В этой статье я вам расскажу, что такое тактильная обратная связь, как и для чего она применяется. В конце будут примеры российских приложений, где это уже уместно используется.
Что такое тактильная обратная связь?
Тактильная обратная связь (или haptic feedback) — использование сложных вибрационных паттернов и виброволн для передачи информации пользователю. Если говорить проще и понятнее:
Тактильный отклик — это способ, с помощью которого устройства могут «говорить» с нами с помощью вибраций.
Слово «хаптика» происходит от греческого слова, которое означает «касаться». Раньше устройства сообщали нам о чем-то с помощью звуков и света, например, когда телефон звонил или мигал. Теперь всё больше устройств используют вибрации, чтобы сообщать нам важную информацию. Хаптика работает так: внутри устройства есть маленький моторчик, который может вибрировать. Когда вы нажимаете на экран телефона или играете в игру, специальный компьютер внутри устройства решает, когда и как сильно оно должно вибрировать. Это помогает вам по-разному ощущать, например, когда вы получаете уведомление об успешной оплате или выигрываете в игре. Так мы лучше понимаем, что происходит, даже если не смотрим на экран.
Пример из жизни
Мне очень нравится, как это сделано в приложении Сбера. Когда я перевожу деньги, приложение вибрирует, давая понять, что деньги успешно отправлены (или не успешно). В зависимости от сценария (негативного или позитивного) степень вибрации и её длительность будут разные — это тоже UX. По короткой волне мы поймём, что всё успешно. А если вибрация длинная — значит ошибка.
Разница между тактильной обратной связью и виброоткликом
Разница может быть немного запутанной, но я постараюсь объяснить просто. Обе технологии используют вибрации, чтобы сообщить что-то пользователю. Но вот в чём разница:
Виброотклик — это когда устройство просто вибрирует, чтобы сообщить о каком‑то событии. Например, когда вы задним ходом паркуете машину и рулевое колесо начинает просто сильно вибрировать, когда вы приближаетесь к чему‑то. Это простой способ сказать вам: «Осторожно!»
Тактильная обратная связь — это более сложный способ общения. Он может использовать разные виды вибраций, чтобы дать больше информации. Например, если бы ваше рулевое колесо не просто вибрировало, а меняло бы силу и частоту вибрации в зависимости от того, насколько близко вы находитесь к объекту. Это помогло бы вам лучше понять, насколько далеко вы от препятствия.
Так что, если говорить простыми словами: вибрация — это как простое «постучать», а тактильная обратная связь — это как «постучать по‑разному», чтобы рассказать больше!
Чем полезен тактильный отклик
Использование вибраций и других тактильных сигналов в мобильных приложениях может значительно улучшить взаимодействие пользователя с интерфейсом. Рассмотрим основные преимущества этого подхода.
Улучшение восприятия интерфейса. Тактильный отклик помогает пользователям лучше понимать, что происходит в приложении. Например, лёгкая вибрация при нажатии на кнопку может подтвердить действие, что делает взаимодействие более интуитивным и приятным.
Повышение вовлечённости. Тактильные эффекты позволяют пользователям «ощущать» виртуальные объекты. Это повышает интерес и вовлечённость.
Поддержка доступности. Для пользователей с ограниченными возможностями тактильный отклик может стать важным инструментом. Он помогает им получать обратную связь о действиях, что делает приложение более доступным и удобным.
Устранение визуальной перегрузки. Визуальные уведомления могут отвлекать пользователя. Тактильные сигналы позволяют передать информацию без необходимости смотреть на экран, что особенно полезно в ситуациях, когда внимание пользователя рассеяно.
Создание уникального брендинга. Использование тактильного отклика может стать частью фирменного стиля приложения. Уникальные вибрации или паттерны могут создать запоминающийся опыт, который выделит ваше приложение среди конкурентов.
Улучшение отзывчивости интерфейса. Тактильные эффекты могут сделать приложение более отзывчивым и «живым». Пользователи чувствуют, что их действия имеют значение, что способствует положительному восприятию приложения.
Поддержка игровых элементов. В играх тактильный отклик играет ключевую роль в создании погружающего опыта. Он позволяет пользователям чувствовать каждое действие, добавляя реалистичность и динамичность игровому процессу.
Когда использовать тактильный отклик
Теперь расскажу, в каких случаях можно использовать тактильный отклик.
Подтверждение действий |
Можно использовать в банковских приложениях: лёгкая вибрация при успешной отправке денег или подтверждении транзакции. |
Ошибки ввода |
Короткая вибрация при попытке отправить форму с некорректными данными, чтобы сигнализировать об ошибке. |
Кнопки и переключатели |
Тактильный отклик при нажатии на важные кнопки или переключении между опциями в меню, чтобы сигнализировать о подтверждении действия. |
Достижение края списка |
Вибрация при достижении конца или верха списка, чтобы дать пользователю понять, что он достиг предела. |
Действия в игровых приложениях |
Тактильный отклик при выполнении действий, таких как удары, взрывы или достижения для усиления игрового опыта. |
Обратная связь в обучающих приложениях |
Лёгкая вибрация при правильном ответе и более сильная при неправильном, чтобы пользователи могли быстро оценить свои успехи. |
Добавление товара в корзину |
Тактильный отклик при добавлении товара в корзину для подтверждения действия. |
Изменение параметров |
Тактильный отклик при изменении настроек, например при переключении между режимами (ночной/дневной) или изменении громкости. |
Советы по внедрению тактильного отклика
Вот несколько ключевых советов о том, как и когда внедрять тактильные ощущения в ваш пользовательский интерфейс.
?? Улучшайте UX через тактильные ощущения
Тактильные ощущения должны быть направлены на улучшение обратной связи и передачу важной информации пользователям. Их не следует применять для декоративных целей или для предоставления избыточной информации. Например, используйте тактильный отклик для подтверждения сложных жестов, а не для нажатия всех кнопок.
? Создавайте чёткую связь между действием и откликом
Тактильные ощущения должны обеспечивать ясную причинно-следственную связь. Ощущение должно возникать сразу после выполнения действия. Чем больше задержка, тем менее связным становится взаимодействие. Например, при нажатии на кнопку «Deposit Check» пользователь должен немедленно получить нейтральный отклик, подтверждающий действие, без задержек.
? Дополняйте основную обратную связь тактильными ощущениями
Не стоит полагаться только на тактильные ощущения для передачи обратной связи. Многие устройства позволяют пользователям отключать вибрацию, поэтому важно, чтобы основная обратная связь была визуальной или комбинированной. Например, после успешного получения чека пользователь должен видеть четкое визуальное сообщение, дополненное тактильным и/или звуковым сигналом.
? Используйте тактильность экономно и целенаправленно
Будьте внимательны к тому, когда и где добавляете тактильные ощущения в приложение. Чрезмерное использование может отвлекать и путать пользователей. Тактильные ощущения следует применять только в тех случаях, когда это действительно необходимо. Например, запуск вибрации при каждом нажатии кнопки может отвлекать и снижать общую эффективность взаимодействия.
? Не создавайте конфликтов с системными настройками
При разработке приложений следуйте стандартным тактильным настройкам операционной системы. Пользователи привыкли к системным паттернам тактильной обратной связи, особенно к тем, которые обозначают успех, неудачу или нейтральное состояние. В некоторых случаях, например в мобильных играх, можно использовать кастомизированные тактильные ощущения для улучшения пользовательского опыта.
? Минимизируйте случайные воздействия
При активации тактильной обратной связи устройство начинает вибрировать, что может мешать другим действиям, таким как фокусировка камеры или ввод текста. Обратите внимание на то, как тактильный отклик вашего приложения будет взаимодействовать с другими функциями устройства.
? Помните, что вибрация уменьшает заряд батареи
Вибрация устройства при тактильной обратной связи потребляет заряд батареи, особенно во время интенсивного использования мобильных игр. Разрешите пользователю отключать тактильные ощущения или уменьшать их частоту, чтобы продлить срок службы батареи.
Примеры в приложениях
Кстати, один интересный факт. Когда приложение отправляет обратную связь вибрацией, это не всегда значит, что «Команда выполнена». Иногда это сигнал, что команда получена и скоро выполнится. Иногда вообще может не выполниться из-за скорости интернета или ещё каких-либо сбоев (очень редко), но сам факт принятия сигнала приложение фиксирует вибрацией.
Самое главное
Тактильный отклик должен быть осмысленным и соответствовать действиям пользователя. Вибрация или другие тактильные эффекты могут улучшить взаимодействие, если они используются для подтверждения действий или создания ощущения контроля.
Неожиданный или чрезмерный тактильный отклик может вызвать негативные эмоции и испортить общее впечатление от продукта. Важно находить баланс и учитывать контекст, в котором используется тактильная обратная связь.
Заключение
Внедрение тактильного отклика в мобильные приложения — это не просто модный тренд, а необходимость для создания качественного пользовательского опыта. Он помогает улучшить взаимодействие, увеличить вовлечённость и сделать приложение более доступным. При правильном использовании тактильные эффекты могут стать мощным инструментом для повышения удовлетворенности пользователей и достижения бизнес‑целей.
Что ещё интересного почитать от дизайнеров Домклик:
Теперь вы знаете, что такое тактильный отклик. Встречали его в приложениях? В каких? :) Напишите в комментариях!