Привет, Хабр! Меня зовут Юля, я системный аналитик в МТС Диджитал. Сегодня на примере одного рабочего дня покажу, чем занимаюсь. Обычно в постах на Хабре описывают какие-то сложные кейсы — у меня это тоже есть, но мне кажется, что за этим теряется большая часть небольших и повседневных задач, которые всегда сопровождают работу. Коллеги из команды спецпроектов предложили мне на примере одного дня показать, чем я конкретно занимаюсь и какие задачи выполняю. Если вы только начинаете свою карьеру в аналитике, мой пост поможет понять, что вас ждет. А опытные специалисты могут рассказать в комментариях о своих задачах.
10:00. Подключаюсь к дейлику: в команде важно понимать, кто чем занимается
Это ежедневная встреча, на которой участники продуктовой команды синхронизируются и рассказывают, на каком этапе сейчас их задачи. Я тоже сообщу, что мне вчера удалось выяснить по моим вопросам.
Сейчас я работаю с сайтом МТС Cashback, и мы меняем сценарий отображения окна регистрации — пользователь видит его, когда впервые открывает программу МТС Cashback. Чтобы изменить сценарий, мне нужно было понять, какое событие вызывает показ экрана, так как это не задокументировано.
На синке я расскажу коллегам по команде, что мне удалось найти и по какому событию в программе лояльности пользователю показывается окно регистрации. Сообщу, что сегодня продолжу описывать изменения в этом сценарии. Потом предупрежу тестировщицу Олю, что мне понадобится помощь в подготовке тестовых номеров, и предложу чуть позже созвониться.
Обычно мы успеваем закончить дейлик за 15 минут, но сегодня он затягивается, потому что мы стали разбирать сложности в работе. Ребята не могут протестировать новую функциональность: сломалось тестовое окружение у смежного продукта, с которым мы делаем совместную фичу. Мой продакт связывает задачи в Jira на ремонт и ставит отметки, что этим вопросом команда тестирования пока не занимается. Значит, если у Оли пока не будет большой нагрузки, она сможет уделить больше времени моему исследованию.
10:30. Еду на работу: плюсы гибридного графика
Мой дом в 30 минутах от офиса в Москве, так что приезжать на работу после первых созвонов — это мой личный кайф. Я каждый день вожу с собой ноутбук на случай срочных встреч или уточнений. Сегодня мне везет: есть перерыв между созвонами, так что я могу добраться до офиса в спокойном темпе.
В 11:00 я уже в офисе: всем привет! Сначала мне нужно разобрать почту и рабочие чаты и составить список задач на будущее.
Для нас выделено три кабинета, тут сидят ребята из бизнес- и ИТ-команд. Все вместе мы делаем продукт МТС Premium, а программа лояльности МТС Cashback, над которой я работаю прямо сейчас, — его часть. Всего в продукте пять групп, и у каждой свои отдельные направления: работа с подписками, с витриной, сценарии накопления и списания кешбэка и так далее. Еще есть дополнительные команды, которые помогают в сопровождении, — например, DevOps и инженеры поддержки.
По договору два дня я должна быть в офисе, а три могу работать из дома. В нашей команде ребята из разных регионов — со всеми можно связаться онлайн. Но мне нравится общаться с коллегами вживую, поэтому я приезжаю в офис почти каждый день.
11:00. Кейсы, созвоны, сценарии — часть работы аналитика
Мне нужно собрать номера, чтобы проверить кейсы для пользователей с разным статусом регистрации. Еще нужно проверить, как будет реагировать система, если запрос на регистрации перенести в другое место.
Созваниваюсь с тестировщицей Олей, и мы решаем, что будет проще, если она не даст мне номера, а покажет, как я сама смогу менять состояние. Она подсказывает название БД, потом проверяем мой доступ, и она бронирует номер для моих экспериментов.
Погнали: статус «не зарегистрирован». Открываю Postman и прохожу по запросам с этим номером. Все сервисы отвечают так, как я и думала.
А что, если будет статус «заблокирован»? Тут начинаются сюрпризы. Это новый статус, и некоторые сервисы еще не знают о нем и возвращают сообщение о неизвестной ошибке. Интересно, а как ребята во время разработки планировали это обходить? Ставлю себе задачу изучить документацию после обеда.
13:00. Время взять паузу
На первом этаже столовая, рядом с офисом есть рестораны, но сегодня у меня обед с собой. Захожу на кухню на этаже. Пока разогреваю еду, слушаю книгу — сегодня это «Проект Феникс».
После обеда хочу немного прогуляться. Объединяюсь с коллегой из другого продукта. Она из Питера, но сейчас находится в Москве. Будет здорово пообщаться и обменяться идеями, как собрать аналитиков в одной точке, и поучиться друг у друга. Например, недавно у нас был митап, где мы выступали с докладами и делились опытом. Хотелось бы повторить!
14:00. Ищу документацию, пишу сценарий: как аналитик может вовремя заметить ошибку
Я уже на рабочем месте. Вы же помните, что мне предстоит найти документацию по обновленному сервису регистрации? Как раз вижу нужного мне разработчика и подсаживаюсь к нему: «Привет! Увидела, что появился новый статус. Скажи, пожалуйста, а как вы планировали его использовать?»
Получаю ответ, что это задумка на будущее. Теперь понятно, почему некоторые сервисы на него не реагируют — туда просто не заложили логику. Значит, когда будем выполнять нашу задачу, нужно доложить ее с ответом на этот статус. А еще — продумать, что это нам дает. Иду писать сценарии.
Так что там у нас получилось со статусом «не зарегистрирован»? Ребята, которые разрабатывали сервис регистрации и внедряли новый статус пользователя «заблокирован», добавили его к группе статусов «не зарегистрирован». И надеялись, что на сайте пользователь с таким статусом просто не дойдет до шага списания кешбэка. Но новые правила показа экрана регистрации, которые я прорабатываю прямо сейчас, позволяют пройти этот путь.
Значит, нужно подробнее изучить сценарии использования кешбэка, составить список сервисов, проработать текст ошибок и поставить задачи на доработку каждого из сервисов. То есть когда пользователь дойдет до действия, которое может совершить только зарегистрированный участник программы, сервис должен вернуть ошибку. Тогда сайт поймет, что нужно отобразить экран регистрации. И уже на нем пользователь со статусом «заблокирован» попадает на проработанный путь, по которому выйдет из блокировки.
15:00. Время синка: горизонтальный обмен опытом и знаниями
Подключаюсь к синку между аналитиками всего проекта. Нас семеро, и нам важно синхронизироваться.
Моя задача задевает логику в соседней команде. Я прошу прислать мне документацию по функциональности, что требуется изменить. Уточняю, что нужно еще учесть в путях, когда незарегистрированный пользователь «гуляет» по сайту и пытается выполнить какие-то действия. Мой коллега аналитик забирает вопрос на обсуждение в свою команду.
В конце остается время, чтобы посмотреть ТЗ одного из ребят. У нас есть традиция: мы показываем свои страницы друг другу, ревьюим, даем советы и помогаем нарабатывать опыт.
16:00. Синхронюсь с DevRel и готовлюсь к докладу: делюсь опытом с коллегами не только внутри компании
А теперь у меня по плану созвон с DevRel. Мы договорились вместе подумать над идеями для доклада на конференции. Я накидала пару вариантов. Важно понять, что из этого более актуально для аудитории. Выбрали тему, обсудили, какие шаги будут дальше. Нужно подумать, как это оформить.
После созвона сразу фиксирую идеи для будущего доклада, чтобы ничего не забыть.
18:00. Параллельная задача
Пришла отбивка по другой задаче: дизайн экранов оформления банковской карты через сайт МТС Premium готов. Кайф, интересно, что в итоге получилось. Тут красиво, тут тоже. Стойте, а здесь что-то не то!
Если объяснять кратко, у нас есть список карточек. У каждой — свои уникальные условия, их может быть несколько, и для каждого нужно отдельное поле. Но на макете для них предусмотрено только одно поле — то есть все условия сливаются в одно. Но я точно помню, что их нельзя объединять. Или что-то изменилось на прошлой встрече по уточнению требований?
Пишу дизайнеру, уточняю, почему он отрисовал карточки именно так и принципиально ли это. Мысленно для себя отмечаю, что, видимо, я недостаточно четко прописала требования к пользовательскому интерфейсу. Нужно подумать, как сделать так, чтобы было понятнее.
Получаю ответ, что на последнем синке, где я не участвую, решили объединить карточки. Пересылаю запрос к продакту — оказывается, про требование «Условия могут быть разными для каждой карты, и их нельзя объединить» забыли. Что ж, дизайнеру придется переделать макеты. Вот что бывает, когда требования передаются не в письменном виде.
Делаю пометку в to do список, что на синке аналитиков нужно это обсудить. В моей команде требования передаются от продакта к дизайнеру и от продакта к аналитику — то есть дизайнер и аналитик работают параллельно для экономии времени. Нужно продумать, как сделать процесс передачи между ролями более эффективным.
Оставляю комментарий в Figma, тегаю продакта и прошу дизайнера сделать так, чтобы у каждой карточки были свои собственные условия. Добавляю ссылку на дизайн в ТЗ и еще раз перепроверяю маппинг данных из метода в данные на картинке.
19:00. На сегодня, пожалуй, хватит
Я устала. Это был кропотливый день, хочется размяться. На последнем этаже бизнес-центра есть спортзал. Переодеваюсь и иду туда. Оу, довольно много людей, но беговая дорожка свободна. Здороваюсь с ребятами. Обожаю видеть знакомые лица: пару дней назад вы обсуждаете фичи, а сегодня вместе бегаете.
После тренировки и душа возвращаюсь на рабочее место. Подвожу итоги, что я за сегодня сделала, намечаю следующие шаги. Оставляю себе записи, чтобы завтра на дейлике рассказать о своем прогрессе и планах.
Ну а потом иду домой. В наушниках играет энергичная музыка, и я радуюсь, что провела еще один классный день в компании ребят, вовлеченных в свою работу. Конечно, не всегда и не все получается сделать идеально с первого раза, но мы стараемся — и у нас получается все лучше.
На этом у меня все. Если есть какие-то вопросы или дополнения по повседневным задачам системного аналитика — пишите в комментариях, обсудим.