Вы когда-нибудь застревали в «пузыре комфорта», не замечая, как работа из интересного процесса превращается в скучную рутину, а в компании держит только привычка? Крики от наставника, палки в колеса на совместных тасках и офис в подсобке – мое комбо из рабочих моментов, от которых дергается глаз. 

В статье делюсь историями о работе в токсичных командах и выводами, к которым приходила после смены очередного места работы. Надеюсь, она окажется полезной для тех, кто сейчас в карьерном кризисе и пока не понимает как из него выбираться. А заодно для профилактики всем остальным, чтобы случайно не наступить на чужие грабли. 

Меня зовут Екатерина Янченко, я системный аналитик в компании Outlines Tech. Сейчас работаю на банковском проекте. За 10 лет карьерного стажа прошла как через российские, так и через зарубежные компании. 

Застрять в ощущении, что все так должно и быть

На текущее место я перешла из компании, которая отвратительно относилась к сотрудникам: токсичная обратная связь, работа на износ, постоянные переработки и другие «прелести» места, где выжимают до предела. Например, нас заставляли искусственно урезать рабочее время: мы списывали на задачу меньше часов, но потом в свое свободное время ее доделывали. 

Когда не поднимаешь головы, не смотришь по сторонам, то можно застрять в ощущении, что все так и должно быть. «Ну, вроде, нормально, я работаю, денег мне платят, задачи у меня есть» – такие мысли приводили к потере себя. В этой компании я проработала год – это было первое место после декрета и я была очень не уверена в своих силах как аналитик после большого перерыва в работе. Первым звоночком для меня, что рутина засасывает, стала попытка убедить себя, что токсичное отношение в компании – это нормально и часть роста.

Переломным моментом стало закрытие проекта. Как альтернативу мне предложили несколько проектов внутри компании. Я начала их детально изучать: общаться с людьми, которые там работают, смотреть на задачи, насколько они интересны и как закрываются. Еще за это время я успела сходить на несколько конференций и пообщаться с аналитиками из других компаний. В итоге с ужасом обнаружила, что все очень плохо, намного хуже, чем было у меня. Пришлось впервые за долгое время «расчехлять» резюме и выходить на просторы рынка труда. По сути, к переменам меня толкнули обстоятельства, без которых я бы и дальше продолжила терпеть плохие условия. 

Здесь случился мой второй «инсайт»: оглядываться и оценивать условия нужно регулярно, а не когда всё разваливается. Многие, как и я, годами не поднимают головы, не ходят на собеседования и не сравнивают себя с другими. Когда не знаешь, что происходит в компаниях, то начинаешь думать, что нынешняя работа — лучшее, что у тебя есть. 

К сожалению, проявлять чудеса терпения распространенная история. Например, моя подруга еще долго оставалась в той же компании. Постепенно у неё начались проблемы со здоровьем. Каждая попытка уволиться заканчивалась уговорами остаться со стороны начальства. В какой-то момент она все равно не выдержала и ушла, но потратила при этом еще больше нервов. 

Не уговаривайте себя оставаться ради удобства. Часто нас удерживают нематериальные выгоды: близость к дому или привычный коллектив Но важно помнить, что подходящие условия можно найти не только на текущем месте работы.

Взгляни вокруг, оглянись назад: что мне помогло выбраться из своего пузыря

Перемены — это стресс и однозначный выход из зоны комфорта. И не все к этому готовы. Одни опасаются, что на новом месте придётся доказывать компетентность заново. Другие держатся за нематериальные выгоды. Правда в том, что комфортные условия доступны и на других проектах, но без негативных «бонусов». А вот найти силы на изменения будет проще, если держать «руку на пульсе». Я поняла, что важно постоянно расширять кругозор и периодически смотреть по сторонам: на других людей, работающих на аналогичных позициях, на то, как проходит у них день и чем вообще занимаются у себя в компании, постоянно искать информацию о новых технологиях и способах что-то оптимизировать в своей работе. 

Конференции и нетворкинг. Банально, но раньше я на них почти не ходила. Оказалось – зря. Это эффективный способ выбраться из своего вакуума. Можно вживую пообщаться с коллегами и прояснить все свои боли: как в других компаниях оценивают задачи, какой стек используют, как организована работа в командах. Эффективнее всего подходить к стендам – там максимально настроенные на общение люди. 

А вот мой личный топ конференций, которые будут полезны аналитикам (и не только):

  • Analyst Days – одна из крупнейших конференций для системных и бизнес-аналитиков в России и СНГ.

  • SECR (Software Engineering Conference Russia) – ведущая конференция по разработке ПО в России, которая охватывает широкий спектр тем: системный анализ, разработку, тестирование и управление проектами.

  • IT Week – серия конференций и семинаров, проходящих в Москве и других городах России.

  • BA Russia Conference – конференция для бизнес-аналитиков, где рассматриваются вопросы управления требованиями, бизнес-анализ, а также взаимодействие бизнес- и системного анализа.

  • DevConf – конференция для разработчиков, но включает треки по системному анализу, архитектуре ПО и управлению проектами.

  • REConf – конференция, посвященная управлению требованиями и бизнес-анализу;

  • Agile Days – в фокусе конференции гибкие методологии разработки, их применение в анализе и управлении проектами.

Вопрос, волнующий интровертов – как начать диалог? Для себя я открыла маленький лайфхак – участие в активностях. Совместная деятельно – отличный повод для знакомства. Еще можно подойти после выступления, спросить мнение о докладе и постепенно перевести тему на компанию, где работает человек, а потом предложить продолжить разговор за чашкой кофе или после мероприятия – и про процессы в другой компании узнаете, и круг профессиональных знакомств расширите. 

Профильные чаты. Если не получается попасть на конференции, то комьюнити можно найти в соцсетях. Главное здесь – увидеть как работают другие люди, чтобы вовремя свериться со своими ощущениями.

Регулярное обучение. Можно много времени сжечь на работе, используя устаревшие технологии. Новые практики и оптимизация – отличная борьба с рутиной. Изучение лучших практик помогает убедиться в том, что вы адекватно выполняете свою работу. 

Оценка условий на рынке. Периодически оценивайте, насколько ваша зарплата соответствует текущему уровню рынка и вашим обязанностям. Например, крупные карьерные сайты регулярно ведут свою статистику. Сейчас на Хабр Карьере можно найти исследование по зарплатам аналитиков. А на HH есть собственный сервис, где собирают статистику по актуальным вакансиям и зарплатам. 

Можно самостоятельно отслеживать вакансии других компаний и уровень зарплат в них. Но стоит помнить, что в хороших предложениях не всегда указывают зарплату, но это не повод их избегать: часто такие предложения подразумевают достойную оплату, а значит, стоит пройти несколько собеседований, чтобы оценить возможные перспективы.

Когда сомнения становятся препятствием 

Сейчас я работаю над проектом известного банка. Мне нравится это место, но загвоздка в том, что я могла бы прийти сюда раньше и избежать опыта с токсичной средой. Что помешало? Неуверенность в себе. Первая команда, где я проходила собеседование, отказалась от меня. При этом, меня пригласили на знакомство с другими командами. Сейчас я понимаю – это означало успешно пройденное техническое интервью и у меня был очень хороший шанс получить эту работу. Но тогда в моей голове была мысль, что я совершенно точно все завалила. И ушла в другую компанию набивать шишки.

Эта история стала моим третьим открытием – важно верить в себя и свои силы. Звучит банально, но многие про это забывают. Заваленный собес еще не означает, что вы такой себе специалист. Собеседования вообще один большой человеческий фактор. Возможно, просто не повезло сегодня.

У меня есть подруга – опытный аналитик с развитыми софт-скилами. По своим компетенциям она тянет практически на лида. На одном из прошлых мест работы я позвала ее к нам в команду. Ее пригласили на встречу с моим тимлидом. И тут случилось неожиданное – собеседование подруги в корне отличалось от моего, оно было сложнее и страннее. Например, мне задавали одну логическую задачку – ей три, причем, в духе «напиши функциональные и нефункциональные требования к бутылке молока». Кейсов похожих на реальные задачи совсем не было. То есть, для подруги именно в этом собеседовании конкретно так не сошлись звезды. В таком случае единственный вариант – идти дальше и пробовать.

Red flags: как я научилась выявлять «токсиков» и «душнил» сразу

У меня был потрясающий опыт, когда пришлось сбежать с новой работы в первый же день. Я пошла работать аналитиком в компанию по производству алкоголя. В то время  еще не было разделения на системного и бизнес-аналитика. Когда я пришла, оказалось, что требуется быть еще и администратором баз данных 1С. Затем меня посадили в маленький кабинет без окон и дверей, с коллегой, которая постоянно курила. Финальным аккордом стали претензии к внешнему виду и тому, что я не поздоровалась с каким-то начальником, которого пока еще не успела узнать. В конце первого дня я сразу же уволилась. На какие моменты стоит обратить внимание, чтобы не оказаться в подобной ситуации?

Во-первых, общая культура в компании. Обращайте внимание, как с вами разговаривают – как с экспертом или как со школьником, которого, так и быть, готовы взять, если он впечатлит своими навыками. 

Во-вторых, вопрос переработок. Когда «в лоб» спрашивают о готовности работать сверхурочно и не уточняют, что такое бывает редко – стоит сразу оценивать свои силы, а лучше вообще отказаться от такого «заманчивого» предложения. 

В-третьих, уровень открытости. Если будущий работодатель не может нормально рассказать о зарплате, условиях, бонусах, обязанностях и всех-всех административных деталей – в дальнейшем это всплывет в виде негатива. 

И, наконец, мой опыт показал, что важно самостоятельно инициировать знакомство с компанией и будущими коллегами. Например, попросите показать вам будущий офис, а там пообщайтесь с людьми. Если собеседование проходит онлайн – предложите организовать знакомство с командой. Не стесняйтесь задавать на такой встрече самые разные вопросы по процессам и взаимодействию. Как-то мне пришлось работать с программистом, который на первый взгляд был очень милым, но в работе не давал нужную информацию и мне понадобилось учиться читать код. Второй случай из этой же серии – я оказалась в компании супер душнил, где все жестко регламентировано, вплоть до синтаксиса в таске и проведения зумов. 

Вообще, главное держать в голове, что собеседование это обоюдный процесс – не только работодатель проверяет вас на совместимость, но и вы его. Для себя я отметила, что полезно заранее составлять список вопросов, чтобы потом в процессе не упустить ничего важного. После нескольких собеседований собрала свой список вопросов, которые обычно задаю. А еще дополнила подсказками, как можно трактовать те или иные ответы работодателя. Посмотреть его можно по ссылке

Вместо заключение: мои «набитые шишки» и карьерные инсайты 

Когда все-таки пора уходить из компании? В финале статьи хочу оставить советы, которые я бы дала себе «пару рабочих мест назад»:

1. Оценивайте перспективы. Если в компании закончились возможности для развития – пора прощаться. Это важно, чтобы не потерять себя и избежать выгорания и рутины. 

2. Следите за ощущениями. Когда вы страдаете после выходных, тяжело просыпаетесь и в принципе с неприязнью относитесь к работе – что-то точно идет не так. Не стоит убеждать себя, что негатив это нормально и так у всех.

Тут есть важный нюанс – перед принятием решения об увольнении стоит попробовать разобраться в себе. Иногда проблема скрывается не в самой работе, а в нерешенных внутренних вопросах: нехватке обратной связи или, например, страхе поговорить о повышении зарплаты. На текущем месте у меня возникла ситуация из-за которой хотелось уволиться. На ближайшем созвоне с HR я рассказала о своем желании и трудностях, связанных с ним. После беседы проблему удалось решить, а коллега из отдела заботы поделилась со мной материалами, которые в будущем помогут заранее отслеживать внутренние изменения и не доводить все до «точки кипения». Посмотреть их можно здесь по ссылке. Надеюсь, вам они тоже помогут!

3. Держите «руку на пульсе». Комьюнити – это безумно важно. Коллеги из индустрии – надежный индикатор «нормальности» текущего места работы. А ещё не стоит терять связь с бывшими коллегами. 

4. Тщательно подходите к собеседованиям и прохождению испытательному сроку. Это время, когда не только вам нужно доказать свою профпригодность, но и работодатель должен показать свою готовность уважать вас. 

А какие у вас истории о токсичной работе и как вы с этим справились? Интересно пообщаться в комментариях.

Комментарии (19)


  1. MarinaSi
    05.12.2024 15:26

    Спасибо за текст! Очень искренний и жизненный.
    Я тоже работала с токсиками и в какой-то момент происходящее в компании стало восприниматься нормой. Я каждый день перерабатывала за бесплатно и сталкивалась с откровенным хамством и тупостью некоторых коллег. Это была моя первая работа и я воспринимала токсичность как вызов. Думала, что справлюсь, меня оценят и похвалят. Да и вообще, чтобы что-то добиться, надо много работать (даже в выходные).

    Я поняла, что попала в болото, когда ухудшилось здоровье. Наверное, самочувствие - это главный маркер того, что что-то идет не так. А еще мне помогло общение с более опытными людьми из профессии, которые на своем примере показали, как может быть иначе.


    1. SongToo Автор
      05.12.2024 15:26

      Спасибо за теплые слова!
      Да, к сожалению, такое происходит достаточно часто. Особенно когда это первая работа – опыта еще нет, а вместе с ним понимания что нормально, а что не очень. А еще многие сталкиваются с плохими условиями на первом месте из-за невозможности выбирать пока опыта мало(

      Рада, что у вас в итоге получилось выбраться из этого всего и нашлись те, с кем можно было обсудить ситуацию. Главное теперь не забывать сверяться с ощущениями и следить за ситуацией на новом месте)


    1. kompilainenn2
      05.12.2024 15:26

      Да и вообще, чтобы что-то добиться, надо много работать (даже в выходные).

      найдите того, кто вам это внушил и дайте ему веслом по голове


      1. SongToo Автор
        05.12.2024 15:26

        А какое у вас мнение на этот счет? Сколько нужно работать, чтобы чего-то добиться?


        1. tolyanski
          05.12.2024 15:26

          Работать нужно не много а головой))


          1. SongToo Автор
            05.12.2024 15:26

            Вообще справедливо)
            Работа головой оптимизирует много процессов и повышает ценность
            А есть ведь те, кто работает много головой. Как вы к ним относитесь?


            1. tolyanski
              05.12.2024 15:26

              им нужно не работать много головой, а работать головой-головой))


              1. SongToo Автор
                05.12.2024 15:26

                Вот тут уже я запуталась, что вы имеете в виду?
                А еще возникла мысль - а для всех ли это актуально?) Вот есть же новички - им как раз и надо работать много головой, чтобы потом меньше работать этой же головой)))


                1. tolyanski
                  05.12.2024 15:26

                  Вот тут уже я запуталась, что вы имеете в виду?

                  Имею в виду не просто головой работать, а почаще применять смекалку, ставить под сомнение сложившиеся правила и традиции, делать все, чтобы добиться успеха наиболее кратчайшим путем.

                  Выражаясь языком геймеров: почаще искать, находить и применять чит-коды от "игры".

                  Это касается всех "уровней" задач: начиная от того, как выполнить рабочую задачу за более короткое время, заканчивая тем, как быстрее сделать карьеру в целом и/или достичь желаемых финансовых результатов по жизни.

                  Единственное чего делать нельзя - это нарушать закон. Все остальное можно и нужно)


        1. kompilainenn2
          05.12.2024 15:26

          40 часов в неделю вполне достаточно, если нормально работать, а не терять время в телефоне, а потом орать, что я не успеваю, потому что много работы


          1. SongToo Автор
            05.12.2024 15:26

            Согласна с вами. Кстати, те, кто перерабатывает, часто делится на две группы: реальные трудоголики, неумеющие отдыхать и люди, которые не могут победить свою прокрастинацию. И то, и другое не самый лучший вариант развития событий и приводит к негативным последствиям.

            Но так иногда хочется позалипать)) А как вы справляетесь с такой прокрастинацией?


      1. MarinaSi
        05.12.2024 15:26

        Мне нравится ход ваших мыслей :)


  1. in_heb
    05.12.2024 15:26

    Кстати, близость к дому вполне себе материальная выгода, потому что время - деньги


    1. itshnick88
      05.12.2024 15:26

      Я, например (по крайней мере пока что), в том числе и по этому признаку место работы выбираю. Знаете ли, зимой (а зимы в России в основном долгие), в -35 градусов в 7 утра добираться на другой край... вообще фиговая идея


      1. SongToo Автор
        05.12.2024 15:26

        Долгая дорога зимой да.... звучит страшно
        Но с другой стороны, лучше добираться дольше на любимую работу или добираться быстро, но туда, где все плохо?


    1. v0br23
      05.12.2024 15:26

      Поддерживаю. Живу в трех минутах от работы. Это огромный бонус. В сравнении с полуторачасовым походом (в одну сторону) на предыдущую работу.


      1. SongToo Автор
        05.12.2024 15:26

        Три минуты от офиса! Это же вообще шикарно, да. С такой близостью к офису не всем и удаленка нужна будет. Тут, конечно, да, звучит весомо. Но, как я спросила выше, перевесит ли это другой негатив на работе, если такой, конечно, возникнет?


    1. SongToo Автор
      05.12.2024 15:26

      С этой стороны не думала про этот аспект. Многие ведь рассматривают близость к дому именно с точки зрения какого-то личного комфорта, а не с точки зрения экономии ресурсов. Но вы очень правы. Время - один из самых ценных наших ресурсов, надо к нему бережнее относится

      Хорошо, что придумали удаленку)


  1. GamerTol
    05.12.2024 15:26

    В современных распределенных командах могут быть переработки не из-за трудоголизма и прокрастинацией, а в том что руководитель команды может не считаться с часовыми поясами и ставить на 16 часов по МСК встречу, при этом в команде есть люди от +2, +3... +5 часов (совсем критичные Владивостока +9 не берем, хотя и такое тоже думаю есть)