Давайте рассмотрим, почему креативное мышление является ключевым навыком не только для условно творческих специальностей, но и для успешного менеджера проектов в IT, и почему креативность и менеджмент гораздо ближе друг к другу, чем нам кажется.

Что такое креативное мышление и как оно связано с обучением?

Между самим научным открытием и его практическим применением обычно кроется гигантская пропасть. Тысячи интересных открытий пока еще не нашли прикладного воплощения. Причины этого кроются не в нашем легкомысленном отношении к новым знаниям, а в том, что появились они не так уж давно.

К примеру, сама гипотеза о механике процесса обучения в мозгу была выдвинута лишь в 1949 году, когда физиолог и нейропсихолог Дональд Хебб сформулировал идею формирования устойчивых нейронных связей при многократной стимуляции нервной системы. И лишь в 1966 году нейробиолог и психиатр Эрик Кандел обнаружил биохимические изменения в мозгу, связанные с запоминанием, тем самым доказав правдивость идей Хебба.

Креативное мышление — это способность генерировать новые идеи, рассматривать проблемы больше, чем с одной точки зрения и находить нестандартные решения. И современные исследования подтверждают, что креативность — это не совсем врожденный дар, а скорее навык, который можно развивать.

Один из самых знаменитых мифов о творческой составляющей мышления — это ее «левополушарность». Ученый из Гарварда Роджер Битти развеял этот миф, доказав, что креатив рождается именно тогда, когда абсолютно разные участки мозга объединены общими процессами.

Если говорить совсем просто (нейробиологи, простите!), то креатив рождается там, где мозг не может пойти «протоптанной тропой». Представьте игру в ассоциации — например, напишите на доске «молоко» и начните рядом записывать связанные понятия: корова, сметана, хлопья, кофе. То, что мозг отдает сразу — это и есть «протоптанная тропа». При этом чем больше ассоциаций вы будете придумывать, тем глубже и интереснее будут идеи.

Но представьте этот процесс в другом дизайне: что будет, когда рядом со словом «молоко» расположатся бетон, акула, шторм и цветущая сакура? У мозга нет «протоптанной тропы» между молоком и этими понятиями — но так уж он устроен, что ему важно построить связи и ассоциации, поэтому пустоту между понятиями он начнет заполнять абсолютно неожиданными для вас идеями и образами.

Почему креативное мышление важно для менеджера проектов в IT?

1. Генерация инновационных идей и решений

Менеджеры проектов очень часто сталкиваются с проблемами, требующими нестандартных решений: например, когда ТЗ занимает всего два абзаца, а запрос реализации звучит примерно как «вы эксперты — вы лучше знаете, чего мы хотим».

2. Адаптация к изменениям

IT-проекты часто требуют быстрой адаптации к изменениям. Креативное мышление помогает менеджерам проектов быстро реагировать на новые требования и условия, находить эффективные пути решения проблем — всем знакомо изменение ТЗ или вводных по проекту, когда он уже почти готов.

3. Мотивация и вдохновение команды

Креативный менеджер лучше вдохновит свою команду на достижение высоких результатов. Создание атмосферы, в которой сотрудники могут высказывать свои идеи и экспериментировать с новыми подходами, способствует развитию креативности в команде и повышению ее продуктивности.

Кто есть кто?

Креативный режим работы мозга напоминает работу проектной команды, и вот какие роли выполняют его участки.

Фронтальные доли мозга, отвечающие за планирование и принятие решений, аналогичны роли менеджера проекта: именно он разрабатывает стратегию выполнения проекта, управляет ресурсами и принимает ключевые решения.

Темпоральные доли, связанные с обработкой ассоциативной информации и воображением, соответствуют роли разработчиков: эти ребята так же используют свои технические знания и креативные способности для создания новых функций и решений в проекте.

Париетальные доли мозга, участвующие в обработке пространственной и визуальной информации, похожи на дизайнеров: они разрабатывают пользовательские интерфейсы, создают эстетически привлекательный дизайн и визуализацию проекта.

Те же самые париетальные доли ответственны еще и за аналитическое мышление, то есть выполняют работу аналитиков: «сканируют» данные, выявляют тренды и паттерны, а также разрабатывают стратегии на основе полученной информации.

Лимбическую систему мозга, участвующую в обработке эмоций и мотивационных процессах, можно рассматривать в роли команды проекта в целом: эмоциональная составляющая важна для поддержания мотивации, сотрудничества и эффективного взаимодействия между участниками проекта.

Как мозг в процессе творчества может функционировать, только эффективно общаясь с различными областями, так и проектная команда может быть эффективной только когда каждая ее часть составляет единое целое процесса.

Итак, возвращаясь к вопросу из заголовка, можно уверенно утверждать: креативное мышление — это не только дар, но и навык, который можно развить и улучшить.

Для менеджера проектов в IT креативное мышление является существенным фактором успеха, поскольку оно позволяет находить нестандартные решения и достигать поставленных целей новым, более ценным или оптимальным путем.

Именно поэтому мы так любим наших клиентов, которые ставят нас в условия, в которых не видно ни одной «протоптанной дорожки», и заставляют генерировать новые подходы и эффективные решения для воплощения своих амбициозных задач.

P.S. Напоследок раскрою одну простую, но очень действенную технику развития креативности. Записывайте идеи, любые и много — и вовсе не для того, чтобы не забыть или вернуться к ним позднее. На самом деле так вы покажете мозгу, что его усилия «придумывать» не напрасны, и поощряете его рождать еще больше идей. Как говорится, стоит только начать…

Комментарии (4)


  1. exTvr
    17.08.2024 13:27
    +4

    TL;DR - очередное gpt испражнение.


  1. Sollita
    17.08.2024 13:27
    +2

    И на основе чего Вы сделали вывод, что: "Итак, возвращаясь к вопросу из заголовка, можно уверенно утверждать: креативное мышление — это не только дар, но и навык, который можно развить и улучшить."? Вы ведь даже не попытались хоть как-то доказать данное утверждение в своей статье. А лично я подозреваю, что креативное мышление - это качество мозга человека с высоким уровнем интеллекта. И, значит, как невозможно повысить уровень интеллекта у человека, так невозможно и развить и улучшить креативное мышление.


    1. Proscrito
      17.08.2024 13:27

      Мы даже измерять уровень интеллекта толком не умеем. Система айкью имеет изъяны и ограниченную применимость. И точно не знаем от чего уровень интеллекта зависит. Теория интеллекта пока что больше из белых пятен состоит. Точнее, единой теории, объединяющей все проявления интеллекта вообще нет, да и единого понятия самого интеллекта тоже. Его часто разделяют на разные виды и принципы деления могут быть разными.

      Интеллект определенно развивается по мере взросления, в этом процессе выделяют стадии и описан он более-менее сносно. Может ли интеллект развиваться после 15 лет? Неизвестно. Натренироваться проходить айкью тесты на более высокий балл можно. О чем это говорит тоже не очень ясно. Так что на самом деле нельзя утверждать, что интеллект развить невозможно. Это попросту не определено.

      Дать бы еще определение этому "креативному мышлению". В таком виде как в статье, оно больше смахивает на когнитивный навык, чем-то напоминает когнитивную гибкость. Обычно навыки можно развивать. И обычно чем выше интеллект, тем развивать их проще. И тоже не совсем ясно: это следствие интеллекта, или это корреляция из-за общего с интеллектом "оборудования", или какая тут вообще связь.


  1. Asder30
    17.08.2024 13:27

    Вот накреативят эти менеджеры такого бетонного молока и фиг поймешь, что с ним делать. То ли выплеснуть, то ли отбойным молотком раскурочить.

    А если серьезно, берем Выгодского "Речь и мышление" и образовываемся.