Конфликты, которые возникают между компаниями или частными изобретателями из-за прав на использование и продажу новых идей и изобретений, называются «патентными войнами». Самый яркий тому пример — это патентные войны американцев братьев Райт. 

В 1903 году они поставили двигатель на планер, создав таким образом самолет Flyer I. При разработке аппарата братья вычислили, что двигатель должен выдавать 8 лошадиных сил при весе менее 90 кг. Таких двигателей внутреннего сгорания в продаже не было, поэтому им пришлось сконструировать его самостоятельно. Блок цилиндров братья отлили из сплава алюминия и меди в ближайшей литейной мастерской. Двигатель собирали без чертежей с помощью веломеханика, и в итоге он смог выдать 12 лошадиных сил при весе в 70 кг. Первый полет с мотором продлился всего 12 секунд.

Через год появилась модель Flyer II, которая могла летать в среднем уже 5 минут. В 1905 году в свет вышел Flyer III с более мощным ДВС и некоторыми доработками, который мог держаться в воздухе уже более получаса.

В 1908 году Уилбер Райт во Франции продемонстрировал усовершенствованный вариант «Флаера». К тому моменту в Европе не было самолетов, которыми можно было управлять, а самолет Райтов уже летал и мог управляться, поэтому европейские авиаторы были в шоке. С этого момента братья стали знамениты на весь мир. 

Прогресс было не остановить: все страны бросились строить свои самолеты. Последующие изобретения создавались по наработкам Райт, так что братья должны были получать лицензионные отчисления от каждого произведенного аппарата, но на деле этого не происходило. 

В 1906 году Райты получили патент США на свой метод управления полетом, при этом заявку они подали за три года до этого.   

Патент. Источник.
Патент. Источник.

По схеме Райтов управление осуществлялось при помощи того, что братья называли «поперечными кромками» крыльев самолета. На практике это означало необходимость двигать задними внешними кончиками крыльев в разных направлениях, чего Райты добились при помощи тросов. Подобное решение было ключевой инновацией, сделавшей пилотируемый полет с мотором реальностью.

В 1909 году братья продали патент фирме Wright Company, которую они создали совместно с несколькими видными промышленниками из Нью-Йорка и Детройта. Эта компания вела патентные войны с целью обеспечения монополии на производство самолетов в США. 

В попытке взыскать лицензионные сборы организация подала в суд на иностранные и отечественные предприятия и авиаторов, в частности, на другого пионера американской авиации Гленна Кёртисса. Гленн Хаммонд Кёртисс — знаменитый пилот, неоднократный победитель авиационных соревнований и основатель Curtiss Aeroplane and Motor Company, которая являлась главным конкурентом компании братьев Райт (к слову, считается, что персонаж в мультфильме Миядзаки «Порко Россо» получил фамилию в честь именно этого летчика). Последние, к слову, обвиняли его в незаконном присвоении их изобретения. 

Гленн Хаммонд Кёртисс. Источник
Гленн Хаммонд Кёртисс. Источник

В 1910 году братьям Райт удалось выиграть свой первоначальный иск против Кёртисса. Изобретатели победили в судах США во всех процессах, несмотря на то что они подали целых девять исков, да и против них было подано три встречных. 

Европейские компании, владевшие патентами Райтов и лицензировавшие их, также подали в суд на производителей в своих странах, чтобы получить отчисления с производства самолетов, однако их иски были успешными лишь отчасти.

Хотя патентная война и принесла братьям существенный доход, ее влияние на американскую авиацию было негативным, так как индустрия столкнулась со всевозможными судебными тяжбами. Так, к началу участия США в Первой Мировой войне в 1917 году у страны не было ни одного самолета, который мог бы эффективно участвовать в войне. Да, летательные аппараты были, но применять их попросту побоялись. Таким образом стране, которая фактически изобрела аэроплан, пришлось воевать на иностранных самолетах французского и английского происхождения. 

К концу войны на фронт все-таки попали более-менее современные американские DH-4, но сами летчики их недолюбливали, так как данные летательные аппараты сильно уступали в своих характеристиках германским самолетам. Но даже чтобы создать эту не самую удачную модель, американцам пришлось серьезно изменить правила игры. 

Как только Штаты вступили в конфликт, федеральное правительство пошло на такую меру, как принудительное создание патентного пула, в который правительство США включило спорщиков — фирмы братьев Райт и Кёртисса, а также других авиапроизводителей США. Каждая из фирм платила членский взнос за участие в этой ассоциации авиапроизводителей и могла использовать свободно все патенты членов ассоциации. Чтобы компенсировать потери главных сторон — фирм братьев Райт и Кёртисса, правительство единовременно выплатило им колоссальные по тем временам деньги — по 2 миллиона долларов каждой стороне. Эта договоренность была рассчитана только на время войны, но после окончания конфликта судебные процессы не возобновились. 

В мае 1912 года Уилбур умер, а Орвилл продал свою долю в компании Райт финансистам из Нью-Йорка. В октябре 1915 года он окончательно вышел из бизнеса. Братья Уилбер и Орвилл Райт — американцы, чьи заслуги в области авиации признаются в большинстве стран. Может быть, они и не были первыми, кто совершил полет на самолете в экспериментальных условиях, но они первыми смогли действительно управлять полетом. Их работа имела огромное воздействие на будущее развитие авиации во всем мире, и они существенно повлияли на развитие авиационной индустрии во всех ведущих странах того времени. 

Интересно, что фирма Гленна Кёртисса и бывшая компания братьев Райт объединились в 1929 году и образовали Curtiss-Wright Corporation, которая существует по сей день. К слову, считается, что персонаж в мультфильме Хаяо Миядзаки «Порко Россо» получил свою фамилию и частично внешний облик в честь мистера Кёртисса. Сам же авиатор ушел из жизни в 1930 году. 

Полезное от Онлайн Патент:

→ Бесплатный онлайн-поиск по базам данных Роспатента и Мадридской системы (доступно после регистрации).

 Как стартапу защитить свою интеллектуальную собственность?

→ Как IT-компаниям сохранить нулевой НДС и попасть в Реестр отечественного ПО

→ Как запатентовать технологию?

Комментарии (5)


  1. konst90
    13.11.2023 15:32
    +2

    А не в том ли дело, что боевая авиация была США попросту не нужна? Политика изоляционизма, для возможной обороны от Европы хватит флота (и вот там всё было хорошо), а Канада и Мексика не соперники.

    Точно так же как ко Второй мировой США и Британия пришли с очень слабыми танковыми войсками - применять их было все равно негде. И, опять же, мощным флотом.


    1. Sun-ami
      13.11.2023 15:32
      +1

      Полезность авиации для флота была очевидна ещё до появления первых по-настоящему летающих самолётов - в начале для морской разведки использовали дирижабли. Американцы были первыми, кто смог поднять самолёт с корабля в воздух и посадить его. К началу Первой мировой войны в мире было уже больше сотни самолётов морской авиации и десяток авиабаз для них, появились первые авианосцы. Уже в 1914 году бомбардировщики бомбили корабли и совершали массированые налёты на авиабазы с авианосцев, с самолётов запускали торпеды. В такой ситуации считать, что боевая авиация была США не нужна - абсурдно.


    1. sokolovps
      13.11.2023 15:32
      +1

      Согласен с Вами. В принципе, достаточно вспомнить кадровую численность американской армии условно в 1914 году. Можно даже капнуть глубже и вспомнить, сколько офицеров выпускалось в первое десятилетие прошлого столетия.


  1. xoid555
    13.11.2023 15:32

    s чем проблема платить налоговые отчисления держателям патента? Они я думаю понимают что отчисления должны быть умеренными.


    1. Rampages
      13.11.2023 15:32

      В США патентное право немного отличается, там патентуется идея, а не способ её реализации.

      Да и сложно было заставить в то время платить патентные отчисления производителей с другого материка за океаном )

      Интересно как работало в то время международное право и было ли оно вообще :)