
Привет, Хабр! Меня зовут Алексей Гарцевич, я эксперт в Центре практик направления QA в МТС Web Services. Часто бываю на профессиональных конференциях и одна из популярных тем там — «стеклянный потолок» в карьере. Обычно проблема выглядит так: ты доходишь до определенного уровня и перестаешь понимать, куда двигаться дальше. Возникают сомнения: «я не могу стать руководителем», «я постоянно варюсь в однотипных задачах», «мне некуда развиваться». Это состояние создает ощущение, будто ты столкнулся с невидимой преградой. Я сам сталкивался с такой проблемой и потратил много времени и сил, чтобы ее понять и преодолеть.
Этот текст — попытка сделать материал, которого мне не хватало в тот сложный момент. На примере своего направления QA расскажу, что «стеклянного потолка» не существует. В текущем мире — с быстрым обменом информацией, доступом к рынку и сообществам — возможность развиваться есть всегда. В такой среде сама идея «потолка» становится скорее внутренней установкой, чем внешним ограничением.
Уровень Middle: ключевая карьерная точка

На первых этапах карьерный рост в QA носит линейный характер: от junior к junior+ и middle. Про наработку первого опыта написано очень много — можно вспомнить стажировки, открытые бета-тесты, обучение на курсах. Можно войти в профессию не с нуля, а перейдя из других ролей. QA-инженерами и QA-лидами становятся специалисты с опытом в разработке, аналитике и смежных направлениях.
Однако уже на уровне middle появляются специализации и направленности. Здесь оформляются два основных вектора:
смещение карьеры в сторону командных процессов и появления в ней элементов менеджмента;
фокусирование на технической части — автоматизации, контроле поставок, инфраструктурных задачах или архитектуре.
С этого момента карьера перестает быть строго вертикальной. Развитие может продолжаться как в рамках одной специализации, так и через переход или совмещение с другой. Middle может вырасти в senior с тем же вектором (менеджерским или техническим):

Техническое направление может увести в SDET, fullstack, автоматизацию и в итоге довести до уровня техлида или СТО. Также появляется возможность перехода в смежное направление: разработку, DevOps, администрирование, аналитику. Развитие в сторону управления процессами ведет в линейный QA или любой другой менеджмент. Например, продуктовый.
Так в карьере QA-инженера появляются не только вертикальные, но и горизонтальные маршруты, из которых формируются практически любые треки. Можно уйти в какую-нибудь из смежных сфер. Например, автотестировщики могут стать разработчиками, а инженеры, которые круто анализируют таски, сами идут в аналитику. Еще здесь появляется новая линия карьерного роста — экспертная роль.
Альтернатива классической управленческой вертикали
После роли QA-лида, который курирует одну команду, возможны разные карьерные траектории. Один путь — стать сначала QA Head во главе нескольких команд, а затем — руководителем в масштабе департамента (30+ специалистов, работающих в рамках одного или нескольких смежных продуктов) или сменить вектор направления с продуктового на аутсорс и консалтинг, работая на разных заказчиков.
Другой путь — перейти в зону экспертной ответственности. В МТС Web Services для этого выделяется отдельная роль. В других компаниях она может называться по-своему и проявляться иначе, но у нас выделена полноценно, на уровне структуры компании.
Эксперт — это позиция, находящаяся на том же уровне, что и QA Head, но с иным фокусом. В отличие от управленца, эксперт не руководит командами, а концентрируется либо на технической экспертизе (например, автоматизация, производительность, архитектура), либо на процессной (методологии, контроль качества, метрики, менеджмент, софт-скилы и так далее).
В МТС Web Services внедрена модель CMMI, в которой экспертам выделяется самостоятельная роль. Такая структура дает возможность выбора направления без необходимости перехода в управление людьми и позволяет гибко выстраивать карьеру на рынке, опираясь на свои сильные стороны — будь то глубина технических знаний, знание внутренних процессов в компании, обширный и разнообразный стек или способность формировать процессы.
Развилки между экспертной и управленческой траекторией

Следуя по экспертной траектории, инженер углубляется в узкие области. Если ты работаешь с нагрузочным или автоматическим тестированием, то изучаешь его на примере множества продуктов. Важно понимать: менеджерская и техническая экспертиза являются равнозначными, но принципиально разными путями.
На каждом этапе этих двух треков требуется определенный набор навыков. Их можно разделить по разным критериям. Самое простое и распространенное деление — на три группы:
hard skills — профессиональные технические компетенции;
soft skills — коммуникативные, эмоциональные, лидерские качества;
company skills — знание контекста компании, бизнес-процессов, оргструктуры.
На состав этих наборов также влияет множество факторов: развитие процессов в организации, уровень зрелости бизнеса и общества, состояние рынка и многое другое.
Например, сеньору QA, который привык работать в свободной обстановке, будет некомфортно в компании с формализованными процессами, где надо досконально заполнять и вести все задачи и мало свободы в принятии решений. В итоге переход между компаниями требует гибкости, адаптации и точного понимания обстановки.
Преодоление «стеклянного потолка» за счет своих компетенций
Формализация развития внутри компаний часто не срабатывает, потому что на него влияют не только профессиональные задачи, но и личные обстоятельства: выгорание, личностные кризисы, смена приоритетов. Сотрудник может выйти за пределы заранее определенной модели или вовсе изменить направление. Например, стать коучем, ютубером или фермером:

Эта несостыковка ожиданий и реальности, уровня компании и собственных скилов начинает восприниматься как «стеклянный потолок». И в большинстве случаев она преодолевается накоплением опыта и переоценкой контекста — внутри компании, за ее пределами или на новом уровне зрелости рынка. Ты ходишь на собеседования, ищешь подходящее тебе место, занимаешься с коучами или менторами — вариантов тут может быть много.
Еще один фактор, влияющий на карьерные траектории, — зависимость от внешней среды. Сюда входят фаза зрелости индустрии, макротренды и географические особенности. Важно понимать, на каком рынке действует организация.
Практики, востребованные в одной стране, могут оказаться ненужными в другой. В Индии и США будут совершенно разные процессы и стек. Распространились микросервисы — возник спрос на тестировщиков со знанием интеграций и архитектур. Стал популярен AI — потребовались QA-инженеры, умеющие его применять и тестировать.
И здесь будет нужна адаптивность, которая зависит от умения видеть тренды, спрос на навыки, потребности новых направлений. Можно найти подходящий для себя вариант, если не замыкаться на себе, а постоянно следить за состоянием отрасли, глобального рынка и перспективами разных компетенций.
Широкая база навыков, готовность к переобучению и контроль за своей карьерой позволяют мягко адаптироваться даже в условиях внешних изменений. Сами по себе навыки не исчезают — исчезает их конкретное применение. Например, тест-аналитика. 10 лет назад это был обязательный пункт для каждого тестировщика, а сейчас она практически нигде не используется. Но зная ее, можно рассуждать на тему Shift-left testing.
Форматы компетенций: от T-shape до M-shape
Существуют разные модели профессиональных профилей:
I-shape — узкая и глубокая специализация в одной области. Классический линейный путь: junior → middle → senior → руководитель. Это как в СССР: пришел на завод на университетскую практику, через N лет стал его директором.
T-shape — профиль с глубокой экспертизой в одной области и базовыми знаниями в соседних. Например, инженер, который хорошо разбирается в ручном тестировании и частично в автоматизации или аналитике
M-shape — несколько устойчивых специализаций. Это более продвинутый уровень, предполагающий глубокое владение несколькими направлениями, например, автоматизацией и аналитикой, или разработкой и тестированием.
Многозадачность в M-shape создает как преимущества, так и риски. С одной стороны, универсальный специалист решает разные задачи и более востребован на рынке. С другой — ему гораздо сложнее поддерживать все навыки актуальными.
Таким образом, выбор между I-, T- или M-shape определяется не только личной траекторией, но и контекстом: размером команды, зрелостью компании и стратегией рынка.
По моим наблюдениям, лучше всего себя чувствуют сейчас именно специалисты с M-shape, у которых есть два-три полноценных направления экспертизы. У них более глубокое погружение в навыки, чем в T-shape, и не такая узкая специализация, как в I-shape. Это позволяет уверенно строить карьеру при имеющемся обилии возможностей.
В контексте развития гибких ролей в инженерных командах набирает популярность концепция продуктового инженера, которая близка модели M-Shape. Этот специалист совмещает 2-3 роли в рамках одной команды: от написания кода и разработки архитектуры до бизнес-анализа и управления продуктом.
В МТС Web Services продуктового инженера выделяют отдельно. Такой специалист имеет инженерные, продуктовые и управленческие компетенции, совмещая минимум две роли, одна из которых должна быть технической. Например, он помогает формировать бэклог, но не управляет им. Или пишет код и участвует в проектировании архитектуры. Так он видит продукт целиком и понимает, как решения влияют на реализацию, цели и бизнес-метрики продукта.
Внутри одной компании могут быть специалисты с разными наборами экспертизы, но любые роли (во всяком случае в QA) постепенно привязываются к архитектуре и специфике продукта. Для разных отраслей — финтеха, Big Data, Hardware, IoT, Web, безопасности, mobile, gamedev и других — нужен профильный опыт. Переход между ними возможен, но обычно приходится что-то изучать с нуля.
Это зависит от набора имеющихся технологий у компании. Есть эксперты по нагрузочному тестированию, которых на рынке не так много, и есть руководители экспертизы — редкая позиция даже в крупных компаниях. Развитие в формате M-shape приводит к наработке нескольких компетенций целиком — такой специалист может совмещать несколько ролей. В МТС Web Services этот подход к карьерным трекам реализуется в малых инженерных командах.
Место специалистов с одним стеком постепенно занимают те, кто способен действовать в нескольких направлениях. Это требует большей подготовки, но и открывает новые двери. При этом универсальность не отменяет усталости: в какой-то момент приоритетами могут стать отдых, хобби или уход в свое дело — и это тоже часть нормального карьерного сценария.
Во всем этом многообразии «стеклянный потолок» невозможен в принципе. Да, есть неосознанные ограничения, привычки и отсутствие обзора, но с ними можно справиться. Современный рынок настолько гибок, что построить свой путь возможно практически при любом старте.
Карьерный трек сейчас — это движение по системе координат
Каждая «ножка» M-профиля — это отдельная область. В QA это могут быть ручное тестирование, автоматизация, нагрузочное тестирование и смежные с тестированием сферы: разработка, аналитика, DevOps. При добавлении бизнес-компетенций и софт-скилов, таких как эмоциональный интеллект, коммуникации, работа с неопределенностью, появляется возможность двигаться и в сторону стратегии, продакт-менеджмента и в далекой перспективе — в сторону операционного управления.
Все эти компетенции формируют сложную систему координат. На нее накладываются:
Внутренние предпочтения и психотип. Про этот фактор есть много разных теорий. Например, деление на интровертов и экстравертов, наличие лидерских качеств, предпочтительный тип мотивации и так далее. Отсюда же вытекает сдвиг от парадигмы work-life balance к более актуальной модели work-life blend, когда работа и личная жизнь очень гибко переплетаются.
Тренды по отрасли и актуальный стек.
Состояние и зрелость конкретной компании.
Общее состояние рынка.
Из таких «подмножеств» складывается тот самый карьерный люфт — диапазон, в пределах которого можно безопасно маневрировать, комбинировать навыки и менять векторы развития. Это позволяет сохранять востребованность на меняющемся рынке, где постоянно внедряются новые технологии, одни направления внезапно развиваются гораздо быстрее других.
Ключевое здесь — понимание своего положения на этой карте и готовность к регулярной переоценке ее. В этом реально помогают практики, связанные с саморефлексией и личной стратегией.
Карьерная траектория больше не напоминает лестницу или дорогу. Это, скорее, сеть — с множеством возможных маршрутов, развилок, пауз и переоценок. И если традиционно путь выглядел как «я инженер, я расту, я стану начальником», то сегодня он может принимать самые разные формы: от погружения в технические глубины до ухода в бизнес-экспертизу, собственные проекты или новой роли в продукте.
Иногда я сталкиваюсь с мнением, что переизбыток информации и обязанностей приводит к тому, что люди испытывают страх в быстро меняющихся обстоятельствах, а значимость роли падает. Но я во всем этом вижу эволюцию, которая дает новые возможности и варианты карьерного роста. А как это чувствуете вы?