Была середина дня, мой телефон зазвонил — на экране высветился незнакомый, но явно местный номер. Я было подумал, что это кто-то из моих детей звонит с девайса друга (потому что свой забыт дома), чтобы попросить забрать из школы. Я ответил на звонок и довольно быстро почувствовал себя участником эксперимента по тестированию эффекта «зловещей долины».
«Добрый день!», — сказал голос на другом конце провода, я ответил на приветствие. «Меня зовут Эми, я старший клиентский представитель компании American Direct Services». Потом «Эми» на пару секунд замолчала.
«Это компьютер?» — поинтересовался я. Прошло еще пару мгновений, и я услышал в ответ «нет». Затем она проинформировала меня о том, что я был выбран в качестве возможного победителя в лотерее с миллионным фондом.
На самом деле «Эми» была программой для внешних интерактивных телефонных вызовов, запущенной на сервере в каком-то облачном дата-центре. Компания, которая стояла за организацией таких звонков, оказалась очередной скамерской конторой, «разводящей лохов» с помощью обещаний мифических выигрышей в лотерею и на ставках. Это я выяснил, когда в конечном итоге робот переключил меня на живого человека, которому можно было задать кое-какие наводящие вопросы.
До этого я развлекался поиском «уязвимостей» в логике «Эми» (запись разговора на английском выложена здесь):
— Если вы выиграете в лотерее, то на что потратите деньги?
— Ну, на пиво, компьютеры… и взрывчатку.
— Отличная идея! Надеюсь, вы победите!
Системы внешних телефонных интерактивных коммуникаций (IVR) — это новейшая вариация роботизированных вызовов. То есть софт, который обычно помогает всем нам продираться через голосовые меню банков и страховых компаний, теперь попал в руки телемаркетологов, которые начали использовать ее для исходящих вызовов.
Относительная дешевизна подобных облачных систем, позволяет использовать их для телефонных звонков также легко, как отправить email-рассылку. И не надо настраивать собственный VoIP-сервер.
Скамеры обходят различные блокировки и черные списки часто меняя номера, причем теперь они научились использовать локальные номера. Для этого мошенники приобретают пул VoIP-номеров, зарегистрированных в коде нужного региона, и скрывают реальное местоположение своей компании за виртуальным телефонным коммутатором, который и маршрутизирует звонки по стране или даже за ее пределы.
Используя облачные платформы они могут дешево посылать большое количество роботизированных вызовов, привлекая живого человека лишь для общения с клиентами, которые не положили трубку после нескольких минут общения с компьютером.
Многие IVR-системы предлагают разработчикам API, с помощью которых те могут создавать телефонных роботов, совершающих в том числе и исходящии звонки. В зависимости от того, как конкретный собеседник отвечает на вопросы, система может перенаправить звонок на нужный номер внутри компании, где живой человек уже будет пытаться окончательно закрыть сделку. Ниже представлено промо-видео одной из таких систем:
Когда система, с которой я разговаривал, в конечном итоге перевела меня на живого человека, я смог с ним немного побеседовать. Сотрудник сказал, что его зовут Ник, и он работает в офисе American Readers Services в Эль-Пасо (Техас).
Я спросил его, зачем его компания использует систему, которая выдает себя за живого человека. Он рассмеялся и ответил, что «Система не пытается никого обмануть, это же компьютер». И добавил, что этот софт позволяет компании экономить на сотрудниках вроде него. В ответ на мою просьбу о разговоре с кем-то из его начальства он дал мне новый телефонный номер, но дозвониться по нему было невозможно.
Комментарии (19)
dso
22.04.2015 16:25+6Следующий, кому позвонит Эми, просто обязан попробовать произнести вслух текст sql-инъекции. Вдруг получится?
ivan386
22.04.2015 16:33Интересно как она звучит
cyberXndr
22.04.2015 16:45+1signquote-OR-user-signequals-signquote-ADMIN-signquote
stardust_kid
22.04.2015 18:47+9Осталось только научиться говорить капслоком.
Certik
23.04.2015 12:14Не знаю насчет капслока, но говорить капителью один человек научился, насколько я помню.
unn
22.04.2015 16:52+4Следующий этап, это когда роботы самостоятельно начнут созваниваться, имитировать человеческое общение и заключать контракты.
achekalin
22.04.2015 17:10+4Мир будущего: заводим линию с оплатой за счет входящего, затем робот на этой входящей линии по нечетким признакам решает, что входящий звонок — спам, и начинает забалтывать робота дозванивающегося…
Semy
22.04.2015 17:27+1Да, надо со своей стороны ставить роботизированный автоответчик, который будет определять человек звонит или робот. И переводить звонок на вас только в случае если на той стороне живой человек, а не робот :)
cmepthuk
23.04.2015 07:14Уже так и слышу «Назовите название нашей планеты?», как в старой
мертвойдоброй асечке.
Milfgard
22.04.2015 18:01+1Просите, но вы это в свой корпоративный блог компании, предлагающей облачные услуги, занесли с тем, чтобы к вам тоже вставали такие спамеры? Читается-то именно так.
1cloud Автор
22.04.2015 18:24+5Да нет, просто интересный же материал.
Да и на самом деле, кому надо и так найдет хостинг (наш или любой другой), так что вряд ли широкой общественностью это воспримется, как призыв к спамерам идти именно к нам.
zakon
28.04.2015 22:28Проблемы со спамом в телефонных трубках были на самом рассвете роботизированных звонков.
Было много событий и судебных дел, которые навели некоторый порядок в западных системах автоинформирования.
Все, что осталось сейчас из спама — инерция лихих 2000-х, в основном все звонки у них теперь подтверждены правовыми основаниями.
Думаю, что в России не будет такого беспорядка — есть опыт США и Европы, и компании учитывают его при запуске подобных сервисов. Да и правовая база уже обкатывается на SMS.
kirillzak
Может всё таки спросил?
А на самом деле грустная ситуация предстоит в будущем. Если сейчас спам от живых людей надоедает, то что будет дальше…
У Слот даже песня Спам есть на альбоме F5
1cloud Автор
Точно, поправили. Спасибо!
Alexeyslav
А что дальше… дальше белые списки.