Самые дорогие технологические компании в мире были основаны в общежитиях и гаражах очень молодыми предпринимателями. Биллу Гейтсу было 19. Стиву Джобсу — 21. Джеффу Безосу и Дженсену Хуангу — 30.
Но, возможно, самая бесценная компания в мире была основана Моррисом Чангом, когда ему было 55 лет.
Никогда еще кто-нибудь в столь зрелом возрасте не создавал бизнес, стоящий столько же, сколько Taiwan Semiconductor Manufacturing. Компания, известная просто как TSMC, производитель чипов – основных комплектующих для компьютеров, телефонов, автомобилей, систем искусственного интеллекта и многих устройств, которые стали частью нашей повседневной жизни.
У Чанга была такая долгая карьера в бизнесе по производству чипов, что он стал бы легендой, даже если бы вышел на пенсию в 1985 году и играл в бридж всю оставшуюся жизнь. Вместо этого он заново изобрел себя и произвел революцию в своей отрасли.
«Я хотел построить великую компанию по производству полупроводников» — Моррис Чанг.
То, что он построил, не было похоже ни на одну из существующих тогда компаний по производству полупроводников. Вероятно, вы каждый день используете устройство с чипом производства TSMC, но на самом деле компания не разрабатывает и не продает эти чипы. До существования TSMC это звучало бы совершенно абсурдно. В то время компании разрабатывали чипы, которые потом сами и производили. Радикальная идея Чанга заключалась в том, чтобы производить чипы под заказ, то есть разработанные самими клиентами (так называемое, контрактное производство).
Не разрабатывая и не продавая собственные чипы, TSMC не собиралась конкурировать со своими клиентами. В обмен на это клиентам не надо беспокоиться об управлении собственными заводами или фабриками — дорогими и головокружительно сложными объектами.
Инновационная бизнес-модель, лежащая в основе нового завода Чанга по производству микросхем, преобразила отрасль и сделала TSMC незаменимой для мировой экономики.
____________________________________________________________
Справка. Структура отрасли сегодня.
В сфере дизайна (или разработки) чипов сегодня есть несколько крупных игроков. Наиболее известные Nvidia, AMD, Qualcomm.
Однако существует относительно новая тенденция, когда компании, ориентированные на потребителей, начинают также разрабатывать свои собственные чипы. Например, Apple разрабатывает свои чипы с 2008 года. Сегодня этим также занимаются Amazon, Tesla и Meta.
Далее разработчики передают чипы в производство - литейщикам. Литейные производства (TSMC, Samsung и UMC) производят чипы под заказ, при этом сами они их не разрабатывают. Капитальные затраты в этом сегменте отрасли чрезвычайно высоки, поэтому за последние несколько лет здесь произошла огромная консолидация. Доля TSMC и Samsung среди контрактных производителей составляет 75%:
_______________________________________________________________________
Техас, затем Тайвань
Чанг родился в материковом Китае, а в 1949 году в разгар гражданской войны в Китае бежал в США. Америка показалась ему раем. Он вырос, мечтая стать писателем и учиться английской литературе в Гарварде. Но поступил в Массачусетский технологический институт, где изучал машиностроение.
Чанг принадлежал к первому поколению полупроводниковых фанатов. Он был таким трудоголиком, что даже во время медового месяца постоянно делал деловые звонки и не терпел тех, кто не разделял его стремления. Чанг заработал репутацию настойчивого менеджера, который мог добиться любых возможных улучшений на производственных линиях, что способствовало стремительному развитию его карьеры.
К концу 1960-х годов он руководил подразделением интегральных схем компании Texas Instruments (TI). В то время TI быстро росла, и Чангу поручили проблемную производственную линию по производству нового германиевого транзистора для самого важного (на тот момент) клиента TI — IBM. Линия была убыточной.
Чанг провел четыре месяца, работая над оптимизацией работы линии. Он нанял малоизвестную в то время компанию Boston Consulting Group (BCG), чтобы та обосновала альтернативную модель ценообразования. В конечном итоге эта модель стала известна как "ценообразование на основе кривой обучения" (или «кривой опыта").
В итоге рентабельность работы линии выросла и транзистор превратился в очень прибыльный продукт TI.
Идея оптимизации работы линии состояла в следующем: TI устанавливала цены на свои чипы значительно ниже затрат и, следовательно, ниже рыночной цены. В результате спрос рос. Это означало высокую загрузку линии и снижение удельных затрат. Линия становилась прибыльной.
После 6 лет управления полупроводниковым бизнесом и быстрого продвижения карьера Морриса Чанга приняла неожиданный поворот. Его перевели на должность руководителя переживающего трудности потребительского бизнеса, а затем на должность штатного сотрудника. Существует много предположений о причинах, но некоторые полагают, это случилось из-за китайского происхождения Морриса Чанга.
Он хотел, чтобы TI сосредоточилась на полупроводниках, но компания хотела продолжать продавать потребительские товары. В 1983 году, когда он понял, что компания не собирается делать ставку на рынок, за которым, по его мнению, было будущее, он ушел из Texas Instruments.
Чангу исполнилось 54 года, и он понятия не имел, что делать дальше. Но вскоре получил заманчивое предложение о работе от влиятельного тайваньского чиновника, которому приписывают организацию послевоенного экономического развития страны и активизацию национальной технологической индустрии.
Чанг называет переезд на Тайвань «встречей с судьбой», но правда в том, что в TSMC ничего не было предначертано судьбой.
«Не было никакой уверенности в том, что Тайвань даст мне шанс построить великую компанию по производству полупроводников, но такая возможность существовала, и это была единственная возможность для меня» — говорит Чанг.
TSMC
У Морриса Чанга был 30-летний опыт работы в своей отрасли. Он знал о полупроводниках больше, чем кто-либо еще, и уж точно больше, чем кто-либо на Тайване. Как только Чанг начал свою работу в Научно-исследовательском институте промышленных технологий ему сразу дали вторую работу.
«Они считали, что мне следует основать компанию по производству полупроводников на Тайване. Это было началом TSMC» — говорит Чанг.
Когда Чанг задумался, какой должна быть бизнес-модель TSMC, он начал с того, чем она быть не может.
«Я сразу решил, что это не может быть та великая компания, которую я хотел бы построить на базе Texas Instruments» — говорил он.
TI занималась всеми этапами производства чипов, но то, что сработало в Техасе, не применимо на Тайване. Единственный способ построить великую компанию — создать компанию нового типа, бизнес-модель которой будет использовать сильные стороны страны и смягчать ее многочисленные слабости.
Чанг знал, что у его компании не будет ресурсов, чтобы конкурировать с Кремниевой долиной, когда дело дойдет до разработки, продажи или маркетинга чипов. Но он считал, что у компании, которая впоследствии станет TSMC, могло быть одно потенциальное конкурентное преимущество и оно непосредственно в самом производстве – в производстве под заказ.
Гипотеза была верной, учитывая невероятно высокие капитальные затраты, связанные с созданием мощностей по производству чипов, разработчики чипов не хотели организовать свои собственные производства.
В 1987 году Моррис Чанг основал Тайваньскую компанию по производству полупроводников (TSMC) - производителя микросхем.
Правительство Тайваня получило 48% акций, а остальная часть финансирования поступила от голландского гиганта электроники Philips и частного сектора Тайваня, но движущей силой компании был Чанг. Идея построить TSMC на основе такой нетрадиционной бизнес-модели родилась из его опыта, контактов и знаний.
«TSMC была инновационной бизнес-моделью. Для инноваций такого рода, я думаю, люди более старшего возраста, возможно, даже более способны, чем люди более молодого возраста» — говорит Чанг.
Идея TSMC также стала результатом личной философии, которую Чанг выработал на протяжении своей долгой карьеры. «Быть партнером для наших клиентов», — говорит он. Этот основополагающий принцип, заложенный в 1987 году, является основой литейного бизнеса по сей день.
Сегодня в число сотен клиентов TSMC входят Apple и Nvidia — единственные компании, стоимость которых превышает ту, которую основал Чанг. TSMC производит чипы для iPhone, iPad и компьютеров Mac для Apple, которая приносит четверть выручки TSMC.
Сегодня TSMC является крупнейшим в мире контрактным производителем чипов, а 0,5% акций TSMC, которыми владеет Чанг, стоят около $4 млрд.
«Когда приехал на Тайвань, я определенно не гонялся за деньгами», — говорит он. «На самом деле моя доля в компании, которую я построил, была крошечной. Однако я стал достаточно богатым, потому что крошечный процент акций, умноженный на большое число, — это огромные деньги».
"Высшей степенью успеха в 1985 году, по моему мнению, было создание великой компании. Низшей степенью успеха было, по крайней мере, сделать что-то, что мне нравилось и чем я хотел заниматься. Так получилось, что я достиг наивысшей степени успеха".
В настоящее время TSMC инвестирует 40 миллиардов долларов в строительство завода в Аризоне США, но реализация проекта задерживается, в т.ч. из-за нехватки рабочей силы.
«Они говорят о балансе жизни и работы. Этого термина я даже не знал, когда был в их возрасте. Баланс между работой и личной жизнью. Когда я был в их возрасте, если не было работы, не было и жизни».
Когда Чанга спросили, что он думает об успехе теперь, когда он создал великую компанию и вышел на пенсию, отставной руководитель, известный среди сотрудников TSMC как "Основатель", сказал, что ему больше не нужно думать об этом.
"Я закончил! Я старый солдат. Я не умираю. Но я угасаю". - сказал он, возможно перефразируя прощальное обращение генерала Дугласа Макартура к Конгрессу в 1951 году: “Старые солдаты никогда не умирают. Они просто исчезают.”
Спасибо!
Комментарии (13)
openalex
03.06.2024 13:35+2Отличная статья, спасибо! В этой пищевой цепочке ещё не хватает производителей литографического оборудования , типа ASML, пошел читать про них. Было бы интересно почитать про хитросплетения в этой части индустрии.
vyatkh1
03.06.2024 13:35Это же классическая "булавка Адама Смитта". Что с TSMC, что с ASML. Так то чувак молодец, рискнул и не проиграл. Хотя, в современной геополитической ситуации...
diafour
03.06.2024 13:35Литейные производства
Немного душнизма: производство чипов это фотолитография, не литьё.
S_gray
"TI устанавливала цены на свои чипы значительно ниже затрат и, следовательно, ниже рыночной цены." Разве это не называется простым словом "демпинг"? Сейчас за такие фокусы на рынке, вроде как, морду бьют?
TraPhro Автор
Смысл в том, что цены были ниже начальных затрат (при меньшем объеме). Благодаря более низкой цене рос объем продаж. И удельные затраты снижались. То есть в итоге затраты становились ниже цены.
S_gray
Да я это прочитал и понял. Но для того, чтобы объемы выросли и затраты снизились, нужно некоторое время, а конкуренты-то не дремлют... А то так можно бы было любой бизнес начинать - на инвестиционном капитале выбрасываешь товар на рынок за бесценок, демпингуя, а когда конкуренты отвалились, наращиваешь объемы - и вуаля! В этом и есть смысл демпинга...
S_gray
Словарь маркетолога: "Демпинг — это продажа товаров и услуг по искусственно заниженной цене. Стратегию используют, чтобы подавить и устранить конкурентов, расширить клиентскую базу, а также как экстренную меру, чтобы увеличить финансовый поток и продать неликвидную продукцию."
TraPhro Автор
Согласен. Но, видимо, они первыми сообразили так сделать. Даже BCG пригласили. Кроме того, не каждый пойдет на такой шаг. Многие топ-менеджеры не любят рисковать. Да и производство/бизнес-процессы д.б. готовы к росту спроса.
vyatkh1
Тут еще фактор времени (в смысле когда, а не как быстро) надо учесть. Во время, в нужном месте. Как говорится: "Везет тому, кто везет". А "кому повезет, у того и петух снесет".
KonstantinTokar
Демпинг то Демпинг. Но вспомните цены на интернет его качество до прихода Точки Ру с тарифом за 100 долларов. Как прокатились цены и как быстро появился массовый рынок. А началось с типа Демпинг.
NurGeo
Думаю нет, не бьют в морду.
Думаю BYD проделывают примерно такой же финт продавая отличный (по отзывам) электрокар по цене 16500$.
Работают на вход в очень конкурентную нишу рынка с тем чтобы массовость обеспечила доход при низкой для данного рынке цене товара.
По крайней мере такой финт успешно был реализован компанией Xiaomi на рынке смартфонов.
TraPhro Автор
TraPhro Автор