Команда Яндекс Практикума провела исследование и готова рассказать, каких скилов требуют работодатели и какие сложности преодолевают новички в системном администрировании.
Мы использовали три подхода: проводили серию интервью с экспертами и работодателями, опрашивали студентов, а также изучали открытые вакансии, опубликованные на hh.ru в 2024-м и начале 2025 года.

Какие скилы нужны начинающему системному администратору
Ниже — список навыков, которые чаще остальных упоминаются в вакансиях для джуниоров с опытом работы до трёх лет:
настройка ПК
администрирование сетевого оборудования
документация
настройка сетевых подключений
настройка ПО
Linux
ремонт ПК
Active Directory
TCP/IP
DHCP
Zabbix
Windows
VPN
Windows Server
Nginx
PostgreSQL
Эксперты же делают акцент на частой нехватке базовых знаний у кандидатов и их неумении работать за рамками инструкций. Чаще всего вызывают трудности вопросы по сетевым параметрам и процессам, связанным с отправкой письма или доступом к веб-странице. При этом наряду со знанием базовой теории работодатели ожидают инициативности и желания развиваться.
Среди обязательных навыков и знаний эксперты выделяют базовое знание Linux, настройки сетей, работы с DNS, Bash, Nginx, Active Directory, систем мониторинга Zabbix и Wireshark, инструментов виртуализации Hyper-V и Proxmox, а также умение проводить диагностику, делать резервное копирование и восстановление данных из бэкапов.
Вот что ещё удалось выяснить в результате опроса экспертов:
Python на старте не нужен, но PowerShell желателен для работы в Windows;
есть мнение, что системное администрирование постепенно замещается DevOps, но знания DevOps-инструментов чаще ждут от мидлов, а не джуниоров;
также некоторые эксперты считают, что знание CI/CD будет плюсом для системного администратора любого грейда;
делятся мнения и о Kubernetes и Proxmox. Часть экспертов считает, что технологии не нужны джуниорам. Другая — что это зависит от размеров компании или что джуниорам нужен только Proxmox, а Kubernetes может быть необязательным преимуществом (к последнему мнению присоединились опрошенные студенты, вышедшие на рынок труда);
также разделились мнения о необходимости 1C;
Puppet может быть полезен для инфраструктурного администрирования;
знание Linux точно необходимо для работы в государственном секторе, где внедряются отечественные операционные системы, такие как Astra Linux;
более сложные темы, такие как настройка корпоративных DNS-серверов, контейнеризация, базы данных, MongoDB и объектные хранилища, Prometheus и Grafana, можно оставить мидлам.
Какие задачи выполняют джуниоры в первые полгода работы
Системные администраторы работают в компаниях разного масштаба: от небольших IT-фирм, предоставляющих услуги поддержки инфраструктуры, до крупных организаций с собственной IT-инфраструктурой.
Основные направления работы системных администраторов любых грейдов — это мониторинг и поддержка серверов, настройка и диагностика сетей, техническая поддержка пользователей, обслуживание периферийных устройств, администрирование корпоративных систем.
В большинстве компаний принята такая же градация, как и в других IT-профессиях, — джуниор, мидл, синьор. Если команда небольшая, то специалисты могут быть универсальными, без деления.
Обычно в небольших компаниях работает от трёх до пяти администраторов (один-два джуниора, два-три мидла и синьор), которые занимаются всеми направлениями сразу. Часто такие работодатели не нанимают и не занимаются ростом джуниоров, открывая позиции только для мидлов и синьоров.
В крупных компаниях специалистов может быть больше, а команды могут быть разделены по направлениям, например, сетевого администрирования, поддержки пользователей, DevOps и безопасности.
Среди задач джуниора в первые полгода работы можно отметить следующие:
настройка учётных записей пользователей;
установка ПО;
базовая диагностика неисправностей;
работа с заявками от пользователей;
мониторинг серверов;
подключение и настройка рабочих станций.
На испытательном сроке работодатели обращают внимание на понимание базовых процессов компании, умение джуниора работать с технической документацией и уровень самостоятельности.
Ситуация на рынке: сложности и перспективы
Мониторинг hh.ru показывает, что за последний год среднее количество предложений для системных администраторов не изменилось — весной 2025 года на платформе было опубликовано более 1 800 вакансий, как для джуниоров без опыта, так и для джуниоров с опытом до трёх лет. Это любопытно, учитывая, что, согласно отчётам hh.ru и Хабр Карьеры, вакансий для IT-специалистов становится меньше.
При этом определённые проблемы, связанные с наймом, испытывают и работодатели, и кандидаты.
Нанимающие эксперты отмечают, что процесс поиска длится от одного до трёх месяцев, при этом у многих кандидатов отмечается низкий уровень знаний сетей и администрирования, нехватка практических навыков диагностики и инициативности. Средний джуниор на рынке не способен выполнять базовые задачи без активной поддержки, на что рассчитывают работодатели.
Главная сложность для джуниоров при найме — пройти первичный скрининг. Компании дают предпочтение кандидатам с коммерческим опытом работы.
Процесс отбора обычно состоит из трёх или четырёх этапов: проверки резюме, собеседования, тестового задания (не всегда) и финального интервью. На собеседовании проверяют базовые знания сетей и операционных систем, а также логическое мышление и умение решать задачи.
Самое важное
Подводим итоги исследования.
Базовое знание Linux, настройки сетей, работы с DNS, Bash, Nginx, Active Directory, Zabbix и Wireshark, Hyper-V и Proxmox, а также умение проводить диагностику, делать резервное копирование и восстановление данных из бэкапов — must have для джуниора в системном администрировании.
Многие прочие навыки требуются администраторам с грейдом мидл и выше — или только в некоторых компаниях.
Количество вакансий в сфере стабильное — более 1 800 предложений для джуниоров как без опыта, так и с минимальным опытом.
Работодатели обращают внимание на ограниченный список знаний и навыков, инициативность и стремление к развитию. Коммерческий опыт не является обязательным, но на деле сильно повышает шансы на быстрое трудоустройство.
Комментарии (5)
Bagbagavk
20.06.2025 07:54Короче нужен человек-оркестр, который должен уметь во все и будет осваивать новые технологии, параллельно обслуживать орг-технику, атс, производить закупки, заключать/прорабатывать договоры с поставщиками, вразумлять нерадивых юзеров и быть во всем виноватым))) идите в администраторы, не пожалеете!!!)
apxapuyc
20.06.2025 07:54Тут надо понимать, что чем мельче организация, тем вероятнее что им нужен именно человек-оркестр, и желательно за деньги малые. Хотения руководства там меняются внезапно, и сроки обычно некорректны, а-ля Сова-менеджер; основное требование это знание 1С и винды, реже Linux, а также умение быстро определить корни проблемы, возникшие у пользователя, и решить. Побочных же - просто куча. Бонусом идёт ненормированный рабочий день и задержки зарплат.
Крупные же организации обычно разграничивают поддержку 1, 2 и 3 линии и собственно спрятанных далеко от обычного пользователя системных администраторов серверов. При этом поддержка 1 линии обычно сидит онлайн и разбирает заявки, иногда исправляя что то самостоятельно, но чаще делегируя на 2 линию, которая сидит обычно рядом с пользователями и которую эти пользователи норовят дёрнуть вообще без создания заявки. Вторая линия может вернуть заявку на первую, если те ошиблись с классификацией (а все мы люди), или направить на третью линию, которая обладает бОльшими полномочиями по правам безопасности или по доступу к серверам. Я лично уже более десяти лет предпочитаю работать именно в таких компаниях на второй линии поддержки, которая по стилю работы чем-то похожа на работу в малых организациях (как кот на тигра, ага), но с кучей регламентов, которыми можно руководствоваться, отсутствием ответственности за основные сервера организации, отсутствием необходимости заключать с кем-то договора (хотя инициировать и контролировать приходится, но самими договорами обычно занимается юридический отдел организации, что снижает персональные риски у айтишника), а также развитой коммуникацией между коллегами по сфере деятельности из разных филиалов/офисов.
serklyk
20.06.2025 07:54Не просто заключать договоры, а дуплиться за них в бухгалтерию. А ещё сим-карты, электронные подписи, отчетность. Не забудем планирование бюджета по ИТ, инвестиций с презентациями. " ... а когда вы мне камеру вон там повесите? Какая ещё вышка? Вот электрики будут вызывать, у них и попросишь." Сосульки с крыши надо сбить. А кто же? Там же ваши кабели мотаются. А кому повезло ещё и категорирование КИИ. И самую малость АСУТП, это же ИТ, вот и давай. И за авто-весы будешь отвечать, они же к компьютеру подключены. Кстати им поверку надо провести. Ну а кто, твои же весы.
crawlingroof
Смешались в кучу кони, люди. Эникейщики, лин и вин админы, девопсы еще и dba.
- Ты же программист.
vesper-bot
Ви таки будете удивлены, но вот это всё сейчас просят с меня, сверху ещё копаться в коде PL/SQL, C#, VBA, Delphi и остального по мелочи.