Привет! В этой статье я расскажу, как на протяжении уже 2,5 лет делаю дайджесты внутри компании: в них я рассказываю, где наши ребята выступили, какие митапы мы организовали, где и какие были стенды и кем и какие статьи написаны тут на Хабре.

Расскажу зачем я это делаю, на что это влияет и почему вы тоже можете этим воспользоваться. Статья, конечно, в большей степени для тех, кто занимается деврел-активностями или как раз хочет попробовать, но и руководителям она будет полезна.

Дисклеймер про меня и мои личные мотивы

Мне очень важно делиться. Особенно радостью. Особенно восторгом. Особенно тем, чем я восхищаюсь. Равно как меня восхищает киноиндустрия, меня восхищают и люди, с которыми я работаю или просто где-то познакомилась. Поэтому для меня было абсолютно естественно воспользоваться инструментами, которые есть в компании, чтобы начать рассказывать про коллег вокруг и что они делают.

Как я начала

В 2017 я работала тестировщицей в команде инфраструктурной разработки. Мне казалось, что я работаю бок о бок с невероятными людьми и мне нужно всем про них рассказать. И про то, что мы делаем надо тоже всем рассказать, ведь они не знают.

Я предлагала команде участвовать во внутренних системах признания типа «Одобрено Контуром», а мне говорили «Да ничего особенного ж не сделано. Вон просто напиши “спасибку*” на личной странице человека».

Спасибка*

В нашей корпсетке Стафф у каждого сотрудника есть личная страничка. На ней можно узнать чем занимается человек, кто его руководитель, за что его благодарят и за что выдают ачивки.

Я так и сделала.

НО МНЕ ЭТОГО ОКАЗАЛОСЬ НЕДОСТАТОЧНО

И я решила, что буду писать статьи в сообществе нашей команды о фичах, которые мы делаем и о планах на будущее. И, главное, буду упоминать там всех причастных благодаря кому эти изменения происходят.

Потом я стала руководителем команды и считала это уже некоторой своей обязанностью — делать работу своей команды прозрачной. Мне было важно, чтобы Контур знал, кто именно делает крутые штуки и, например, провернул отказ от поддержки старых браузеров.

Но так же важно было показать самим разработчикам, что это их заслуга и, что это они двигают разработку компании вперед. Мол «Смотрите какие вы крутые. Вы не просто код пишете!»

Как это стало работой

В мае 2021 года я стала devrel-специалисткой и начала заниматься всякой разной работой. Подробно можно почитать в моей прошлой статье, но если кратко, то я готовила митапы, конференции, помогала ребятам делать их доклады, писать статьи и вообще делиться своей экспертизой с внешним миром.

И когда кто-то где-то выступал, я старалась зафиксировать это в нашем сообществе Технологии в Контуре всё в той же корпсетке Стафф.

Три наши спикерки попали с докладами на конференцию Podlodka TeamLead Crew
Три наши спикерки попали с докладами на конференцию Podlodka TeamLead Crew

И спустя пару месяцев работы и разрозненных новостей о выступлениях разработчиков я просто решила, что у нас должен быть дайджест со всеми событиями, в которых были замечены наши ребята. С октября 2021 года он выпускается каждый месяц.

Как это стало точкой коммуникаций с внутренней аудиторией

Я выпускала дайджест за дайджестом, у кого-то брала комментарии, если это было их первое выступление, как сталкер ходила по сообществам конференций в VK и искала фотографии наших спикеров. Выпрашивала у организаторов еще не выпущенные в публичное пространство записи докладов под честное слово, что покажу только внутри компании.

Так я случайно повысила спрос на участие в брендовых активностях. Но вообще не создала предложение. И мне говорят: «Вот бы еще дайджест конференций! И вообще событий, на которые можно податься». Идея отличная и я сразу же ее сделала.

А что внутри?

В итоге я стала выпускать ежемесячно два дайджеста: ~15 числа «Конференции, на которые мы ищем докладчиков», в последних числах «Дайджест. Такого-то месяца». И в том и в том была анкета для записи в активисты.

Как развивались дайджесты

При подготовке дайджестов всё имело значение. На обложках всегда (на самом деле на парочке первых красовалась моя кошка Котлета) были наши спикеры. Внутри смешнючие коты или еще кто-нибудь кто придет мне в голову. Я мастерски освоила доставание стикеров из телеграма. Освоила в какой-то степени фигму, чтобы начать делать обложки чуть более интересными.

Примеры обложек

Так мы прожили с осени 2021 до весны 2023. И в марте прошлого года я предложила нашему контент-продюсеру снять видео-версию дайджеста. А что? Студия для съемок у нас есть. Аудитория — внутрянка. Я сама пишу дайджесты, Даня сам их монтирует как хочет.

И мы выпустили пилотную серию. Только внутри Контура. Эффект был ошеломляющий (есть вероятность, что я преувеличиваю, потому что меня довольно легко привести в восторг). Всем так понравилась видео-версия (при наличии текстовой), что стало понятно — надо продолжать.

Как выглядел дайджест и комменты под ним (оооочень большой скриншот)

Следующий дайджест мы так же сняли только для внутрянки, но лояльные ребята начали спрашивать «А когда наружу?»

Наружа это совсем другое дело. Надо иначе говорить, не использовать локальные шуточки и вообще добавлять много пояснений. Так мы решили делать два видео-дайджеста. Некоторые моменты я перезаписывала для наружки, некоторые писались только для сотрудников.

Но куда выпускать? Сразу в Ютуб? Как-то страшно было и первые два мы выпустили в телеграме. Да-да. Вот так прям файлами по 500мб. Первый и второй.

Так дайджест стал выходить уже на двух площадках: Стафф и телеграм-канал.

Вот только выпускать два разных дайджеста да еще и в два разных канала это запарно и для сценария и, в особенности, для монтажа. Поэтому мы приняли решение снимать один единственный и заливать сразу на ютуб. Итого у нас одна версия на три площадки: Стафф, телеграм-канал, ютуб-канал.

Вы можете резонно спросить: зачем так запариваться и выпускать наружу такой контент? А я отвечу:

  • точно не ради роста подписчиков — внешней аудитории не то, чтобы сильно интересно кто у нас где и что рассказал

  • точно не для закрытия вакансий — ну тут просто звёзды должны сойтись, чтобы человек увидел дайджест и такой «Господь. Я должен работать у этих ребят. Уж слишком крутые мемасы в дайджесте»

  • но точно для повышения любви сотрудников к своей компании и людям в ней.

Так что можно смело говорить: дайджесты хоть и внешние — аудитория их всё равно внутренняя.

Что я преследую своими дайджестами

Тут всё довольно очевидно. Я надеюсь, что:

  • сотрудник увидит себя в дайджесте и, даже если не похвалит, то отметит тот факт, что его похвалили. И надеюсь, он или она это запомнит

  • сотрудник А увидит в дайджесте своего коллегу сотрудника Б и похвалит его. Или, как минимум, подумает «а он/она молодец!»

  • сотрудник увидит как пишут про выступающих и авторов статей и подумает «Хмммм. Но я ведь тоже, наверно, так могу. Стоит попробовать» (и он попробует. Я точно знаю. Не сразу, не через месяц, но через год он или она придут к вам со словами «Я готов/а замутить что-нибудь крутое!»

Люди любят смотреть на себя. Все мы в той или иной степени нарциссы. Нам нравится, когда про нас говорят и хвалят. А я ПРОСТО ОБОЖАЮ ЭТО ДЕЛАТЬ: говорить и хвалить. Хлебом не корми дай рассказать какие у нас ребята классные.

Людям нравится чувство сопричастности к чему-то классному на их взгляд: «Мои коллеги выступают на DotNext и Frontend Conf», «Моя компания делала стенд на Heisenbag и PyCon!» Вы в комментариях, возможно, попробуете меня в этом разубедить, но это бесполезно, потому что эти фразы я слышала из первых уст, а значит они существуют и кто-то точно так думает.

Я убеждена, что людям нужно рассказывать и показывать что они делают. В стопках задач, в рутине, в бесконечном цикле разработки совершенно теряется представление о том, чем человек занимается. Всё сливается в единый поток и работа кажется просто написанием кода или прорисовкой интерфейсов. Мы — деврел-специалисты (и руководители команд) — можем помочь им увидеть свою деятельность (а кому-то и прокачать личный бренд).

Что делать

Если вы не деврел-специалист, но инструмент вам понравился, то начать можно точно так же как я. С рассказов про успехи команды разработки. Или, наоборот, про какие-то лютые истории провала и выводы из них. Про изменения в отделе: кто пришел, кто ушел, а кто вырос в сеньора. Про переход на новые инструменты или важный для компании рефакторинг. Главное выводить ребят из тени — везде писать кто конкретно это сделал.

Вот, например, наши тестировщики выпускают квартальные статьи
Вот, например, наши тестировщики выпускают квартальные статьи

Необязательно называть это дайджестами. Это может быть любой другой формат, который вам приглянётся. Это может быть аудио или видео-подкаст. Да хоть печатная газета.

Если же вы в деврел-отделе, то я вот прям настоятельно рекомендую вам завести практику дайджестов. Потому что есть еще некоторое количество хороших побочных штук:

  • люди сами приходят к вам и рассказывают где и с чем выступили — в следующий раз вы поймаете их раньше, выдадите футболку и поможете сделать презентацию симпатичнее

  • у вас точно всё будет зафиксировано в анналах истории. А когда какой-нибудь руководитель спросит, что делали мои тестировщики весь этот год для бренда? А ты раз и откроешь все свои дайджесты, а там уже всё зафиксировано.

  • появится чувство какого-то контроля, прозрачности и, возможно, это запустит системные процессы по переделыванию презентаций, устраивания фотосессий для самых ярких ваших звёздочек, найма тренера по выступлениям и поиск главного редактора для Хабра.

Кто знает :)

Комментарии (9)


  1. Itimora
    01.05.2024 19:19
    +11

    Вы это делаете, потому что когда-то придумали эту задачу и завязались на ней, чтобы не потерять работу и имитировать свою нужность. Точно так же, как это делают сотни тысяч ребят в ИТ и вне ИТ, менеджеров по..., маркетологов, пиарщиков, эйчаров, деврелов, СММ. Я слона сожрала в корпоративных коммуникациях и могу смело сказать, что это всё - лицемерие и ложь, всем плевать на успехи других, команды сплочены крайне редко. Для сотрудников дайджесты и новости о команде - в 99,9% случаев обязаловка, за которую им тихо пояснили, что это способ выпендриться перед боссом или не выглядеть хуже других. Один хороший рабочий мозговой штурм (например, по новой фиче) сплачивает в сотни раз круче, чем новостная лента корп портала. А мы все (да, чёрт, и я такая!) сидим и боимся за свои места, поэтому придумываем всё новые и новые бессмысленные задачи, нагружая при этом коллег.

    Статью плюсанула, из-за болезненной солидарности. Вы счастливая, если до сих пор верите в свою нужность. Завидую.


    1. dyadyaSerezha
      01.05.2024 19:19

      Хотел написать похожее, но постеснялся)


    1. pikhnova Автор
      01.05.2024 19:19

      Есть такой подход в спорах, когда ты выходишь из поля темы обсуждения и пытаешься доказать человеку, что его мнение в принципе невозможно, а значит и то, что он потом говорит не имеет никакого смысла. Например, в обсуждениях на политические темы часто можно услышать «да тебе просто промыли мозги» и человек неизбежно начинает защищаться и говорить, что его источники информации правдивые и спор переходит в плоскость «а в своем ли уме вообще собеседник и стоит ли с ним что-то обсуждать?» Вы прибегли как раз к такой схеме. В самом начале своего комментария вы обесценили всю мою статью (и опыт в ней) поставив под сомнение мою роль, работу, честность. Хороший ход. Вероятно, у вас очень болит и ваш предыдущий опыт оставил неизгладимый отпечаток на картине мира. Мне остаётся вам только посочувствовать и пожелать хороших рабочих мозговых штурмов ;)


  1. dyadyaSerezha
    01.05.2024 19:19

    Уважаемая авторка Даша, прошу похвалить меня и срочно выдать мне футболку. А то уже тепло на улице.


    1. pikhnova Автор
      01.05.2024 19:19

      Хотела бы похвалить вас за виртуозную токсичность, но, к сожалению, пока только троечка с минусом. Так что есть куда расти, чтобы получить футболку! ;)


  1. velon
    01.05.2024 19:19
    +1

    В малых компаниях наверно не зайдёт, - и так все всё знают. А в больших, наверно, вещь полезная.

    Я когда в последний раз работал в относительно крупной (около 700 человек) конторе, тоже любил ходить на конференции ежегодные - хоть раз в году посмотреть чем люди занимаются за пределами твоего отдела,

    У нас дайджеста не было, вместо дайджеста у нас были коллеги, которые за чашкой чая рассказывали последние сплетни - заполняли собой вакуум, ходячие дайджесты, но я бы их на видео не променял.


    1. pikhnova Автор
      01.05.2024 19:19

      Да, всё так. В статье я привожу пример квартальных статей от тестировщиков. Раньше их не было, просто потому что ты и так мог дотянуться до любого конца функциональной зоны тестирования и знал все новости. Но с ростом компании, с ростом удалённых сотрудников — дайджесты для ребят стали необходимостью. Например, у мобильщиков нет дайджестов. потому что они сидят в одном пространстве :D


      1. velon
        01.05.2024 19:19

        Зато может их коллегам из отдела тестирования было бы интересно чем мобильщика заняты, разве не в этом смысл?

        Я бы новости своего отдела вряд ли читал, ну может только по диагонали - и так наскучило.

        А вот есть ли жизнь на другом конце - интереснее, почти как в сериале "разделение": когда все, рассказывали про коллег из других отделов небылицы, пока случайно с ними не встретились.


        1. pikhnova Автор
          01.05.2024 19:19
          +1

          (о божечки, я обожаю «Разделение». жду второй сезон)

          Коллегам точно интересно. Для этого у нас бывают внутренние конференции от функций, отделов, подразделений, на которые может подключиться любой желающий. А еще раз в год проходит общая конфа всей разработки.

          Но да, ты прав. Именно это и побудило меня в первый раз написать статью про то, что мы делаем в инфраструктурной команде. Повышение узнаваемости нашей работы помогало снижать количество велосипедов.

          А про новости своего отдела -- тут зависит от того, сколько ты лет в компании и какого размера отдел :)