо аккуратно.
normal
интересная метафора, есть над чем подумать)