Команда Яндекс Практикума провела исследование и готова рассказать, каких скилов требуют работодатели и какие сложности преодолевают новички в системном администрировании.

Мы использовали три подхода: проводили серию интервью с экспертами и работодателями, опрашивали студентов, а также изучали открытые вакансии, опубликованные на hh.ru в 2024-м и начале 2025 года.

Какие скилы нужны начинающему системному администратору

Ниже — список навыков, которые чаще остальных упоминаются в вакансиях для джуниоров с опытом работы до трёх лет:

  • настройка ПК

  • администрирование сетевого оборудования

  • документация

  • настройка сетевых подключений

  • настройка ПО

  • Linux

  • ремонт ПК

  • Active Directory

  • TCP/IP

  • DHCP

  • Zabbix

  • Windows

  • VPN

  • Windows Server

  • Nginx

  • PostgreSQL

Эксперты же делают акцент на частой нехватке базовых знаний у кандидатов и их неумении работать за рамками инструкций. Чаще всего вызывают трудности вопросы по сетевым параметрам и процессам, связанным с отправкой письма или доступом к веб-странице. При этом наряду со знанием базовой теории работодатели ожидают инициативности и желания развиваться.

Среди обязательных навыков и знаний эксперты выделяют базовое знание Linux, настройки сетей, работы с DNS, Bash, Nginx, Active Directory, систем мониторинга Zabbix и Wireshark, инструментов виртуализации Hyper-V и Proxmox, а также умение проводить диагностику, делать резервное копирование и восстановление данных из бэкапов.

Вот что ещё удалось выяснить в результате опроса экспертов:

  • Python на старте не нужен, но PowerShell желателен для работы в Windows;

  • есть мнение, что системное администрирование постепенно замещается DevOps, но знания DevOps-инструментов чаще ждут от мидлов, а не джуниоров;

  • также некоторые эксперты считают, что знание CI/CD будет плюсом для системного администратора любого грейда;

  • делятся мнения и о Kubernetes и Proxmox. Часть экспертов считает, что технологии не нужны джуниорам. Другая — что это зависит от размеров компании или что джуниорам нужен только Proxmox, а Kubernetes может быть необязательным преимуществом (к последнему мнению присоединились опрошенные студенты, вышедшие на рынок труда);

  • также разделились мнения о необходимости 1C;

  • Puppet может быть полезен для инфраструктурного администрирования;

  • знание Linux точно необходимо для работы в государственном секторе, где внедряются отечественные операционные системы, такие как Astra Linux;

  • более сложные темы, такие как настройка корпоративных DNS-серверов, контейнеризация, базы данных, MongoDB и объектные хранилища, Prometheus и Grafana, можно оставить мидлам.

Какие задачи выполняют джуниоры в первые полгода работы

Системные администраторы работают в компаниях разного масштаба: от небольших IT-фирм, предоставляющих услуги поддержки инфраструктуры, до крупных организаций с собственной IT-инфраструктурой.

Основные направления работы системных администраторов любых грейдов — это мониторинг и поддержка серверов, настройка и диагностика сетей, техническая поддержка пользователей, обслуживание периферийных устройств, администрирование корпоративных систем.

В большинстве компаний принята такая же градация, как и в других IT-профессиях, — джуниор, мидл, синьор. Если команда небольшая, то специалисты могут быть универсальными, без деления.

Обычно в небольших компаниях работает от трёх до пяти администраторов (один-два джуниора, два-три мидла и синьор), которые занимаются всеми направлениями сразу. Часто такие работодатели не нанимают и не занимаются ростом джуниоров, открывая позиции только для мидлов и синьоров.

В крупных компаниях специалистов может быть больше, а команды могут быть разделены по направлениям, например, сетевого администрирования, поддержки пользователей, DevOps и безопасности.

Среди задач джуниора в первые полгода работы можно отметить следующие:

  • настройка учётных записей пользователей;

  • установка ПО;

  • базовая диагностика неисправностей;

  • работа с заявками от пользователей;

  • мониторинг серверов;

  • подключение и настройка рабочих станций.

На испытательном сроке работодатели обращают внимание на понимание базовых процессов компании, умение джуниора работать с технической документацией и уровень самостоятельности.

Ситуация на рынке: сложности и перспективы

Мониторинг hh.ru показывает, что за последний год среднее количество предложений для системных администраторов не изменилось — весной 2025 года на платформе было опубликовано более 1 800 вакансий, как для джуниоров без опыта, так и для джуниоров с опытом до трёх лет. Это любопытно, учитывая, что, согласно отчётам hh.ru и Хабр Карьеры, вакансий для IT-специалистов становится меньше.

При этом определённые проблемы, связанные с наймом, испытывают и работодатели, и кандидаты.

Нанимающие эксперты отмечают, что процесс поиска длится от одного до трёх месяцев, при этом у многих кандидатов отмечается низкий уровень знаний сетей и администрирования, нехватка практических навыков диагностики и инициативности. Средний джуниор на рынке не способен выполнять базовые задачи без активной поддержки, на что рассчитывают работодатели.

Главная сложность для джуниоров при найме — пройти первичный скрининг. Компании дают предпочтение кандидатам с коммерческим опытом работы.

Процесс отбора обычно состоит из трёх или четырёх этапов: проверки резюме, собеседования, тестового задания (не всегда) и финального интервью. На собеседовании проверяют базовые знания сетей и операционных систем, а также логическое мышление и умение решать задачи.

Самое важное

Подводим итоги исследования.

  • Базовое знание Linux, настройки сетей, работы с DNS, Bash, Nginx, Active Directory, Zabbix и Wireshark, Hyper-V и Proxmox, а также умение проводить диагностику, делать резервное копирование и восстановление данных из бэкапов — must have для джуниора в системном администрировании.

  • Многие прочие навыки требуются администраторам с грейдом мидл и выше — или только в некоторых компаниях.

  • Количество вакансий в сфере стабильное — более 1 800 предложений для джуниоров как без опыта, так и с минимальным опытом.

  • Работодатели обращают внимание на ограниченный список знаний и навыков, инициативность и стремление к развитию. Коммерческий опыт не является обязательным, но на деле сильно повышает шансы на быстрое трудоустройство.

Комментарии (5)


  1. crawlingroof
    20.06.2025 07:54

    Смешались в кучу кони, люди. Эникейщики, лин и вин админы, девопсы еще и dba.
    - Ты же программист.


    1. vesper-bot
      20.06.2025 07:54

      Ви таки будете удивлены, но вот это всё сейчас просят с меня, сверху ещё копаться в коде PL/SQL, C#, VBA, Delphi и остального по мелочи.


  1. Bagbagavk
    20.06.2025 07:54

    Короче нужен человек-оркестр, который должен уметь во все и будет осваивать новые технологии, параллельно обслуживать орг-технику, атс, производить закупки, заключать/прорабатывать договоры с поставщиками, вразумлять нерадивых юзеров и быть во всем виноватым))) идите в администраторы, не пожалеете!!!)


    1. apxapuyc
      20.06.2025 07:54

      Тут надо понимать, что чем мельче организация, тем вероятнее что им нужен именно человек-оркестр, и желательно за деньги малые. Хотения руководства там меняются внезапно, и сроки обычно некорректны, а-ля Сова-менеджер; основное требование это знание 1С и винды, реже Linux, а также умение быстро определить корни проблемы, возникшие у пользователя, и решить. Побочных же - просто куча. Бонусом идёт ненормированный рабочий день и задержки зарплат.

      Крупные же организации обычно разграничивают поддержку 1, 2 и 3 линии и собственно спрятанных далеко от обычного пользователя системных администраторов серверов. При этом поддержка 1 линии обычно сидит онлайн и разбирает заявки, иногда исправляя что то самостоятельно, но чаще делегируя на 2 линию, которая сидит обычно рядом с пользователями и которую эти пользователи норовят дёрнуть вообще без создания заявки. Вторая линия может вернуть заявку на первую, если те ошиблись с классификацией (а все мы люди), или направить на третью линию, которая обладает бОльшими полномочиями по правам безопасности или по доступу к серверам. Я лично уже более десяти лет предпочитаю работать именно в таких компаниях на второй линии поддержки, которая по стилю работы чем-то похожа на работу в малых организациях (как кот на тигра, ага), но с кучей регламентов, которыми можно руководствоваться, отсутствием ответственности за основные сервера организации, отсутствием необходимости заключать с кем-то договора (хотя инициировать и контролировать приходится, но самими договорами обычно занимается юридический отдел организации, что снижает персональные риски у айтишника), а также развитой коммуникацией между коллегами по сфере деятельности из разных филиалов/офисов.


    1. serklyk
      20.06.2025 07:54

      Не просто заключать договоры, а дуплиться за них в бухгалтерию. А ещё сим-карты, электронные подписи, отчетность. Не забудем планирование бюджета по ИТ, инвестиций с презентациями. " ... а когда вы мне камеру вон там повесите? Какая ещё вышка? Вот электрики будут вызывать, у них и попросишь." Сосульки с крыши надо сбить. А кто же? Там же ваши кабели мотаются. А кому повезло ещё и категорирование КИИ. И самую малость АСУТП, это же ИТ, вот и давай. И за авто-весы будешь отвечать, они же к компьютеру подключены. Кстати им поверку надо провести. Ну а кто, твои же весы.