Привет, Хабр! Меня зовут Анна Назаренко. Я ведущий инженер продукта МТС Маркетолог, а еще у меня много хобби. В прошлый раз писала, как вяжу игрушки, а сегодня расскажу о музыке. И сразу спойлер: я росла в семье музыкантов и с их подачи с детства играла на фортепиано. Результат — классику я возненавидела и карьеру музыканта для себя не могла представить даже в страшном сне. Зато позже, во взрослом возрасте, нашла себя в написании саундтреков для игр. Подробнее обо всем этом — дальше.

Села за фортепиано и возненавидела его

Музыка была со мной с детства. Мама окончила музыкальную школу, потом училище. Работала она преподавателем эстрадного вокала в музыкальной школе и сейчас ведет вокальную студию в Сибирском государственном университете путей сообщения. Постоянного ездит со студентами на конкурсы по всей стране. Несколько раз они занимали первые места — получается, она уже заслуженный преподаватель.

Отец тоже занимался музыкой, но у него получилось не так звездно. Он играл на контрабасе и бас-гитаре, пел в группах. Даже записывал альбом. Но, к сожалению, из-за проблем со здоровьем музыку он оставил.

А теперь шок-контент. Казалось бы, у меня были все задатки для того, чтобы пойти по стопам родителей. Но результат обратный: я с детства ненавижу все то, что связано с музыкой. Когда мне было шесть, меня отвели в музыкальную школу и посадили за фортепиано. Восемь лет я постигала эту сферу — и не без жертв. Все эти годы у меня вообще не было свободного времени: погулять с друзьями, лишний час посмотреть мультики — все это было не про меня. Минимум два часа в день нужно было сидеть за фортепиано, потом школьные домашки, сольфеджио, музыкальная литература. Так что к окончанию музыкальной школы у меня дергался глаз. Поэтому, с одной стороны, музыку я ненавижу, а с другой — умею и люблю, такой вот парадокс.

Фильм не про клавишников, конечно, но эмоции похожи
Фильм не про клавишников, конечно, но эмоции похожи

Я не хотела стать музыкантом, когда вырасту. Все детство смотрела на маму, которая крутилась на трех работах. В государственной музыкальной школе платили очень мало. Чтобы подзаработать, она пела: в двухтысячных это приносило неплохой доход. Записывала бэк-вокал для групп, выступала в ресторанах с живой музыкой, делала минусы, сводила дорожки. Вся эта гонка категорически не вдохновляла меня на подвиг. Поэтому учиться музыке после школы я не продолжила.

Но была и другая причина. Допустим, ты классический музыкант и играешь в оркестре на скрипке или виолончели. Хорошо, если получится найти место в театральном оркестре, деньги там неплохие. Но я-то училась на фортепиано. В этом случае исполнительство превращается в шоу-бизнес: сначала нужно вложить в продюсирование, рекламу и пиар, и тогда твое дело, возможно, пойдет. Иначе будешь работать в музыкальной школе: труд преподавателей нисколько не умаляю, но сама бы не пошла.

Музыка — это про точность

Свою карьеру я связала с ИТ: как уже писала выше, сейчас работаю ведущим инженером в МТС Диджитал. Казалось бы, где ИТ, а где музыка? А по-моему, эти сферы прекрасно сочетаются.

Музыкальное образование полезно для технического мозга: оно помогает понимать четкие структуры. Музыка, на мой взгляд, это не что-то творческое. Из интервалов складываются аккорды, они зафиксированы, у них есть названия. По сути это повторяющаяся система, которая состоит из определенных закономерностей. И их нельзя нарушать: если мы будем играть не по правилам, получится ерундистика. А если подчиняться структуре, тогда все хорошо.

То же самое с ритмом. В музыке есть определенный размер: три четверти, четыре четверти и так далее. Произведение должно четко в него укладываться. Если считать вслух, размер можно легко вычленить, как в вальсе: раз-два-три, раз-два-три. Вся музыка пишется по правилам, это такая же наука, как физика, химия или математика. Думаю, что музыкальное образование и понимание принципов того, как работает музыка, помогает в решении технических задач.

Исполнительством я никогда не занималась и после окончания музыкальной школы к инструменту подходила очень редко — совсем не было желания играть. Но через шесть лет в моей жизни появилась электронная музыка — и это невероятно похоже на техническую тематику, с которой связана моя работа.

Электронная музыка пишется в определенных программах. Их нужно осваивать, они очень непростые. Не сразу разберешься, какие кнопки жать и крутилки крутить. Тем не менее этот процесс мне, как говорится, зашел. Настолько, что электронной музыкой я занимаюсь уже около 10 лет.

В интернете меня можно найти под псевдонимом Medusa Integra. Правда, в основном я писала в стол и создавала треки на заказ — обычно это были треки для игр или видео для YouTube. Полноценный альбом у меня пока только один — Spirits of the Pinewood. Как раз недавно я выложила его на нескольких площадках, так что при желании можно послушать.

Больше, чем хобби

Если говорить о хобби как о способе отвлечься, с музыкой у меня не совсем так. Я всегда относилась к ней очень серьезно. В отличие от, допустим, того же вязания, никогда не использовала ее для расслабления. Для меня музыка — это про оттачивание навыков.

С электронной музыкой, в принципе, может справиться и человек без музыкального образования. Например, в некоторых секвенсорах (программах для записи и редактирования музыки) построение мелодии идет визуально не по нотам, там другое отображение. Не нужно знать нотный стан. Методом научного тыка набираем ноты — и мелодия играет.

У меня была другая проблема: ноты и теорию музыки знаю, а как работать в программе — нет. Поэтому я пошла в YouTube и стала искать гайды. Посмотрела, попробовала. Сначала ничего не получалось, а потом вдруг сработало! Я была очень собой довольна. И понеслась: стала изучать дальше, добавлять что-то новое. Сперва делала совсем простые вещи, а через два года у меня был достаточно богатый набор звуков и эффектов. Такой рост послужил для меня мотивацией. Я увидела, как прокачалась, и мне хотелось продолжать. Ну и конечно, мне правда нравилось слушать, как все это звучит.

Я перфекционист, поэтому создание музыки у меня всегда занимало много времени и сил. Скажу честно, сейчас я немного выгорела. Конечно, это не навсегда, так что не унываю. Тем более технологии развиваются, и постоянно появляется что-то интересное, хочется все попробовать. Недавно я поставила новую версию FL Studio, а там столько всего придумали! Это здорово.

Скинула треки друзьям — и понеслась

Как-то серьезно я себя не продвигала. Скидывала треки друзьям, завела группу во «ВКонтакте» — на этом все. Потом в некоторых группах по видеоиграм ребята стали выкладывать мои треки, потому что они им понравились. Со временем меня начали узнавать, все произошло органично.

Помню, однажды общалась с незнакомыми ребятами по поводу разработки игры. Им нужен был даже не саундтрек, а помощь с сюжетом. Во время беседы зашла речь о саундах, я рассказала, чем занимаюсь — и тут выяснилось, что они меня уже слышали и им понравилось. Тогда я подумала: вот она, популярность.

Первый альбом я опубликовала через местный лейбл. Но полтора года назад у агрегатора, который занимался публикацией, возникли разногласия с площадками — особенно с исполнителями из РФ. Авторов просто удаляли — и меня в том числе. Это было очень обидно. Ребята с лейбла посоветовали мне выкладывать треки самостоятельно уже на других агрегаторах. Буквально месяц назад я выложила альбом повторно.

А еще целый один раз в жизни я выступала на сцене — и это был классный опыт. Тогда я жила в Санкт-Петербурге, и меня пригласили на фестиваль инди-музыки. Конечно, я согласилась: было интересно попробовать что-то новое, хоть я и не планировала играть на сцене. Но получилось неплохо.

А это я, точнее, мой силуэт
А это я, точнее, мой силуэт

На что похожа моя музыка и чем вдохновляюсь

Мою музыку часто сравнивают с какими-то композициями. Например, говорят, что она похожа на саундтрек к игре Hotline Miami и фильму «Драйв» с Райаном Гослингом. Еще сравнивали с Carpenter Brut, Kavinsky.

Сама я слушаю много разной музыки. Но если говорить о том, что оказало на меня влияние, то это Aphex Twin и Infected Mushroom. По жанру это EDM, но путь у музыкантов был разный: сначала пси-транс, потом пси-транс с элементами такого рокешника. Потом они ушли в дабстеп, дальше опять в пси-транс. Мне нравится, когда группы развиваются, меняют свое звучание и экспериментируют — так что ребятами я очень вдохновлялась. При этом, как ни странно, моя музыка не похожа ни на драм-энд-бейс, ни на дабстеп, ни на EDM. Я ушла в более легкое и мелодичное звучание.

Возможно, гораздо сильнее на меня повлияли саундтреки из видеоигр: они мне действительно интересны и я всегда внимательно к ним прислушиваюсь. Конечно, это Пол Ромеро с его саундтреком к «Героям». Еще в 1999 году, когда не было нормального звука на компьютерах, он умудрился сделать шикарный саунд — его и сейчас приятно слушать. Плюс мне нравится саундтрек из Half-Life 2, а из более современного — саундтреки к первой Dragon Age и steam-версии Dwarf Fortress.

Что дальше

Я планирую писать музыку в новых жанрах. Периодически я интересуюсь, что больше всего нравится моим подписчикам, какую музыку они хотели бы слушать. Мнения, конечно, всегда разные — и это здорово, потому что мне действительно хочется пробовать себя в новых направлениях.

Но мой перфекционизм не дремлет. Хочется не просто создавать, а создавать что-то действительно достойное, чтобы было не стыдно выпустить это в мир. Сейчас мне кажется, что качество моей музыки пока до этого не дотягивает, поэтому я продолжаю «набивать руку».

В будущем мне хотелось бы писать саундтреки для видеоигр, участвовать в разработке, заниматься саунд-дизайном: создавать звуки окружающей среды, UI, вот это вот все. Конечно, у меня есть любимые жанры игр, в которых я себя вижу: это точно сеттинг Sci-Fi, другие миры, планеты, все, что связано с космосом.

Слушатели часто говорят: «Твоя музыка — это про что-то космическое». Помню забавный случай. Когда я делала амбиентный чиллаут своего альбома, мне писали: «Это космос». А я отвечала: «Вообще-то это альбом про лес». А они мне все равно: «Нет, это точно космос!». Что ж, надеюсь, с космосом у меня тоже однажды все сложится. Буду стараться!

Комментарии (10)


  1. Ghaeskaerr
    18.12.2024 10:44

    Спасибо, послушал, очень интересно.

    Все-таки интерес к альбому во многом определяется обложкой. Когда увидел фото с кассетой, эти загадочные сосны в тумане, решил, что надо прослушать.


    1. Anna_Nazarenko Автор
      18.12.2024 10:44

      Спасибо за обратную связь! Вполне вероятно, что руки дойдут до нового альбома в следующем году, он так же будет доступен на всех площадках :)


  1. def
    18.12.2024 10:44

    Не плохой альбом (это мой первый комментарий после перерыва с 2010 года).


    1. Anna_Nazarenko Автор
      18.12.2024 10:44

      Спасибо за отзыв, если честно не думала, что кому-то будет интересно, жанр вполне своеобразный, как и релиз :')


  1. LoshadkaNaRabote
    18.12.2024 10:44

    Как интересны


  1. nick758
    18.12.2024 10:44

    Запятую пропустили


  1. stereoDecor
    18.12.2024 10:44

    "Melissa" с этим простым ритмом после 1:54 очень приятно звучит, жаль недолго :) Если не секрет, на какого именно агрегатора перешли?


    1. Anna_Nazarenko Автор
      18.12.2024 10:44

      Добрый день, спасибо за отзыв, сейчас пользуюсь MusicAlligator, в целом пока все устраивает :)


  1. Prohard
    18.12.2024 10:44

    Цитата: - Я ушла в более легкое и мелодичное звучание. Советую обратить внимание на альбомы David Arkenstone и Nicholas Gunn последних лет. У вас, в отличие от многих, хорошая база.


  1. LexD1
    18.12.2024 10:44

    ... росла в семье музыкантов и с их подачи с детства играла на фортепиано.
    Результат — классику я возненавидела и карьеру музыканта для себя не могла представить...

    Родители обычно стараются наверстать в детях свои упущенные возможности.
    Меня в младших классах заставляли целый год ходить на танцы. До сих пор не умею танцевать совершенно. И нет желания учиться.
    Хотя в некоторых случаях стоило бы уметь.

    Минимум два часа в день нужно было сидеть за фортепиано

    Всё, что ни делается — к лучшему.

    Зато теперь у Вас хорошая база.
    Умения, приобретённые в детском возрасте при систематических занятиях, остаются надолго, если не навсегда.

    Музыка — это про точность

    Музыка — это математика. Собственно, именно поэтому возможно делать её на компьютере.

    С электронной музыкой, в принципе, может справиться и человек без музыкального образования

    Да... Пробовал как-то Frutty Loops. Не моё. Осваивать было лень. Привычнее нотные редакторы.
    А наличие музыкального образования вряд ли кому-то может помешать, скорее наоборот.

    Недавно я поставила новую версию FL Studio, а там столько всего придумали! Это здорово


    Memories
    Возможно, Вам будет интересна ещё одна музыкальная площадка.

    ... мне писали: «Это космос». А я отвечала: «Вообще-то это альбом про лес». А они мне все равно: «Нет, это точно космос!»

    От себя: Нет, это точно космос!
    Обложка — класс!

    По ссылке ВК: послушал.

    Выделю Lost In Space, In The Name Of (вот эти две уж точно космос), Naomi, Vanessa.
    Честно говоря, не назвал бы эту музыку лёгкой. И это при том, что я любитель Metal (Death, Extreme, Black, Doom, Heavy).
    Впрочем, также люблю и классику, и джаз, блюз, Trance (Goa, Psy), folk.

    К Infected Mushroom (знаком с их творчеством лет 20) добавлю такие проекты как:
    Astrix, Yahel, X-Dream, Electrypnose (one-man-band, если не ошибаюсь).

    За статью огромная человеческая благодарность! Рад, что есть увлекающиеся люди, занимающиеся чем-то не только ради денег.
    Творческих успехов!