Эксперты из крупнейших компаний России объясняют, что происходит в продуктовом дизайне прямо сейчас и где пролегает тонкая грань между дизайнером и продактом.
В России продолжает увеличиваться спрос на дизайнеров разных специализаций, говорится в свежем исследовании DNA Team и HeadHunter. Согласно статистике, в 2024 году количество дизайнерских вакансий на карьерных сайтах выросло на 19%. Причем самый сильный рывок показали продуктовые дизайнеры — +54%. Второе место заняли дизайнеры интерьеров (+39%), а на 3 и 4 строчках расположились графические дизайнеры (+27%) и дизайнеры интерфейсов (+24%).
Повышение интереса к продуктовым дизайнерам можно легко увязать с ростом популярности цифровых продуктов в целом. Более раннее исследование от Top Design Firms показывает: 50% пользователей уверены, что дизайн сайта играет решающую роль в восприятии бренда компании, а 42% покидают сайт, если он кажется неудобным. А значит, именно дизайнер продукта во многом определяет успех онлайн-сервиса среди аудитории.
Минувшим летом мы уже попробовали разобрать особенности российского продуктового дизайна в рамках небольшого митапа, а теперь хотим еще больше погрузиться в тему. Для этого вместе с дизайнерами и продактами из «Финам», «Инферит», МТС и AGIMA изучаем современные тренды и методы управления дизайн-командами.
Каждый из наших собеседников ответил одни и те же пять вопросов:
Основные тенденции в продуктовом дизайне в 2024 году?
Как измерять эффективность дизайн-команды?
Как масштабировать дизайн-команду, если дедлайны горят?
Какова роль продакта в создании продуктового дизайна?
Ваш личный топ способов прокачать навыки дизайнера.
Мы приводим их ответы с незначительными сокращениями.
Основные тенденции в продуктовом дизайне в 2024 году
Даниил Зевакин, Product Owner «Инферит»
Пожалуй, главный тренд — это AI-элементы. Сейчас пользователи делятся на три лагеря: те, кто ненавидит AI, кто его обожает и кто не обращает на него внимания. Но AI-арты встречаются уже даже в наружной рекламе, поэтому можно утверждать, что сгенерированные нейросетями изображения — это новые реалии рынка.
Можно выделить и несколько других тенденций:
минимализм, который был, есть и будет актуален еще долго;
в противовес минимализму набирают обороты футуристические стили а-ля киберпанк с неоном и большим числом нефункциональных элементов;
прозрачность — здесь стеклянные 3D-конструкции и общая чистота изображения;
пиксели — ретро-вайб с хорошим читаемым артом;
сюрреализм;
надувные интерфейсы.
Ксения Беляева, дизайн-лид в МТС Диджитал
AI уже стал незаменимой частью нашей работы. Отправка сообщения ChatGPT вместо запроса в поиске по интернету уже становится рутиной. ChatGPT иногда помогает как UX-копирайтер для написания интерфейсных текстов. Предвижу, как крупные игроки будут и дальше обучать нейронку на своих фирменных стилях, а генерация брендовых изображений для интерфейсов станет автоматизированной.
Figma внедрила AI, что позволит оперативнее проектировать решения на основе концептов. Обновила интерфейс, уже заметно сходство с Framer. Возможно, компания будет двигаться в направлении инструмента для создания сайтов и приложений. Framer, кстати, содержит в себе классную фичу — перевод текста с помощью AI на нужный язык, что в разы экономит время на переводе сайтов на разные языки. В связи с импортозамещением некоторые компании перешли на Pixso из-за возможности развертывания на своих серверах, да и на рынке инструментов для исследований всё больше набирают популярность российские продукты, такие как Pathway.
3D-иллюстрация продолжает быть актуальной для большей визуализации в интерфейсах, где это уместно (пустые состояния, загрузка и пр.). Думаю, что продолжится фокус компаний на сервисах для сотрудников: корпоративные порталы, продукты, где создаются заявки, ЭДО и др. Некоторые игроки переходят на React и Flutter для мобильных приложений для снижения стоимости разработки на две платформы, это сокращает количество коммуникаций и иногда снижает и количество необходимых дизайнеров для проектирования.
Олег Зильберг, дизайн-директор AGIMA
Среди главных трендов на сегодняшний день я бы выделил следующие: персонализация опыта, визуализация данных и типографика. Также мы замечаем, что популярность набирает сложная анимация взаимодействия — это разного рода микро- и макроанимация в интерфейсах.
Наверняка все коллеги меня поддержат в том, что технологии искусственного интеллекта начинают применяться намного активнее. Кроме того, бывают случаи, когда команды из-за обстоятельств, например санкций, переходят на новые инструменты.
Екатерина Лисецкая, креативный директор «Финам»
Расскажу на примере нашего сайта. Раньше мы стремились к абсолютной простоте. Наша цель заключалась в том, чтобы человек пришел и максимально быстро решил свою задачу на любой странице. Теперь же мы немного меняем подход к подаче материала. Это не значит, что мы усложняем страницу, нам по-прежнему важна легкость работы с интерфейсом. Но мы можем позволить себе больше визуальных фишек, чтобы лучше отстроиться от конкурентов.
То же самое я замечаю и в целом на рынке. По-видимому, это большой тренд: дизайнеры стали больше украшать сервисы. Для этого используют интерактивные элементы, игровые механики, дополненную реальность. Стали чаще применять нейросети. То есть люди стремятся сделать визуальный контент более ярким.
Правда, функциональность при этом страдать не должна. Мы по-прежнему видим и чувствуем, что люди хотят решать задачи быстрее. Просто делать это теперь хотят в более привлекательной и цепляющей среде.
Как измерять эффективность дизайн-команды?
Ксения Беляева, дизайн-лид в МТС Диджитал
Продуктовый дизайнер — часть продуктовой команды, а у нее есть цели. Например, внедрить новую фичу. В этом случае задача дизайнера — продумать, как он может повлиять на ее внедрение и измерить эффективность дизайна. Здесь ключевой метрикой может быть количество людей, которые воспользуются новой функцией.
Поэтому можно подумать об инфоподдержке фичи: о рассылке или онбординге. Меня чаще всего интересует время прохождения сценариев и результаты юзабилити-тестов. Словом, основные метрики те же, что и у всей продуктовой команды: данные в системе аналитики, деньги, человекочасы, результаты исследований, обратная связь.
Екатерина Лисецкая, креативный директор «Финам»
Главная метрика для нас — насколько хорошо конкретная страница решает бизнес-задачу. Когда речь идет о продукте, нас, конечно, интересуют новые клиенты, увеличение конверсии, продуктовые метрики. Также мы следит за визуальной составляющей — дизайн должен соответствовать нашему UI-киту и новому брендбуку.
Также у нас работает Лаборатория клиентского опыта. Мы проводим глубинные исследования, качественные исследования. Словом, дизайн — это важная составляющая продукта в целом. Поэтому оцениваем мы его исходя из наших знаний о поведении пользователей.
Даниил Зевакин, Product Owner «Инферит»
Конвертировать работу дизайнера в четкие метрики достаточно сложно. Поэтому оценить эффективность дизайн-команды — это нетривиальная задача. Более того, качество их работы можно проанализировать только на долгой дистанции, что еще сильнее затрудняет замеры.
Поэтому для меня главный критерий эффективности дизайнера — это удобство продукта, а проще говоря — интерфейса. Как это измерить? Мы используем пользовательские исследования: интервью, дневниковые исследования, обратная связь от реальных юзеров.
Если мы говорим о визуальной составляющей, то это субъективная история. Оценку ей, как правило, дают исходя из сугубо личных предпочтений.
Олег Зильберг, дизайн-директор AGIMA
Наша компания занимается заказной разработкой, поэтому я смотрю на процесс немного под другим углом. Для меня ключевой показатель эффективности — гармоничный диалог дизайн-команды с клиентом. Если команда может общаться с клиентом напрямую, то есть без проджект-менеджера, и если эта коммуникация приносит обеим сторонам удовольствие, то это самое классное, что может случиться с продуктом.
А если говорить о метриках, то тут всё просто: если дизайн улучшает продуктовые метрики, то дизайнеры — молодцы.
Как масштабировать дизайн-команду, если дедлайны горят?
Олег Зильберг, дизайн-директор AGIMA
Когда нам нужно масштабироваться команду быстро, мы обращаемся к другим дизайн-студиям и агентствам, чтобы выкупить часы тех дизайнеров, которые у них простаивают. В сущности, тут выбор простой: можно искать нового человека на рынке, а можно прийти в компанию, где сотрудники уже прошли определенный отбор. Тот, кто работает в найме, с большой вероятностью будет лучше.
Ксения Беляева, дизайн-лид в МТС Диджитал
Если дедлайны горят, а команду нужно масштабировать, то само масштабирование — это решение, а не задача. Важно понять, почему дедлайны горят? Возможно, низкая эффективность у текущей команды, неэффективный менеджмент, низкая квалификация персонала и т. д. Если же итог изучения — кратковременная нехватка ресурса, то тогда нужно сопоставить сроки и риски.
При сжатых сроках на рынке всегда есть компании, которым можно отдать часть работы на аутсорс. Если же нужен вовлеченный человек уже внутри, тогда можно найти компании, которые предлагают сотрудников на аутстафф.
Если же нужно найти человека в штат, тут отлично работает HR-бренд: организация конференций, статьи, каналы в соцсетях и публичные выступления. При хорошей корпоративной культуре затраты на найм заметно снижаются, люди сами хотят попасть в вашу компанию. Например, в ноябре прошлого года мы разместили вакансию, и я за день получила 200 откликов. Там было из чего выбирать. Когда я ранее работала в менее известной компании, поиск был куда сложнее.
Даниил Зевакин, Product Owner «Инферит»
Если мы говорим об истории «быстро и качественно», то тут понадобится не только сто друзей, но и сто рублей — вопреки народной мудрости. Искать стоит среди знакомых или по агентствам, которым доверяешь. Поэтому под рукой нужно держать базу надежных контактов. Также набирают популярность стартапы для поиска аутсорсеров или людей в штат.
Холодный поиск через сайты с вакансиями, скорее всего, потребует больше времени, чем у вас будет в условиях горящих дедлайнов.
Екатерина Лисецкая, креативный директор «Финам»
Сейчас наша дизайн-команда способна закрыть все потребности компании. Однако в отдельных случаях, когда мы чувствуем, что количество задач растет, мы идем в аутсорс: работаем с агентствами и фрилансерами. У нас за штатом уже есть база контактов тех людей, которым доверяем и с которыми работаем.
А если нам нужен человек в штат — тут всё сложнее. Найти талантливого дизайнера — это целая история, несмотря на обилие кандидатов на рынке. Причем конкретно в мою команду, как правило, требуются универсальные специалисты — а таких, как показывает практика, не очень много, и на поиски нужно время.
Какова роль продакта в создании продуктового дизайна?
Екатерина Лисецкая, креативный директор «Финам»
Продакт-оунер должен четко понимать, каким будет продукт и чем будет привлекать людей. Дизайн должен помогать с достижением этих задач. Поэтому роль продакта — это роль направляющего: он задает стратегическое направление, контролирует качество, напоминает дизайнеру про бизнес-цель каждого решения.
При этом важно не передавливать и не ограничивать полет фантазии команды. Работа продакта — это выслушивать все гипотезы, а затем определять идеальный вариант, который будет визуально привлекательным, но при этом оптимальным с точки зрения удобства.
В конечном итоге за продукт отвечает именно продакт-оунер, и он не может перекладывать ответственность на дизайнера. Думаю, что это командная работа, а истина рождается в диалоге.
Даниил Зевакин, Product Owner «Инферит»
Возможно, мой подход отличается излишним контролем, но я думаю, роль продакта ключевая. Он объясняет, что за продукт вы делаете, зачем вы его делаете, как он должен работать и почему именно так. Все эти вопросы звучат как что-то, что нужно обсудить еще на этапе идеи, но дьявол в деталях. Вспоминать ответы на них нужно каждый день на протяжении всего проекта и при решении любой задачи, связанной с продуктом.
Насколько продакт-менеджер должен участвовать в работе над дизайном? Настолько глубоко, насколько позволяет количество рабочих часов, и настолько мало, насколько это вообще возможно. Нужно четко и прозрачно объяснять свое видение так, чтобы ни у кого не оставалось вопросов, но при реализации самих интерфейсов дизайнерами стоит позволять им проявить себя и свой креатив. Не стоит при этом упускать синхронизацию по прогрессу, чтобы креатив не увел в сторону.
Олег Зильберг, дизайн-директор AGIMA
Думаю, что все определяется корпоративной и производственной культурой, которая сложилась в организации. Если в компании есть четкие регламенты и какие-то зоны ответственности, то они работают в продуктовой команде так же, как и в любой другой. Например, продакт может не лезть в визуальную часть, за которую отвечает дизайнер, не потому что у него нет мнения, а потому что в компании так не принято. Если же корпоративная культура позволяет такое взаимопроникновение, то менеджер продукта будет оказывать влияние и дизайн.
Но по сути, задача продакт-менеджера — формировать задачи для дизайнера на основе целевых метрик. Бизнес приходит к менеджеру с метриками, а тот преображает бизнес-задачи в дизайнерские задачи.
Ксения Беляева, дизайн-лид в МТС Диджитал
Продуктовый менеджер и продуктовый дизайнер — это креативная пара. Их тандем отвечает за то, насколько люди хотят пользоваться продуктом, насколько им удобно решать задачи и какие вообще задачи будут решаться. Менеджер при этом больше погружается в бизнесовую составляющую, чтобы продукт приносил прибыль. Дизайнер же переводит с бизнесового на технический с помощью пользовательских путей, прототипов, дизайн-системы и т. д.
Продакт определённо должен участвовать в работе над концептами, но сам пользовательский сценарий с нюансами он увидит только на демо, где сможет внести замечания. Его замечания должны касаться прибыли, рисков и пользовательского опыта, в противном случае это вкусовщина.
Решение о дизайне принимает дизайнер, но риски несет продакт. Поэтому задача дизайнера — снизить эти риски. Сделать это можно с помощью UX-копирайтинга, подсказок, интервью, UX-тестов, CJM и других инструментов изучения целевой аудитории.
Ваш личный топ способов прокачать навыки дизайнера
Даниил Зевакин, Product Owner «Инферит»
Я не дизайнер, поэтому могу поделиться только универсальной формулой, которую выработал за годы работы в продакшене: делайте — и научитесь. Прежде чем читать книги, смотреть уроки, проходить курсы или слушать подкасты, попробуйте начать сами. Приобретая практический опыт, вы начнете понимать, где вам не хватает знаний и скиллов. А затем вы научитесь искать источники полезной информации, фильтровать их и применять новые знания на практике.
Екатерина Лисецкая, креативный директор «Финам»
Мы держим руку на пульсе: следим за трендами, смотрим за конкурентами, посещаем конференции, выставки, дизайнерские тусовки, покупаем курсы. Сейчас много способов прокачать себя, в том числе огромное количество телеграм-каналов, которые ведут опытные практики. За ними всегда интересно наблюдать. Думаю, что каналы для прокачки навыков зависят от того, какие навыки нужно развивать.
Ксения Беляева, дизайн-лид в МТС Диджитал
Прокачивать себя можно разными способами. Перечислю самые основные.
Телеграм-каналы. С ними всё более-менее понятно. И чтение чужих, и ведение собственного канала отлично прокачивают насмотренность и копирайтинг, помогают отслеживать происходящее, анализировать конкурентов и систематизировать знания. У меня есть папки с каналами коллег и каналами для UX-копирайтеров. Также я слежу за каналами больших компаний, конкретных людей, студий, профильных СМИ и даже конференций. Их очень много.
Работа с ментором. Менторы — персональные учителя, которые подстраиваются под учеников, делают обучение интересным и стараются вдохновить и зарядить мотивацией. Я и сама помогаю менее опытным коллегам. Чаще всего ко мне обращаются за оценкой уровня, индивидуальными планами развития, за помощью с тестовыми заданиями и с подготовкой к собеседованиям.
Практика. Чем больше вы двигаете объекты в Figma, тем лучше понимаете, как строится интерфейс, быстрее проектируете. Я начинала с выполнения тестовых заданий в другие компании, челленджей и с перерисовки интерфейсов других продуктов. Сейчас я всем рекомендую иметь Pet-проект — где вы и продакт, и аналитик, и дизайнер, и интернет-маркетолог. Это отличная прокачка продуктового мышления.
Курсы. Сейчас курсов стало очень много, у каждой школы есть что-то полезное. Лично я советую Британскую высшую школу дизайна, FormFactor, Bang Bang Education и Eduson. Последняя — для новичков.
Книги и подкасты. Чтобы прокачивать себя как дизайнера, надо себя прокачать и как человека, тогда и подход к работе будет более осознанный и структурный. Рекомендую всем почитать «Дизайн привычных вещей» Дона Нормана, «Пиши-сокращай» Максима Ильяхова, «Спроси маму» Роба Фитцпатрика, «Начни с почему» Саймона Синека, «Переломный момент» Малькольма Гладуэлла, «Паттерны дизайн-менеджмента» Юрия Ветрова, «ВкусВилл. Как совершить революцию в ритейле, делая всё не так» Евгения Щепина, «Тайную жизнь цвета» Кассии Сен-Клер и «Настольную книгу Project-менеджера» Владимира Завертайлова. Подкастов по теме тоже много — выбирайте любой.
Олег Зильберг, дизайн-директор AGIMA
Сейчас стали популярны телеграм-каналы, и в них действительно можно найти много полезного. Тем более, что каналы есть на любой вкус. Я лично рекомендую следить за отраслевыми каналами: например, про еком в Foodtech, про продуктовый подход или про UX. Полезно просто следить за классными кейсами коллег — например, у нас или в «Кириллица.дизайн». Но в целом дизайнеру полезно узнавать больше про мир и людей — поэтому всегда советую каналы по психологии или критическому мышлению.
Много книг, которые помогают дизайнерам. Не все они связаны с продуктовым дизайном напрямую, но помочь могут точно. Например, книги «То, что мы видим, то, что смотрит на нас» Жоржа Диди-Юбермана, «История журнального дизайна» Ольги Рожновой или «Об интерфейсе» Алана Купера. Также важно следить за подкастами и YouTube-каналами, которые просто-напросто тебя вдохновляют.
Ну и конечно, курсы. Могу посоветовать такие: курс по шрифтовому дизайну и типографике от Letterform Archive, курсы по дизайну продукта и менеджменту продукта от WANNABE и курс по управлению коммуникационным дизайном от HSE.
Helgich
Первые 2 графика шедевральны для статьи про дизайн...ну да ладно, дизайнеров же не хватает