В январе я делал прогноз по стартап-трендам на 2024 год, и вот наконец-то пришло время подводить итоги. Не обошлось без резких взлетов и падений, ошибочных прогнозов и неожиданно сбывшихся предсказаний.
Материал можно послушать на YouTube, Яндекс Музыке или в Telegram. Ну и на других площадках тоже.
Будем знакомы! Я Дмитрий Беговатов, основатель российской стартап-площадки Product Radar и автор подкаста про стартапы и ИТ-бизнес «Стартап-секреты».
За 2024 год на Product Radar было выложено более 550 продуктов от российских разработчиков, а я записал более 40 интервью с предпринимателями и представителями отечественной стартап-экосистемы.
Сейчас я поделюсь с вами своим мнением по итогам 2024 года. Прогнозы на 2025 будут в следующих статьях, подписывайтесь, если вам интересна эта тема!
Часть 1. Мои лучшие и худшие прогнозы по стартап-трендам
Тренд №1. Импортозамещение сдулось? Не тут-то было!
В начале года я сказал, что импортозамещение теряет обороты, но это оказалось ошибкой.
В сентябре санкции сделали своё дело, и популярные западные сервисы вроде Notion и Miro ввели ограничения для российских пользователей.
Грянул гром, все перекрестились и резко вспомнили о необходимости прямых аналогов. Но, увы, точные российские копии до сих пор отсутствуют. Кто-то из отечественных сервисов может похвастаться более широким функционалом и набором инструментов, кто-то только лишь прикидывается заменой, а по факту попросту хайпует за счет резкого обострения ситуации, но по факту прямых аналогов в России нет ни для одного зарубежного сервиса-единорога.
В то же время на Product Radar отметились проекты, которым удалось получить хороший буст: например, основатель онлайн-доски flip Максим Ефимов привлек 16 млн рублей через краудинвестинговую платформу Brainbox VC, а еще Сергей Подузов основатель онлайн-доски Pruffme, которую купил и встроил в себя Яндекс 360.
Также под конец года Роскомнадзор заблокировал Discord и потребность в командных чатах тоже выросла.
Результат такой: вопреки моим предсказаниям произошли мощные всплески импортозамещения.
Вывод: надо следить за новостями, геополитикой, действиями надзорных органов и закладывать в тренды больше черных лебедей. Будет ли дальше продолжаться тренд импортозамещения и чего ждать обсудим в первом выпуске подкаста следующего года – в январе 2025-го.
Тренд №2. ИИ: красный океан конкуренции
За 2024 год я увидел очень много однотипных ИИ-сервисов в духе «Мы собрали 500 нейросетей в одной и вы теперь можете пользоваться ими всеми...»
Таких заявок к публикации на Product Radar было очень много и мне кажется, что большая часть таких сервисов либо тихо-спокойно умерла под лавочкой, либо так и болтается с монетизацией около ноля и проблемами по привлечению платных клиентов.
На рынке также появилось множество вариаций нишевых сервисов, вроде транскрибаторов, которые хорошо справляются со своей задачей и конкуренция происходит за стоимость минуты и за удобство интерфейса, а также дополнительные фичи, вроде саммаризации и шаблонов отчетов полученных после расшифровки.
Частенько сервисы транскрибаторы дают бесплатные минуты для теста, чем пользуются халявщики. Это довольно конкурентный бизнес со всеми вытекающими.
В то же время за этот год на Product Radar я увидел несколько примеров нишевых сервисов, которые попробовали сфокусироваться на более мелкой задаче, например Astra AI сервис аналитики целевой аудитории и генерации контента с использованием нейросетей. Основателю этого стартапа Дмитрию Кранцу удалось привлечь внимание потенциальных инвесторов во время своего запуска на Радаре, а после переговоров он продал им свой пет-проект за 20 тысяч евро. При том что вложил на старте что-то около 500 долларов.
Еще один пример – это стартап Daria AI – ии-бот для замены администратора в переписках по мессенджеру для салонов красоты, барбершопов или маникюрных. Его основатель Михаил Авдеев собрал MVP продукта, привлек первых пользователей и инвесторов всего за 3 месяца, а сейчас спустя полгода уже почти дособирал второй раунд на 15 млн рублей.
Оба эти продукта предельно сфокусировались на своей нише и, кстати, оба были созданы при помощи ИИ. Основатели не являясь программистами разрабатывали первые версии с использованием ChatGPT!
Результат такой: тренд подтвержден, океан нейросетей краснеет, но есть еще куда всунуть ИИ.
Вывод: продолжаем думать и действовать по методологии Lean Startup, больше углубляемся в точечные сегменты клиентов.
Тренд №3. Telegram – царь российских соцсетей
Telegram весь 2024 год уверенно рос в аудитории не только благодаря качеству самой платформы или новостям вокруг его руководителя Павла Дурова, но и благодаря хайпу мини-приложений "тапалок".
А Как раз таки они и смогли познакомить пользователей Telegram с новым способом использования мессенджера – здесь можно не только переписываться и читать новости, но и играть, "работать" и зарабатывать. Определенно, некоторым простым продуктам, которые перенесли ценность с веб-версий в мини-приложения, удалось набрать хорошую базу пользователей и клиентов.
Это касается таких приложений, как формы а-ля Google Forms, сервисы для записи клиентов а-ля Calendly или мини-лендинги а-ля Taplink. Все эти проекты запускались на Радаре в этом году и хорошо себя показали с точки зрения переходов пользователей.
Также мини-приложения за этот год стали хорошим вариантом MVP, в котором можно протестировать ценность своего стартапа до релиза полноценного мобильного приложения.
За примерами далеко ходить не надо: оба визионера Product Radar (это у нас такой статус для тех, кто вносит самый большой денежный вклад в развитие площадки) использовали формат миниприложений для создания своих продуктов. Никита Соловьев создал мини-приложение для ИИ-фотосессий на дому Avato AI, а Алиса Анкушева сделала миниапп для всех кто хочет следить за своим питанием и здоровьем под названием Healthy.
Что примечательно, конверсия в установку таких приложений прямиком с Радара просто сказочная! Никакого ожидания загрузки, никаких форм регистрации, только пара кликов. Самый быстрый дофамин!
Если хотите побольше узнать про тему мини-приложений и их продвижения, послушайте выпуск с Глебом Воронцовым из крупнейшего каталога tApps Center.
Результат: тренд на приложения вокруг Телеграм улетел в небеса, как я и обещал.
Вывод: пользуйтесь форматом мини-приложений не только для создания копий веб-продуктов, но и для создания MVP!
Тренд №4. Инвестиции: живее всех живых
С инвестициями все не так плохо, как мне казалось в начале года. И свою роль тут сыграли все перечисленные в январском выпуске варианты финансирования бизнесов. И гранты, и краудинвестинг, и IPO.
Что в первую очередь влияло на инвестиции весь 2024 год, так это нестабильность ключевой ставки рефинансирования в России, а также активный рост биткоина. Влияло это в первую очередь на непрофессиональных инвесторов, которых вымывало с рынка стартапов.
Тем не менее у технологических проектов остались возможности получения грантов, которые вполне доступны на самых ранних этапах существования проектов и начинаются от 4 млн рублей, а на более поздних этапах достигают 50 млн.
Примеров получения грантов от Фонда содействия инновациям в моем стартап-окружении уже много и я даже записывал отдельный выпуск о процессах подачи заявки и основных ошибках с Андреем Ремесленниковым из DV Consulting, советую его послушать.
По краудинвестингу на Product Radar тоже уже появились свои так сказать эксперты. Помимо уже упомянутого мной Максима Ефимова из проекта flip, одним из самых свежих примеров является Антон Воеводин, сооснователь Botique – платформы по созданию магазинов в Telegram.
Команда Botique запустила свой ИТ-проект в этом году, организовала успешную партнерскую интеграцию с Boxberry и подключила более 50 магазинов. За несколько месяцев этот не самый сложный в техническом плане проект смог собрать через краудинвестинговую платформу Brainbox VC сумму раунда почти в 3 млн рублей и продолжает собирать финансирование до сих пор.
IPO всех технологических проектов этого года по итогам собрали хорошие деньги на развитие бизнесов.
Результат такой: рынок оживает, деньги идут в основном от физлиц и частных инвесторов.
Вывод: что мертво, умереть не может. Шучу. А может и не шучу. Но по моим прикидкам классные вдохновляющие сделки, все еще можно пересчитать на пальцах двух рук, нам их не хватает.
Тренд №5. Релоканты притихли
2024 год в России слава богу не отметился новыми волнами релокаций, больше развивался внутренний туризм и российские туристические сервисы. Хотя я не видел сильной активности туристических проектов на Product Radar, она все же была, просто где-то в другом месте. Были крупные сделки по покупке и инвестициях в ИТ-бизнесы в этой сфере. Но это я немного отклонился от темы разговора.
Тут все коротко и ясно в результатах: интерес к теме сервисов для релокантов колебался весь год в районе нуля.
Вывод: если вы готовы сидеть и ждать у моря погоды неопределенный срок – ждите, но лучше заняться чем-то более востребованным в данный момент.
Чем именно, поговорим уже в следующем году в первом выпуске нового сезона «Стартап-секретов».
Но нельзя так просто подвести итоги стартап-года и не рассказать про итоги самих «Стартап-секретов».
Часть 2: Итоги подкаста «Стартап-секреты»
Импортозамещение в этом году докатилось и до подкаста.
Если в 2023 году я считал самыми успешными подкаст-площадками Apple Podcasts и YouTube, то к концу года это Яндекс Музыка и Telegram. «Яблочные подкасты» изначально показывали самый лучший рост и удержание слушателей, но в 2024 году сдулись окончательно, видимо, раньше их слушали больше релоканты, а сейчас им про российский рынок уже не так интересно.
С ютубом вы все знаете, что произошло, уже даже Бэдкомидиан про это видос записал, и вот ослабление этой площадки меня печалит даже больше, чем ослабление рубля. Потому что именно гугловская видео-платформа могла сама отыскивать релевантную контенту аудиторию.
Пусть даже она была небольшая, но все-равно, канал рос и о выпусках узнавало все больше людей органически без рекламных бюджетов. Так круто органически растить авторов длинного контента никто в мире, и в частности в России – не умеет.
На остальных площадках работает в основном только фичеринг от редакций, а супер-точные рекомендации отсутствуют. Сейчас я даже убрал с главного экрана телефона ссылку на приложение YouTube Studio, чтобы не лазить туда и не расстраиваться каждый раз при виде отрицательно растущих охватов. Поэтому я очень радуюсь, когда приложение само мне присылает пуш-уведомление: «У вашего видео новый комментарий». Ну значит, не все так мертво, как кажется, думаю я в такой момент. А тем, кто лайкает и комментирует на ютубе я выражаю особую благодарность. Вы лучшие!
«Стартап-секреты» в каком-то смысле спас спец-сезон про ИИ-стартапы, который мы сделали в партнерстве с Yandex Cloud.
Я безмерно благодарен Полине Мещеряковой и Никите Ражеву из программы для стартапов Yandex Cloud Boost. Они поверили в мою задумку, а еще подтянули коллег из Яндекс Музыки, которые в свою очередь обеспечили появление моего сериала про российские ИИ-сервисы на главном экране раздела подкасты в приложении Музыки. Ранее мне не удавалось словить фичеринг от редакции, на такое способны в основном крупные подкаст-студии, а не новые независимые авторы.
Выход спец-сезона дал большой буст всему подкасту на всех платформах, но больше всего выросла Яндекс Музыка, которую я сейчас считаю площадкой номер 1 для себя по числу активных слушателей. Для сравнения в 2023 году их было примерно 2,5 тысячи за год, а в этом – уже 7,5 тысяч, которые слушали выпуски 5,5 тысяч часов. Спасибо всем, кто слушал и продолжает слушать на Яндекс Музыке!
Иначе дела обстоят с Telegram – я наконец-то завел тут отдельный канал для подкаста и стал выкладывать аудио-файлы прямо в канал для удобства слушателей. Здесь я не могу точно определить число прослушиваний, но отклика и новых знакомств после новых выпусков подкаста стало больше – это для меня сигнал к хороший сигнал продолжать. Если вы еще не подписались на канал, то сделайте это обязательно, чтобы мы оставались на связи!
О, и еще у меня был интересный эксперимент по использованию нейросетей в производстве подкаста. Я сделал себе промпты для редактирования выпусков, расстановки тайм-кодов с темами и нарезки ярких моментов во вступлении. Также у меня получилось создать десяток классных статей-конспектов на основе вышедших подкастов. Во всем этом мне помогал ChatGPT. Однако даже такой классный буст, который дают нейросети, мне не помог вовремя выпускать обновления в базу знаний стартапов на нейросетях. Я серьезно задержал ее выход и мне дико неловко перед всеми ребятами, кто оплатил предзаказ.
Материала в сезоне оказалось настолько много, что его невероятно сложно упаковывать в статьи. А ведь хочется сделать все максимально подробно и полезно для читателя. Надеюсь, все, кто приобрели ранний доступ к базе меня простят и не будут в обиде. Я обязательно доделаю ее в ближайшие недели и отправлю всем-всем!
Теперь к более приятным вещам.
Приятными метриками тщеславия в этом году стали упоминания «Стартап-секретов» в деловых СМИ: три выпуска попадали в Forbes, RusBase и Русский венчур. На улице чаще узнавать не стали, но приятно, что коллеги ссылаются на нас.
Лучшими по прослушиваниям в этом году стали эпизоды спец-сезона по ИИ, само собой (нишевание же работает), а еще популярность обрели выпуски с:
Дмитрием Литвиновым, который продал Яндексу свой стартап BandLink
Глебом Воронцовым, который развивает крупнейший каталог мини-приложений в Телеграм tApps Center
Али Оздиевым и Родионом Кадыровым, основателями стартапа Fabula AI, которые привлекли инвестиции от комика и стендапера Евгения Чебаткова И
Артуром Кольцовым, который основал digital-агентство Advertalyze и развивает ассистента на базе искусственного интеллекта ChadAI.
Вот такие были итоги этого года для подкаста «Стартап-секреты».
Заключение
Этот год научил меня, что стартаперы могут быть невероятно находчивыми, а подкасты – расти вопреки всему. Спасибо, что слушали, писали комментарии и вдохновляли. Впереди много интересного, а пока желаю вам отличного стартап-Нового года!
С вами был Дима Беговатов, «Стартап-секреты». Услышимся в 2025 году!
Подписывайтесь на канал подкаста в Telegram и оставайтесь в курсе всех стартап-секретов. Пока!
Vika__S
Масштабные итоги! кайфанула от сезона с ИИ-стартапами, и некоторые сервисы из выпусков взяла в тест и поделилась с коллегами. За это отдельное спасибо!