Миграция компаний в российские облака набирает активные обороты — по итогам 2023 года объем рынка облачных услуг в России показал прирост около 34% и достиг отметки в 121 млрд рублей. Такой спрос на облачные сервисы отчасти обусловлен погоней за преимуществами облаков: снижение порога входа в ИТ, повышение доступности современных инструментов и вычислительных ресурсов, упрощение задач администрирования и управления. Вместе с тем на пути к корректной миграции и желанным преимуществам компании нередко сталкиваются с непониманием принципов и особенностей работы в облачной среде.

Рассказываем, как эту проблему стараются решить облачные провайдеры, зачем нужны туториалы и кому важно их изучать. 

Гайды, инструкции и туториалы: зачем провайдеры учат пользователей


Каждый провайдер стремится, чтобы пользователи смогли начать работать со своим облаком нативно — с минимумом проблем, вопросов и «темных пятен». Чтобы достичь этого, поставщики услуг зачастую не ограничиваются проведением консультаций, а разрабатывают материалы для самостоятельного обучения, которые позволяют на примере реальных задач разобраться с возможностями и особенностями облака. 

Такие обучающие материалы могут содержать:

  • описание основных функций и возможностей облачного решения;
  • инструкции по настройке и использованию различных сервисов и ресурсов;
  • примеры использования облачных ресурсов для решения конкретных задач и проблем;
  • советы по оптимизации работы с облачными ресурсами;
  • руководства по безопасности и защите данных в облаке;
  • рекомендации по безопасной и максимально бесшовной миграции в облако с другой платформы.

Такие обучающие материалы могут быть оформлены в разных форматах. Например, в виде:

  • статей;
  • видеоуроков;
  • интерактивных обучающих курсов;
  • документации.

Например, обучающие материалы по работе с облачными сервисами на платформе VK Cloud представлены в виде бесплатного туториала. Они состоят из статей, видео, материалов для самостоятельного изучения, практических заданий и чат-бота в Telegram, к которым у пользователя есть доступ в любое время. При необходимости, ответы на вопросы также можно получить в рамках персональной консультации от специалистов технической поддержки.

Зачем пользователям «знакомиться» с облаком перед работой


Каждое облако уникально как архитектурно, так и с точки зрения доступных функций. Поэтому единых паттернов работы, применимых ко всем облакам, зачастую нет — даже условный опытный специалист, который 10 лет без проблем работал в Azure, может прийти в российское облако и столкнуться с непривычной функциональностью уже на этапе миграции. Дело в том, что принципы и особенности работы с каждой облачной платформой различаются.

По сути, изучение туториалов провайдеров — возможность избежать подводных камней, которые возможны в конкретном облаке. Причин изучать подобные материалы много. Вот основные из них:

  • Знание нюансов. Изучение туториала — возможность получить не абстрактные общие знания, а компетенции в работе с конкретной платформой. Например, в таких туториалах нередко можно найти информацию, как лучше настраивать сервисы, как обеспечить безопасность, какие конфигурации лучше выстраивать под конкретные задачи.
  • Полнота информации. Зачастую провайдеры стремятся вынести в туториалы максимум информации о наиболее востребованных сервисах. У каждого поставщика услуг они свои. Например, туториал VK Cloud охватывает полный цикл работы в облаке — от IaaS и PaaS (в том числе Kubernetes, инструменты для BigData, ML) до миграции и безопасности. Наличие таких комплексных материалов исключает необходимость в поиске «информации на форумах» или глубоко зарываться в техническую документацию — все самое важное собрано в одном месте и в удобном формате.
  • Экспертность. К разработке туториалов, как правило, привлекают топ-специалистов с большим опытом. Например, экспертами туториала по работе с облачными сервисами на платформе VK Cloud выступают архитекторы, инженеры, технические менеджеры продуктов, представители команды технической поддержки и не только. Изучение их рекомендаций — возможность перенимать знания у носителей экспертности.
  • Практические навыки. Часто в рамках обучающих программ провайдеров можно не только изучить теорию, но и закрепить полученные знания на практике. Таким образом, пользователь может провести полный тест-драйв платформы, хоть и в пределах заданных сценариев, и окончательно понять, подходит ли облако для работы. Практические задания есть и в туториале Cloud Native DIY.
  • Подтверждение знаний. По итогам прохождения туториалов многие провайдеры выдают сертификаты. Например, сертификат выдается после прохождения Cloud Native DIY от VK Cloud. Такой документ — подтверждение экспертности. Это особенно полезно специалистам, которые стремятся к карьерному росту или работают в компаниях-интеграторах и впоследствии будут оказывать услуги по миграции компаний в конкретное облако.

Не только новым пользователям: кому полезно изучение туториалов


Изучение обучающих материалов по работе с облачными сервисами на платформе конкретного провайдера полезно широкому кругу специалистов, независимо от их роли в команде. Например:

  • разработчики могут оценить возможности облачной платформы и доступный стек инструментов;
  • архитекторы — понять, насколько платформа подходит для выстраивания нужной ИТ-инфраструктуры;
  • ИБ-специалисты — насколько облако безопасно и надежно.

Условно всех бенефициаров такого обучения можно разделить на несколько больших групп.

  • Компании. Делегируя своим сотрудникам изучение особенностей облачной платформы, руководитель бизнеса получает возможность безопасно и без больших инвестиций (часто вообще без них) понять, подходит ли конкретная площадка для развертывания ИТ-инфраструктуры или запуска отдельных решений с учетом всех имеющихся критериев.
  • Действующие пользователи облака. Часто даже в процессе работы пользователи сталкиваются с типичными блокерами, проблемами или неясностями. В итоге такие «бреши в знаниях» могут приводить к нерациональному использованию облачных ресурсов, выстраиванию недостаточно надежной системы безопасности или сбоям на уровне взаимодействия между сервисами. Изучение облака, в котором работаешь, помогает исключить такие бреши и использовать возможности облака по максимуму.
  • Специалисты компаний, планирующих миграцию. Айтишникам, планирующим переход на новую платформу, гайд упрощает изучение ее нюансов и возможностей, позволяет разобраться с особенностями работы разных сервисов, например балансировщика, S3-хранилища, инструментов для управления IaC и ML. Для специалистов, у которых гайд является «первым контактом с новым облаком», изучение материалов, собранных провайдером, — практически единственная альтернатива «вгрызанию в официальную документацию».
  • Интеграторы. Специалисты, предоставляющие услуги по интеграции в облако, должны хорошо разбираться во всех «глубинных» нюансах. Причем это важно не только «технарям», которые будут «руками» выстраивать инфраструктуру, переносить данные и выполнять все настройки, но и пресейлер-архитекторам, которые должны понимать все возможности облака, чтобы доносить их конечным пользователям и говорить с ними на одном языке.

Офтоп: что важно понимать


Цели пользователей, изучающих обучающие материалы или даже выполняющих практические задания в рамках туториала, могут быть разными. Соответственно, справедливо, что их требования к содержанию и подаче материалов могут различаться. Вместе с тем и к самим «получателям» гайдов могут быть определенные требования. Наиболее распространенное из них — наличие базовых знаний. Логика довольно проста — провайдеру важно не рассказать, что такое Kubernetes, а объяснить, как именно выстроена работа с сервисами и инструментами на конкретной платформе. Например, для комфортного прохождения туториала Сloud Native DIY пользователям желательно знать основные принципы виртуализации инфраструктуры и работы баз данных.

Саммари


Облачные провайдеры стремятся сделать свои платформы максимально функциональными, а работу с ними — интуитивно понятной. Но даже в таких ситуациях без знания многих нюансов можно скатиться в хождение по лабиринту из ошибок. Причем даже значительный опыт работы с облаками других провайдеров может оказаться неприменимым. Поэтому не стоит пренебрегать изучением туториалов, которые провайдеры кропотливо собирали. Здесь стоит придерживаться правила: лучше потратить время на изучение гайда, чем на последующее устранение ошибок и самостоятельное копание в документации.

Комментарии (7)


  1. AlexeichD
    26.03.2024 12:01

    У меня небольшая фирма. Собственная CRM на 1Се, еще 7.7. Всё это крутится на Win 2008R и приносит пусть небольшой, но доход, уже много лет

    Озадачились выбором облачной платформы. Требования максимально простые:
    - 4 ядра 32Гб ОЗУ, 500 Гб SSD
    - накатить снапшот нашего сервера, созданный при помощи Acronics или disk2hd (Hyper-V)
    - обеспечить доступ к портам RDP через файрволл а лучше через VPN, с механизмом раздачи сертификатов пользователям

    Вот и всё, элементарная задача для маленькой фирмёшки из 10ти пользователей.

    И что вы думаете? Не можем найти ни одного облачного провайдера! Все они предоставляют по сути одно и то же - мы вам нарежем VPS под требования, а дальше сами. Ну и дадим примитивную панель, где вы будете смотреть свой баланс. Поддержка наша работает по принципу "не бей лежачего", я не я и хата не моя. Делайте, ребятушки, как хотите.

    Вот мы и делаем как хотим. И следовательно, выбираем по цене. И найдем VPS под наши требования за максимум 3 рубля в месяц))) и все эти ваши высокие материи - ну для кого-то другого точно. Привет)


    1. plohish
      26.03.2024 12:01

      Одно непонятно - зачем вам облако при таких вводных? Ваши потребности закроет даже банальный самосборный "типа сервак", не говоря уже про тот же микросервер за косарь-два валюты.


      1. AlexeichD
        26.03.2024 12:01

        Я этот вариант тоже рассматриваю. Сервак на авито 50 тыс. Поставить на него прокса и навиртуалить всего самому, ну или железку с VPN-ом, хотя их тоже хороших нет... Но и тут вопросы:


        - я уеду в отпуск сервак зависнет, что делать?
        - я уеду в отпуск сервак сгорит вместе с квартирой, что делать?

        Сервак штука хорошая, когда есть условно офис со стабильным инетом и серверная с охлаждением, да с противопожаркой.

        На мой взгляд, потребности небольших компаний как раз должны закрывать поставщики VPS решений, иначе кому и зачем они нужны? Арендовать по 100 ядер под мега проекты с кибернетисом, балансировщиками, S3-хранилищами, ну не уверен, что это прямо очень сильно востребовано


        1. plohish
          26.03.2024 12:01

          Арендовать по 100 ядер под мега проекты с кибернетисом, балансировщиками, S3-хранилищами, ну не уверен, что это прямо очень сильно востребовано

          как раз востребовано, ибо можно арендовать на время и когда мощности станут не нужны - отказаться. а своё мощное покупать и держать "на всякий случай" - дорого.

          - я уеду в отпуск сервак зависнет, что делать?

          нормальные сервера имеют возможность удалённо их перезагрузить (даже те же микросерверы). и как минимум эникейщик на подхвате должен в таком офисе быть.

          - я уеду в отпуск сервак сгорит вместе с квартирой, что делать?

          ну для этого существуют системы пожаротушения. если ваш офис квартирного типа - тогда в принципе непонятно чего беспокоится, у вас и так всё печально. а если в офисном здании - обычно там есть серверные, куда можно и свой сервак поставить за небольшие деньги.

          ну и про остальное - вы верно мыслите что надо север в облако выводить. но надо понимать что подобные мелкие клиенты для такого хостинга будут убыточны, если им начать предлагать такого рода услуги. либо ценник будет такой, что сразу будет возглас "зажрались".


          1. AlexHeyy
            26.03.2024 12:01

            Сразу видно, что вы далеки от бизнеса и от понимания проблем клиентов в целом_)) только без обид, ладно?

            У малышей сегодня любое телодвижение это затраты. Какая противопожарная система в квартире, дружище, ты чего?) какой эникейщик? У меня была фирмешка я сам ездил на садовод за штанами, потом в Китай за железками. В перерывах перегружал сервер в офисе сам.

            Я в целом согласен с AlexeyD. Облачники все сплошь бездельники, мы всё это проходили. Да и когда сто ядер покупаешь отношение точно такое как у mtscloud, когда у них накануне всё рухнуло. Почитайте тот же Хабр, что о вас пишут люди


    1. orki
      26.03.2024 12:01

      У большинства провайдеров есть команды для перевоза подобных проектов в свои облака, вопрос лишь в цене.

      Перетаскивать в облако провайдера вашу винду никто не будет, вариант лишь - вы поднимаете машину, например, с проксмоксом в облаке провайдера и туда тащите ваш снапшот.

      И тут уже возникает вопрос про цену и целесообразность такого сетапа.
      4 ядра 32Гб ОЗУ, 500 Гб SSD - у селектела это 15к в месяц за ресурсы на виртуалку с линуксом.

      Даже если это вас устроит, перевезти туда вас - 1-3 дня, компании это будет стоить 15-45к (стоимость времени работы админа, который этим будет заниматься), но вам еще нужен саппорт... и уже здесь слишком велика вероятность что проект для провайдера перестанет быть прибыльным даже на горизонте в год.


      1. AlexeichD
        26.03.2024 12:01

        я и говорю, бабки никому не нужны, все сидят и ждут когда к ним придет сбер и купит стопицот ядер)))

        Да, и сисадмин, кто с меня сдерет 45к за два часа работы disk2hd плюс потом минут 40 подцепить .vhd к виртуалке, такой у меня на фирме проработает ровно 5 минут)))

        ЗЫ 15 тыс в месяц у Селектела окупается влёт, уж поверьте. Ибо распилить сервак за 1млн 64 ядра на 16 таких как я, это полтора месяца окупашки)) Окей, они скажут что ЦОДД=Tier3 а кондеи у них Дайкин)) плюс откаты электрикам на соседней подстанции. Три, хорошо, четыре месяца окупашки))