Я спросила у Андрея, как он совмещает карьеру и подкаст, почему не нанимает монтажера, влияет ли медийность на его зарплату, и стоит ли новичкам запускать очередной айтишный подкаст.

Привет! Меня зовут Ирина Солощенко, я занимаюсь пиаром и контентом в айти. В свободное время делаю интервью со знаковыми людьми диджитала и узнаю секреты их популярности и охватов.

Гость этого интервью Андрей Смирнов, автор подкаста Frontend Weekend, руководитель управления клиентской разработки в X5 Tech, участник программного комитета Frontend Conf, спикер топовых IT-конференций.

Подкаст Андрея набирает тысячи прослушиваний в месяц, а в индустрии его называют золотым голосом российского фронтенда. Также вы можете знать Андрея по ютуб-каналу «Мы обречены», где он является соведущим шоу про деньги в IT «600к в секунду».

Андрей на канале «Мы обречены»
Андрей на канале «Мы обречены»

Вместе мы разберемся с внутренней кухней подкастерского дела и узнаем, сколько времени уходит на выпуски, удобно ли совмещать это хобби с работой, и помогает ли популярность строить карьеру разработчика. 

Внутри:

  1. Чем Андрей занимается в Х5 Tech

  2. Почему его называют золотым голосом российского фронтенда

  3. Как пришел в подкастинг

  4. Почему в подкасте с названием Frontend Weekend почти ничего о фронтенде

  5. Как выгорел и забросил подкаст

  6. Как делает подкаст: выбор гостей, запись, монтаж

  7. Сложно ли разговаривать с айтишниками

  8. Почему не подключает видео-формат

  9. Сколько времени уходит на продакшен

  10. Прослушивания Frontend Weekend

  11. Как совмещает работу в Х5 и подкаст

  12. Деньги, рекламодатели и самая необычная интеграция

  13. Что Андрею дает подкаст

  14. Медийность и карьера

  15. Советы тем, кто хочет запустить свой подкаст

Андрей, привет! Расскажи немного про свою основную работу. Чем занимаешься в X5 Tech?

Я руковожу управлением разработки клиентских приложений. У нас около 165 человек в штате и еще 35-40 аутстафферов. Все эти ребята работают на разных проектах, но так как у нас матричная структура, мы занимаемся тем, что нанимаем/повышаем/увольняем их. То есть осуществляем полный цикл пипл-менеджмента. 

В подчинении у меня 5 менеджеров направлений, и у каждого из них команда по 30 человек. Так что я руковожу не каждым сотрудником и разработчиком, а управляю начальниками, которые сами контролируют программистов.

Тебя часто представляют «золотым голосом российского фронтенда». Откуда это пошло?

Все началось с «Веб-стандартов» и Вадима Макеева. Именно он однажды упомянул меня в своем подкасте и назвал так. Я решил подхватить эту шутку, потому что как раз благодаря голосу меня часто запоминают. Даже на конференциях, когда я с кем-то тихонько общаюсь, люди могут повернуться и сказать: «А, это ты Frontend Weekend?». 

В общем, никого не резануло, что я это взял, и решил, что можно в шутку оставить.

Еще в детстве у меня был достаточно тонкий голос. Но потом он сломался, и люди начали говорить, что мне стоит рассмотреть карьеру на радио. Но на радио мало платят, поэтому я соединил свои навыки в IT и голос.

Однажды, надеюсь, созрею и сделаю что-то, где буду говорить и делиться мыслями только я. А люди будут слушать мой голос и засыпать как под сказку.

Благодаря голосу меня часто запоминают. Даже на конференциях могут повернуться и сказать: «А, это ты Frontend Weekend?»

Ты начал делать подкасты 6 лет назад, когда они еще не были так популярны. Как тебе пришла эта идея?

В далеком 2017 году я работал в Rambler Digital Solutions тимлидом. Однажды ко мне подошел коллега Артем Цацин и сказал: «Смотри, вышел новый выпуск “Веб-стандартов”». Я подумал, а почему бы не сделать что-то свое? Ведь можно сделать не хуже, тоже звать гостей. Тогда подкасты казались мне максимально простым форматом.

Повезло, что Артем поддержал мою идею и сказал — а давай! Буквально через неделю мы забронировали переговорку и начали записываться. Сразу договорились сделать 6 выпусков, не обращая внимание на просмотры, и дальше уже решать, стоит ли продолжать. Первый выпуск был максимально колхозным, я его даже перемонтировал потом с нормальным звуком.

В тот момент сложилось все: и поддержка людей рядом, и возможности, и умение монтировать, и подача. После записи мы написали знакомым из фронтенд-сообщества и попросили поддержать наш проект, поделиться выпусками.

«Первый выпуск был максимально колхозным, я его даже перемонтировал потом с нормальным звуком».

То есть изначально не было цели заработать на этом или выстроить личный бренд? 

Да, верно. Я понимал, что ниша не занята, тогда почему бы не начать ради прикола что-то делать? У нас есть ответственность, у нас есть приятные голоса, все, идем! Был азарт и желание показать, что я могу круче, чем другие. В итоге, конечно, на старте обосрался, потому что только одна позиция «я могу лучше» — не работает. 

С гостями своего подкаста ты не разговариваешь про, собственно, фронтенд — в основном обсуждаете личные и карьерные истории. Почему выбрал такую концепцию?

Я делаю подкаст так, как интересно мне, и не пытаюсь подстроиться под аудиторию. Сразу начал делать выпуски в таком формате, потому что про техническую часть мне разговаривать не интересно. Куда увлекательнее история становления человека и причины тех или иных решений. 

Возможно, внутрянка не совсем соответствует названию подкаста. Но за 6 лет у Frontend Weekend сформировался свой бренд, узнаваемость, поэтому менять ничего не планирую.

«Про техническую часть мне разговаривать не интересно».

За 6 лет ты сделал 173 выпуска. Если взять, что один подкаст длится в среднем час, то тебя и твоих гостей можно слушать неделю без перерыва. У тебя от такой нагрузки не было выгорания? Появлялось когда-нибудь желание все бросить?

А я бросал подкаст! И это был полный треш.

Мы решили, что нужно делать подкасты регулярно. Думали, что именно благодаря этому раскрутимся. Первое время делать подкаст каждую неделю было прикольно. Но когда это вошло в рутину, в какой-то момент стало муторно всем этим заниматься.

Почему?

Было несколько причин.

Во-первых, у меня был минус один день в неделю. Поначалу я не особо умел монтировать, и на монтаж выпуска у меня уходило около 8 часов. Плюс в один из вечером буднего дня оставался, чтобы это записать. Иногда я записывал сразу несколько выпусков наперед — в эти моменты становилось проще. 

Еще начиная с 9 выпуска я остался с подкастом один, потому что Артем, с которым мы начинали, уехал. Меня больше никто не подпинывал и не поддерживал — это тоже сказалось на мотивации. Плюс постоянно грызла мысль, что подкаст должен выходить каждый понедельник. 

Представляешь, до перерыва я выпустил 103 выпуска, не пропуская ни одной недели. Первый подкаст вышел в мае 2017 года, и вплоть до декабря 2019 года я выдавал контент по расписанию. Потом случилась пандемия, и все это наложилось на мое выгорание — я задолбался.

«В какой-то момент стало муторно всем этим заниматься. До перерыва я выпустил 103 выпуска, не пропуская ни одной недели».

А чем помешала пандемия?

У меня был пунктик, что я должен записываться со всеми лично, и все эти 103 выпуска были записаны офлайн. Казалось, что только так я могу построить грамотный диалог, ведь я не пишу сценарий заранее, не делюсь вопросами с собеседником. 

Потом нагрянул коронавирус, с личными записями начались проблемы, а к онлайну я как будто еще не был готов. Так что в сумме с выгоранием пандемия привела к тому, что я приостановил проект.

Сейчас понимаю, что это было ошибкой. Потому что в тот момент людям нужны были подкасты, и можно было еще сильнее продвинуться. Когда я пропал, меня стали забывать. Моя популярность в 2019 году и сейчас — разная. Раньше я был известнее, да и конкуренция стала сильнее.

Спад происходил постепенно или психанул в один момент?

Была ситуация с гостьей подкаста. Она переживала, что не очень звучит и не то наотвечала. Но я убедил ее, что на монтаже все исправлю. Сел за него и понял, что у меня просто нет сил стараться, чтобы ей понравилось. Как раз на этом интервью и забросил подкаст. Выпуск до сих пор в столе и не опубликован.

«Останавливать выпуски было ошибкой, потому что тогда, в пандемию, людям нужны были подкасты».

Почему решил все же вернуться?

Подкасты — такой формат, где трудно собрать фидбэк. Я даже не был уверен, что кому-то нужен, записывал просто по инерции. Поэтому мне было легко бросить, сложно было только отрывать от сердечка из-за привычки. 

А потом оказалось, что есть люди, которым нравится мой проект. Спустя год-полтора в Твиттере я натолкнулся на комментарий от девушки, которая писала, что скучает по Frontend Weekend. К тому моменту я уже набрался сил и триумфально вернулся с интервью с АйТиБородой. 

После этого решил — больше никакого раз в неделю! Вместо этого придумал новое правило — делать выпуски раз в 2 недели. Поставил цель найти спонсоров, чтобы иметь хоть какую-то денежную мотивацию. Не как источник заработка, а просто отбивать вложенное время.

Плюс пообещал меньше заморачиваться над монтажом, а то я раньше даже заикания вырезал, аж сами гости этому удивлялись. После этого дело пошло проще.

Круто, что теперь подкаст делается в кайф. Давай немного о производстве. Расскажи, у тебя есть контент-план?

Есть список интересных мне людей, с которыми я постепенно записываюсь. Сейчас нет гостей, которые бы мне отказали, поэтому получается легко идти по плану. Например, сейчас мы с тобой разговариваем, и у меня лежит 3 записи наперед.

Кстати, раньше отказы бывали. Например, я звал известного в узких кругах дизайнера Илью Бирмана и до ковида он не хотел идти на подкаст, а после — согласился. Еще у меня был Максим Дорофеев. Я долго не решался его позвать, потому что думал, что он откажет, но в итоге он согласился сразу.

«Есть список интересных мне людей, с которыми я постепенно записываюсь».

Делаешь контент впрок, или в формате записал-выпустил?

Так как у меня подписан рекламный контракт, я обязан выпускать 2 выпуска в месяц. Конечно, хочется, чтобы 3-4 выпуска всегда были в запасе, но бывает по-разному. 

Иногда зовешь человека, рассчитываешь на него и думаешь, что получится крутой выпуск. А по итогу по независящим от него причинам просит 3 раза перенести созвон, а потом вообще сливается. В таких случаях хорошо, когда есть контент впрок.

Но и тут есть минус — инфоповоды протухают. Например, лежит у меня выпуск с Владом Теном, за это время он успел уже еще набарагозить, и будет странно если я выпущу подкаст, в котором это не обсудил.

Как раз хотела спросить о гостях. Ты сказал, что зовешь только тех, кто тебе интересен. Расскажи, что это за люди и какие есть критерии отбора?

Приглашаю тех, с кем интуитивно смогу провести интересный диалог. Давай попробуем разобраться с критериями:

  • интересная история попадания в IT, которую можно найти в интернете, разобрать и задать уточняющие вопросы;

  • необычные перемещения внутри и после IT, например, человек, который ушел из IT в психологию или рекрутмент;

  • большое количество открытой информации о госте в интернете — это удобно для меня в плане подготовки.

Бывает и такое, что я просто познакомился с человеком, перекинулся смол-током, понял, что он классный. 

Хорошо, когда гость более-менее известен, но я все еще не пытаюсь хайповать, и зову только тех, кто мне искренне интересен. А вообще мы тут в IT все такие знаменитости… кулуарные.

А кого бы ты никогда не позвал? 

Хороший вопрос, даже не задумывался о таком.

Если речь про какие-то принципы, то их нет. Даже если человек неприятен, я все равно его позову, потому что подкаст — это отличная возможность разобраться, понять гостя или даже обнаружить, что у нас есть точки соприкосновения. 

«Даже если человек неприятен, я все равно его позову, потому что подкаст — это отличная возможность понять гостя».

Как готовишься к подкастам и как подбираешь вопросы? 

У меня есть стандартные вопросы: 

  • как человек попал на то место, где он сейчас находится;

  • что бы он делал, если бы не попал в IT.

В остальном просто гуглю и изучаю все, что нашел: интервью, личные страницы, доклады. Накидываю основные тезисы в заметки. Заготовленного плана нет — действую по ситуации, как пойдет. У меня круто получается цепляться одним вопросом за другой и при этом оставаться в контексте. 

Слушай, айтишники ведь довольно специфичные люди, бывает ли тебе сложно их разговорить?

Я зову тех, с кем у меня точно будет коннект. А так я умею хорошо адаптироваться под разных гостей, и подготовка помогает понять, как вести себя с тем или иным гостем. Если же человек не может ответить на вопрос, то просто вырезаю эти фрагменты. Ни разу не было такого, чтобы разговор совсем не получался.

Есть такой лайфхак — нужно разговорить гостя до записи, тогда запись пройдет легче.

«Есть такой лайфхак — нужно разговорить гостя до записи, тогда разговор пройдет легче».

Почему не делаешь видео-формат? Разве это не поможет набирать больше охвата? 

Мы уже выпускали сезон Frontend Weekend в формате видео, и нет, не получили больше просмотров. Был такой же выхлоп. Аудио — это понятная мне история, которая не требует вложений и не привязывает меня к месту. Не нужно таскать за собой камеры и объемное оборудование, достаточно микрофона.

Видео — это много ограничений, сужающих выборку. Мне нужно было пригласить 8 гостей, которые могли приехать в Москву именно на те выходные, когда мы снимали. Монтировать сложнее, выпускать тоже. 

Возможно, свои будущие проекты я буду делать в видео-формате, но Frontend Weekend останется в виде такой исторической аудио-штуки.

Есть ли у тебя люди, которые помогают с продакшеном? 

Только один мой приятель помогает с обработкой звука — он делает его чище. По деньгам — отдаю ему некий процент от того, что мне платят рекламодатели. Дальше я уже сам все нарезаю и публикую. Таймкоды тоже проставляю сам. 

Почему не делегируешь? 

Можно отдать монтаж другому человеку, но проблема в том, что люди смогут сделать только легкий монтаж. А вот работа по анализу ответов, по вырезанию ненужных кусочков, перестановке вопросов местами… Смысловой монтаж за меня никто не сделает. Или же сделают, но за дорого. 

Поэтому все делаю сам. Но эта работа уже настолько автоматизирована, что монтаж одного ролика занимает у меня часа три.

Неплохо, особенно по сравнению с 8 часами, которые были у тебя на старте. А сколько всего времени уходит на подкасты в месяц?

Монтаж двух подкастов — 7 часов, запись — 3,5 часа. Подготовка зависит от гостя, если не очень популярный человек — то около 1,5 часа на каждого. Всего получается около 13 часов в месяц.  

«Смысловой монтаж за меня никто не сделает, поэтому все делаю сам».

Сколько в среднем набирают твои выпуски, если посчитать просмотры на всех площадках?

Я публикую подкаст на Ютубе, ВКонтакте, и платформе, которая раскидывает его везде: на Яндекс Музыку, Spotify, Google Podcasts, Apple Podcasts. В сумме набирается около 7 000 просмотров, но бывает и кратно больше. Например, на выпуске с АйТиБородой больше 12 000 просмотров.

А гонишься за просмотрами? И как привлекаешь новую аудиторию. 

Никак не привлекаю и не знаю, как это делать. Да и за просмотрами не гонюсь. Не понимаю, на что они влияют. Рекламодатели платят мне фикс и не особо смотрят на число слушателей. Скорее важна репутация — они хотят ассоциироваться с моим брендом.

«За просмотрами не гонюсь. Не понимаю, на что они влияют».

В Х5 Tech у тебя супер серьезная должность, которая наверняка требует много времени. Как успеваешь совмещать подкасты с работой? 

Подготовку к подкастам легко совмещать с работой. Например, я делаю эксель-таблички и фоном слушаю на х2 интервью с будущим гостем. Кто-то слушает музыку или читает статьи, а я привык вот так.

Плюс мои обязанности не привязаны к конкретному времени. Я могу что-то недоделать, но тогда дополнительно работаю рано утром, вечером или в выходной.

Еще я часто выступаю на конференциях, они обычно по выходным, поэтому тоже не мешают. После докладов сажусь и работаю — у меня всегда с собой ноутбук. Однажды вел Frontend Conf и в перерыве созванивался прямо на сцене. 

В общем, работа отдельно, подкасты отдельно, конференции отдельно. Все легко совмещается, и даже иногда хватает времени на личную жизнь. 

Какие профиты тебе дает подкаст? 

Их несколько:

  • первичный вес во фронтенд-сообществе, например, меня позвали в программный комитет Frontend Conf (ТОП-1 конференция по фронтенду в России) из-за подкаста;

  • знакомство с крутыми инфлюенсерами;

  • стали приглашать на конференции как спикера;

  • более легкий найм сотрудников в команду за счет того, что меня знают.

А так я ничего не жду от подкаста. Просто делаю как хобби.

А как же деньги? 

Подкаст приносит лишь 10% от моего общего дохода — это не такие весомые суммы. 

Мне говорят, что эти 13 часов можно было бы потратить на другой проект с большим выхлопом. Но в это детище уже вложено столько сил, что я не могу его совсем закрыть. Пока могу поддерживать в энергосберегающем режиме — буду делать.

«Подкаст приносит лишь 10% от моего общего дохода — это не такие весомые суммы».

Сейчас с тобой партнерится Avito Tech, а какие еще были интересные интеграции?

Один раз я рекламировал айтишную ипотеку ВТБ. Было очень смешно, потому что я понимал, что это может некоторых смутить, но я реально сам брал ипотеку в ВТБ, так что даже врать не пришлось, поделился честным отзывом.

Другая компания попросила меня нативно встроить ее в подкаст, но в итоге это получились самые муторные заказчики, которые присылали кучу правок по минутной интеграции. Я тогда очень намучился. 

Однажды приходил Яндекс рекламироваться, но это разовая истории. С Avito Tech я уже давно, с ними комфортно работать. 

Сколько стоит интеграция на Frontend Weekend?

Немного. Меньше 100 000 рублей, но десятки тысяч. 

Помимо популярного подкаста ты еще и звезда всех конференций. Как твой раскрученный личный бренд влияет на карьеру в Х5 Tech?

Никак. Единственный бонус в том, что за каждое публичное выступление я получаю баллы во внутреннем магазине мерча. Я могу скупить всю одежду с логотипами Х5 Tech, но я не ношу мерч, потому что люблю базовые вещи. Так что эти баллы просто копятся.

«Я могу скупить всю одежду с логотипами Х5 Tech, но я не ношу мерч, поэтому внутренние баллы просто копятся».

Как руководство относится к твоим активностям?

В Х5 Tech мне не мешают выступать, как минимум. В свое время я работал с компанией, в которой не понимали ценность выступлений и не поддерживали мое спикерство. 

Здесь же ценность понимают, и компании это ок. Мне легко оформляют командировки, идут навстречу — у нас доверительные отношения. В этом плане с Х5 Tech очень комфортно.

Здорово, что у вас с компанией в этом мэтч. Насчет конференций — что думаешь о них как о способе продвижения?

Конференции формируют скорее репутацию, чем популярность. Обычно на них достаточно узкая аудитория, поэтому такой формат вызывает много споров. Многие ребята не понимают, зачем тратить время на конференции, если там их слышат 20+ человек. При этом тратится время на дорогу и подготовку.

Если рассмотреть другие варианты, то можно сесть и записать доклад на Youtube, потратив куда меньше времени/ресурсов и получить даже больший охват. 

Как думаешь, помогает ли медийность разработчику в карьере?

Если ты выступаешь, ведешь подкаст или выстроил узнаваемый личный бренд, то будешь очень выгодно выделяться. 

Но это работает только на начальном уровне. Например, мои 15 докладов в год уже не дают 15 галочек «Выступающий сотрудник». Нет такого, что чем чаще выступаешь, тем больше профита.

За мной не стоит очередь из компаний, которые бы хотели меня схантить и платить больше, чтобы именно Андрей Смирнов с его личным брендом работал у них руководителем. Тут важен эффект новизны, а у меня личный бренд больше 5 лет, все ко мне привыкли.

Так что медийность помогает карьере только на старте, а потом ровненько.

«Медийность помогает карьере только на старте, а потом ровненько. За мной не стоит очередь из компаний, которые бы хотели меня схантить».

Дай рекомендации для ребят, которые хотят зайти в подкастинг. Реально ли сейчас стартануть?

Если вы чем-то горите — делитесь этим! Потому что без энтузиазма вас не хватит больше, чем на 3 выпуска. 

У меня получилось, потому что я взялся и делал. Не бросил. И продолжал до тех пор, пока оно не стрельнуло — у меня первые интеграции появились только спустя 130 выпусков.

Поэтому если у вас есть идея, которая сработает больше чем на 2 выпуска, то пробуйте. Подкасты — это сейчас как рэп, записываются очень просто.

Не пытайтесь сделать сразу идеально. Лучше сделать хоть как-то, чем не сделать никак, ожидая классную студию и оборудование. 

Делайте подкаст с кем-то, чтобы не терять мотивацию. Когда вы будете в разобранном состоянии, напарник скажет: «Давай, ну что ты сидишь, пойдем запишемся!». Совместная работа дает большей идей и объективности для принятия решений.

А еще — будьте смелее в плане масштабирования. Если бы я вовремя ушел в видео-формат, вложил бы в продакшн деньги и верил, что все это окупится, то сейчас подкаст был бы совсем на другом уровне популярности.

Андрей, спасибо за это интервью! Буду ждать новых выпусков Frontend Weekend :)

Понравилось интервью? Подпишитесь на меня и Андрея в соцсетях:

— мой телеграм-канал «Тексты в IT» про продвижение IT-компаний через контент

телеграм-канал Андрея и подкаст Frontend Weekend

Комментарии (3)


  1. Coob
    03.05.2024 10:12
    +6

    Кому лень читать, порно приносит

    10% от моего общего дохода

    (Сколько это в абсолютных числах не сказано)


    1. irina_soloshchenko Автор
      03.05.2024 10:12

      можно посчитать точнее ) в тексте есть кусок про стоимость интеграции )


    1. Coob
      03.05.2024 10:12
      +2

      *Оно. Господи, что за опечатка)