Всем привет! Мы уже много писали про разработку корпоративного портала НЛМК, которым пользуются больше половины сотрудников нашей большой компании. Сейчас хочу рассказать какие существуют дополнительные инструменты оповещения пользователей, которые мы кастомно настроили на портале, чтобы повысить вовлечение: новостная лента, корпоративное телевидение, онлайн-трансляции, Push уведомления и e-mail рассылка.

На связи НЛМК-ИТ и ведущий системный аналитик в области PHP/Bitrix – Александр Александров. Всем известно, что существует множество каналов внутренних корпоративных коммуникаций: рассылки, чаты, печатные газеты, телевидение, стенды в подразделениях, очные собрания в коллективах (таунхоллы), мобильные приложения и даже скринсейверы часто используют как рекламную поверхность или способ связи с сотрудниками. Почему я буду говорить только о портале и связанных с ним системах? Потому что эта платформа помогает бизнесу решать сразу две важные задачи:

  1. Оперативное или срочное информирование сотрудников

  2. Повышение лояльности и вовлеченности команды

В этих задачах, на мой взгляд, и есть главное отличие и преимущество портала от всех остальных каналов.

Ранее мой коллега Тарасов Сергей уже рассказывал о рецепте приготовления одного из масштабных проектов ГК НЛМК – Единый Корпоративный Портал (ЕКП или далее просто «портал»). Я же хочу подробнее остановиться на сервисах и инструментах, с которыми мы взаимодействуем ежедневно, и поделиться нашим опытом прямой трансляции на сотни экранов компании.

Поехали!

Новости на портале

Первый сервис, о котором хотелось бы рассказать – новостная лента портала, ее читают ежемесячно свыше 30 тысяч человек. Кроме того, по результатам ежегодного корпоративного исследования, портал Группы НЛМК вот уже несколько лет по мнению сотрудников остается главным источником информации.

Каждый день служба внутренних коммуникаций публикует новости о важных событиях и изменениях. Поток новостей у нас стремительный – не менее 250 материалов в месяц. Каждая новость имеет привычный функционал – комментарии, лайки, просмотры, репосты, избранное.

Предлагаю рассмотреть более подробно сам процесс публикации новостей.

  1. Подготовка материала

    Редактор (сотрудник PR-службы) собирает необходимую информацию о событии для новости. Материал может включать в себя текст, фото, видео, инфографику, файлы, встроенные опросы и многое другое.

  2. Создание новости

    Используется специальная форма для создания новости с необходимым набором полей. В ней указывается заголовок, краткое содержание (анонс) новости, детальное описание, дата публикации и другие детали, необходимые для понимания события, например, хештэги.

    Рисунок 1.1. Форма для создания новости
    Рисунок 1.1. Форма для создания новости
  3. Оформление новости на портале

    Выбирается новостная рубрика, в которой будет опубликована новость. Затем переносится текст в созданную публикацию и к ней прикрепляются все необходимые медиа-материалы.

  4. Добавление дополнительных деталей

    При необходимости можно добавить дополнительные сведения к новости, такие как ссылки на связанные документы или ресурсы, информацию о связанных событиях или проектах и т.д. А также есть возможность вывода новостей на экраны КорпТВ (подробнее об этом в статье ниже).

    Рисунок 1.2. Выбор функционала для вывода новости на экранах КорпТВ
    Рисунок 1.2. Выбор функционала для вывода новости на экранах КорпТВ
  5. Видимость новости

    У каждой публикации реализован расширенный функционал по управлению ее видимостью для читателей: по городу, по предприятию, подразделению, по должности сотрудника и т.д. Это огромный плюс для внутренних коммуникаций, поскольку когда у компании ежемесячно 250 информационных поводов, важно научиться показать не всю ленту, а только необходимое каждому из сотрудников.

    Рисунок 1.3. Функционал указания видимости новости
    Рисунок 1.3. Функционал указания видимости новости
  6. Публикация новости

    После завершения всех этапов оформления и добавления деталей, нажимается кнопка "Опубликовать", чтобы новость стала доступной для тех сотрудников на портале, которые находятся в поле «Видимость».

Еженедельная рассылка новостей

Возможно многие зададутся вопросом: зачем об этом рассказывать, очевидно же, что еженедельную рассылку легко сделать вручную с помощью любого почтового клиента…

Но я хотел бы поделиться инструментом, который автоматически генерирует рассылку на основе динамически изменяющихся блоков (новости, блоги и т.д.).

Многим известно, а особенно тем, кто занимался версткой писем под различные почтовые клиенты, что этот процесс не самый тривиальный и любое изменение информации или какого-либо блока может поломать всю верстку. Как раз данный сервис позволяет нам снизить влияние человеческого фактора и ускорить процесс создания шаблона для итоговой рассылки.

С помощью конструктора писем можно предварительно задать блоки информации, которые будут включены в каждую рассылку. Например, блок с новостями, блок с вакансиями, блок с назначениями и т.д. Каждый блок имеет свой уникальный дизайн и настройки, которые можно скорректировать в соответствии с требованиями.

Сотрудники, ответственные за создание рассылок (все та же служба внутренних коммуникаций), могут легко выбирать нужные блоки и управлять их расположением в письме. Они могут также добавлять новые блоки или удалять существующие в зависимости от того, какая информация требуется в рассылке на данный момент.

Важным преимуществом сервиса-конструктора является возможность автоматического обновления информации в сервисе. Теперь, когда данные на портале обновляются, они автоматически отображаются в соответствующих блоках рассылки. Это позволяет нам быть уверенными в актуальности информации, которую получают подписчики.

А так выглядит интерфейс конструктора почтовой рассылки с конфигурацией блоков:

Рисунок 2. Интерфейс конструктора почтовой рассылки с конфигурацией блоков
Рисунок 2. Интерфейс конструктора почтовой рассылки с конфигурацией блоков

Также доступна возможность предпросмотра сформированного шаблона почтовой рассылки:

Рисунок 3. Предпросмотр сформированного шаблона почтовой рассылки
Рисунок 3. Предпросмотр сформированного шаблона почтовой рассылки

Рассылка важных пуш-уведомлений

Ещё один популярный и весьма актуальный сервис  – это рассылка пуш-уведомлений. Сотрудники компании не всегда находятся онлайн на портале, иногда появляется срочная информация, которую необходимо донести максимально оперативно. Например, перекрытие городских дорог (мостов) по направлению в компанию. Мы создавали этот сервис, чтобы помочь бизнесу за короткое время связаться сразу со всеми.

Самая ценность данного сервиса – это то, что push уведомление, помимо оповещения на десктопной версии портала, отправляется на телефон сотрудника (при установленном моб.приложении НЛМК).

Как все взаимодействует?

Сообщение из сервиса отправляется в очередь RabbitMQ, которая является посредником между сервисом рассылки и мобильным приложением.

Мобильное приложение, которое зарегистрировано для получения пуш-уведомлений от сервиса, подписывается на очередь RabbitMQ.

Когда сообщение поступает в очередь, RabbitMQ отправляет его мобильному приложению через push-сервер операционной системы мобильного устройства.

Мобильное приложение получает пуш-уведомление и отображает его пользователю на экране устройства.

В данном сервисе присутствует возможность указать следующие поля формы:

  • заголовок уведомления

  • текст уведомления

  • выбрать получателей рассылки (сотрудники и подразделения оргструктуры ГК НЛМК) или вложить файл со списком конкретных сотрудников

Рисунок 4. Интерфейс формы рассылки важных пуш-уведомлений
Рисунок 4. Интерфейс формы рассылки важных пуш-уведомлений

КорпТВ. Опыт прямой трансляции

Корпоративное телевидение – это вспомогательный канал коммуникаций, который при этом частично связан и с порталом. В нашей компании более 350 экранов в разных городах и локациях, как правило, это места, где собираются сотрудники (фойе, холлы, здравпункты, столовые, лифты и т.д.).

Корпоративное телевидение, или КорпТВ (НЛМК-ТВ), представляет собой систему передачи информации с использованием телевизионных экранов. Оно позволяет организовать эффективную и удобную отправку различного контента сотрудникам.

Виды контента, которые могут быть переданы через КорпТВ:

  1. Новости: информирование сотрудников о последних событиях в компании, о новых проектах, изменениях в процессах, о наших достижениях.

  2. Объявления и анонсы: информирование об изменениях в работе, анонсы мероприятий, тренингов, обучений и т.д.

  3. Имиджевые видео: ролики, показывающие главные достижения нашей компании.

  4. Тематическое видео: ролики на самые разные темы с рубрикатором, это могут видео-визитки, сюжеты, таймлапсы, видео-опросы и многое другое.

Как всё устроено «под капотом»

Разобрались в функциональной части и переходим к технической части организации работы КорпТВ.

Рисунок 5. Схема работы КорпТВ
Рисунок 5. Схема работы КорпТВ

Процесс создания новости для КорпТВ на портале включает несколько важных этапов. Сначала сотрудник заполняет необходимые поля, такие как (скриншот приводить не буду, т.к. эти поля заполняются при создании/редактировании новостей интерфейс которых был выше):

  • название новости

  • анонс (лид)

  • слайд

  • даты начала и окончания трансляции

  • экраны (плееры площадок)

  • приоритет показа

Эти поля позволяют определить основные параметры новостного контента.

После заполнения полей происходит формирование фида в формате XML с соответствующей разметкой. Формирование фида в формате XML позволяет системе эффективно обрабатывать и передавать информацию о пресс-релизе.

Пример XML-разметки пресс-релиза с необходимыми полями может выглядеть следующим образом:

<nlmknews>
<news>
<heading>Спорт</heading>
<title> Пляжный волейбол: запись открыта</title>
<body> 20 августа в парке Металлургов состоятся соревнования по пляжному волейболу, приуроченные к 100 летнему юбилею отечественного волейбола. О том, как принять участие - в нашей новости.</body>
<picture>061ccc039fc3a1e4f5d7c2447ce85dde.jpg</picture>
<rate>1</rate>
<playerid>NLMK</playerid>
</news>
</nlmknews>

Затем специализированная система управления данными, распарсивает этот XML фид. Парсинг XML фида означает анализ его структуры и извлечение содержащихся в ней информации, которая затем используется для дальнейшей передачи новостного контента на все или определенные экраны площадок.

Таким образом, создание новости на портале включает заполнение необходимых полей, формирование фида в формате XML и его распарсивание системой управления данными. Этот процесс позволяет эффективно организовать и управлять информационным контентом, что способствует более эффективной коммуникации и достижению поставленных целей компании.

А так выглядит новость на экранах КорпТВ.

Рисунок 6. Отображение новости на экране НЛМК-ТВ
Рисунок 6. Отображение новости на экране НЛМК-ТВ

Трансляции

На портале и экранах КорпТВ организуется онлайн-трансляция важных событий компании, таких как прямые линии с топ-менеджментом,  конференции, вебинары, премии в области ОТиПБ, праздничные события и мероприятия. Это позволяет сотрудникам получать актуальную информацию и участвовать в мероприятиях, не выходя из офиса или дома.

На портале организован показ потока вещания трансляции из внутренней (корпоративной) и внешней сети.

Для внутренней сети используется система WOWZA, которая предназначена для организации потокового вещания и доставки мультимедийного контента по всем региональным офисам и производственным объектам внутри корпоративной IP сети НЛМК. WOWZA обеспечивает стабильное и качественное вещание, позволяя сотрудникам получать доступ к трансляциям без задержек или проблем с качеством видео.

Схема работы WOWZA выглядит следующим образом:

Рисунок 7. Схема работы системы онлайн трансляции
Рисунок 7. Схема работы системы онлайн трансляции

Для внешней сети показ трансляций осуществляется через платформы Rutube и Boomstream. Это позволяет расширить охват аудитории и дать возможность внешним пользователям, таким как партнеры, клиенты или журналисты, просматривать трансляции и быть в курсе актуальных событий компании.

Заключение (итоги)

Выше я описал основные технические средства коммуникации с сотрудниками, используемые в нашей компании, которые действительно помогли и помогают повысить уровень вовлеченности сотрудников в корпоративную жизнь компании.

Понятно, что уровень вовлеченности является комплексной характеристикой и должен учитывать многие факторы, но для наглядности эффективности инструментов я за основу взял статистику посещений в процентном соотношении нашего портала относительно года запуска сервисов:

Рисунок 8. Процент роста посещений после внедрения сервисов на портале
Рисунок 8. Процент роста посещений после внедрения сервисов на портале

Процент (%) роста посещений

Год запуска сервиса

Новости (новостная лента)

Корп ТВ

Онлайн трансляции

Push уведомления

E-mail рассылка

2018

12%

6%

 

 

 

2019

15%

12%

 

 

 

2020

18%

16%

5%

13%

 

2021

25%

20%

7%

17%

12%

2022

40%

23%

9%

25%

16%

2023

52%

28%

10%

33%

20%

Поясню. Год запуска новостной ленты – 2018. В этом году посещения выросли на 12%, а уже к 2023 году наблюдается рост посещений за счет данного сервиса на 52%:

Рисунок 9. Процент роста посещений сервиса Новости
Рисунок 9. Процент роста посещений сервиса Новости

Доступность и восприятие получения информации у каждого сотрудника компании своя, поэтому важен каждый сервис коммуникации, как по отдельности, так и в совокупности. Но при этом не стоит забывать про модернизацию и совершенствование уже работающих средств коммуникации, ведь с каждым годом прогресс не стоит на месте.

Комментарии (6)


  1. beduin01
    02.05.2024 07:07
    +2

    Я не знаю откуда у вас такие цифры. У нас более 5 лет корпоративная рассылка как и у вас. Ни разу в жизни не открывал её. Коллеги говорят тоже самое.


    1. AsAlexandrov Автор
      02.05.2024 07:07

      Если идет вопрос о корпоративной почтовой рассылке, то в ней стараемся отражать более важные и значимые новости ГК, чтобы увеличить вовлеченность прочтения контента.

      Каждая компания имеет свои особенности и потребности, поэтому важно учитывать индивидуальные факторы при оценке эффективности корпоративной рассылки.

      Спасибо за комментарий!


    1. Evgenym
      02.05.2024 07:07
      +1

      Аналогично. Более того, такая рассылка у меня идет автоматом в корзину. Крайне редко там бывает что-то полезное, а о полезных и нужных вещах, обычно, идет отдельная рассылка.


      1. AsAlexandrov Автор
        02.05.2024 07:07

        На производстве сотруднику часто не хватает времени для отслеживания всей корпоративной информации.

        Поэтому еженедельную почтовую рассылку новостей можно рассматривать как дополнительный инструмент оповещения сотрудников о произошедших событиях за неделю. А на случай если информацию пропустили - указать на важные моменты, на которые следует обратить внимание.

        Спасибо за комментарий!


  1. Batalmv
    02.05.2024 07:07
    +4

    В финальных табличках как-то смешались "кони-люди". Вот к примеру, что такое "процент посещения Email-рассылки"? Который еще и растет

    Я помню, как-то работал в телекоме и какая-то нечистоплотная редиска решила тактически поднять себе "рейтинг" и "подняла" количество абонентов путем изменения критерия "что такое абонент", а именно увеличить период, за который произошло billable событие с 6 до 9 месяцев. Ясно произошел "рост" абоненсткой базы :)

    В целом, это свидетельствует о том, что в компании просто много бездельников.Ну теоретически может прийти новость о том, что будет какая-то движуха типа "турнира по шахматам" и можно прийти и поиграть. Ок, пусть будет. Кому-то может интересен пинг-понг, футбол или вышивать крестиком.

    Ну что еще? Какого-то "хрена" куда-то назначили. Очень интересно. Особенно если учесть, что те кто в курсе и так знают, а кто не в курсе даже не знают ни о нем, ни о его должности.

    ------------------------------------

    А стоит это все кучу денег. Отдел, ресурсы и т.д. Самое интересно, что люди, которые этим занимаются, искренее убеждены что они то не бездельники. И реально как-то полезны компании. Но как - совершенно неясно


    1. AsAlexandrov Автор
      02.05.2024 07:07

      Процент роста посещения новостной ленты посредством инструмента "Email-рассылка". Рост этого показателя свидетельствует о повышении интереса сотрудников к корпоративным новостям.

      Важно, чтобы мероприятия в компании были осмысленными и интересными для сотрудников, а не просто формальными. Каждый сотрудник имеет свои интересы и предпочтения, поэтому разнообразие мероприятий может быть полезным для поддержания рабочего коллектива и повышения его продуктивности.

      Спасибо за комментарий!