Автор статьи: Дмитрий Шоржин
Что общего между обществом анонимных алкоголиков, путешествием мага Рейстлина в фэнтези-романе “Soulforge”, “Кузница души”, отбором морских котиков в Camp Atterbury и сменой профессии с помощью онлайн-школы с целью заработка на жизнь с возможностью путешествий по миру и саморазвития? Необходимость приобретения новых наборов привычек — для жизни без алкоголя, обретения магической силы уровня “over 9000”, эффективных действий в ситуациях критического стресса и способности к масштабируемому и высокоплачиваемого труду.
Cогласно Transtheoretical Model (TTM) of Behavior Change за авторством James Prochaska и Carlo DiClemente в конце 70-ых существует 6 стадий прогресса в области приобретения привычки:
Предварительно наблюдение
На этой стадии вы смотрите на интересные вакансии с большой заработной платой, для которых у вас не хватает навыков, потом на социальные сети с известными людьми, потом пару роликов об успешном успехе на ютубе и ложитесь спать — ведь завтра на работу.
Наблюдение
На этой стадии вы уже посмотрели несколько видео с ответами на популярные вечные вопросы без ответа в целевой области — “Какой язык программирования лучше”, “Как быть эффективным” и обязательно про “синдром самозванца”. До попытки действовать по плану остаётся около 6 месяцев в среднем.
Подготовка
Выбор направления, подбор материалов и способов обучения. Вы ищете возможность освободить пару вечеров на ваше новое занятие и думаете о trade off — чем-то придётся пожертвовать. У вас появляется цель.
Действия
Именно на этом этапе первых шести месяцев занятия риск бросить начинание — самый большой. Здесь необходима система поддержки.
Поддержка
Становится проще поддерживать привычку, но цель — внедрить новую привычку использовать знания по назначению и находить источники новых знаний для избежания выгорания.
Терминатор (Termination)
Вы не можете перестать.
Так как теории уже очень много лет, то вот несколько наблюдений, как сделать приобретения привычки проще:
А. Все люди проходят эти этапы и для всех это сложно приблизительно одинаково. Нет ничего глупого, что вы один, два, три месяца и более не можете ничего решить, что делать и делать ли вообще — в среднем, это даже небольшой срок. Проживите первые три “унизительные” стадии по полной — они тоже часть новой привычки. Сходите по рекламной ссылке на очередной лендинг с обещаниями гарантированного успеха, послушайте очередного гуру, который точно знает простой путь к вашей мечте — это не стыдно.
Б. Для облегчения приобретения новой привычки используется очень простое правило — до пятой стадии “Поддержка” (т.е. первые полгода, плюс/минус) вы пытаетесь прожить с новой привычкой ещё один день и сделать это ещё один раз. Не надо решать глобальные проблемы и искать какие-то невозможно эффективные решения. Просто ещё одно выполненное практическое задание, ещё одна выполненная задачка под собеседование, ещё чуть написанного кода или сделанная презентация и ещё одна законспектированная лекция. Помните — прослушивание и чтение материалов это максимум 20% ваших знаний.
В. Каждый день будет становиться легче, а через полгода это испытание закончится — вы и дальше будете учить что-то про новые технологии (в этом смысл IT как направления), но это будет гораздо проще — потому что вы стали, в некотором роде, другим человеком. Человеком, который может.
При всей кажущейся примитивности (а я уверен, что подсознательно себя на каждой стадии представил каждый), это достаточно эффективный способ мышления о себе.
Что должен уметь продакт-менеджер? Обсудим компетенции менеджера по продукту на открытом уроке 21 марта в 19:00. В конце урока вы получите представление о необходимых навыках, которые стоит указать в своем CV или подкачать до выхода на рынок. Записаться можно на странице курса «Product Manager».
IsKaropk
Ромалэ, позолоти ручку! Чавела кушать хочет!