Анатолий Кузнецов, директор департамента гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности «Норникеля» и Ольга Никитина, начальник отдела управления производственной безопасностью и устойчивым развитием IBS поделились последними трендами в области предупреждения чрезвычайных ситуаций.
С активным развитием металлургической отрасли появляются новые потенциально опасные объекты (ПОО), в результате растет количество угроз возникновения чрезвычайных ситуаций.
Прогнозирование таких угроз, их предупреждение и минимизация их последствий требует значительных усилий от владельцев и операторов таких объектов. Все технологические операции металлургической деятельности связаны с факторами опасности - событиями, условиями, свойствами, процессами, являющимися причиной возможной аварии. Ситуация усугубляется санкционным давлением, когда невыполнение поставщиками обязательств ведет к увеличению нагрузки некоторых агрегатов на ПОО и увеличению уязвимости объекта в целом.
«Норникель» высоко заинтересован в развитии безопасности и сохранении благоприятных условий для людей и окружающей среды, повышении ESG-рейтинга, ответственного соблюдения требований со стороны государства и оправдания ожиданий со стороны стейкхолдеров. Информация о любых потенциальных ESG-рисках должна быть идентифицирована, проанализирована и включена компанией в процесс принятия управленческих решений. Отметим, что оценка ESG-рисков включает актуальность планов действий в чрезвычайных ситуациях и реакцию на них. Помимо повышения рейтинга в ESG-повестке развитие направления по предупреждению чрезвычайных ситуаций позволит компании минимизировать суммы предотвращенного ущерба от техногенных аварий и катастроф и сумму сохраненных средств, затраченных на ликвидацию последствий ЧС.
Изучая опыт – свой и чужой
Один из способов минимизации рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на предприятии - анализ случаев, произошедших на объектах, релевантных для компании. Специалисты «Норникеля» тщательно изучают опыт таких аварий как:
Взрывы метана в Кемеровской области на шахте «Распадская» и на шахте «Северная» в Воркуте;
Взрыв на заводе по производству удобрений в городе Уэст (США);
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС, отразившаяся на экологической обстановке акватории, прилегающей к ГЭС, на социальной и экономической сферах региона;
Обрушение дамбы хвостохранилища в бразильском штате Минас-Жерайс;
Выброс хлора в г. Березники, в результате которого пострадали тридцать человек.
В числе изучаемых кейсов и разгерметизация резервуара с дизельным топливом на объекте компании в Норильске. Несмотря на большую площадь распространения утечки, на работы по ликвидации разлива топлива и восстановлению почв на сегодня закончены.
Опираясь на свои силы
На данный момент российские компании должны самостоятельно контролировать состояние своих объектов и принимать превентивные меры по сохранению их уровня безопасности. Дело в том, что сейчас частота проведения внешних проверок напрямую зависит от категории риска, к которой отнесён объект контроля. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2022 №1743 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336» плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки осуществляются только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, ОПО II класса опасности, ГТС II класса. Также за последние несколько лет уменьшилось количество плановых и внеплановых проверок со стороны государственного пожарного надзора.
В «Норникеле» сохраняют инвестиции на предупреждение ЧС. Компания по-прежнему содержит и комплектует современной техникой корпоративные подразделения по обеспечению защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Задача таких подразделений:
Совершенствование эффективных систем управления обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в компании и РОКС;
Снижение рисков возникновения пожаров и чрезвычайных ситуаций в Компании и РОКС;
Повышение устойчивости функционирования объектов компании и РОКС в части гражданской обороны.
«Норникель» - важная составляющая федеральной системы предупреждения ЧС. Обладая собственными аварийно-спасательными формированиями, готовыми к своевременному реагированию на возможные ЧС, компания выступает гарантом предупреждения или смягчения последствий ЧС в регионах присутствия.
Пять этапов важного пути
Цифровизация должна стать одним из ключевых механизмов корпоративной системы обеспечения ЧС и пожарной безопасности. Работы по цифровизации корпоративной системы обеспечения ЧСиПожБ можно разделить на 5 этапов.
На этапе концептуального проектирования в компании был проанализирован российский и международный опыт по предупреждению ЧС и совершенствованию контрольно-надзорной деятельности с применением риск-ориентированного подхода. Были выявлены лучшие практики для дальнейшего их применения в создании системы управления.
Опыт по созданию системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций («Росатом», Единая государственная система РФ), по созданию отдельных элементов системы обеспечения экологической безопасности (Группа НЛМК, ПАО «Газпром», Группа СИБУР), по созданию ситуационно-аналитических центров и центров мониторинга (ФСК ЕЭС, ПАО «РусГидро», ПАО «РЖД»), по созданию системы обеспечения промышленной безопасности (СУЭК), опыт МЧС России по реализации риск-ориентированного подхода в рамках федерального государственного пожарного надзора, а также опыт использования различных систем управления безопасностью – является релевантным для «Норникеля».
Лучшие международные практики управления гидротехническими сооружениями (IRMA), система обеспечения безопасности (ICMM), комплекс систем управления рисками «Безопасный город», реализуемого в РФ, позволяют совершенствовать систему обеспечения ЧСиПожБ Норникеля.
Концепция системы управления ЧС ‒ важная составляющая при определении функций департамента гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. В соответствии с концепцией актуализируются Положения о системах обеспечения, такие как: «Положение о системе обеспечении пожарной безопасности», «Положение о системе обеспечении гражданской обороны», «Положение о системе предупреждении чрезвычайных ситуаций».
При разработке концепции учитываются: цели и задачи, требования к системе управления ЧСиПожБ, её структуре и функциям, конкретные решения (организационные, технологические, информационные) в области обеспечения безопасности и верхнеуровневая модель системы управления.
На данном этапе также важно определиться с базовым принципом безопасности (предупреждения ЧС). В «Норникеле» определено, что модель защиты/модель обеспечения безопасности должна соответствовать модели угроз.
Задачей второго этапа является определение перечня и приоритизация объектов контроля. В «Норникеле» на данный момент более 400 ПОО, в том числе ОПО, на которых ведутся горные работы и работы по обогащению полезных ископаемых, процессы обращения с взрывчатыми материалами промышленного назначения, ведутся процессы получения цветных металлов, ХОПО, газовой промышленности, магистральных трубопроводов, складов нефти и нефтепродуктов, сетей газораспределения и газопотребления, а также ГЭС, объекты тепловой энергетики, хвостохранилища, порты.
Приоритизация более 400 объектов позволяет решить задачу, связанную с определением очерёдности (этапности) начала проведения мониторинга и контроля объектов, ключевыми критериями приоритизации являются категории опасности и категории риска.
Показатели мониторинга и контроля ‒ это основной источник данных, который позволяют оперативно управлять объектами. На данный момент в компании «Норникель» определены более 900 показателей, из них около 150 позволяют осуществлять онлайн мониторинг с помощью IIoT-устройств.
Третьим этапом является моделирование деятельности структурного подразделения. Для правильно выстроенной системной работы подразделения необходима разработка процессной модели и модели данных.
Процессная модель ‒ один из инструментов анализа, актуализации и автоматизации бизнес-процессов компании. Процессная модель строится в специальном инструменте моделирования и представляет собой систему отдельных видов деятельности (бизнес-процессов), направленных на достижение конкретного результата и осуществляющих взаимодействие друг с другом посредством входов и выходов. В качестве входов в процессной методологии могут выступать: информация, документация, человеческие ресурсы. Выходами бизнес-процессов является результат деятельности.
Разработка целевой модели является основой для проектирования хранилища данных будущей целевой системы управления ЧСиПожБ.
Также на третьем этапе с учетом российского законодательства разрабатываются корпоративные методики оценки уязвимости объектов, которые определяют алгоритмы выявления и оценки рисков возникновения и развития ЧС. Международные стандарты также учитываются в корпоративных методиках, но в части, не противоречащей требованиям законодательства РФ в области ЧСиПожБ.
Процедура оценки уязвимости объектов позволит компании определить полный спектр угроз нарушения безопасности со стороны объектов контроля с целью предупреждения возникновения ЧС. В процессе оценки уязвимости определяются типовая и объектовая модели угроз.
Например, для ГЭС выделяются 2 ключевых критических элемента: гидрогенератор и гидротурбина. Для гидрогенераторов выделяются техногенные события ‒ пожары, аварии, загрязнение водных объектов, их причинами в том числе могут являться ‒ перегрев подпятника или подшипника (недостаточный отвод тепла), невыполнение требования о немедленной разгрузке и отключении от сети гидрогенератора при снижении сопротивления изоляции в цепи возбуждения.
Для предотвращения данных техногенных событий собирается перечень показателей мониторинга и контроля, характеризующий текущее состояние критического элемента, для гидрогенератора осуществляется контроль показателей: уровень масла в маслованнах подпятника и подшипников, температуры подпятника и направляющих подшипников, наличие случаев аварийной остановки гидрогенератора при снижении сопротивления изоляции в цепи возбуждения и другие. Для гидрогенераторов в типовой модели угроз «Норникеля» определены 84 показателя.
На четвертом этапе разработки цифрового продукта необходимо сформировать функциональные требования для автоматизации функций управления.
В соответствии со сформированными требованиями на пятом этапе разрабатывается информационная система «Единый инструментарий управления ЧСиПожБ».
Совершенствование системы обеспечения ЧСиПожБ с учетом моделей оценки уязвимости объектов контроля ‒ актуальная задача не только для горно-металлургических компаний, но и для других отраслей: нефтяной, газовой, энергетики, а также всех компаний-владельцев ПОО.
Цифровизация предупреждения ЧС и рейтингования потенциально опасных объектов позволяет получить более тонкий инструментарий по планированию финансовых средств на снижение угроз и уязвимости объектов и перейти к комплексному подходу к реагированию на возможные угрозы на объекте и, соответственно, на снижение их последствий, что в целом влияет на повышение устойчивости функционирования объектов «Норникеля».
Комментарии (4)
Kreastr
06.09.2023 12:24Последние тренды от Норникеля это видимо как допускать халатность приводящую к экологическим катастрофам и как руководстуву компании не нести за это никакой отвественности.
exTvr
06.09.2023 12:24Ну дык в заголовке же прямо и недвусмысленно заявлено:
Как выстроить цифровую корпоративную систему обеспечения ЧС :))
avf48
06.09.2023 12:24Статья, больше походит на доклад в институте... У ЕВРАЗа или Газпрома списывали?
Словарь где, где аудиты, где стандарты?? Где среда предприятия?.. Судя по лесу на фото, вы не на луне... на граждан совсем "всё ровно"?... С РосТехНадзором не общайтесь, да?
Как у вас выстроена связь "Несоответствий" и "НСИ"? и почему идентификация процессов проходит в рамках ОТиПБ??
Организация документооборота по охране труда
Организация документооборота по охране труда
1. Законодательные акты Российской Федерации в области охраны труда, подзаконные акты, содержащие государственные требования охраны труд
2. Локальные нормативные акты, разработанные в организации (ст. 8, 372 Трудового кодекса Российской Федерации)
3. Учётно-отчётные документы по охране труда организации, в том числе:
Распорядительная документация
Проектные решения, экспертные заключения, акты ввода в эксплуатацию
Политика в области охраны труда
Положение о СУОТ
Приказы
Коллективные договоры и соглашения по охране труда
Программы
Распоряжения
Положения
Должностные инструкции
Инструкции по охране труда
Инструкции о соблюдении противопожарного режима
Отчетная документация
Акты проведения медицинского обследования работников
Учет данных о состоянии здоровья работников
Акты проведения испытаний производ- ственного оборудования, транспорта, подъемных устройств, оснастки, инструмента, средств подготовки инструмента
Результаты текущего, реагирующего контроля, аудита и анализа функционирования системы управления охраной труда высшим руководством
Формы официальной статистической отчетности
Журнал выполнения предписаний
Учетная документация
Протоколы
Журнал регистрации входящей документации по охране труда
Журнал распоряжений по охране труда
Журнал регистрации вводного инструктажа
Журнал регистрации первичного, повторного, целевого, внепланового инструктажей
Перечень основных вопросов инструктажа на рабочем месте
График проверки знаний по безопасным методам труда
Журнал действующих инструкций по охране труда
Журнал выдачи инструкций
Журнал регистрации инструктажа и проверки знаний по эл. безопасности для 1 квалификационной группы
Перечень работ повышенной опасности
Перечень профессий и работ, для которых необходимо пройти медицинский осмотр
Журнал регистрации нарядов-допусков на работы повышенной опасности
Перечень выдаваемой бесплатно спецодежды, спецобуви и др. СИЗ
Журнал регистрации несчастных случаев на производстве
Журнал регистрации инструктажа о противопожарной безопасности
План противопожарных мероприятий
План мероприятий по охране труда
Карточки выдачи СИЗ, смывающих и обеззараживающих средств
Результаты проведения специальной оценки условий труда
с сайта gov.ru
1-й этап организации работ по охране труда
1-й этап организации работ по охране труда
1. Ознакомиться с законодательной базой и основными нормативными правовыми актами, содержащими нормативные требования охраны труда для данного предприятия (по видам деятельности, выполняемым организацией)
2. Определить организационную форму работы по охране труда с учетом специфики производственной деятельности организации
3. Провести обучение специалистов и работников по вопросам охраны труда в специализированных учебных заведениях
4. Назначить распорядительными документами ответственных должностных лиц по вопросам охраны труда
5. Сформировать перечень нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности
6. Сформировать списки работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, и работ, для проведения которых требуется оформление наряда-допуска
7. Определить профессии и виды работ, при выполнении которых необходимо бесплатно выдавать работникам СИЗ, смывающие и обеззараживающие средства. Разработать порядок их выдачи
8. Составить перечень профессий и видов работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда и предусмотрено дополнительное специальное обучение безопасности труда
9. Определить контингент работников, для которых предусмотрен предварительный при поступлении на работу и периодический медицинские осмотры
10. Составить перечень профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на гарантии и компенсации
11. Составить перечень инструкций по охране труда. Организовать их разработку, согласование и утверждение. Определить лицо, ответственное за реализацию этих видов работ
12. Разработать порядок организации работ повышенной опасности
ГОСТ Системы безопасности комплексные и интегрированные
Таблица В.1 - Структура базового профиля ИИСМиОБП
Осн. понятия
/2
Zara6502
Может я неправильно понимаю рубрику "Алгоритмы"?