Несколько дней назад на Коммерсант Ру появилась новость.

Минцифры и Роскомнадзор обсуждают ограничения на звонки в мессенджерах

Как стало известно «Ъ», Минцифры и Роскомнадзор обсуждают возможность ввести ограничения на звонки в мессенджерах из-за активности мошенников. По словам источников «Ъ», рассматривается два сценария: блокировка голосового трафика только из-за границы и полный запрет на голосовые звонки в мессенджерах.

Я не сомневаюсь в благих намерениях РКН, как и в том, что речь идет исключительно о защите детей и их родителей от злых мошенников и ни о чем другом, но, пожалуйста, сообщите товарищу Сталину, что произошла чудовищная ошибка РКН, что не надо убивать комара, севшего на щеку человека бейсбольной битой.

Уважаемые товарищи из Минцифры и РКН, все уже давно придумано до вас.

Проблема реально существует. Лично мне уже пришлось несколько раз «спасать» пожилого родственника (дело было в Израиле) от телефонных (не по мессенджеру) мошенников (они обзванивают пожилых русскоязычнх иммигрантов по слитым базам данных. Колл-центры находятся в странах бывшего СССР. Дело в том, что израильское законодательство позволяет отменять сделки заключенные по телефону пожилыми людьми

Потребители старше 65 лет, купившие товар или услугу непосредственно у продавца или удаленно (сделка, совершенная по телефону или на израильских веб-сайтах), имеют право отменить сделку в течение 4 месяцев со дня получения товара или получения договора, в зависимости от того, что произошло позже.


Но это работает в случае относительно «честных» мошенников, использующих продажу реальных товаров по завышенной цене или с помощью агрессивного маркетинга, но онлайн (или даже его оффлайновый филиал) магазин реально существует и возможно сделать chargeback.

После принятия этого закона мошенники практически полностью перешли на грубые мошеннические схемы, которые в этой теме обсуждать не имеет смысла. Очевидно, если мошеннику сделан перевод через Western Union или деньги переданы наличными или криптой, то «поздно пить боржоми».

Тем не менее, как минимум Whatsapp и Telegram имеют настройки, которые позволяют уменьшить количество голосового спама (который в 99.9% случаев - мошенничество) раз в 10 (а в большинстве случаев, свести этот спам к нулю).

Все настройки уже имеются. Пролема в том, что их дефолтные значения не перекрывают спам (их надо менять вручную).

Итак, смотрим на Whatsapp:

В настройках приватности (Privacy) задаем следующие значения:

Last seen and online: My Contacts
Profile photo: My contacts
About: My Contacts (а еще лучше, вообще ничего там не писать)
Status: My contacts
Groups (кто может приглашать в группы): My contacts или никто
Calls (самая главная настройка!!!): Silence unknown callers

Если задано значение Silence unknown callers, то проблема голосового спама и мошенничества через Whatsapp решена. Всё! Ничего не надо запрещать. Единственное изменение, которое необходимо: включить это настройку по умолчанию. Если РКН и Минцифры хотят быть брутально-мужественными и рубить с плеча, то можно эту опцию сделать не опцией, а единственно возможным поведением мессенджера для всех аккаунтов, зарегистрированных на российские номера (+7-xxx-xxxxxxx за исключением +7-7xx-xxxxxxx, которые Казахстан и за исключением бизнес-аккаунтов). Мне трудно сказать, создаст ли такой "жесткий" подход (безусловная блокировка звонков от не-контактов без возможности изменить это) какие-то проблемы для обычный пользователей мессенджера, но лично я заблокировал себе звонки от не-контактов и у меня не возникло каких-то проблем.

Advanced: Block unknown account messages: включить это настройку. Она блокирует только тех отправителей, которые "unknown accounts (не в списке контактов) if they exceed a certain volume)

В принципе, Whatsapp должен был сделать соответствующие значения этих параметров по умолчанию и то, что он этого не сделал - возмутительно. Тем не менее, решение существует (обязать мессенджер сделать правильные значения дефолтных настроек приватности) и блокировать голосовые звонки для этого не нужно.

Аналогичная ситуация с настройками в Телеграме:

Settings->Privacy and Security: задаем следующие значения:

Phone number: My contacts
Last Seen and Online: My Contacts
Profile Photos: My contacts
Calls: My Contacts

Опять-таки, это — самая главная настройка. Если задать значение My Contacts, то проблема голосового спама решена

Date of Birth: Nobody

На примере пожилого родственника (он использует Whatsapp): после изменения настроек, сообщения и звонки от мошенников сведены в ноль. Ни одного звонка или спамерского сообщения в течение как минимум полугода. До изменения настроек был как минимум один звонок в день (включая звонки ночью) и куча сообщений.

В дополнение к этому, в настройках смартфона (Андроид) была включена блокировка звонков от телефонов не из адресной книги.

Комментарии (11)


  1. bezdnacom
    26.12.2024 15:27

    А вас никто не спрашивает надо или не надо. Сверху сказали заблокировать, а какая причина - защита детей или пенсионеров - это неважно


    1. vicsoftware
      26.12.2024 15:27

      Именно. Все эти советы что надо и не надо делать - бессмысленны.

      Власть давно уже оторвалась от реальности и витает где-то в другой вселенной. Классика. "Правительство на другой планете живёт"


  1. Yoti
    26.12.2024 15:27

    Опять-таки, это — самая главная настройка. Если задать значение My Contacts, то проблема голосового спама решена

    Каким образом она решена, если голосовые сообщения без платной подписки не отключить? И полностью запретить текстовые тоже никак (обратная сторона при наличии подписки может писать что бы ты не выбрал).


    1. Kiborg777 Автор
      26.12.2024 15:27

      Голосовой спам - это когда вам звонят на Whatsapp/Telegram. Голосовые сообщения - частный случай сообщений, но не звонков, которые хочер заблокировать РКН.

      Сообщения от не-контактов тоже можно заблокировать. В Whatsapp для этого есть соответствующая настройка. В Телеграме это частично можно сделать так:
      - убрать username
      - сделать номер телефона в настройках Телеграма видимым только для контактов

      Это сильно уменьшит объемы текстового спама. В любом случае, это выходит за рамки данной статьи.


      1. Yoti
        26.12.2024 15:27

        За последний год я не получил ни единого текстового спама, но получил два голосовых сообщения с рекламой крипто-услуг. Это буквально спам и он буквально голосовой. Быть может, за рамки статьи и выходит, но Телеграм крайне посредственно "подготовлен" для цифрового спокойствия пользователя. Я не хочу убирать username, а номер телефона скрыт для всех. Если продолжать цепочку, то помимо удаления username можно вообще удалить аккаунт. Тогда спама точно не будет. К сожалению, хотелось бы продолжать пользоваться приложением без компромиссов, а не как сейчас.

        P.S. Спам звонков я тоже не получал в Телеграме, т.к. они там запрещены.


  1. crackcraft
    26.12.2024 15:27

    Ну вон Ютубу сказали что-то там заблокировать. Они проигнорировали.
    Полагаете, Вацапп будет как-то иначе реагировать на требования РКН?

    Эта музыка будет вечной.


  1. electrofetish
    26.12.2024 15:27

    Например, блокировкой рекламы справляется гражданская оборона: разного рода дополнения к веб-браузерам и т.д.
    С блокировкой спама также справится гражданская оборона. Без всяких там высокопоставленых, которые кроме как разрушить, раздербанить ничего не знают.


    1. Linkusik
      26.12.2024 15:27

      Ютуб ограничивает для региона, а не блокирует или удаляет для всех.


  1. avost
    26.12.2024 15:27

    почему не надо блокировать голосовые звонки в мессенджерах

    Как это не надо?!? Ну, здрасьте! А загнобить собственное народонаселение? Запрета ютюба, как выяснилось, оказалось мало и население загнобилось недостаточно.

    ЗЫ. За все эти годы ни я ни мои близкие ни разу не получали мошеннических голосовых звонков по вацапу. Зато по телефону - день через день. Но многие до сих пор верят, что надо защитить детей от вайбера, а пенсионеров от вацапа. Чтобы их уехавшие дети не могли им звонить из других стран.


    1. Kiborg777 Автор
      26.12.2024 15:27

      Проблема телефонного спама частично решается блокировкой звонков от не-контактов. Частично - потому-что не все могут позволить себе блокировать звонки от незнакомых номеров. Но в случае пожилых людей/домохозяек/ корпоративных телефонов - это решение.

      Насчет мессенджеров: я получал звонки на смартфон (90%) и Telegram (10%). Пожилые родственники - на телефон (50%) и Whatsapp (50%).

      А вот по поводу

       загнобить собственное народонаселение? Запрета ютюба, как выяснилось, оказалось мало и население загнобилось недостаточно.

      в рамках моей статьи (и только в этих рамках, не более того), я не сомневаюсь, что целью существования РКН и всех его сотрудников является исключительно защита младенцев, бабушек, дедушек и домашних животных от спама, мошенничества и порнографии.


  1. Hve2024
    26.12.2024 15:27

    госуслуги свои пусть заблокируют, мошенников через неделю на 85 процентов меньше станет