Стеклянный фасад Apple: почему новый дизайн iOS 26 и macOS — красивая ошибка
Стеклянный фасад Apple: почему новый дизайн iOS 26 и macOS — красивая ошибка

Каждый год в июне техномир замирает в ожидании WWDC, и 2025-й не стал исключением. Apple выкатила на сцену целую россыпь обновлений, но главным героем (или злодеем?) вечера стал не новый гаджет, а радикальный редизайн всех операционных систем под названием "Liquid Glass" ("жидкое стекло"). Компания назвала это самым значительным обновлением со времен iOS 7.

Но, как говорится, дьявол в деталях. И похоже, что в погоне за футуристичной эстетикой Apple наступила на старые и очень болезненные грабли юзабилити. Давайте разберемся, что не так с этим стеклянным будущим и почему сообщество встретило его со смесью восторга и скепсиса.

Год 2026-й и эстетика жидкого стекла

Для начала — о формальностях. Apple решила покончить с последовательной нумерацией и перешла на нейминг по году использования. Так что встречайте не iOS 19, а сразу iOS 26. Логика, как у EA Sports с их FIFA, — система выходит осенью 2025-го, но основной жизненный цикл придется на 2026-й. Вместе с ней прибыли iPadOS 26, macOS 26 "Tahoe", watchOS 26 и другие.

Новая дизайн-система "Liquid Glass", вдохновленная интерфейсом Vision Pro, пронизывает все платформы. Полупрозрачность, объемные элементы, тени, преломление света — все это выглядит эффектно на промо-роликах. Подробная информация о Liquid Glass в ролике от Apple здесь. Но как только дело доходит до реального использования, стеклянная карета рискует превратиться в тыкву.

Дизайн против доступности: главный парадокс Liquid Glass

Первыми тревогу забили эксперты по доступности. Новый дизайн с его полупрозрачными слоями — прямой удар по стандартам WCAG (Web Content Accessibility Guidelines), которые требуют четкого контраста между текстом и фоном.

Когда ваше уведомление всплывает поверх пестрых обоев, текст может стать абсолютно нечитаемым. Это создает проблемы для всех, но особенно для:

  • Людей с нарушениями зрения: они могут попросту не заметить важную информацию.

  • Пользователей с дислексией: визуальный шум от просвечивающего фона усложняет чтение.

  • Людей с расстройствами внимания: многослойность и анимации становятся серьезным отвлекающим фактором.

we-built-something-similar-to-apples-liquid-glass-for-the-v0-m47cavwco36f1.webp
we-built-something-similar-to-apples-liquid-glass-for-the-v0-m47cavwco36f1.webp

Да, в Apple предусмотрели опцию "Уменьшить прозрачность". Но это не инклюзивный дизайн, а скорее парадный вход и черный ход с табличкой «для людей с особенностями». Вместо того чтобы создавать универсальный интерфейс, компания предлагает компромисс, который рушит всю эстетическую задумку.

Конкуренты не дремлют: официальный аккаунт Windows в TikTok отреагировал едким роликом с подписью «Y'all good???».

Дежавю из 2016-го: почему «жидкое стекло» — это грабли

Самое интересное, что индустрия это уже проходила. На Reddit всплыла история от команды Akveo, которая в 2016 году создала open-source дашборд Blur Admin. Он использовал очень похожие эффекты размытия и был невероятно популярен... пока его не начали внедрять в реальные проекты. Демо можно потыкать здесь.

we-built-something-similar-to-apples-liquid-glass-for-the-v0-1ta01vr6o36f1.webp
we-built-something-similar-to-apples-liquid-glass-for-the-v0-1ta01vr6o36f1.webp

Разработчики столкнулись с полным набором проблем, которые сегодня предрекают Apple:

  • Нечитаемый текст из-за плавающего контраста.

  • Исчезающие элементы управления на сложном фоне.

  • Низкая производительность даже с использованием backdrop-filter.

  • Жалобы пользователей на головокружение от анимированных переходов.

В итоге проект пришлось закрыть. И теперь, глядя на Liquid Glass, автор поста задается резонным вопросом: неужели в Apple не учли этот опыт и решили повторить те же ошибки, только в масштабе всей своей экосистемы?

Глас народа с Reddit: от любви до ненависти

Первые бета-тестеры уже поделились впечатлениями, и их мнения крайне поляризованы.

Pasted image 20250612125422.png
Pasted image 20250612125422.png

iOS 26: красиво, но больно

Часть пользователей в восторге от свежести и плавных анимаций. Но большинство сходится во мнении, что читаемость упала до критического уровня. Текст на виджетах и в Центре управления становится неразличимым на солнце или поверх ярких обоев. Некоторые сравнивают новый стиль с темами из эпохи джейлбрейка или интерфейсом Windows Vista — сомнительный комплимент.

macOS 26: провал в духе Windows 8

Настольная система пострадала еще сильнее. "Плавающие" полупрозрачные панели и меню "съедают" полезное пространство и отвлекают. Многие проводят прямые параллели с провалом Windows 8, когда Microsoft неудачно попыталась натянуть мобильный интерфейс на десктоп. macOS, по мнению некоторых, превращается в "коллекцию полузавершенных проектов".

watchOS 26: сплошное разочарование

Здесь все просто: обновление назвали "крайне невпечатляющим". Новый "Workout Buddy" — функция, которую никто не просил, а действительно важные улучшения для отслеживания здоровья, как у Garmin, так и не завезли.

we-built-something-similar-to-apples-liquid-glass-for-the-v0-pf319tmeo36f1.webp
we-built-something-similar-to-apples-liquid-glass-for-the-v0-pf319tmeo36f1.webp

Что еще в коробке? Прощай, Intel, и здравствуй, гейминг

На фоне дизайнерских баталий некоторые важные анонсы отошли на второй план.

  • Конец эпохи Intel Mac. macOS Tahoe станет последней версией с поддержкой процессоров Intel. Это официальный закат эры "хакинтошей" и мощный стимул переходить на Apple Silicon.

  • Большие амбиции в гейминге. Apple представила графический API Metal 4 с технологиями MetalFX Frame Interpolation (аналог NVIDIA Frame Generation) и Denoising для трассировки лучей. Благодаря этому на Mac анонсированы Cyberpunk 2077, Crimson Desert и другие AAA-проекты.

Финальный аккорд

Apple сделала смелый шаг, но, кажется, споткнулась о базовые принципы юзабилити. Liquid Glass — это яркий пример того, как эстетика может победить здравый смысл. Конечно, это лишь первая бета, и к осеннему релизу многое может измениться.

Но главный вопрос остается открытым: это временное помутнение или фундаментальный сдвиг в философии Apple, где форма окончательно возобладала над функцией? Учитывая влияние компании на всю индустрию, ответ на этот вопрос определит, как будут выглядеть и ощущаться интерфейсы ближайшего будущего. И пока это будущее выглядит красивым, но очень непрактичным.

no-more-liquid-ass-v0-ubif4kp1y46f1.webp
no-more-liquid-ass-v0-ubif4kp1y46f1.webp

Комментарии (4)


  1. Traveller0968
    18.06.2025 09:56

    Ну да, все уже сума посходили, не знают как можно еще улучшить, принцип "работает, не трогай!" уже не работает, теперь преобладание разума над здравым смыслом основной тренд, поэтому в итоге получаем "услужливого дурака", который, как известно, хуже врага...


  1. YMA
    18.06.2025 09:56

    До сих пор скучаю по дизайну IOS 6 и ранее, простой и практичный. Но да, несовременный ;)


    1. LeraKholod
      18.06.2025 09:56

      IOS 6 легенда


  1. Octagon77
    18.06.2025 09:56

    Я, естественно, никакой беты не ставил, довольствуюсь тем, что попадалось на глаза. И статью, будем так считать для мягкости выражений, не понял.

    Есть общее правило - Эппл больше всего критикуют те, кто сами не сделали не просто ничего подобного, а просто не сделали ничего. И гарантированно не понимают как вот это всё у Эппл работает.

    Эппл и "ошибка" или "наступила на грабли" - вещи столь плохо совместимые, что такое нужно проверять с пристрастием. Ибо сенсация. У меня проверка не проходит сходу.

    Но это не инклюзивный дизайн, а скорее парадный вход и черный ход с табличкой «для людей с особенностями»

    Разве люди с особенностями не должны входить через отдельный вход? Разве такое стекло - не всего лишь один из трёх вариантов, с опцией изменения прозрачности - из, по логике вроде но точно не известно, шести? Известно кто кидается на Эппл с повесточкой?

    Самое интересное, что индустрия это уже проходила.

    Либо не проходила, либо не это. Дашборд - это для показа мне данных которых я пока не знаю. Дизайн Эппл - для подсветки мест которых можно коснуться и которые выучены наизусть и до автоматизма.

    Первые бета-тестеры уже поделились впечатлениями, и их мнения крайне поляризованы.

    Максимум охвата спектра мнений - максимум суммарного пиара за эппловский счёт, ожидаемо. Говорить о usability всерьёз можно будет через пол года, наиболее неторопливым мыслителям понадобится время на адаптацию.

    Но главный вопрос остается открытым: это временное помутнение или фундаментальный сдвиг в философии Apple, где форма окончательно возобладала над функцией?

    Главный вопрос действительно остаётся открытым, только он другой, а именно - почему именно сейчас? Такого масштаба перемены нельзя делать часто и никаких вынуждающих факторов не было (в смысле иконки никак не влияют на отношение к iPhone в Китае - влияет другое). Значит, время выбиралось, да и сбивать одну птицу одним камнем - это не про Эппл.

    Эппл вот прямо сейчас занята двумя вещами - превращением себя в ведущую игровую платформу и очередным раундом привлечения молодых талантов. Где тут связи, а их точно ± пяток, увидеть ума не хватает, но Flutter переменам точно порадовался.