Клим Легчаков, Александр Литвинов
С развитием дорожной инфраструктуры в России всё большую популярность завоевывает внутренний туризм. Но отсутствие опробованных и подробно описанных в СМИ многодневных велосипедных маршрутов не позволяет многим людям даже начать мыслить в этом направлении. Если вы любите активный отдых и хотите испытать себя в путешествии, которое предполагает спортивный подход и хороший баланс комфорта и лишений, вам не чужда эстетика движения на алюминиевом/карбоновом коне, с удовольствием делимся проверенным семидневным шоссейным веломаршрутом, который мы проехали вдвоем из Москвы в Санкт‑Петербург в июне 2024 года.
Сразу оговоримся, что маршрут предназначен для физически, технически и психологически подготовленных (желательно еще психологически совместимых) участников группы. Необходимо убедиться в вашей и вашего велосипеда готовности проехать более 900 км пути и до 160 км в день. Вы можете столкнуться со сложными погодными и дорожными условиями, поломками велосипеда по дороге и другими неприятностями, поэтому тщательно планируйте и готовьтесь к путешествию. Рекомендуем также перед поездкой сделать тестовый выезд в полном снаряжении.
Спортивная кондиция участников должна быть примерно одинаковой, чтобы скорость движения каждого была комфортна всем. Работа в паре, сидя в креветочных позах друг за другом (драфтинг), позволит сэкономить силы в пути, особенно в ветреные дни.
Выбранный маршрут на 95% состоит из шоссейных дорог очень хорошего качества, и мы прошли его на шоссейных велосипедах. Плюсами шоссеров являются наибольшая скорость движения и легкость, минусами — жесткость и отсутствие возможности разместить весь багаж на велосипедах. Ценовой диапазон велосипедов может быть различным, но основной момент, который необходимо учесть, это возможность переключения скоростей как минимум на заднем колесе для перераспределения нагрузки на сложных участках пути.
Наши шоссеры сильно отличались друг от друга: один китайского производства «Fuji Feather» с классическим дизайном и аскетической эстетикой, хром‑молибденовой рамой 63-его размера под высокого велотуриста ростом 195 см, 700-тыми колесами и поменянной 3-хскоростной планетарной втулкой японского производителя Shimano «Nexus». Стоимость такого велосипеда в сборе с контактными педалями — около 85 000 рублей. Вес — 15 кг. Именно последняя характеристика являлась критической для педалирования в гору, но жёсткость конструкции, её ремонтопригодность и цена сыграли решающую роль в выборе именно этой модели одним из нас. Второй же велотурист сделал свой выбор в пользу более дорогой модели, но при этом более лёгкой: «Titan Racing Valerian Carbon Pro». Модель отличается от первой современным дизайном, карбоновой рамой 59 размера под рост 190 см, задней втулкой кассетного типа на 11 скоростей, с учетом передних двух звёзд — агрегированными 22 скоростями, наличием дисковых тормозов (что в сообществах профессиональных велогонщиков не всегда является плюсом). Этот гоночный вариант шоссера также имеет 700-е колёса, а массу — всего около 10 кг. Цена — 307 000 рублей. Основные опасения второго велотуриста были в том, что этот велосипед больше предназначен для велогонок, а не для длительных велопробегов, однако этот риск был нивелирован установкой мягкого сиденья и более широких покрышек. По карбону. Он значительно снижает вес самого велосипеда, при этом более хрупкий — при падении или ударе сломать карбоновый элемент легче. Плюс, он царапается и краска быстрее стирается, поэтому для путешествия лучше обматывать его специальной плёнкой.
Еще одним интересным с технической точки зрения и, при этом, нивелирующим жёсткость посадки решением будет установка демпфирующей рессоры между самим седлом и подседельным штырём. Мало кто о ней знает в РФ, но в интернет‑магазинах вы без труда её найдёте. Для дальнобоя она прежде всего хороша тем, что пользователь не чувствует мелких неровностей асфальта, которые могут создавать дискомфорт для позвоночника. Вес минимальный.
Мы ехали с рюкзаками на спине с общим объемом около 25 литров каждый и сумками под рамой по 5 литров. Обязательно наличие с собой воды минимум по 1,5 литра и резервного запаса еды на день. Восполнить запасы провизии в магазинах по пути труда не составит — мы делали остановки каждые 40–60 км. Для ускорения движения используйте гидропаки и подберите питание, позволяющее перекусывать во время педалирования. Респираторы понадобятся не часто, но на коротком участке М10 и трассе Е95 они без сомнения помогут велотуристу. Возьмите с собой расширенный ремкомплект, аптечку, сменную одежду и обувь, в том числе на случай дождя и холода. Шлем, контактные педали, крем от загара, репеллент и шорты/тайтсы с уплотнением — даже не обсуждаются!
Далее о путешествии. Веломаршрут был запланирован с обязательным посещением качественных мест питания и проживания, которых по пути достаточно, а также баней, массажем и плаванием (наш бюджет на одного велосипедиста — от 30 до 50 тыс. рублей).
Путь пролегал по четырём областям нашей страны и изобиловал разнообразием живописных видов: лиственных и хвойных лесов, равнин и холмов, рек и озёр, мостов, сельскохозяйственных угодий, русских деревень и городов. Качество дорожного покрытия превзошло наши ожидания, однако стоит упомянуть участок после Свапуще до границы Новгородской области примерно 12–15 км — по состоянию на июнь 2024 года там велись дорожные работы, в других местах маршрута, преимущественно в Тверской области попадались участки со старым покрытием. Несмотря на это не было участков, на которых нам пришлось бы нести велосипеды в руках, за весь маршрут мы не пробили ни одного колеса. Погода в основном радовала солнцем, однако был и ветер, и приходилось убегать от преследования дождём, который всё же настиг нас в финальный день путешествия.
Вся дистанция из Москвы (от МКАД в районе Долгопрудного) в Санкт‑Петербург (до КАД в районе Пулково) на шоссейных велосипедах заняла 7 дней, пройденное расстояние — 910 километров. В среднем мы ехали по 130 км в день. Максимальный перегон на участке Свапуще — Старая Русса составил около 160 км. Время в пути — от 5 до 8 часов ежедневно, не включая остановок. Общий набор высоты — 4655 м, общее снижение — 4825 м. То есть весь путь в основном по равнине, что является плюсом для велосипедистов‑любителей без профессиональных спортивных навыков в велоспорте.
Качественный отдых был одним из самых приятных атрибутов нашего путешествия. В Дубне, Твери, Торжке, Свапуще, Старой Руссе, Луге нам без труда удалось найти аутентичные кафе и рестораны. Помимо этого, в Твери оказался отличный салон тайского массажа, по качеству не уступающий столичным и почти в три раза дешевле. В Кувшиново и Луге мы посетили бани, а в Старой Руссе 25-ти метровый бассейн. Все это, безусловно, пополнило копилку приятных впечатлений от нашей поездки. После целого дня кручения педалей непременно обостряется чувство прекрасного.
С радостью для себя констатируем, что маршрут позволил нам прочувствовать красоту европейской части России в полном объёме. Данное путешествие по красоте может сравниться с многими велотрипами на территории Европы. Скоростная Дмитровка, «ВЕЛО 1» вдоль канала имени Москвы, набережная Дубны и лица её жителей, воодушевлённые естественнонаучными знаниями, живописная Тверь со своей многовековой историей, беспощадная М10 с фурами, шумом и выхлопами, Торжок с прекрасным кафе у моста через Тверцу, густые леса в районе Кувшиново, огромный Селигер, «Дорога воинских мемориалов» в Тверской, Новгородской и Ленинградской областях, курорт Старая Русса с чайками‑хохотуньями, будящими жителей города по утрам своим криком, напоминающим человеческий смех, огромным парком царских времен и спасающим забитые ноги бассейном, «Дорога аистов» на промежутке Старый Медведь — Луга, и верх спортивного терпения — трасса Е95, — со своей прямолинейностью и капризной питерской погодой, выжимающая велосипедистов в крайний день путешествия. Всё это нужно прочувствовать самому, можно под сопровождение любимой музыки, чтобы понять в какой красивой стране мы живём и сколько у неё потенциала к развитию. Перезагрузка сознания гарантирована.
В каждом городе наших остановок своя история и культурное наследие. Кроме этого велотурист может воспользоваться всеми благами цивилизации и не испытывать чувство волнения и дискомфорта от того, что его велосипед в определённый момент перестанет его везти — всегда можно вызвать такси и доехать до места ночёвки, мобильная связь по маршруту ловит практически везде. Одновременно с этим маршрут, помимо небольших отрезков по Дмитровке, М10 и Е95, отличается сравнительной свободой от автотранспорта. Проезжающие мимо водители часто приветствовали нас сигналами клаксонов на фоне пения птиц, что сильно подбадривало в моменты усталости. Тем не менее, в условиях малого количества транспорта ехать значительно приятнее и безопаснее, поэтому маршрут можно начать с велодорожки вдоль канала имени Москвы, использовать альтернативный маршрут на участке Тверь — Кувшиново в обход М10, который незначительно длиннее, а с Луги доехать на электричке или спланировать путь по просёлочным дорогам, рассчитав дополнительную ночевку.
Культура общения в различных городах и селениях, естественно, отличается от столичной, как в лучшую, так и в худшую стороны. В малых деревнях люди проще — уж сами определяйте этот факт как положительный или отрицательный для общения. Один из примеров подобного был в Кимрах, где мы остановились после Дубны на промежуточный перерыв. На вопрос одного из нас в магазине «Будьте добры, подскажите, где у Вас размещается стеллаж с энергетическими батончиками? Я его не нашел.» Учтивая продавщица, не отводя взгляд от смартфона ответила, предварительно промычав: «И‑щи‑те луч‑ше!» В целом, народ на маршруте воспринимал нас хорошо и очень восторгался тем, какой пробег мы затеяли.
Основными достижениями, которые можно записать в копилку дорожного велотуризма по России, предлагаем считать открытие трёх дорог, способных составить конкуренцию норвежской «Дороге троллей» и немецким «Романтической» и «Балтийской» дорогам. Ими стали: «ВЕЛО 1» вдоль канала имени Москвы (56 км), «Дорога воинских мемориалов» (около 150 км) и «Дорога аистов» (около 60 км). С первой всё ясно, и она достаточно разрекламирована (правда, на текущий момент её дальнейшее строительство заморожено). А две другие? Они находятся в Новгородской области. «Дорога воинских мемориалов» представляет очень качественное асфальтовое покрытие с двусторонним движением, петляет между деревнями, при этом нередкими ответвлениями от полотна предстают мемориалы и братские могилы советских и немецких солдат, жертв Второй мировой войны. В условиях беззаботного велопутешествия такие моменты на пути создают у велотуристов особое трепетное отношение к тому месту, по которому проложен маршрут. Психологически усталость на время покидает путешественника, возможно, срабатывает эффект осознания масштабности происходившего здесь побоища. «Дорога аистов» позитивна и весела тем, что вдоль ухоженных деревушек, выполненных в старорусском стиле, на столбах расселились аисты в гнездах. Эффект наблюдателя, вызванный сопровождающими взглядами этих социальных пернатых, выводит из медитативного состояния физической работы, возвращая в жизнь летней природы и придавая дополнительные силы под конец предпоследнего участка пути. Интересные ощущения.
Много всего было в пути, но основное — это борьба с самим собой, удовольствие и торжество победы воли над телом. После такого путешествия даже Москва, обычно на второй день возвращающая отпускника в жёсткий жизненный ритм, не вольна сделать это, упираясь в отголоски впечатлений и непоколебимый уровень спокойствия, полученного в дороге.
Надеемся, что пройденный нами маршрут привлечёт новых велопутешественников из нашей страны и не только, а инфраструктура вдоль маршрута будет непрерывно улучшаться. Открывайте Россию с новых сторон, удачного пути!