Когда в 2022 году в ИТ-системах Почты России стартовал масштабный проект по импортозамещению, команде BI-направления в дочерней компании «Почтатех» предстояло внедрить отечественную альтернативу привычным зарубежным аналитическим решениям — Luxms BI. О том, как проходил процесс внедрения, с какими трудностями столкнулись и какие возможности открылись перед командой — мы поговорили с @eugenethemaster Евгением Дрензелевым, техлидом BI-направления в Почтатех.

Далее он расскажет о задачах, которые предстояло решить в процессе импортозамещения, а также о тех выгодах и положительных изменениях, которые были получены в результате.

— Какие вызовы стояли перед вами в процессе перехода? С какими трудностями пришлось столкнуться?

Первый нюанс — документация. На наш взгляд, она требует доработки. Я не могу отдать эту справку нашим аналитикам, разработчикам и сказать, что там все есть — работайте. Там нет описания части функций, где‑то нужно искать информацию дополнительно, очень мало обучающих роликов.

Если сравнивать с западными аналогами, например, то там большое комьюнити, много обучающего видео, где всё показано, а также очень подробная справка с примерами на русском языке. Неполная документация приводит к тому, что у человека, перешедшего с другой системы, повышается порог входа.

Но есть и плюс: существует комьюнити, в котором подскажут, как сделать лучше. И честно говоря, с тех пор как мы начали внедрять первые дэшборды летом 2023 года — документация значительно улучшилась. Но всё равно есть куда стремиться.

Вторая боль — это отсутствие горячего слоя. Первые дэшборды мы делали без горячего слоя, работая напрямую с данными. Если большие витрины или сложные запросы, всё становится очень медленным. Поэтому, если планируете внедрение Luxms BI, нужно сразу продумать инфраструктуру, заложив в неё использование горячего слоя для Luxms BI. В качестве рекомендации вендора для горячего слоя мы используем ClickHouse.

— Как повлияло внедрение новой системы на пользователей? Была ли сложность в адаптации?

Да, переучивание пользователей — это ещё одна задача. В альтернативных решениях есть плюс: куда ни ткни — отрабатывает как фильтр. В Luxms BI этот функционал нужно дополнительно настраивать. Фильтрация в Luxms происходит через управляющий дэш. Требуется переучивание пользователей, разработчикам менять подход при проектировании атласов под эти особенности. 

Все эти три нюанса имеют влияние на огромную команду бизнес-аналитиков, которые напрямую работают с бизнесом. Раньше много разработок делались самостоятельно. Использовали самые разнообразные источники данных, в т. ч. X LS. Пользователь имел возможность забирать данные из всех источников, складировал всё во «внутренний слой BI», с которым дальше и работал. В Luxms BI такого нет, и сейчас, когда пользователям нужно импортозаместить какие-то свои приложения, нам приходится продумывать, как и куда уложить данные, чтобы с ними работать. Требуется использовать внешние системы или использовать Luxms Data Boring, а также решать вопросы: где и как эти данные нужно извлечь, преобразовать, положить в горячий слой и работать с ними.
Могу сказать, что порог входа для новых пользователей оказался значительно выше, чем на аналогичных зарубежных решениях-лидерах рынка.

— Про сложности понятно, поговорим о преимуществах? Какие сильные стороны Luxms BI вы особенно цените в работе?

Первый плюс — настройки дэшбордов через JSON‑Config. В основном в аналогах все дэшборды настраиваются через редактор. А в Luxms BI в том числе и через JSON‑Config. Сначала я настраивал через редактор, а на JSON‑Config смотрел с опаской: там же надо ручками писать. Но сейчас почти всю основную работу с дэшбордами веду через JSON‑Config. Это удобно, масштабируемо. Если нужно что‑то распространить на десяток дэшей, я делаю это через Ctrl+C / Ctrl+V. Занимает секунды. Бизнес‑пользователь видит JSON, как просто буковки-циферки, а я в JSON-Config вижу вот эту прекрасную девушку.



Следующее неожиданное открытие и второй плюс — данные строятся на основании кубов, а куб — это SQL-запрос. В большинстве BI-средств всё построено на in-memory анализе. Куб — это именно SQL-запрос. Если научиться правильно пользоваться параметрами, он даёт необыкновенную гибкость и скорость работы, позволяет реализовать то, что в других средствах хоть и возможно было реализовать, но с большими трудо-/ресурсозатратами.

— Можете привести пример?

Да, например график средненедельного показателя в разрезе кварталов, месяцев и недель. 

Его особенность в том, что если средненедельный показатель в разрезе кварталов и месяцев сделать легко (кварталы и месяцы не пересекаются), то недели и месяцы пересекаются. Одна неделя может быть частично в августе, частично в сентябре. Тут нужно перемешивание данных. 

Для этого был написан достаточно простой SQL-запрос в ClickHouse, а Luxms BI отобразил его результаты. Можно выбрать, допустим, февраль 2024 года, и он перестроится по каждому кварталу 2023 года (январь и недели февраля). Это оказалось очень быстро, интересно и удобно. То, что кубы построены на SQL‑запросах — огромный плюс.

— Что говорят о платформе бизнес-пользователи? Есть обратная связь?

Да, и третий большой плюс Luxms BI как раз от них — обалденный функционал сводных таблиц!

Пользователи могут сами настроить структуру (включить/выключить измерения и факты), переместить строки в столбцы и наоборот, выгрузить в Excel в виде плоской таблице для дальнейшего более пристального анализа. Также структуру, настроенной под себя таблицы, можно сохранить как лист презентации и пользователям уже нет необходимости каждый раз настраивать сводную таблицу для решения повторяющихся задач на новых данных. У многих пользователей нет возможности прямого доступа к БД, а также они могут не владеть SQL, и использование сводных таблиц для них — это универсальное решение получения агрегированных выборок в нужной структуре.

Это настолько стало популярно, что во многих атласах есть дэшборд со сводной таблицей, построенной на детальных данных.

Этого функционала очень сильно не хватало ранее. Пользователи обычно выгружали детальные данные и потом сами обрабатывали их в Excel.

— Как вы оцениваете продукт сейчас, после завершения фазы импортозамещения?

Продукт молодой, но мы видим развитие. Обновление на новую версию даёт много новых фишек и исправление старых и добавление новых багов, а команда разработчика быстро всё исправляет. 

Мы сделали более 100 предложений по развитию продукта и многие предложения уже реализованы. Процесс импортозамещения в сегменте BI завершился в декабре 2024 года. Если сравнить текущую версию и ту, которая была летом 2023 года, то это небо и земля.

Продукт стал заметно удобнее, стабильнее. Вендор нас слышит и улучшает продукт - постоянно выходят новые версии. Сейчас всё делается быстрее, легче и интереснее.

Комментарии (2)


  1. AdrianoVisoccini
    27.05.2025 11:00

    На автомате прочитал "Как в Почтатех ПОТЕРЯЛИ ОТЧЕТНОСТЬ"
    Р - репутация


    1. Kwisatz
      27.05.2025 11:00

      аналогично, три раза перечитал