Наша рубрика «Где работать в IT» — это интервью с интересными IT-компаниями. Представители индустрии делятся подробностями о рабочих процессах, отвечают на вопросы о найме, условиях, командах и технологиях.
В этом выпуске мы расскажем вам о команде разработки СУБД, а также платформы управления и мониторинга баз данных Tantor (OOO «ТАНТОР ЛАБС», входящее в ГК «Астра»).
А еще в выпусках мы рассказываем об оценках компаний на Хабр Карьере, чтобы вы были в курсе, за что их любят (или нет?) сотрудники. Кстати, если вы тоже оцените своего работодателя, то это поможет тем, кто ищет работу в IT.
Обо всех процессах в команде Tantor нам подробно рассказали:
Вадим
генеральный директор ООО «ТАНТОР ЛАБС»
Михаил
директор по архитектуре решений
Виктория
директор по развитию
Алексей
коммерческий директор
Рустам
старший инженер поддержки
Илья
разработчик
Александра
HR-менеджер
О компании
Tantor — бренд российской СУБД, а также платформы управления и мониторинга баз данных. Разработчик — OOO «ТАНТОР ЛАБС», входит в группу компаний «Астра» с 2022 года.
Оценка ГК «Астра» на Хабр Карьере в 2022 году — 4,77 из 5. Самые высокие оценки сотрудников компания получила за интересные задачи, адекватную зарплату, отношения с коллегами, связь с топ-менеджментом, современные технологии, карьерный рост, признание результатов труда и за то, что компания делает мир лучше. Профиль «Астры» на Хабр Карьере.
Об условиях работы
Какой сложился рабочий график и как относитесь к переработкам в вашей компании?
Виктория, директор по развитию:
У нас гибкое начало рабочего дня. Кто-то — сова, кто-то — жаворонок. Мы не ограничиваем сотрудников рамками. Переработки бывают, но только при острой необходимости или при желании сотрудника сделать быстрее и больше. Главное — не довести себя до выгорания к моменту, когда действительно нужно будет выложиться.
Также в компании есть поддерживаемая база знаний и процедура Knowledge sharing (обмен знаниями). С этими инструментами можно решить некоторые вопросы и не беспокоить коллег во время отпуска или выходных.
Какие бытовые условия ждут нового сотрудника на рабочем месте: мебель, техника, тип помещения, искусственное или естественное освещение, дополнительные удобства в офисе?
Виктория, директор по развитию:
В бизнес-центре, где мы находимся, стильные и просторные кабинеты в белых тонах с панорамными окнами. Для сотрудников куплены пуфики, чтобы была возможность расслабиться и отдохнуть во время перерыва. Рассадка свободная и комфортная. Для работы выдается вся необходимая техника: ноутбук, большой монитор (при необходимости два) и периферийное оборудование.
Алексей, коммерческий директор:
В офисе есть массажные кресла, удобная мебель и кухня с приятными плюшками: чай, кофе, фрукты, свежевыжатый сок.
Есть ли возможность удаленной работы?
Алексей, коммерческий директор:
Можно работать в удаленном режиме, гибридном и в офисе. На выбор несколько локаций в Москве. Доступность офиса от метро — 30 метров, от МЦК — 500 метров.
Рустам, старший инженер поддержки:
Да, бывает даже очень удаленная. У нас могут работать люди из разных городов. Это отличная возможность сотрудничать со специалистами вне зависимости от того, где они проживают.
Александра, HR-менеджер:
В компании слаженный коллектив и выстроенные бизнес-процессы, поэтому удаленный формат работы никого не напрягает.
Какой социальный пакет получают сотрудники?
Александра, HR-менеджер:
После испытательного срока каждый может оформить себе ДМС со стоматологией, поддержкой психолога и полисом выезжающего за рубеж. Также у сотрудников есть возможность взять льготную ипотеку, изучать английский со скидкой и бесплатно проходить внутренние и внешние обучающие программы.
Какие бонусы, премии и компенсации предусмотрены в компании?
Виктория, директор по развитию:
Есть квартальные, полугодовые и годовые премии в зависимости от разных систем мотивации. Действует реферальная программа, в рамках которой сотрудники получают вознаграждение за привлечение в команду новых специалистов, а также целый ряд различных наград за особые технические достижения. Еще в компании есть программа, когда любой сотрудник может написать статью для корпоративного блога на Хабр и получить вознаграждение.
Александра, HR-менеджер:
Кроме премий есть возможность обучаться на сторонних ресурсах за счет компании и использовать сервис BestBenefits. На платформе большое количество скидок на технику, походы в рестораны, спорт, путешествия и разные обучающие курсы.
Какие есть перспективы для образования и личного развития у сотрудников?
Вадим, генеральный директор:
Сейчас команда активно растет, и до конца года нас будет уже 80 человек. Но, к сожалению, на рынке не очень много специалистов, которые разбираются в C и PostgreSQL одновременно. Поэтому мы взяли на себя миссию привлечь в мир СУБД больше людей. Для этого команда Tantor участвует в организации PostgreSQL Dev Bootcamp, на который привлекает молодых специалистов. И если у кого-то так же, как и у нас, есть желание передавать опыт и обучать стажеров, то в команде вам будут рады.
Наша команда участвует в международных конференциях по PostgreSQL.
Рустам, старший инженер поддержки:
Работа в компании достаточно динамичная, и новые знания мы получаем практически каждый день. Что-то изучаем самостоятельно, а какие-то вещи узнаем от более опытных коллег. Здесь не получится сидеть с утра до вечера с «чай печенька макать». Плюс ко всему можно пройти дополнительное внешнее обучение, если обосновать необходимость.
Александра, HR-менеджер:
Любой наш коллега может развиваться на внешних мероприятиях или внутри своих задач и проектов. Например, ребята могут посещать IT-конференции. И не только как слушатели, но и в качестве спикеров! Если у сотрудника есть желание, то мы поможем подготовить его к выступлению на внешних площадках. Развитие в компании предусматривает и рост в должности, и переход из одной продуктовой команды в другую.
О найме
Во сколько этапов проходит наём? И что ожидает соискателя?
Александра, HR-менеджер:
Обычно этапа два: первичная встреча с HR-менеджером, на которой оцениваются мягкие навыки и минимальная техническая часть; вторая встреча — общение с командой. Чаще всего это лид и технический директор. Но есть команды, в которых общается только лид. Case-by-case, как говорится.
Михаил, директор по архитектуре решений:
На первой встрече кандидат общается с рекрутером и руководителем. На следующем этапе может понадобиться выполнение тестового задания в соответствии с вакансией. Если все стороны сумели убедить друг друга и договориться, то делаем предложение о сотрудничестве.
Илья, разработчик:
Процесс найма предполагает два этапа: с рекрутером и техническим директором. На собеседовании ожидают услышать достижения на других проектах и представление о C и Linux.
Даете ли вы тестовое задание кандидатам? Как все устроено?
Виктория, директор по развитию:
Да, но не всегда. Тестовое может быть как в форме домашнего задания, так и решения в устной форме на собеседовании.
Алексей, коммерческий директор:
Лучшее тестовое задание — это установить наши продукты и рассказать о впечатлениях от использования.
Как отличается подход к найму в зависимости от позиции и стека?
Рустам, старший инженер поддержки:
В разработке в первую очередь оцениваются хард-скилы. В продажах они тоже нужны, но не столь глубокие. А вот софт-скилы должны быть на высоком уровне. На любой руководящей должности нужны профессиональные знания и организаторские способности.
Алексей, коммерческий директор:
С учетом специфики IТ-индустрии в первую очередь интересно, как кандидат вольется в команду. Даже отсутствие каких-то навыков не столь важно, как умение находить контакт с коллегами. Поэтому все собеседования индивидуальны.
Какая фраза кандидата на собеседовании точно заставит вас выкинуть его резюме?
Рустам, старший инженер поддержки:
От кандидатов, которые приходят к нам на интервью, не хотелось бы услышать пренебрежение в сторону отечественных операционных систем и других разработок. Те продукты, которыми мы все привыкли пользоваться, не сразу стали топовыми. Прошли годы, прежде чем они достигли определенного уровня. У Astra Linux есть все шансы встать на одну ступень с самыми популярными на текущий день операционными системами. Также и у СУБД Tantor есть все возможности стать лидирующим продуктом на рынке. И не только в России. А вот если кандидат готов вкладываться вместе с командой в развитие продукта, то нам по пути.
Виктория, директор по развитию:
«Мне это не особо интересно, а вы сколько платите?».
Илья, разработчик:
Резкие и негативные высказывания о предыдущих компаниях или руководителях настораживают. Особенно если не объясняется, что конкретно не нравилось и что мешало реализовать свой потенциал.
Кого последнего вы уволили и почему?
Алексей, коммерческий директор:
Я еще никого не увольнял, и, надеюсь, не придется.
Виктория, директор по развитию:
Разработчика, который в течение определенного времени не выходил на связь, игнорировал встречи, сообщения и письма.
Как происходит онбординг нового сотрудника?
Михаил, директор по архитектуре решений:
У нас есть постоянно поддерживаемый Onboarding checklist (план адаптации) со списком задач, которые новый сотрудник должен завершить за время испытательного срока. Каждому новичку предоставляется buddy (наставник) из отдела, который будет помогать в выполнении задач, но не делать их за сотрудника.
Алексей, коммерческий директор:
Полный фарш! Начиная с наличия наставника, телеграм-чатов, тестовых заданий, заканчивая непосредственной помощью по мере выполнения задач.
Виктория, директор по развитию:
Онбординг начинается в первую очередь со знакомства с командой, ознакомления с основными материалами по продуктам, подключения к профильным чатам и группам.
О команде
Какая методология разработки у вас используется и почему?
Виктория, директор по развитию:
Преимущественно Kanban, так как считаем, что каждый участник должен видеть, какие задачи находятся в работе, а какие застряли на одном из этапов и требуют внимания. В отличие от спринтов, срочные задачи могут быть взяты в работу сразу.
Алексей, коммерческий директор:
Стараемся все документировать в Jira и на корпоративном портале, чтобы не переписывать по сто раз.
Каковы размеры и структуры команд?
Александра, HR-менеджер:
В компании ООО «ТАНТОР ЛАБС» несколько департаментов: разработка, сопровождение, а также архитектура и автоматизация решений. Разработкой занимается порядка 25 человек. В сопровождении работает около 10 человек, в департаменте архитектуры и автоматизации — тоже примерно 10. На данный момент размер команды — порядка 50 сотрудников, но мы постоянно растем и до конца года планируем расшириться до 80 человек.
По каким критериям вы разбиваете разработчиков на джунов, мидлов и сеньоров?
Виктория, директор по развитию:
Исходя из опыта, уровня компетенций и навыков. Джуниор — решение мелких и в основном типовых задач; уровень самостоятельности — низкий. Мидл — решение крупных задач и разработка предложений в части выбора технологических решений; уровень самостоятельности — высокий. Сеньор — влияние на ход проекта, участие в разработке архитектурных решений; технический лидер направления.
Алексей, коммерческий директор:
Джун — доверили фичу, мидл — может в целом отвечать за проект, сеньор — влияет на проект глобально.
Кто чаще возглавляет команды: продуктовый специалист или технический?
Вадим, генеральный директор:
Мы разрабатываем системный софт, поэтому лидером, безусловно, является технический специалист, который драйвит продукт. Но чтобы технарю полноценно управлять командой, необходимо понимать продуктовый подход и общаться с заказчиками. Это дает представление о том, что нужно клиенту. Иначе есть риск, что продукт будет создаваться ради продукта и не учитывать интересы пользователей. Такие универсальные специалисты, которые могут возглавлять команды, на вес золота. И поэтому в нашей команде всегда рады лидам, у которых есть видение, хорошая техническая база и желание реализовать свои задумки. Каждый сотрудник в Tantor может влиять на любые процессы. У всех в команде есть мнение, голос и возможность предложить что-то новое. Tantor — это дух творчества, мы не повторяем, а создаем что-то новое.
Как часто люди меняют команды?
Виктория, директор по развитию:
На текущий момент мы на стадии активного роста. Кейсов со сменой команды нет.
Рустам, старший инженер поддержки:
Бывает, люди переходят из одной команды в рамках группы компаний «Астра» в другую. Мы стараемся, чтобы сотрудники занимались тем, что у них лучше всего получается, что им близко. В Tantor любой может попробовать себя в другой роли, например, выступить с докладом на какой-нибудь конференции. Если это на пользу компании, то такое желание непременно поддержат.
Что важнее: софт-скилы или хард-скилы?
Вадим, генеральный директор:
Приоритеты меняются в зависимости от этапа развития компании. На старте важнее хард-скилы. В команде должно быть техническое ядро с хорошими знаниями PostgreSQL. А дальше уже фокус внимания сдвигается на софт-скилы. Так как мы берем целую банду стажеров, студентов, мидлов, то для нас важно, чтобы они желали овладевать хард-скилами, а без навыков коммуникации сделать это сложно.
Как много собраний у вас проводится? Есть ли особые подходы к ним?
Александра, HR-менеджер:
В разных командах подходы к собраниям отличаются. В целом, все стараются сократить встречи до минимума. Но стабильно раз в неделю обсуждаются новости по проектам. Некоторые команды, в которых большинство сотрудников работает удаленно, проводят ежедневные короткие встречи для синхронизации. Иногда случаются экстренные командные собрания по появившимся срочным вопросам.
Как вы боретесь с выгоранием сотрудников?
Александра, HR-менеджер:
HR-служба развивает спортивные комьюнити, чтобы коллеги могли переключаться. У нас есть киберспортивные команды по CS:GO и Dota 2, теннисный спорт, корпоративный футбол, волейбол, баскетбол. А сообщество бегунов объединяет коллег из разных городов. Спорт для нас — это хороший способ выплеснуть эмоции, усталость и зарядиться бодростью.
Виктория, директор по развитию:
Собираем обратную связь об атмосфере в коллективе, отправляем сотрудников на интересные конференции и мероприятия, устраиваем корпоративные встречи в неформальной обстановке, например, в кафе, баре или ресторане.
Рустам, старший инженер поддержки:
В удаленной команде сложно уследить, отдыхает ли сотрудник в выходные или нет. Поэтому за свое состояние каждый отвечает самостоятельно. Чтобы не выгорать, коллеги внедряют личный тайм-менеджмент, стараются работать только в рабочее время и заниматься спортом.
Михаил, директор по архитектуре решений:
Внимательно следим и слушаем мнения сотрудников. Пока не было случаев в команде.
Какие языки, фреймворки и библиотеки используются на проекте?
Александра, HR-менеджер:
В зависимости от команды стек отличается. Для ребят из департамента архитектуры и автоматизации решений важно разбираться в технологиях практик DevOps: Terraform, Ansible, Docker и других. Особое внимание уделяется облачным технологиям. Разработчикам СУБД важно знать C / C++. Для тех, кто создает прикладное ПО, приветствуется знание Go. Frontend-разработчики пользуются Angular и Typescript. Для тестировщиков в приоритете знания JavaScript с Cypress. Для работы со скриптами и различной автоматизации используются Python, Bash и Shell. А так как наша компания работает с базами данных и является частью ГК «Астра», то специалисты должны разбираться еще в PostgreSQL и Linux.
Что вы можете рассказать об архитектуре проектов?
Илья, разработчик:
СУБД Tantor — это PostgreSQL с нашими фичами и расширениями. Мы скачиваем исходный код с GitHub, добавляем собственные наработки с помощью патчей, проверяем на различных операционных системах с помощью Docker. В итоге получаем установочный пакет, который выдаем клиенту, а он его устанавливает и затем с помощью платформы Tantor подключаемся к нему для администрирования и мониторинга.
Какая у вас принята политика код-ревью?
Илья, разработчик:
Всякий раз, когда кто-то захочет внести правки, мы обязательно заводим Merge Request, где любой желающий может посмотреть и оставить замечания. Но как минимум один старший разработчик должен это одобрить.
Михаил, директор по архитектуре решений:
Как часть процесса Knowledge sharing, коллеги просматривают код друг друга. Как правило, минимум раз в неделю или по завершенности задачи, сотрудник представляет проделанную работу, включая написанный код, всей команде. В процессе презентации особое внимание уделяется качеству кода, а также соответствию Industry Best Practices. Отдельно происходит код-ревью в процессе работы для инженеров с начальным опытом. Для каждого нового инженера выделяется ментор, который будет помогать и проверять задачи.
Как тестируется код?
Илья, разработчик:
Мы пишем регрессионные тесты. В PostgreSQL есть утилита (pg_regress), которая создает временный кластер, где создаются и тестируются SQL-запросы, расширения и функции бэкенда PostgreSQL.
Михаил, директор по архитектуре решений:
Мы ответственны за проведение автоматических тестов перед переводом артефактов в репозитории для использования в рабочей среде.
Как устроен процесс документации и ведения базы знаний на проектах?
Алексей, коммерческий директор:
База знаний наполняется вводными данными с пилотных проектов. Там мы выявляем первичные вопросы и формируем правильные ответы.
Рустам, старший инженер поддержки:
Документацией занимаются отдельные специалисты, и большинство процессов автоматизировано. Мы поддерживаем как русскую версию документации, так и английскую.
Михаил, директор по архитектуре решений:
Наш департамент поддерживает инфраструктуру и автоматизирует процессы во всей компании, поэтому мы фиксируем каждый процесс. Особое внимание уделяется документированию архитектуры и решению различных инцидентов.
Каков процент легаси-кода на проекте и как часто разработчики занимаются его рефакторингом?
Виктория, директор по развитию:
Не более 5%. Продукт достаточно молодой (старт разработки — 2019 год), рефакторингом команда занимается регулярно.
Михаил, директор по архитектуре решений:
Continuous improvement — одна из основных частей ITIL и других методологий управления IT. Мы находимся в постоянном процессе соответствия наилучшим практикам IT-индустрии.