Привет. Меня зовут Дима Карпов, на данный момент я являюсь продактом в топ-1 edTech компании Skyeng, ex-Head of product билайн. И в этой статье я решил поделиться крутейшим опытом призёрства в хакатоне на более чем 3к человек!
Когда я был ещё магистром СПбГУ программы «Экономика фирмы» мне довелось стать призёром в хакатоне, который попал в книгу рекордов гиннесса, как самый крупный хакатон в мире! Расскажу, как проходит чемпионат и какие приёмы помогают побеждать в подобных соревнованиях.
Про хакатон
Цифровой прорыв на сегодняшний день самый большой хакатон в мире. Данный рекорд был занесён в Книгу рекордов Гиннесса: три с половиной тысячи участников на протяжении сорока восьми часов разрабатывали решения для крупнейших компаний России!
Этапов было несколько, первый — стандартный онлайн-отбор. Нам дали 50 тестов различной направленности: от дизайна до программирования. Нужно было решить максимальное количество. На этом этапе из 66 тысяч человек осталось 19 тысяч.
Главной задачей следующего этапа было найти команду и в указанное время приехать на региональный этап, победа на котором давала путёвку на финал.
Общий призовой фонд составил 10 млн рублей. 200 млн рублей — грантовая поддержка. Кроме этого, конечно, возможность устроиться на работу — за участниками внимательно наблюдают работодатели и приглашают лучших.
Про команду и коммуникации
Во время первого этапа система формировала портфель компетенций каждого участника, а также присуждала рейтинг. Чем больше ты набрал баллов, тем выше вероятность попасть в команду с сильными участниками.
Я нашёл сформированную команду, где не хватало маркетолога и проджекта. Приятное совпадение с моим профилем! Я позвонил ребятам, рассказал о своей мотивации и интересах, и меня сразу приняли. Остальные участники (трое программистов и дизайнер) работают в серьёзной IT-компании и имеют хороший практический опыт.
Распределение ролей было очевидным. У нас был тимлид — он задавал общий вектор работы, фронтэнд и бэкэнд разработчики, я отвечал за финансы и продвижение, дизайнер — за визуализацию. Работали по принципам Agile — спринты, проверка статусов и вот это вот всё.
В коммуникациях возникали трудности в силу совершенно разных бэкграундов. Тут важно понимать, что нужно находить компромиссы. Поэтому ещё на старте мы определили лицо, принимающее решение. И даже если интересы расходились, веса были следующие: специалист в своей области имел коэффициент принятия решения равный единице, остальные по 0,4.
Таким образом, если мне в маркетинге говорят, что моё решение не совсем хорошее, то мой 1 балл — против 1,6 от остальных, говорит о том, что мне нужно прислушаться и что-то изменить. Но если против будут трое (1,2 балла), то конечное решение за мной, так как со вторым участником у нас 1,4.
Про подготовку
Если честно, к региональному этапу мы практически не готовились. Как только организаторы выложили перечень тем, за два дня мы расставили приоритеты. И просто пришли на конкурс.
Перед нами стояла задача создать продукт для ЖКХ структур — чат-бота для пользователей. Мы совершено не отладили тайм-менеджмент, и в итоге не успели выполнить весь объём работ. Работа было недостаточно системной, но это была первая наша командная работа.
Когда закончились защиты, я был уверен на 100%, что мы пройдём в следующий этап, так сильно мне понравился наш питч и продукт. Конечно, ожидали результатов мы всё равно с волнением, за то когда нашу команду назвали в числе победителей — восторг переполнял.
Мы сказали себе, что к финальному этапу будем готовиться основательно и не допустим старых ошибок: мы потеряли очень много времени из-за того, что система не была выстроена заранее
Финал проходил в Казани, и ровно за месяц мы начали подготовку. Еженедельно встречались и обсуждали формат, в котором будем работать, прорабатывали потенциальные кейсы и значительное количество времени уделили подготовке финального выступления. Ведь те семь минут, которые дают в финале — это самое важное! Мы видели столько команд, у которых был прекрасный и сильный продукт, но со слабой защитой они не побеждали. Мы смотрели лучшие практики питчей, в том числе защиты перед инвесторами в зарубежных странах. Сделали бенчмаркетинг и взяли только лучшие на наш взгляд инструменты.
Про продукт
В финале мы делали продукт по заказу АНО «Россия страна возможностей», тесно связанной с государством. У них был запрос на создание экосистемы для мониторинга трудоустройства студентов/выпускников.
Для министерства образования важно получать честную статистику о том, чем занимаются студенты после университета и куда идут работать. Только с этими данными можно выстроить эффективную образовательную политику. Главной задачей было создать систему, которая бы объединяла, вузы, работодателей и студентов/выпускников
Мы исходили из предпосылки о том, что основная проблема — отсутствие у выпускников мотивации делиться информацией о месте работы. Поэтому решили предложить пользователю выгодный обмен — представить платформу, с помощью которой он с лёгкостью сможет построить вектор к компании мечты. Ему нужно лишь загрузить информацию о себе: грамоты, дипломы и портфолио.
Человек авторизуется через портал «Гуслуги» и добавляет свои данные. Система подбирает подходящие компании, при этом предлагает как доступные варианты, так и возможные в будущем, для которых на данном этапе не хватает навыков. Если компания мечты сейчас не доступна, система даёт перечень рекомендаций: курсов или программ обучения. В конечном счёте пользователь приходит к цели — получает работу мечты.
Таким образом, пользователи получают доступ к лучшим работодателям, компании получают доступ к высокоразвитому рынку труда, а вузы получают честную статистику.
Про защиту
Защита проходила в два этапа. На предзащите, которая состояла из короткой беседы с техническими экспертами, отбирались 12 команд. И нам хватило баллов, чтобы выйти на главный полигон.
Предстояла защита, и мы задумались, как её лучше провести. Можно было пойти стандартным путём: презентовать продукт так, как это делают все, исходя из пяти главных критериев — работоспособность, дизайн, экономика, масштабируемость, идея.
А можно было сконцентрироваться на самой идее и в тоже время постараться донести мысль о том, что мы — та команда, которая возьмётся организовать любой проект, что у нас есть все компетенции для этого.
И мы пошли по второму пути. Если на региональном этапе наша презентация была очень насыщена разными метриками, мы постарались разжевать каждый пункт на отдельном слайде (из-за этого даже немного не уложились в тайминг), то финальная презентация состояла всего из четырёх слайдов: про идею, про финансы и развитие, про команду.
На региональном этапе это выглядело так:
А на финале так:
Да-да, в моей голове это тоже не укладывалось. Но, мы решили рискнуть, и не прогадали.
Про финал
Я думал, мы попадём примерно в топ-5, так как конкуренция в Казани была в десятки раз выше, чем в регионе. Но когда выложили протоколы, оказалось, что мы стали третьими в своей секции! Все усилия, которые мы прилагали, и весь труд конвертировались в призовое место. Просто потрясающие ощущения.
Мы были в шаге от первого места, но поскольку решили сфокусироваться на проработке идеи, техническая часть не получила максимальных оценок
На самом деле, мы были уверены, что написать код получше можно и вне этих стен, а вот концепцию продукта нужно показать и обосновать именно здесь и сейчас во всех красках.
Нам предложили грант в размере трёх миллионов рублей на реализацию идеи, но этого бюджета по нашим расчётам было не совсем достаточно. Все в команде работают в крупных компаниях, а идти в стартап без достаточного финансирования — дело рискованное. Мы приняли решение отказаться.
Но все получили колоссальный опыт и полезные контакты. Неожиданным подарком стало приглашение на встречу, полученное от Президента федерации интеллектуальной собственности.
Мы доказали себе, что способны на многое, и это далеко не последняя победа.
Добиться высокого результата помог опыт участия в кейс-чемпионатах, в стартап-конкурсах и хакатонах. Знания маркетинга и экономики, конечно, тоже пригодились. Без этого никуда. ЭкФак — One Love!
9 советов участникам: как побеждать в подобных конкурсах
Используйте комплексный и системный подход
Вводите Agile методологии в управлении
Помните про тайминг и распределение задач
Отличайтесь от других, будьте оригинальными
Работайте над командным брендом
Наша команда — «Eigenspace» или «свободное пространство». Своего рода — множество. Индивидуальных векторов, где каждый имеет свой идентификатор. Так же под наш бренд мы заложили продукт: это была не просто автономная система для трудоустройства, она имела возможность выстроить собственный вектор развития. На хакатон мы приехали в брендированных футболках
6. Распечатайте раздаточные материалы для судей, в которых вы отразите суть проекта
Используйте шаблоны для бизнес-плана на одной странице, напечатайте их в крупном формате на качественной бумаге. Мы стандартно использовали шаблон Lean Canvas. Красиво его оформляли, а с обратной стороны помещали информацию о команде. Помните про лаконичность и читаемость, как в презентации, так и в других материалах
7. Уделите подготовке защиты много времени
Не допускайте ошибки в речи. Добавьте «крючки», которые будут держать внимание судей и аудитории. Оставьте их чуточку голодными, чтобы им хотелось задать вопросы. Подумайте над тем, как построить выступление так, чтобы они спросили именно то, что вы хотите. Это позволит сэкономить время основного выступления и отлично закроет пул задаваемых вопросов. Помните, что защита не должна быть стандартной
8. Не стесняйтесь обращаться к экспертам. Во время этого хакатона нас консультировали специалисты. Если вы столкнулись с подобным — не теряйтесь. Чем больше вы будете обращаться к ним, тем больше вероятность, что они вас запомнят. И запомнят с хорошей стороны. Как говорил Стивен Кови — будьте проактивны.
9. Назначайте роли заранее
И заранее определитесь со спикером, который будет защищать финальный кейс. Вы можете выходить вместе, но лучше, чтобы всю работу защищал один человек, максимум — два. Тогда судьи останутся в фокусе
Ещё больше полезных и крутых материалов я публикую в своём канале, подписывайтесь! Ссылка ниже:
Мой авторский телеграм канал про развитие в айтишке, карьеру и продукты.
ne555
Кликбейтный заголовок, нехорошо.
Как наша команда заняла 3-е место в самом большом хакатоне в мире с более чем 3к человек.
Areso
Это же руководитель. Успехи команды - его успех.
reinmaker1990
Они же работали руководствуясь принципами Agile , значит все равны и присваивать себе заслуги команды ну такое... Если нет цели пропиариться)