Как пошагово сделать рабочий навык Алисы за короткое время? Об этом мы подробно рассказали в статье.
Меня зовут Екатерина Александрова, я интернет-маркетолог, выпускница курса «Интернет-маркетолог» и «SMM-продвижение в Телеграмм», и Станислав Козырев - ведущий инженер-программист, дата-аналитик и саентист ЦУНБ им. Некрасова, выпускник курса «Специалист по Data Science».
Наша команда “Проактивные практики”, состоящая из пяти увлеченных и энергичных участников, проходит обучение в программе амбассадоров Яндекса. Заключительным этапом программы стала выпускная работа.
В основу проекта мы решили заложить разработку навыка для Алисы — мультиплатформенного голосового помощника, основанного на отзывах выпускников Яндекс Практикума, с удобным рубрикатором.
Личный кабинет на Yandex Cloud с зарегистрированным платежным аккаунтом Как возникла идея создать такой навык?
Каждый второй студент приходит в Яндекс Практикум по рекомендации друзей: новые знания и навыки действительно меняют жизнь, и мы хотим подарить возможность делиться своим опытом.
В нашем навыке есть разнообразные отзывы о том, как студенты выбирали курсы, как проходили обучение и какие результаты они достигли. Были собраны настоящие истории без редактирования, сохранены оригинальные тексты, орфография и пунктуация — это искренние мнения реальных людей. Достаточно просто выбрать студента и послушать его короткую историю.
Основная проблема, которая стоит перед будущими студентами: сложность выбора курса, на который ты хочешь пойти. Мы те, кто прошли обучение в Яндекс Практикуме, мы сами были перед таким выбором. Очень помогает, когда есть реальные отзывы выпускников.Этого не хватило нам в момент выбора.На рынке обучения - большое многообразие курсов и стоимость каждого не маленькая, и пока ты не прошел - не знаешь, что тебе даст этот курс, что ты получишь. Мы хорошо понимаем свою целевую аудиторию, их боли, именно для них мы разработал это навык.
Создание навыка Алисы состояло из следующих шагов:
1. Зарегистрироваться на платформе Яндекс.Диалоги (https://dialogs.yandex.ru/).
2. Создать новый навык и описать его функционал, например, какие команды будет понимать и какие действия выполнять.
3. Задать логику работы навыка с помощью языка программирования Node.js или Python.
4. Создать функцию в Yandex Cloud Serverless Function (https://cloud.yandex.ru/services/functions) и скопировать туда наш код.
5. Подключить функцию к нашему навыку в Яндекс.Диалогах, указав её URL.
6. Протестировать работу навыка в симуляторе Алисы или на устройстве с поддержкой голосового помощника.
Одним из первых этапов стало планирование проекта. Мы определили цели и задачи, свою аудиторию и основные функциональные возможности навыка.
Основная цель проекта — привлечь максимальное количество студентов на обучение и сделать это без агрессивного маркетинга, через рекомендации.
У нас несколько целевых аудиторий:
Девушки и юноши от 16 лет, те, кто ищут себя и задумываются о своем будущем.
Мамы в декрете, рассматривающие дополнительный заработок.
Мужчины и женщины от 27 лет, готовые сменить профессию.
Мы разработали контентный план и структуру навыка, включая сценарии диалогов с пользователем.
В нашем случае контентный план - это форма представления отзывов в карточках, потом сам отзыв и в конце возможность посмотреть другие продукты и получить промокод.
Дальше мы создали функции в Yandex Cloud Serverless:
1. Зарегистрировались в Yandex Cloud и создали облачную функцию для обработки запросов от навыка.
Редактор кода функции обработчика запросов навыка в разделе Yandex Cloud Serverless Function 2. Написали код обработчика запросов на Python или Node.js, который будет взаимодействовать с базой отзывов и возвращать информацию пользователю.
После этого был разработан навык в Яндекс.Диалогах:
Мы зарегистрировались в Яндекс.Диалогах и создали новый навык.
Затем настроили приветственные фразы для диалогового интерфейса навыка.
После этого мы подключили функцию, созданную в Yandex Cloud, для обработки запросов навыка.
Одним из важнейших этапов стала модерация контента и тестирование:
Необходимо было:
заполнить базу данных отзывами выпускников и соответствующим контентом;
проверить работу навыка на соответствие заданным критериям и корректность предоставления информации;
произвести модерацию контента и устранить возможные ошибки;
добавить расстановку пауз, акцентов и ударений для генерации; правильного произношения, сделать речь более выразительной с помощью интонации и ритма;
выбрать подходящий голос и его настроение и при необходимости дополнить текст звуковыми эффектами.
Именно с помощью платформы Яндекс.Диалоги можно создавать голосовые приложения для Алисы и Умного дома Яндекса.
Следующим этапом была публикация и распространение:
Чтобы провести тестирование навыка перед выходом на широкую аудиторию, необходимо было учесть последние нюансы и убедиться в работоспособности всего функционала.
Для успешного тестирования навыка перед выходом на широкую аудиторию было создана приватная публикация. Это позволило генерировать одноразовые ссылки на навык с правом доступа для выбранных аккаунтов Яндекса, что дало возможность проверить корректность его работы до официального релиза.
Следующим шагом была отправка навыка на модерацию в Яндекс.Диалогах и его публикация.
Мы создали канал в Telegram- https://t.me/proaktivnye_praktiki, где подготовили перечень постов. Также было получено соглашение от других каналов о размещении статей- https://t.me/alice_yndx/1206, которые могут заинтересовать нашу аудиторию.
Мы рассчитывали получить обратную связь для дальнейшего улучшения навыка.
Теперь рассмотрим, как пользователи могут взаимодействовать с навыками Алисы:
Пользователи могут оставить отзывы через навык.
Получить скидку за знакомство с Практикумом, за выполнение вводной части или за общение с выпускником.
Имеют возможность пройти профориентационный тест, получить доступ к пробному курсу или пообщаться со специалистом.
Могут связаться с выпускниками. Многие студенты становятся амбассадорами и могут ответить на вопросы о первых шагах в учёбе, поиске работы и карьере. Есть возможность выбрать выпускника из своего направления.
Пользователи могут общаться с технической поддержкой и специалистами, а также задавать вопросы о курсах и самом Практикуме.
В заключение хочу отметить, что, как вы могли заметить, навыки Алисы во многом схожи с Telegram-ботами. Мы видим в Алисе логическое продолжение и дополнение функциональности телеграм-ботов, благодаря возможности озвучивания информации. Важными преимуществами являются простота создания (низкий порог входа), доступность (технология Yandex Cloud предоставляется бесплатно — нет необходимости в выделенном сервере) и мультиплатформенность (Алиса доступна не только на смартфонах и планшетах, но также в автомобилях, на телевизорах и колонках).
Наш проект демонстрирует, как эффектно обернуть практически любую идею в навык Алисы с минимальными или нулевыми вложениями, - Яндекс берёт на себя хостинг и вычислительные ресурсы.
Спасибо за внимание. Будем рады вашим оценкам и комментариям.
Комментарии (3)
paulmann
29.10.2024 08:17Эту статью ИИ писал? Вроде текст есть, но содержание околонулевое. Так какую, конкоетную, потребность закрывает навык?
Katerina_Guzhina19 Автор
29.10.2024 08:17@RodionGork,@paulmann Спасибо за вашу обратную связь. Основная проблема, которая стоит перед будущими студентами: сложность выбора курса, на который ты хочешь пойти. Мы те, кто прошли обучение в Яндекс Практикуме, мы сами были перед таким выбором. Очень помогает, когда есть реальные отзывы выпускников.Этого не хватило нам в момент выбора.На рынке обучения - большое многообразие курсов и стоимость каждого не маленькая, и пока ты не прошел - не знаешь, что тебе даст этот курс, что ты получишь. Мы понимаем свою целевую аудиторию, их боли, именно для них был разработан это навык. Мы предложили красивую обертку для отзывов.В итоге: Во первых: люди получили правдивые отзывы, а во вторых: мы показали ребятам, которые делают какой-то навык с Алисой,как его делать. Не все знают, с чего начать. В статье мы показали, как пошагово сделать за короткое время рабочий навык.
RodionGork
Простите, но из двух абзацев аннотации (я такая-то, амбассадорская программа) совершенно неясно что о решении какой проблемы вы планируете рассказать и почему вообще это проблема. Что Алиса, читать что ли не умеет? В общем в смысле интернет-маркетинга вступление лучше как-то поимпрувить.
Кроме того "меня зову Екатерина Александрова" а на скриншотах аккаунт "s.kozyrev" - этому может быть много объяснений, но выглядит всё же странно :)