Однажды я наткнулась на страничку из журнала «Пионер». Школьник задался вопросом: могут ли исчезнуть все певучие сочетания нот? Ему ответил композитор Сергей Прокофьев.
«Существует шесть миллиардов комбинаций, из которых композитор имеет возможность выбрать такие, которые будут мелодичны… Но это — еще не все. Ведь ноты бывают разной длительности, и ритм совершенно меняет лицо мелодии. Кроме того гармония, подголоски, аккомпанемент тоже придают мелодии совершенно иной характер. Отсюда следует, что шесть миллиардов надо еще много раз помножить, чтобы использовать все представляющиеся возможности».
Страничка из журнала
Подумала: как было бы круто, если бы маэстро мог перенестись в будущее, услышать и увидеть своими глазами, как изменилась музыка, когда появились компьютеры!
И как редактор, который даже дня не может прожить без наушников, решила рассказать вам несколько классных историй про компьютерную музыку. Предлагаю в этом посте окунуться в прошлое: допустим, от первой компьютерной мелодии до момента появления саундтрека к моему любимому мультику «Король Лев». Техники тут будет не много, но музыкальные отсылки и ламповый вайб обещаю.
Сыграй нам, CSIRAC
Первым компьютером, который был использован для воспроизведения музыки, считается CSIRAC. Это единственный в мире сохранившийся компьютер первого поколения. Сейчас его бережно хранят в музее Мельбурна.
В начале 1950-х Математик Джефф Хилл запрограммировал CSIRAC на воспроизведение популярных мелодий того времени.
? Музыкальный отрывок 1951 года.
Конечно, работа на CSIRAC не была полноценным актом творчества и даже хоть какой-либо помощью в расширении музыкального мышления для композиторов того времени. Всё было ещё впереди.
«Музыка» Макса Мэтьюса
Первым практиком компьютерной музыки стал американец Макс Мэтьюс. Его программа MUSIC, написанная в 1957 году, позволяла ввести в память компьютера музыкальную партитуру, описание программно синтезируемых инструментов (как набор базовых блоков и их параметров), а затем исполнить произведение, сохранив его в виде цифровой фонограммы на магнитную ленту.
«Компьютерное исполнение музыки родилось в 1957 году, когда IBM704 в Нью-Йорке сыграл 17-секундную композицию в программе Music I, которую я написал. Тембры и ноты не вдохновляли, но технический прорыв был ощутим».
Макс Мэтьюс, инженер, профессор, пионер компьютерной музыки.
В 1961 компьютер IBM 7094 исполнил песню Daisy Bell. Вокал программировали Джон Келли и Кэрол Локбаум, а аккомпанемент — Макс Мэтьюс. Писатель Артур Кларк случайно оказался в лаборатории Bell Labs, где шла эта работа, и был так впечатлен успехами в синтезе речи, что посоветовал Стэнли Кубрику использовать компьютерное исполнение в фильме «2001: Космическая одиссея». Тот так и сделал.
Вплоть до конца XX века Макс Мэтьюс продолжал исследовать цифровое аудио и взаимодействие человека и компьютера в области исполнительской музыки. Он создал первый компьютерный интерфейс для музыкантов Music 4, который по сути являлся языком программирования, а также в соавторстве с коллегой Ф.Р. Муром разработал первую систему синтеза музыки для интерактивной композиции и исполнения в реальном времени с использованием микрокомпьютеров, ЭЛТ-дисплея и нескольких контроллеров.
Капитан Commodore 64 и его спецпроцессор SID
Commodore 64 ($595 и 64 KB памяти), который появился в 1982 году, стал не только самым продаваемым в мире ПК, но и компьютером, который мог работать в качестве практически полноценного синтезатора. Три голоса, восемь октав на каждый, фильтры, управление огибающей. Качество звука обеспечивал спецпроцессор SID.
Commodore 64 был настолько крутой, что до сих пор вполне может обмениваться данными с iPad!
Универсальный и экономный MIDI
Создание MIDI в 1983 году сделало совместное творчество гораздо проще и отразилось на всей музыкальной индустрии. Этот новый протокол позволил соединять компьютер с другим оборудованием.
Его отличие от других форматов в том, что это не оцифрованный звук, а наборы команд (проигрываемые ноты, ссылки на проигрываемые инструменты, значения изменяемых параметров звука), которые могут воспроизводиться по-разному в зависимости от устройства воспроизведения. MIDI как формат представления данных позволил работать с устройствами, производящими автоматическую аранжировку по заданным аккордам, а также с приложениями 3D-визуализации звука. И да, такие файлы, как правило, имеют на несколько порядков меньший размер, чем оцифрованный звук сравнимого качества.
? Богемская рапсодия Queen в формате MIDI на сайте bitmidi.com, где энтузиасты со всего мира до сих пор собирают коллекцию в своем любимом формате. Можно составить свой топ песен в MIDI.
Atari ST, beam myself into the future
В 1985 году фирма Atari выпустила новый компьютер с памятью в 512 KB и ценой от $799.99 в монохромном исполнении. Его оснастили MIDI-интерфейсом, и Atari ST стал лучшей платформой для всех, кто хотел подсоединить внешнее оборудование к своему компьютеру. Ставшие впоследствии индустриальным стандартом в музыкальном мире программы Logic фирмы Emagic и Cubase от Steinberg впервые появились именно на Atari. Компьютеры этого типа применяли в студийной и концертной работе Queen, Жан-Мишель Жарр, Клаус Шульце, Tangerine Dream, Aphex Twin, Fatboy Slim.
Кстати, у ещё одних ценителей Atari ST, группы Kraftwerk (признанные создатели стиля электро, а также, вероятно и техно), даже есть песня про домашний компьютер.
I program my home computer,
Beam myself into the future.
Но ради точности и справедливости надо сказать, что именно эта песня точно не про Atari ST – трек вышел в 1981.
Cubase The King
1989 год. Steinberg выпускает Cubase. Уже в первой версии рабочей станции появился интерфейс, который стал стандартом для всех современных секвенсоров — вертикальный список треков и горизонтальный таймлайн.
В похожем интерфейсе создавался саундтрек к знаменитому мультфильму «Король Лев» (1994) — об этом кинокомпозитор Ханс Циммер рассказал в интервью к тридцатилетию Cubase. Всё это время он работает именно в этой программе.
«Я думаю о Cubase как о лаборатории, в которой постоянно появляются новые подходы к окружающей среде, и я думаю, что на самом деле это очень интересно. Я думаю о Cubase как о пространстве, где мы можем создавать что-то красивое».
Ханс Циммер, кинокомпозитор, двукратный лауреат премии «Оскар», трёхкратный лауреат премии «Золотой глобус», четырёхкратный лауреат премии «Грэмми». (Цитирую + перевожу с канала Steinberg).
А вот как выглядит (и звучит) «Король Лев» в исполнении компьютерного оркестра в более современной, десятой, версии Cubase.
В заключение
Рассказывать и размышлять про музыку я могу бесконечно (и делаю это в своем микро тг-канале). Но все рассказы иногда приходится ставить на паузу. Если вы добрались до конца этого поста, я очень рада, и благодарю вас за прочтение. Поделитесь в комментариях, как вам эти истории и необычные факты, получилось ли послушать MIDI-файлы и то, как «поёт» CSIRAC. Закиньте сюда свой любимый трек или расскажите о чем-то интересном — давайте поговорим о музыке!