image

Всё начинается с потребности в какой-то продукции. Умные люди рассчитывают, сколько этой продукции нужно, в каких местах её имеет смысл производить — и после этого ищут допустимые места для стройки. Решение зависит от имеющихся ограничений, но в большинстве случаев само здание проектируется вокруг основного оборудования.

Например, трубопрокатный цех и трубоэлектросварочный цех для меня отличаются верхнеуровнево только центральной линией. С 1960-х годов в основном оборудовании мало что поменялось, всё просто обрастает новыми приводами, автоматизацией, двигателями, вспомогательными механизмами, роботами и т. п. И по большому счёту всё типизировалось до повторяемых блоков — линия контроля качества практически везде одинаковая, отделка тоже, погрузка-хранение-отгрузка тоже.

После понимания, какое оборудование нужно, где его поставить, что, куда и в каком количестве подвести, рождаются основные технические решения. Дальше первоначальный расчёт бюджета, с которым большие дяди идут к ещё большим дядям за деньгами.

Затем будущее здание разбивается на сотни подсистем и начинаются сначала предпроектные, а потом проектные работы. Моя задача — следить за тем, чтобы все нужные части технической и программной инфраструктуры, во-первых, не забыли, а во-вторых, чтобы они соответствовали нашим требованиям и были правильно вписаны в существующую ИТ-архитектуру.

Дальше осталось только построить


Составляется график проекта или проектов (подпроектов), всё это дело утверждается.

И начинается довольно нудная и кропотливая работа, состоящая по большому счёту из четырёх этапов: проектирование, тендер, закупка, стройка. То есть по изначальным требованиям (ОТР) или техническим условиям, выдаваемым уже внутри проекта, проводится проектирование, далее идёт обработка замечаний, если таковые имеются, и согласование. Если не вдаваться в подробности, далее всё это дело тендерится, что нужно покупается — и строится.

Эта цепочка работает во всех случаях и на всех объектах, со своими нюансами. Сама команда тут уже состоит классически из проектировщиков, строителей и службы заказчика, которая, собственно, и формирует требования к выполняемым работам, следит за их выполнением. Костяк этой службы — обычно те люди из предпроекта, которые и прорабатывали ОТР.

Средние сроки реализации от идеи до готового производства — от 3 до 6 лет, в зависимости от объёмов и масштаба производства.

Проекты такого масштаба, как правило, управляются методом параллельного проектирования. Упрощённо, происходит разбивка по блокам (основное здание, вспомогательные здания, дороги и т. д.) и каждый блок управляется по классической каскадной модели. Гибкие методы проектирования применяются либо там, где подсистемы совсем маленькие (и то редко), либо когда начинаются какие-то сюрпризы. Обычно всё идёт чётко от вехи к вехе, но бывают и накладки, когда приходится прибегать к временным решениям.

Моя работа


Собственно, я руководитель проекта в технической команде, которая занимается ИТ-частью, совсем небольшой в масштабах всей стройки.

Условно, у меня такие типы задач:
  1. Понимать, что хочет заказчик и корректировать решения в ИТ-части.
  2. Планировать и управлять бюджетом ИТ.
  3. Обеспечивать разбивку задач по командам и координировать работы.
  4. Выдавать технические условия (ТУ) для проектировщиков.
  5. Составлять ТЗ для поставщиков.
  6. Проверять, что предложенное ими решение — это именно то, что мы хотели. А не то, как можно обойти формулировки ТЗ либо немножечко деградировать.

Работа с проектировщиками


Технические условия к проектировщикам обычно достаточно типовые и содержат требования к оборудованию и к общей организации сетей. Нам не совсем важно, какое оборудование мы подключаем к нашим сетям (контроллеры автоматизации, пожарная сигнализация, системы контроля управления доступом, приборы учёта и т. п.) — нам важно, чтобы это было сделано по правилам, где-то это медный кабель, где-то оптический, а иногда будь добр и коммутационный узел предусмотри.

В целом проектные организации, которые с нами работают, и так всё знают, и нам, кроме как говорить по срокам и решать мелкие коллизии, мало что остаётся. Как пример такой коллизии — перенос колодцев кабельной канализации, когда из-за изменения расположения внутриплощадочных дорог, они оказались на бордюре.

Работа с комплексными поставщиками


Эти ребята поставляют котельные, компрессорные, периметральные сигнализации, КПП и в общем всё то, что не относится к основному производству. Они всегда хотят продать своё типовое решение. Лучше всего — готовую коробку, которую поставщик много раз кому-то продавал и ставил. С коробкой чаще всего есть проблема: она нам не подходит.

Простой пример. Вот мы строим котельную у цеха. Поставщик хочет поставить контроллеры на оборудование, свести телеметрию с них на сервер (это в его понимании обычный десктопный компьютер с рабочим местом оператора) и сдать в таком виде.

Мы хотим видеть каждый контроллер в нашей сети. Сервер у нас стоит в серверной и резервируется, а вся телеметрия и управление выводится в диспетчерскую систему на диспетчерский пункт соответственно.

То есть мы:
  • Стучим не в сервер котельной как в «чёрный ящик», а непосредственно видим всё её оборудование у себя и можем всё администрировать сами.
  • Накладываем свои требования по архитектуре, в частности, по резервированию и отказоустойчивости. Мы не даём поставщикам городить свои сети с огородом неуправляемых коммутаторов, а просим использовать наши инфраструктурные решения.
  • Накладываем свои требования по информационной безопасности, чтобы нас, условно, не взломали через термометр. Это, кстати, тоже часто ведёт к некоторым изменениям проекта.

Соответственно, поставщик чешет голову и начинает предлагать варианты. Моя работа — понимать, что его предложения не противоречат нашим стандартам, или предлагать некие компромиссные решения.

Иногда появляется специфическое оборудование, например, какая-то особенная камера в зоне техпроцесса, тогда мы очень подробно обсуждаем требования к ней и вместе выбираем решение.

За последние годы в самой технике мало что поменялось, ни методология, ни архитектура не устаревают годами. Меняется конкретный состав оборудования, меняются поставщики, и по каждому надо понимать особенности. Были заходы в новые технологии, например, пробовали на одном из объектов достаточно массово внедрять беспроводные сети, но очень быстро узнали, что если надо надёжно — всё равно нужен кабель.

Работа с нежелезной частью


Кроме всей физической, новое производство должно обрастать и программной инфраструктурой. Это ERP, MES, диспетчеризации, различные вспомогательные системы. Тут мы будем планировать, вести учёт производства, выпускать сертификаты на продукцию и просто банально учитывать огнетушители и измерительный инструмент.

Здесь работа идёт бок о бок с экономистами, технологами, планировщиками, происходит описание предельных структур, прорисовываются маршруты движения продукции, то есть — что, где, как производится и куда это потом может пойти. На основании этого появляется понимание, с какими смежными системами будет происходить взаимодействие. И составляется список интеграций — не вручную же нам вводить данные.

Тут моя функция больше модераторская и координационная, я просто не мешаю архитекторам и заказчикам обсуждать умные вещи, даже на не всегда мне понятном языке. Главное, чтобы всё было в срок и никак не повлияло на смежные части проекта. Кого-то пнуть, а кого-то, возможно, тормознуть с инициативами.

Заключение


В больших стройках, как и везде, самое важное — это люди и умение находить с ними общий язык. Многое решается в курилках, в коридорах иногда на повышенных тонах, а иногда и с крепким словом и не всегда на родном языке.

Я восхищаюсь людьми, с которыми работаю. Наши технари докапываются реально до каждого болтика в огромном агрегате ещё на этапе составления требований и знают, как должно быть и как будет. Есть руководители направлений, которым можно рассказать про вопрос и точно знать, что он решится, есть отличные технические архитекторы, технологи, программисты и другие специалисты.

И очень рад, что на смену картины развалившихся промышленных объектов приходят новые стройки. Жаль, что мы много потеряли в 90-х, и очень хорошо, что сейчас создаём новое.

Сейчас, проезжая мимо одной из промзон, я вижу не бетонные стены с проваленной крышей, а наши современные цеха, там идёт производство, там работают люди. И там есть часть моей работы.

Комментарии (14)


  1. Zenitchik
    09.04.2024 11:45
    +2

    Я тоже айтишник. Но учился - на инженера.

    Цехи.


    1. Pardych
      09.04.2024 11:45

      А точно не на средневекового ремесленника? :) Это у них только один вариант правильный.


    1. Vlagor
      09.04.2024 11:45

      Открой окно


  1. totalmmaru
    09.04.2024 11:45
    +1

    Кайф, интересная работа


  1. oleg_rico
    09.04.2024 11:45
    +2

    Большое спасибо, но слишком общее всё написано. Какой-нибудь детальный пример из практики разберите пожалуйста, будет очень интересно.


    1. AnSt
      09.04.2024 11:45
      +3

      Согласен, тоже хотелось бы поподробнее.


    1. spb13 Автор
      09.04.2024 11:45
      +1

      Вас интересует что-то конкретное, вопросы стройки, контрактования, внедрения информационных систем? Просто, на самом деле, работа довольно большая, но стандартная, и если все хорошо, то по большому счету рутинно, веселье начинается когда, кто-то что-то где-то когда-то забыл... Ну и часть информации, соответственно, не подлежит разглашению.


      1. oleg_rico
        09.04.2024 11:45

        Любой случай будет интересен в деталях.


        1. spb13 Автор
          09.04.2024 11:45
          +1

          Можно попробовать описать этапы отдельно отдельными постами. Именно кейсы описывать не совсем корректно, каждый случай индивидуален - это либо простой рабочий момент с пересогласование документации, объема монтажа или поставки, ну или недоработки/ошибки имеющие фамилию имя и отчество (название юр.лица).


  1. Ksv21
    09.04.2024 11:45
    +1

    Уже есть пример строительства новвз цехов. Но необходимых работников с узкой специализацией не набрали в выбранном регионе и теперь ..... Собираются отдавать госзаказ действующему давнему предприятию с целью перекупать у них и ... Одни маты на такой менеджмент от....


    1. spb13 Автор
      09.04.2024 11:45

      кадровый вопрос всегда остро стоит при подобных стройках, мы, как компания, привлекали часть специалистов с внешнего рынка труда и не только из России.


  1. AI_Anatomy
    09.04.2024 11:45

    Как дорасти до такой же должности, что и у Вас? Как Вы начинали, какой путь прошли? Было бы интересно узнать


    1. spb13 Автор
      09.04.2024 11:45

      Ответ наверное будет банальный - работать чуть больше чем нужно) и попасть в струю. По большому счету это было стечение обстоятельств, но с непосредственно с моим участием. Начинал банально - в 2008 году пришел в поддержку (эникей) большого завода, потом в 2011 работа "в смену", где основная часть пользователей уже не офис, а цех. В 2016 году нас выделяют в обособленную группу руководством построением процессов в котором занимаюсь я. Делее набираю себе все больше функционала. В 2018 2020 годах из-за оптимизаций мне достаются еще несколько групп, где шлифуются процессы выстроенные предшественниками. И в 2020 году мне предлагается пойти менеджером в стройку цеха, так как нужен был контроль со стороны ИТ, тут уже нет подчиненных есть только процессы, которых нет))). Пандемия, удаленка, выстраивание взаимодействие внутри команды, зарабатывание имени делее уходит РП на повышение и мне дают второго, погружаю его в процесс и почти сразу, он покидает компанию, был вопрос о выделении еще одного РП, и там я сказал, что мне проще самому все довести нежели еще тратить несколько месяцев времени на очередное погружение. Ну и вот сейчас я здесь. Сейчас идут еще 3 большие стройки с моим участием)


  1. KeHryPy
    09.04.2024 11:45

    Очень интересно , но ничего не понятно. По описанию тс , это всю жизнь были слаботочные сети , автоматический комплекс и диспетчеризация. Теперь это it , хоть знать буду