![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/048/f03/ca0/048f03ca0ac4fc69cfd947f7e92dceec.png)
Конфликты, которые возникают между компаниями или частными изобретателями из-за прав на использование и продажу новых идей и изобретений, называются «патентными войнами». Самый яркий тому пример — это патентные войны американцев братьев Райт.
В 1903 году они поставили двигатель на планер, создав таким образом самолет Flyer I. При разработке аппарата братья вычислили, что двигатель должен выдавать 8 лошадиных сил при весе менее 90 кг. Таких двигателей внутреннего сгорания в продаже не было, поэтому им пришлось сконструировать его самостоятельно. Блок цилиндров братья отлили из сплава алюминия и меди в ближайшей литейной мастерской. Двигатель собирали без чертежей с помощью веломеханика, и в итоге он смог выдать 12 лошадиных сил при весе в 70 кг. Первый полет с мотором продлился всего 12 секунд.
Через год появилась модель Flyer II, которая могла летать в среднем уже 5 минут. В 1905 году в свет вышел Flyer III с более мощным ДВС и некоторыми доработками, который мог держаться в воздухе уже более получаса.
В 1908 году Уилбер Райт во Франции продемонстрировал усовершенствованный вариант «Флаера». К тому моменту в Европе не было самолетов, которыми можно было управлять, а самолет Райтов уже летал и мог управляться, поэтому европейские авиаторы были в шоке. С этого момента братья стали знамениты на весь мир.
Прогресс было не остановить: все страны бросились строить свои самолеты. Последующие изобретения создавались по наработкам Райт, так что братья должны были получать лицензионные отчисления от каждого произведенного аппарата, но на деле этого не происходило.
В 1906 году Райты получили патент США на свой метод управления полетом, при этом заявку они подали за три года до этого.
![Патент. Источник. Патент. Источник.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/6df/399/469/6df399469520ed766e3919ced64f4057.png)
По схеме Райтов управление осуществлялось при помощи того, что братья называли «поперечными кромками» крыльев самолета. На практике это означало необходимость двигать задними внешними кончиками крыльев в разных направлениях, чего Райты добились при помощи тросов. Подобное решение было ключевой инновацией, сделавшей пилотируемый полет с мотором реальностью.
В 1909 году братья продали патент фирме Wright Company, которую они создали совместно с несколькими видными промышленниками из Нью-Йорка и Детройта. Эта компания вела патентные войны с целью обеспечения монополии на производство самолетов в США.
В попытке взыскать лицензионные сборы организация подала в суд на иностранные и отечественные предприятия и авиаторов, в частности, на другого пионера американской авиации Гленна Кёртисса. Гленн Хаммонд Кёртисс — знаменитый пилот, неоднократный победитель авиационных соревнований и основатель Curtiss Aeroplane and Motor Company, которая являлась главным конкурентом компании братьев Райт (к слову, считается, что персонаж в мультфильме Миядзаки «Порко Россо» получил фамилию в честь именно этого летчика). Последние, к слову, обвиняли его в незаконном присвоении их изобретения.
![Гленн Хаммонд Кёртисс. Источник Гленн Хаммонд Кёртисс. Источник](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/bd2/601/31a/bd260131a203e417851821e03348e7ff.jpg)
В 1910 году братьям Райт удалось выиграть свой первоначальный иск против Кёртисса. Изобретатели победили в судах США во всех процессах, несмотря на то что они подали целых девять исков, да и против них было подано три встречных.
Европейские компании, владевшие патентами Райтов и лицензировавшие их, также подали в суд на производителей в своих странах, чтобы получить отчисления с производства самолетов, однако их иски были успешными лишь отчасти.
Хотя патентная война и принесла братьям существенный доход, ее влияние на американскую авиацию было негативным, так как индустрия столкнулась со всевозможными судебными тяжбами. Так, к началу участия США в Первой Мировой войне в 1917 году у страны не было ни одного самолета, который мог бы эффективно участвовать в войне. Да, летательные аппараты были, но применять их попросту побоялись. Таким образом стране, которая фактически изобрела аэроплан, пришлось воевать на иностранных самолетах французского и английского происхождения.
К концу войны на фронт все-таки попали более-менее современные американские DH-4, но сами летчики их недолюбливали, так как данные летательные аппараты сильно уступали в своих характеристиках германским самолетам. Но даже чтобы создать эту не самую удачную модель, американцам пришлось серьезно изменить правила игры.
Как только Штаты вступили в конфликт, федеральное правительство пошло на такую меру, как принудительное создание патентного пула, в который правительство США включило спорщиков — фирмы братьев Райт и Кёртисса, а также других авиапроизводителей США. Каждая из фирм платила членский взнос за участие в этой ассоциации авиапроизводителей и могла использовать свободно все патенты членов ассоциации. Чтобы компенсировать потери главных сторон — фирм братьев Райт и Кёртисса, правительство единовременно выплатило им колоссальные по тем временам деньги — по 2 миллиона долларов каждой стороне. Эта договоренность была рассчитана только на время войны, но после окончания конфликта судебные процессы не возобновились.
В мае 1912 года Уилбур умер, а Орвилл продал свою долю в компании Райт финансистам из Нью-Йорка. В октябре 1915 года он окончательно вышел из бизнеса. Братья Уилбер и Орвилл Райт — американцы, чьи заслуги в области авиации признаются в большинстве стран. Может быть, они и не были первыми, кто совершил полет на самолете в экспериментальных условиях, но они первыми смогли действительно управлять полетом. Их работа имела огромное воздействие на будущее развитие авиации во всем мире, и они существенно повлияли на развитие авиационной индустрии во всех ведущих странах того времени.
Интересно, что фирма Гленна Кёртисса и бывшая компания братьев Райт объединились в 1929 году и образовали Curtiss-Wright Corporation, которая существует по сей день. К слову, считается, что персонаж в мультфильме Хаяо Миядзаки «Порко Россо» получил свою фамилию и частично внешний облик в честь мистера Кёртисса. Сам же авиатор ушел из жизни в 1930 году.
Полезное от Онлайн Патент:
→ Как стартапу защитить свою интеллектуальную собственность?
→ Как IT-компаниям сохранить нулевой НДС и попасть в Реестр отечественного ПО
Комментарии (5)
xoid555
13.11.2023 15:32s чем проблема платить налоговые отчисления держателям патента? Они я думаю понимают что отчисления должны быть умеренными.
Rampages
13.11.2023 15:32В США патентное право немного отличается, там патентуется идея, а не способ её реализации.
Да и сложно было заставить в то время платить патентные отчисления производителей с другого материка за океаном )
Интересно как работало в то время международное право и было ли оно вообще :)
konst90
А не в том ли дело, что боевая авиация была США попросту не нужна? Политика изоляционизма, для возможной обороны от Европы хватит флота (и вот там всё было хорошо), а Канада и Мексика не соперники.
Точно так же как ко Второй мировой США и Британия пришли с очень слабыми танковыми войсками - применять их было все равно негде. И, опять же, мощным флотом.
Sun-ami
Полезность авиации для флота была очевидна ещё до появления первых по-настоящему летающих самолётов - в начале для морской разведки использовали дирижабли. Американцы были первыми, кто смог поднять самолёт с корабля в воздух и посадить его. К началу Первой мировой войны в мире было уже больше сотни самолётов морской авиации и десяток авиабаз для них, появились первые авианосцы. Уже в 1914 году бомбардировщики бомбили корабли и совершали массированые налёты на авиабазы с авианосцев, с самолётов запускали торпеды. В такой ситуации считать, что боевая авиация была США не нужна - абсурдно.
sokolovps
Согласен с Вами. В принципе, достаточно вспомнить кадровую численность американской армии условно в 1914 году. Можно даже капнуть глубже и вспомнить, сколько офицеров выпускалось в первое десятилетие прошлого столетия.