В этой статье я расскажу о том, как организовал себе единое место для заметок, документов и проектной документации с помощью Obsidian и шаблона LYT, а также дам ссылку на русифицированный шаблон для создания своей такой системы. Поехали!
Введение
Как-то раз мне мой друг с энтузиазмом задвигал, что он нашел крутой текстовый редактор с возможностью хранить заметки не у кого-то на сервере (камень в сторону Notion), а прям у тебя на компе, или в облаке. А самое крутое, что там есть визуализация связей заметок в виде графа!
Ну, это конечно прикольно, но реальной пользы от такого я не увидел, поэтому как-то забил на эту затею.
Но вот недавно я устал, что я использую разные приложения для заметок, todo-листов, и документов. Что-то в Apple Notes, что-то в TickTick, что-то в личке с самим собой в телеге, какое-то старье в Notion. А еще я в отдельном приложении веду дневник на каждый (ну или не очень) день. Получается, что все мои записи лежат где попало в разных форматах, и весь этот бардак начинает утомлять, когда я хочу найти результаты анализов крови прошлогодней давности или организовать задачи для работы над каким-нибудь проектом. Узнали? Согласны?
Вы просите решений? Их есть у меня. Представляю вашему вниманию Obsidian – текстовый редактор, работающий с форматом Markdown, плюсы и минусы которого я разбирать не буду, лишь отмечу, что этот формат универсальный и простой, что поможет переместить заметку в другой сервис при необходимости. Например, эту статью я пишу прямо сейчас в Obsidian! А еще тут есть кастомизация (можно писать свои CSS), плагины (например, встроенная работа с диаграммами Excalidraw или синхронизация с git-репозиторем), теги, шаблоны и, конечно же, кросплатформенность и доступ к хранилищу с телефона.
Я вспомнил наш разговор и название софтины. Погуглил, посмотрел пару видосов, заинтриговался. Решено – было бы полезно создать свое хранилище всех заметок и документов. Но писать все в одну папку – создавать новый бардак, а придумывать свой фреймворк не хотелось, и я решил поискать готовые решения. Перебрав несколько вариантов, я остановился на шаблоне LYT по нескольким причинам:
Популярность. У проекта есть сообщество, можно глянуть видосики и комменты на реддите. А автор этой системы – Ник Майло – уже 15 лет занимается цифровизацией заметок и даже проводит платные воркшопы по тому, как пользоваться этой системой. Может прозвучать как инфоцыганство, но имхо тут скорее уместно сравнение с Терри А. Дэвисом и его любви к своей системе.
Универсальность. Я увидел в архитектуре множество способов применения – хранение семейных рецептов, заметок о друзьях и идей для подарков на праздники, to-do/to-watch/to-play и других списков... Причем все выглядит удобно и лаконично (пока ты наводишь там порядок).
Простота.Шутка. Простотой тут и не пахнет. Да, с первого взгляда система выглядит излишне сложной и громоздкой. Однако, разве твоя личная википедия не должна быть таковой? Если твой ответ не совпадает с моим, закрывай вкладку, покупай отличную тетрадь 64 листа в клеточку и попробуй писать все там, например. А я, пожалуй, начну.
How-to LYT
LYT, он же Linking Your Thinking, он же Ideaverse – система организации заметок для Obsidian, использующая разные способы организации заметок – папки, ссылки и теги. Я переварил эту систему у себя в голове и, без претензий на достоверность, хочу поделиться своим пониманием и путем к пониманию как это все использовать.
Первое, на что я наткнулся – это интерактивный LYT Kit, который начинает изобиловать ссылками при погружении в его разделы. Перегрузившись информацией я пошел искать статьи, которые мне объяснят что же тут происходит. Вот отличный пример: ссылка, рекомендую прочитать ее. После прочтения я решил, что теперь-то я все пойму, наткнулся на новую версию LYT – Ideaverse, ну и чтобы миновать проблемы легаси, скачал архив и полез копаться в структуре и заметках.
Итак, вот основные моменты, которыми бы я хотел поделиться при приручении LYT.
Зачем мне все это
Хранилище Obsidian я собираюсь использовать как:
Свою личную википедию. Описывать свои знания в различных сферах по мере изучения, записывать любимые рецепты, разрабатывать планы на жизнь и подводить итоги года. Если интересно, можно почитать про техники BASB (building a second brain);
Дневник. Мысли и события, происходящие в течение дня;
Рабочую тетрадь. Ставить задачи и описывать их. Что-то типа смеси Jira и Confluence, но без лишних сложностей.
Как вести "свою личную википедию"?
В LYT используется структура, напоминающая цеттелькастен (переводится как «ящики для заметок»), в которой ты пишешь цельные, атомарные кусочки мыслей на бумажных карточках, проставляешь ссылку на номер связанной карточки и укладываешь в ящичек по категории, к которой относится мысль на бумажке.
У нас же ящички будут представлены MOC (map of content) заметками. Эти MOC заметки – карты, которые как путеводитель по теме MOC'а ведут на разные участки твоей википедии – записи. На этих картах будут указаны ссылки на заметки, принадлежащие этой карте. Твои MOC'и могут и будут регулярно обновляться, дорабатываться, изменяться под твои нужды. Примеры:
Структура хранилища
Так как писать заметки я собираюсь на русском языке, то и структуру я решил перевести на могучий и доработать под себя, и вот так Ideaverse превратился в Интеллектарий. Путь к переводу был неблизок, и вот к чему я пришел:
В корне структуры есть 4 папки и стартовая страница Начало ????
, на которой есть ссылки на основные разделы твоего Интеллектария.
Сейчас я расскажу поподробнее об этих папках.
+
– Это папка, куда попадают все новые заметки, которые я создаю по нажатиюCmd-N
/Ctrl-N
(или при создании через меню на телефоне);-
Атлас
:Заметки
– Мои "бумажные карточки" заметок;Карты
– Сборник путеводных карт – MOC'ов;Утилиты
– Папка для вспомогательных ресурсов. Например, вУтилиты/Файлы
будут автоматически помещаться документы и изображения, а вУтилиты/Excalidraw/Диаграммы
будут складываться диаграммы, нарисованные с помощью excalidraw плагина;
-
Занятия
– Мое любимое. В оригинале используется слово effort, вместо project, т.к. усилия более liberating (смотря какой fabric, смотря сколько details). Усилия могут прилагаться к чему-то разово, периодически, да и вообще к тому, что можно не завершать, или что не может быть завершено, так сказать, in design. В общем, усилия мне не понравились, т.к. к просмотру фильма из to-watch листа я не прилагаю усилия, поэтому после долгих раздумий родились занятия;Названия поддиректорий говорят сами за себя. Те вещи, которые еще предстоит сделать, лежат в
TODO
, а те, что делаются на протяжении всей жизни, вНепрерывное
.
-
Календарь
:Записи
– Ежедневные записи, которые создаются/открываются по нажатию наCmd-D
/Ctrl-D
;Логи
– Папка для заметок, каждая из которых является отдельным логом. Например, здесь можно завести заметку "Лог Веса", в котором записывать еженедельные замеры твоего веса;
Make notes, not just take them
С заметками нужно работать, а не создавать их и откладывать в дальний ящичек. Давай рассмотрим жизненный цикл заметки.
Когда в голове появляется мысль, я создаю новую заметку, чтобы не забыть эту мысль, и она попадает в +
.
Когда появляется время для работы со своим Интеллектарием, я захожу в Начало ????
Перехожу в раздел Новое
, в котором у меня настроено dataview-представление (напоминающее SQL) с новыми заметками из +
, требюущими обработки:
Теперь я перемещу эту заметку тыкнув Cmd-M
в Атлас/Заметки
или может в Атлас/Заметки/Вопросы О Жизни
или еще куда-нибудь, где ей будет место. Может я добавлю в тексте тег #note/boat
или #note/develop
, чтобы вернуться к ней позднее в разделе Связать
:
И в конце концов эта заметка может перерасти в что-то большее. В статью на хабре, выпуск подкаста или видео на ютубе. Например, я создал заметку для запечатления результата и добавил в нее тег #output/youtube
:
Добавил dataview-представление в Результаты
и вуаля:
Работая таким образом со своими идеями они начнут расти, трансформироваться и превращаться в источники информации, которыми можно поделиться с другими. Думаю, это будет очень полезно при изучении чего-то нового. Если ты можешь что-то объяснить другому человеку, то ты и сам хорошо это понимаешь.
Синхронизация
После нескольких дней погружения в систему мне оставалось лишь сделать так, чтобы моё хранилище было доступно с телефона. Решил попробовать сделать синхронизацию через приватный репозиторий на гитхабе с помощью плагина Obsidian Git, но на телефоне возникали проблемы с пушем и расчетом изменений, поэтому я воспользовался iCloud Drive и все работает отлично – синхронизация текста занимает 5-10 секунд. Синхронизацию с гитхаб репозиторием я оставил только на компе раз в 15 минут для бэкапа.
Также есть популярный плагин Remotely Save, который предоставляет возможности синхронизации через Dropbox, S3, OneDrive и др., но я не пробовал, поэтому советовать не могу.
Выводы
По прошествии двух недель я перенес в Obsidian все записи из дневника, все todo-листы, задачи на будущее и прочее; со всеми задачами из Зачем мне все это система справляется, пока никаких минусов не обнаружил.
Напутствие
Надеюсь, эта статья поможет тебе в организации своего хранилища знаний. Из важного, я не упомянул систему источников, раздел библиотеки, синтаксис dataview и ссылку up
на предыдущую заметку, но имхо в процессе изучения системы ты сам поймешь нужно тебе это все или нет.
Для более детального погружения рекомендую:
Ссылка на репозиторий: GitHub - harmakit/intellectarium: Русифицированный Ideaverse шаблон для Obsidian – Интеллектарий
Или сразу на релизы с zip-архивом: >клик<
Если окажется полезным, то буду благодарен звездочке в репе.
Спасибо за прочтение!
Комментарии (33)
nronnie
11.12.2023 14:50Но писать все в одну папку – создавать новый бардак,
Ха. Вы знаете, я сам держу все в обсидиане и в конце концов пришел как раз к такой системе хранения - на диске все в виде помойки в одной папке, а организуется с помощью иерархических тегов. "Папочная" система очень негибкая - в несколько папок сразу файл не положишь и всякий раз страдаешь в какую же папку что положить. А у меня еще и по жизни загон на упорядочивании всего и вся, поэтому для меня это особая боль. От меня когда-то одна подруга съехала, потому что она всё время ставила моющие средства в ванной в неправильном порядке и это служило источником скандалов :)))
harmakit Автор
11.12.2023 14:50Хд, понимаю, у меня тоже такое бывает
Да, в LYT тоже это применяется. По идее большинство заметок должны улетать вАтлас/Заметки
, снабжаться тегами и обрастать MOC'ами, чтобы их можно было найти. А делать поддиректорииАтлас/Заметки
рекомендуется при четко выраженной тематике
alexbess79
11.12.2023 14:50Не пробовали прикрутить синхронизацию через Syncthing? Я прикрутил на компе, ноуте и телефоне и теперь у меня всегда всё синхронизировано.
За статью спасибо, уверен, что Ваш подход к организации заметок окажется мне полезным)
harmakit Автор
11.12.2023 14:50Не, не пробовал, да и не смогу попробовать, т.к. у меня не андроид, но может другим будет полезно
noanswer
11.12.2023 14:50я в этот список добавил бы ещё серверок
alexbess79
11.12.2023 14:50Да, согласен. Всё никак не соберусь сделать. И серверок для побаловаться развёрнут на неттопике (хранилка для торрентов и dlna), и руки не доходят туда впилить syncthing.
aleksejs1
11.12.2023 14:50Скачал Интеллектарий. Начал смотреть плагины. Не понял зачем половина из них. А пару штук вообще сняты с саппорта, заархивированы и не доступны в официальном списке в obsidian. Подумал, что взяты с оригинала. Скачал оригинал. Большая часть плагинов схожа, но не все. То ли оригинал уже успел обновиться, то ли это не только перевод.
А вообще слишком сложно всё получается. Интересен отзыв автора через месяц. Или через пол года.harmakit Автор
11.12.2023 14:50Да, плагинов там много, не фильтровал их, т.к. были взяты с оригинала, с того самого Ideavers'а.. А дайте ссылку плз релиз Ideaverse, в которой этих плагинов не будет
aleksejs1
11.12.2023 14:50Брал Ideaverse из ссылки в статье.
Перепроверил, в Ideaverse только добавляли плагины, но не убирали.
Неподдерживаемые: Simple Embeds и Snippet Downloader.
Просто выходит, что для овладения системой нужно не только вникнуть в структуру ведения заметок, но ещё и осваивать инструмент.Некоторые плагины нужны для визуала, некоторые добавляют очевидные кнопки и команды. А, например, Paste URL into selection добавляет фишку, о которой можно узнать, только если изучить плагин. А для чего нужен Advanced URI, я так и не понял даже после посещения документации и гугла, хотя у него 200к скачиваний.
harmakit Автор
11.12.2023 14:50А, понял, думаю разница в том, что я скачал Ideaverse для Mac, а вы для Windows.
Ну да, если базовые нужды не будут покрыты уже известным вам функционалом, то плагины помогут в его расширении.
> Paste URL into selection
Ну, имхо их названия понятно что плагин делает + это поведение ожидаемое, множество текстовых редакторов работают именно так.
> для чего нужен Advanced URI
Добавлет поведение ссылкам на заметки. Предположим, вы пишете предложение, и заранее делаете ссылку на заметку, которой еще нет. Пример:Вчера в [[Токио]] была такая жара, я чуть не умер
Заметка, которой еще нет –[[Токио]]
, будет подсвечена как ссылка, при нажатии на которую автоматически (из-за плагина) создастся заметкаТокио
в папке+
noanswer
11.12.2023 14:50Заметка, которой еще нет –
[[Токио]]
, будет подсвечена как ссылка, при нажатии на которую автоматически (из-за плагина) создастся заметкаТокио
в папке+
а разве это не делает обсидиан "из коробки"? единственное надо разобраться где создается эот новый документ/страница
harmakit Автор
11.12.2023 14:50А, сорри, моя вина. Мельком глянул описание плагина. Да, этот плагин предоставляет работу с апи обсидина через ссылки типа
obsidian://advanced-uri?...
Сомнительная полезность. На днях почищу плагины и обновлю репу. Спасибо!
hmail42
11.12.2023 14:50как вы переносили ваши заметки из
старого vault в новый Интеллектарий
harmakit Автор
11.12.2023 14:50Такой проблемы не возникло, т.к. старого vault у меня не было. Но я переносил дневник из Diaro, там проблем не было особо. ПРога выгрузила все в xml, написав пару скриптов я нагенерил .md файлов с нужным контентом и тегами и был таков
noanswer
11.12.2023 14:50старый (старинный), армоский серверок synology + resilio sync на всех устройствах включая телефоны + Obsidian... до обсидиана были каккие-то другие заметки с мarkdown, а до них notepad++ :)
мне эта комбинация зашла, resilio sync, потому что в тот момент когдла я выбилрал Synching или Resilio, resilio жрал меньше ресурсов на сервере с 500мб (!) памяти и на телефоне менше садил батарею... ну и быстрее находил ноды. так-же resilio пзволяет загружать дукументы по запросуа не хранить всю папку ну и имеет почти бесконечное количество версий на сервере/компах, если настроить.
noanswer
11.12.2023 14:50чего мне не хватает в обсдиане:
1. верхнего и нижнего индексов - не рисования крутых формул а только их
2. web клипинга
3. разных шаболнов на компе 27" и в телефоне 6", ну или я свой шаболн ещё не нашелxxxphilinxxx
11.12.2023 14:50А что сейчас для веб-клипинга используете? Тоже ищу решение получше. Сейчас пробую связку из браузерного плагина для SingleFile, который подсмотрел среди экспортеров в Archivebox, и Obsidian-плагинов HTML Reader и Importer. Действий, конечно, получается больше, чем хотелось бы - "сохранить страницу", "перенести в папку", опционально "конвертнуть html -> md", зато надежно. Еще, если руки дойдут, попробую накрутить хуки на Archivebox и включить его экспорт в синхронизацию; мб даже закидывание на скачивание сделаю через watch папки обсидиана как альтернативу браузерному плагину
noanswer
11.12.2023 14:50А что сейчас для веб-клипинга используете?
руками ;) основная проблема скачать все картинки и вставить их заново...
behemothors
11.12.2023 14:50по 2 пункту joplin умеет и он md based.
возможно, по сравнению с обсидиан он слабак (я обсидиан до этого момента не пробовал - теперь обязательно пощупаю), но в заметки он умеет оч. неплохо
Rafis
11.12.2023 14:50web клиппинг я использую расширение для хрома "MarkDownload - Markdown Web Clipper", он ещё умеет сохранять выделнный фрагмент текста, вручную переношу в папку обсидиана, в самой программе плагин Local Images Plus скачивает изображения по ссылкам, настроил клавиатурное сочетание.
Obsidian я использую как замену Onenote, не только короткие заметки, но и копии web страниц.
noanswer
11.12.2023 14:50в самой программе плагин Local Images Plus скачивает изображения по ссылкам
так MarkDownload - Markdown Web Clipper (для хрома) умеет скачивать картинки по ссылкам и ксасть их в папочку с именем документа... есть в чем-то подвох?
Rafis
11.12.2023 14:50Это для меня новость:-) так глубоко по настройкам не лазил, или раньше этой функции не было, надо будет попробовать.
С другой стороны, Local Images Plus скачивает изображения в нужную мне папку, я настроил одну общую папку для всех картинок всех заметок, всёравно, эта папка нужна оолько один раз.
Спасибо!
CrazyOpossum
Тоже недавно заметки на Obsidian перевёл. К сожалению, настольный клиент на электроне, и ссылки Obsidian не подходят для других markdown редакторов. Ну хотя бы так.
Поскольку я чужим облакам не доверяю, то синхронизацию сделал через Syncthing в своей VPN - крутая штука, всем советую.
lisper
https://habr.com/ru/companies/ru_mts/articles/705572/#comment_25012604