10 лет тому назад

Мне 25, последние несколько лет я работаю в аналитическом отделе одного из департаментов Правительства города Москвы. Занимаюсь сведением бесконечных таблиц с регулярной отчетностью и подготовкой презентаций на самые разнообразные сюжеты.

Назвать ту работу — работой мечты, сложно, как ни крути. Трудозатраты на сбор, обработку и визуализацию информации были так велики, что уход с работы в десять вечера был для меня настоящим праздником. Именно этот «спартанский» опыт вкупе с желанием доказать себе, что разобраться можно в чем угодно, побудил меня к изучению доселе неведомого для мира баз данных, языка запросов SQL, BI и ETL инструментов.

Как вы, возможно, уже поняли, в аналитику я попал не по зову сердца, а по воле случая. Хантер Томпсон внутри меня, конечно, предпочел бы писать колонки в модные журналы, вести собственный блог о литературе или теннисе, в который я играю с детства, ну или посвятить себя еще какой-то творческой ерундистике, окрыляющей не хуже Red Bull Cola. Не смейтесь, исчезновение этого напитка с полок магазинов стало для меня в свое время настоящей трагедией.

Увы, каждый раз, находясь в поиске работы, здравый смысл неустанно напоминал мне о том, что он — главный враг творчества (Пабло Пикассо был во многом прав), а карьера фрилансера, вернее всего, приведет меня на социальное дно, нежели чем на вершину карьерной лестницы.

Итак, осознание того, что автоматизация процессов востребована на рынке и облегчает собственное существование, становится стартовой точкой долгого пути от полного непонимания азов работы с базами данных до уверенного владения всеми необходимыми инструментами для управления подразделением, обеспечивающим data-driven подход к решению задач внутри компании.

image_2025-05-14_15-53-00 (2).png

В любом начинании крайне важно для закрепления хард-скиллов иметь возможность «здесь и сейчас» применять полученные знания, а для поддержания внутреннего «огня», осознавать, что это, действительно, кому-то нужно, полезно, важно. По счастливому случаю, сразу после прохождения продолжительного курса из трех основополагающих блоков работы с данными: администрирование, написание SQL-запросов, визуализация, я меняю место работы и оказываюсь в своего рода государственном стартапе. Тут-то все сложилось: наличие ресурсов, собственного желания сделать классный продукт, заинтересованности руководства вкупе с предоставленной полной свободой действий.

Получив возможность, нет, скорее, потребность со сроком «вчера» в прикладном использовании всех полученных знаний, началось самое увлекательное «путешествие» в моей профессиональной карьере. Опыта не было никакого, разве что год медитативного созерцания процесса управления закупками организации с помощью Microsoft Access.
Но то самое внутреннее «пламя» и упомянутая Red Bull Cola могут творить чудеса, поверьте. Впрочем, обо всем по порядку.

Первый блин комом

Работа началась «с места в карьер». За несколько месяцев предстояло решить сразу несколько задач:

  • создание системы, которая бы упорядочила прием заявок на предоставление услуг

  • миграция неструктурированной информации, если такой термин уместен для ручного перебивания данных, из презентаций, excel-файлов и писем в создаваемую систему.
    К слову, за несколько недель заявок было уже больше семиста и это было то еще приключение

  • создание отчетности, которая бы позволила бы наладить контроль над процессом, который в своем начале больше напоминал неуправляемый хаос

Не стану углубляться в перипетии создания информационной системы и ее наполнения данными. Скажу лишь, что процесс этот занимал нас целиком первые несколько месяцев работы, отчетность, меж тем, до сей поры оставался в стороне.

Нет, не так, оставалась не в стороне, оставалась в Excel. И это была настоящая катастрофа. Еженедельно или в случае острой необходимости дать актуальные данные, мы руками переносили информацию о статусах заявок, количестве загруженных клиентов документов, прохождении необходимых экспертиз. Каждый раз мы где-то ошибались и каждый раз это выливалось в очередной скандал. Мы не могли дать правильный и быстрый ответ нашему руководству о том, что происходит с той или иной заявкой прямо сейчас, клиенты этим пользовались, заходили «через голову» наших руководителей и нагло врали, что с их стороны все готово, а вот нас следовало бы поторопить в рассмотрении их проекта.

image_2025-05-14_16-07-16.png
мем смешной, ситуация страшная

Отлично помню, как после очередной оплошности, мы с коллегой в крайне расстроенных чувствах пришли к мнению, что пришло время отложить все дела в сторону и заняться выстраиванием системы отчетности, иначе все остальные наши усилия — ничего не стоят. Еще одно доказательство правоты Ротшильдов: кто владеет информацией — тот владеет миром.

SSRS — путь к успеху

В качестве системы визуализации данных был выбран SQL Server Reporting Services от Microsoft, а СУБД, соответственно, Microsoft SQL Server. Назвать этот выбор мучительным нельзя. ПО Microsoft было закуплено еще до моего прихода, а мой учебный опыт пришелся в данном случае как нельзя «ко двору».

Довольно быстро пришло сознание, что SSRS, несмотря на уже бывшие «в ходу» более модные и продвинутые Power BI и Tableau, весьма мощный инструмент, по крайней мере кастомизировать в нем можно все что угодно.

Главные минусы — это невозможность использовать наложение графиков в web-версии, не самый удобный drill-down, а также плохая совместимость с таблетками или смартфонами.

Frame 1.png
Как выглядит один и тот же Pie Chart в SSRS: в PDF и в веб-версии.

Если для вас эти опции не являются определяющими и, как и у нас в компании, менеджмент предпочитает старые добрые распечатки / просмотр «сшитого» pdf файла, то вам вполне подойдет этот инструмент.

P.S. Если у вас есть вопросы про работу с SSRS — пишите в комментариях. Нам точно есть что рассказать про этот продукт.

С помощью него был собран наш первый регулярный отчет для учредителя, в нем было всего 10 слайдов, но на тот момент — это был настоящий успех, ведь мы смогли раз и навсегда уйти от кишащего ошибками Excel и решить нашу главную проблему — урезонить клиентов, которые пытались перевернуть картину с ног на голову, получив возможность предоставлять руководству информацию через пару минут после запроса.

Теперь, когда вместо пары энтузиастов, управленческой отчетностью компании занимается команда профессионалов из почти десятка человек, число постоянно используемых отчетов перевалило за три сотни, а получить нужную информацию можно в режиме онлайн и с любого устройства, те времена отдаются в моей голове строчкой Макаревича «…ты помнишь, как все начиналось, все было впервые и вновь…».

Дальше в этом блоге я, а, первую очередь, мои коллеги, будем делиться с вами опытом, который мы приобрели за 10 лет, как мы:

  • внедряли разные BI и ETL-инструменты

  • мучились с написанием сложнейших SQL-запросов

  • выдумывали вместе с дизайнерами умопомрачительные по красоте и понятные с первого взгляда графики

  • выстраивали эффективные рабочие процессы в команде, чтобы каждый понимал что и зачем он делает, а важные задачи не терялись в пучине ежедневной рутины

  • создавали базу знаний, чтобы полезная для всех информация не пропадала в недрах наших умов, а была доступна всем и каждому.

Будет интересно, stay tuned!

Комментарии (2)


  1. Naves
    27.05.2025 16:51

    300 отчетов.

    А потом в "отчете мари-вановны о приходах v2-для-насти2024" в столбце "ДЗО" сумма расходится от отчета "Сводный отчет о закупках с группировкой по регламентам"

    Потому что Главный Бухгалтер столбец ДЗО считает с учетом компании Рога и Копыта.

    А главный экономист разделяет компании на отдельные группы Рога, копыта, и в результате одна и та же компания попадает в две группы.

    Всего компаний 412, а сумма всех столбцов 453, такого не может быть, переделывайте.

    Сначала пытаешь переделать это на SQL VIEW, чтобы разные отчеты использовали одну методологию расчетов, но потом приходит отдел статистики и говорит, что выше стоящий департамент не понимает, как один клиент может попасть в два разных столбца. Ну не может он одновременно в один день получить услугу за наличный расчет, по страховке, и при этом оплатить по безналу. Переделывайте.

    Блин, как вспомню, аж тошнить начинает...


  1. WALL_E
    27.05.2025 16:51

    Очепятка в заголовке.