К сожалению, ситуация в современном ИТ мире (и не только) складывается таким образом, что людей, способных создавать что-то полезное становится меньше, а количество специалистов, желающих управлять ими становится всё больше. Этих сотрясателей воздуха распознать не составляет труда. Их общий стиль управления сводится к формуле – что нам стоит дом построить, нарисуем – будем жить. Они употребляют много импортных слов без особого смысла, их рабочий график состоит в основном из конф-коллов, совещаний, участия в различных семинарах/вёбинарах и тренингах по эффективности управления. Эти просветлённые личности всегда впереди планеты всей эффективно управляют в сторону быстрее/больше/дешевле не важно чем. Как правило, они не отягощают свой мозг вниканием в детали того, чем пытаются управлять, их универсальный инструмент управления сводится к трём вопросам (постулатам):
Почему так мало?
Почему так долго?
Укажите сроки (или сроки на сроки)
Если вы увидели описание вашего руководителя, тогда три простых правила помогут вам не просто выжить, но и возможно помочь вашему боссу отправиться управлять чем-нибудь ещё.
Не вздумайте девальвировать ваш труд
Настоящие материальные ценности производите именно вы (если это действительно так – для начала нужно быть честным с самим собой);
У программеров время – это валюта и умение планировать своё время – это настоящее искусство. Но к сожалению время очень часто используется как рычаг давления/управления – вначале от вас требуют указать срок здесь и сейчас а потом будут дёргать вас за указанный вами же срок со словами – это же ваш срок. Это особенно важно учитывать при работе с технологиями, с которыми вы раньше не сталкивались.
При обсуждении проектов старайтесь отклоняться от поверхностного обсуждения (плохо не делайте – делайте хорошо или когда будет готово всё) и максимально подробно обсуждать технические детали. Нормальный руководитель вас всегда поймёт, т.к. обычно способен выполнить сам все задания, которые он раздаёт своим подчинённым, а вот сотрясатель воздуха будет чувствоваать себя неуютно и нервничать.
Не поддавайтесь на провокации вроде – да что там делать, в Excel’е раз-два и оформил.
Не позволяйте продавать результаты вашего труда за вас
Часто бывает так, что вы спроектировали и строите какую-то сложную систему и на планёрке сказали боссу о том, что строите и новая система улучшит всем жизнь и сэкономит время. Ваш босс тут же рассказывает другим боссам об этой системе, о том, что она уже готова и работает багодаря его умелому управлению. Получается, что пока вы занимаетесь стройкой, ваш труд уже успешно продали в сыром виде, выдавая его за готовый продукт. Через некоторое время к вам слетается уже несколько боссов с вопросами – почему ещё не готово и когда будет всё готово. Старайтесь не допускать таких сценариев.
Старайтесь окружать себя профессионалами
Практически всегда начальники – говорилки пытаются нанять на работу себе подобных. И это понятно. Они живут в своём мире, меряются друг перед другом болтами/гайками/мустангами и прочими атрибутами доминирования. Очень часто продукты их умелого руководства в стиле – сделайте быстро из чего-нибудь липкого и коричневого со специфическим запахом и палок, потому что нужно ещё вчера, как оно должно выглядеть – никто не знает, но они все уже отчитались друг перед другом о том, что всё готово – становятся жертвами катастроф и хакерских атак. Живых примеров – масса, они постоянно занимают первые полосы новостных лент. Навести порядок в этом шоу могут специалисты с профессиональными знаниями/навыками и чувством ответственности. Поэтому жизненно важно находить (или обучать по возможности) таких людей и общаться с ними.
Комментарии (42)
oracle_schwerpunkte
13.09.2023 13:37+10Со всем согласен, кроме
>При обсуждении проектов старайтесь отклоняться от поверхностного обсуждения (плохо не >делайте – делайте хорошо или когда будет готово всё) и максимально подробно обсуждать >технические детали.
Зароетесь в детали и упустите суть.Был же пример, что в обсуждении конструкции атомной электростанции больше всего времени уйдет на обсуждение стоянки для автомобилей, потому что она понятна всем и ее конструкция не требует спец. знаний. А конструкция реактора будет обсуждаться по минимуму, потому что требует специальных знаний.
Есть же куча литературы о сборе требований, го ведении переговоров.Нельзя это просто сократить до одного пункта.rtemchenko
13.09.2023 13:37А есть хоть какая-то выжимка как с ровным лицом задвигать о конструкции реактора, когда все вокруг понимают только автостоянку? Желательно еще так, что б потом претензий не было. А то часто в ответ "слишком глубоко погрузился в детали, нужно так, что б другим было понятно".
MiraclePtr
13.09.2023 13:37"Если ученый не может объяснить уборщице, которая убирается у него в лаборатории, смысл своей работы, то он сам не понимает, что он делает" (то ли Фейнман, то ли Резерфорд)
Samodelkin333
13.09.2023 13:37+7По мне необходимо разграничить принятие решений, планирование и бесполезную болтологию. Бесполезные совещания это зло не хуже бюрократии. Тоже самое отчёты на отчёты, ещё одна глупость. Отчёты отнимающие время в значительной мере морально устарели.
Mike-M
13.09.2023 13:37+2Увы, есть такие
руководители"руками водители", которые за мотивированный отказ писать отчеты увольняют.
Ну, лень им кнопку в системе баг-трекинга нажать, что получить срез по текущему состоянию продукта.
Им важнее потешить ЧСВ, заставляя подчиненных выполнять мартышкин труд.DMGarikk
13.09.2023 13:37+1Ну, лень им кнопку в системе баг-трекинга нажать, что получить срез по текущему состоянию продукта
чтобы нажать кнопку в системе баг трекинга, надо чтобы оно показывало адекватные данные, а это отдельный поход по созданию-исправлению бизнеспроцессов, а отчет нужен прямщас и вообще вышестоящему руководству… и нельзя просто сказать "мы не готовы сделать отчет — смотрите трекер, а трекер не показывает валидные данные потому что у нас процессы такие, а исправление займет 5 лет"
я это к тому что это комплексная проблема, вот прям сейчас у нас изза бардака в отчетности решили устраивать совещания по медитацией над багтрекингом
выяснилось что например
1) закрывают записи чтобы поддерживать кпи, даже если ошибка не исправлена (отправлено в долгосрочную доработку, клиенту руками поправили или выдали воркэраунд)
2) НЕ закрывают записи потому что все погрязло в согласованиях, проектировании, выделении бюджета, непониманиях баг это или фича.в итоге это всё дает срез какихто сырых данных в которые вышестоящее руководство вникать не хочет, чтобы не разбираться что это — то, это не то, а тут рыбу заворачиваем.
Mike-M
13.09.2023 13:37С этим согласен. Автоматизировать бардак не может ни одна система в мире.
Либо получится "автоматизированный бардак" )Закрывать записи ради KPI — "уму не растяжимо" М.Задорнов.
DMGarikk
13.09.2023 13:37+4Закрывать записи ради KPI — "уму не растяжимо" М.Задорнов.
я заметил что у многих менеджеров идея фикс КПИ на всех повесить
помню на админский отдел у нас повесили кпи на кол-во закрытых заявок, потом тупо посчитали количество заявок в месяц, поделили на людей в отделе и сократили всех на 80%… через неделю уже висела вакансия с зарплатой +50% и клич по всем знакомым срочно найти админа хоть какогото, работать тупо не кому
это пи… ц какойто был ;)вообще такое бывает когда менеджер из продажников приходит и считает что так везде должно быть
Doronin99
13.09.2023 13:37+11Очень примитивный и поверхностный взгляд на менеджерскую работу, пропитанный обидой :) Не исключаю, конечно, что автор строит свою карьеру в "худших из худших" компаниях, но тогда стоит задуматься почему так происходит.
oracle_schwerpunkte
13.09.2023 13:37+3В большой компании, на разных проектах, всегда будут и хорошие менеджеры и бесполезные болтуны. Учится взаимодействовать придеться со всеми.
FreeNickname
13.09.2023 13:37+2На "советах" из статьи далеко не уедешь ни с первыми, ни со вторыми)
truthseeker
13.09.2023 13:37+1Советы так себе, они не работают. У меня есть один совет для тех, кто столкнулся с такими "менеджерами": Видишь такого "эффективного менеджера"? Жмякаешь на кнопку включения "открыт для ваканский" в LikedIn и приносишь увольнение на стол начальнику.
А вообще,
не барское это делоне дело разраба/админа — бороться с закидонами не адекватного менеждера. Его должен отсеивать при найме ещё овнер/вышестоящий менеджер. Потому что пытаться привести в чувство неадекватного взрослого человека не возможно, как и перевоспитать. Поздно уже. Он таким помрёт. Что касается разрабов/админов, и прочих работяг, то любой из признаков из статьи должен насторожить it-шника. А их совокупность — это огромная такая сирена с мигалкой в стиле: беги отсюда, глупец, беги, пока не поздно! И если человек адекватный, он таки побежит...
PaulIsh
13.09.2023 13:37+5Посыл понятен и в своё время я что-то подобное пытался донести до руководства на одной из работ. В итоге понял и другую точку зрения (руководителей). Им нужно что-то вообще изначально не идеальное чтобы это продать и влезть в тему и получить денег на зарплаты и развитие. Потом это что-то можно слегка докрутить и бежать дальше. Им наше идеальное (с красивой архитектурой, чистым кодом, тестами и документацией) вообще не интересно. Иногда эти руководители продают только что пришедшую им в голову идею, которую потом спускают на быстро реализовать.
Полагаю успех как всегда в балансе. И нам и им нужно слегка понять проблемы второй стороны.
NutsUnderline
13.09.2023 13:37+1Это то понятно. Но в результате мы имеем скажем туже Windows и кучу всего которое так и не стало идеальным, ну или кода пользователи продукта сурово прижали такого руководителя ... который приказал все забросить и реализовать новую чудо-идею.
saboteur_kiev
13.09.2023 13:37+4Виндовс достаточно идеален, чтобы захватить десктопы во всем мире. И пока какой-нибудь линукс/макос не будет занимать хотя бы 51%, ваши аргументы будут недостаточны.
Moog_Prodigy
13.09.2023 13:37+1Если даже все как вы сказали, идеальный продукт может жить сам по себе долго. Как например живет XP или 7. Но корпорации это невыгодно, ей надо продавать. И она добавляет в виндовс линукс "чтобы вы могли работать в линуксе не выходя из виндовс" и прочие свистоперделки с подписочной уже моделью типа офиса и пользователь опять на крючке, удаление wordpad это я думаю в ту же сторону шажок. Поэтому работает ООС - пользователи уходят, а корпорация настолько неповоротливая система, что ее масса не дает даже вовремя отреагировать. Тут недавно вышла последняя глава про Интел, причем глазами высокого начальника. И какой бардак творился там. В майкрософт думаю ровно то же самое, и в гугле, и вообще в крупных корпорациях. У большой системы (корпорации) - большая инерционность, он ее боль он и ее спасение. Даже если что-то сильно пойдет не так, огромный маховик не даст заглохнуть этому двигателю, и даже без топлива у него будет выбег. Поэтому если хороший спец увольняется из мелкой конторы - это чувствуется на следующий же день и может все стать колом, фирма может разориться или сильно потерять. А у корпораций жирок. Поэтому то обратная связь снизу через этот жирок почти не доходит.
Также и с мелкими царьками в госах у нас. Или среднее такое предприятие. Манагер может творить любую дичь и конвертировать ее так или иначе себе в премии. Языком и прочим. Ему пофиг на фирму, ему пофиг на продукт на самом деле - он сюда за деньгами пришел, а уж какими методами он их добудет - деньги не пахнут. На него смотрят новички и учатся. А потом делают ровно так же.
Есть два типа специалистов по сотрясанию воздусей:
Я пришел сюда по быстрому нахапать и свалю в другую фирму с повышением.
Я пришел сюда навсегда и свое теплое кресло не отдам никому!
Первый тип беспринципен полностью, его ничего не интересует, это продажная тварь.
Второй тип все свои косяки возлагает на подчиненных, а чтобы было подтверждено документально - заставляет их писать отчеты, обьяснительные, привлекает совершенно непрофильных людей "для хкспертизы" - как угодно он будет сохранять лицо, даже если все его подчиненные враз уволятся он просто разведет руками: я мол, от них производительности добиться хотел, а они лентяи и кто то их подговорил.
Начальство наверху видит только его слова. До них даже не доходят мелкие проблемы, из которых скатывается огромный ком, а начальник-царек бодро рапортует, мол все уволились, а Ванька-дурак остался, он самый ценный спец и вытянет за всех... И Ванька тянет...а потом ставки сокращают - а чо, Ванька же тянет? А начальника повышают. Отрицательный отбор как он есть.
MikeVentris
13.09.2023 13:37+2Я скажу больше: с точки зрения человека, который управляет бизнесом "идеальным" является не то, что имеет красивую архитектуру, код, тесты и документацию, а то, во что можно быстро внести изменения в условиях постоянно меняющегося бизнес-ландшафта. Поэтому и программисты, которые под идеальной архитектурой подразумевают то, что отвечает этим требованиям горячо любимы руководителями компаний.
Правда это касается больше стартапов и не очень больших компаний. В корпорациях длиннющая иерархическая цепочка сотрясателей воздуха работает как сломанный телефон, в котором до рядовых сотрудников нужды бизнеса доходят крайне редко.
Mike-M
13.09.2023 13:37Им нужно что-то вообще изначально не идеальное чтобы это продать и влезть в тему и получить денег на зарплаты и развитие.
В этом-то и состоит вся дилемма: не идеальное сложно продать.
Недокрашенный автомобиль мало кому нужен.Потом это что-то можно слегка докрутить и бежать дальше.
Это в теории. В реальной жизни на "докрутить" никогда не дают времени.
iiwabor
13.09.2023 13:37+7На эту тему есть хороший сюжет в Камеди - "Прибить табличку или приклеить")))
В моей прошлой компании совещания с большими начальниками именно так и проходили...
CmpeJ1ok
13.09.2023 13:37Комрад, я думаю так у всех, просто где то эти совещания проходят междусобойчиками без участия завхоза, а где то показушно у всех каждый день, чтобы показать, что типо работают
MikhailZakharov
13.09.2023 13:37+3Есть хорошее упражнение - временно занять другую роль, или поработать в паре с другой ролью. Позволяет заметить ту подводную часть айсберга, которую не видно в обычном взаимодействии.
NutsUnderline
13.09.2023 13:37я бы сказал шире: "почувствовать в шкуре", или "поставить на его место". Это не все могут, и тем более не только понять но и принять, а еще больше - просто и не хотят, типа "зачем на себя брать еще чужие проблемы"
CmpeJ1ok
13.09.2023 13:37При совке, инженер ты или нет - ставили к тому, кто отпахал всю жизнь на своем рабочем месте прежде, чем поставить руководить… в итоге человек узнавал людей и не относился к ним, как к рабам… понимал специфику… узнавал, где есть дворы и как латать, а сейчас просто тупо привели своего и поставили руководить, вот и результат
Nedder
13.09.2023 13:37+4В борьбе с вопросом "почему так долго" нашел универсальный метод - называть дату готовности с огромным запасом именно исходя из психологии определенного человека. Срок 1 неделя вроде бы? Называй три недели, потом долгий торг до 2 недель и исполнение за 1,5 недели - все довольны и счастливы.
Сразу говорю - это конечно не есть хорошо при нормальной организации, но что есть то есть. После пары проектов, которые пришлось дошлифовывать в пятницу после обеда, потому что кому-то пришло в голову добавить пару "мелких" изменений (по мнению предлагавшего, конечно), больше совесть не мучала.
Vytian
13.09.2023 13:37+2Ну это же старинный принцип: требовать ресурсы вдвое от потребности: любые -- людские, материальные, временнЫе. Все равно после торга дадут половину.
Но сейчас менеджер пошёл прошаренный, так что может и втрое надо.
Mike-M
13.09.2023 13:37+4На Хабре даже статья была по этой теме: умножать требуемые временны́е ресурсы надо на число π (3,14).
Xeldos
13.09.2023 13:37Срок 1 неделя вроде бы? Называй три недели
Да ну, ты гонишь, там работы на шесть часов! Даём тебе 15, за 15 ты же успеешь? Ах, не успеешь... Тогда ладно, 20. Переходим к следующему пункту.
Antoniq
13.09.2023 13:37+1Да, есть менеджеры и есть "менеджеры". Работал во многих крупных промышленных компаний, там есть грамотные руководители и есть о которых пишется в статье. Есть ли связь таких людей с психотипами или же это недостаточное развитие, опыт в сфере управления, вопрос остается открытым. Возможно стоит провести исследования в этом направлении, т.к. явно проблемы возникают с такими управленцами, например: "текучка" персонала, но про это не говорят, как правило, в слух.
MiraclePtr
13.09.2023 13:37+4Как программист, могу с прискорбием констатировать факт, что автор слабо понимает, в чем вообще смысл, суть и необходимость работы менеджеров/лидов - синдром Да́ннинга-Крю́гера в чистом виде.
le2
13.09.2023 13:37+5лет до 25 я тоже думал что я самый важный, потому же это я как разработчик делаю продукт.
Потом оказалось что разработка это самая предсказуемая и спокойная часть. Гораздо сложнее придумать кому продать и что продать. И когда куча невидимой работы уже проведена - найдены деньги, опрошены потребители, составлен бизнес-план, то кривляющийся перед тобой разработчик выглядит как недоразумение.
CmpeJ1ok
13.09.2023 13:37Что 25 лет назад, что сейчас думаю одинаково))) продажник - он конечно молодец, что найдет клиента и продаст, только вот ???? продать сложнее, чем ???? - нет тех кто важнее, все важны, но продать продукт без багов, за сумму по цене крыла от боинга - это не заслуга только менеджера… а так конечно, молодцы, только не забудьте еще сказать спс уборщице, которая убирает ваш срач, еще складу, логистам, и пр. А то что надо проходить сертификацию или регистрацию - это конечно классно, только в том случае, когда люди СВОЕ создают с нуля, а не когда берут велик, ставят мотор и говорят, что изобрели мопед, который в Китае стоит дешевле раза в два: не разраб виноват, что после создания его системы надо бегать с бАмажками по кабинетам и регить продукт из коричного пахучего месива и палок, потому что нужно быстро, срочно и еще на вчера…
Alexey_Volchanskiy
13.09.2023 13:37Как-то работал по автоматизации ж/д. Сам разрабатывал электронику и писал под нее программы для МК. И для ПК управляющие. Шеф ничего не понимал ни в электронике, ни в программировании.
Я ему сразу сказал:«Я свою часть задачи проектирую и реализую сам, а вы мне обеспечивайте условия и тогда будет успех». До сих пор с теплотой его вспоминаю. Часто выезжал «в поля», так как телемеханики с ж/д сами не знали тонкостей, как у них все работает.
По первой просьбе он закупал нужное оборудование, организовывал командировки и т.д. Для меня он был отличным руководителем!
CmpeJ1ok
13.09.2023 13:37+1На самом деле, все постулаты, какой должен быть руководитель еще высказал великий академик Капица, который с вольного моего пересказа будет звучать так: если вы нанимаете специалиста - он лучше вас знает что и как сделать, а если вы пытаетесь ему указывать как он должен работать, так получается или какой он специалист или вы уже обучаете его - так зачем вам такой «специалист»?! Сделай сам, если умеешь лучше!
sogarkov
13.09.2023 13:37Не знаю какая тенденция ныне в России, но на загнивающем все как раз наоборот. PMов сокращают, напихивают им больше проектов, а инженеров либо набирают либо оставляют в том же количестве.
ReadOnlySadUser
Как программист, который всё меньше пишет кода, и всё больше становится "сотрясателем воздуха", могу сказать, что статья написана исключительно для поджигания жоппъ.
Никакого конструктива в ней нет, целью стоит показать, что все эти ваши управленцы - они ерундой занимаются, а святые программисты тащут на себе всё)
alexzaides
как же нет конструктива? там же ясно написано - делайте хорошо и не делайте плохо. (сарказм если что)
1dNDN
Специалисты по сотрясанию воздуха перехватили инпут от клавиатуры ТС
Breathe_the_pressure
Вы просто на тёмную сторону перешли, вот и оправдываете своих. :)
oleg_rico
Как только прочитал что ваш начальник скорее всего способен выполнить проект самостоятельно так сразу и удивился.
Как раз чаще всего компетенции организовать взаимодействие между участниками проекта и умение писать код хорошо и долго вещи не взаимосвязанные.
Всё остальное в статье звучит очень красиво, но напоминает рассуждения работяг на заводе, что управленцы на хрен не нужны. А потом, когда произведённый ими продукт становится нахрен не нужен, тогда сразу вспоминают, что мение управлять и продавать не менее важные вещи.
На практике же надо работать там, где тебе больше платят и работать комфортно и удобно. Уже моя задача как руководителя создать такие условия.
novoselov
А какого конструктива вы хотите?
С точки зрения владельцев бизнеса / заказчиков эти эффективные менеджеры идеальные помощники и лучшие работники. Они решают все проблемы прямо сейчас быстро и дешево (чужими руками), что позволяет быстрее выкатить товар на рынок и продать его покупателям. Никого не волнует качество, никого не волнует поддержка в будущем, никого не волнуют растущие затраты на разработку и падение скорости. Главное успеть нагрести побольше бабла, подсадить на свой продукт побольше клиентов и захватить побольше часть рынка.
Жизнь в долг, время в долг, качество в долг - пока все не лопнет и не придет новый спаситель (продающий новый спасительный продукт тем же способом).