(сразу хочу показать оглавление и пример раздела)

Часть 1

Обо мне и моём проекте

  • Меня зовут Виталий. Четыре года пишу самую большую книгу-сборник по математике для школьников (3–11 классы).

  • Я плохой программист.

  • Текущий масштаб:   1,500+ страниц формата A3;   10,000,000+ символов кода. Проект далёк от завершения.

  • В этом тексте — творческая сторона; технические детали — в отдельном посте.


Хочу поделиться своим опытом, которого у меня довольно много и поделиться эмоциями.

Начало и мотивация

  • Мне нужен был сборник задач для успешной подготовки учеников в математическую школу в 5 класс. Необходимо было систематизировать темы и максимально качественно и без «прыжков» рассказать материал.

  • Случайно увидел ролик на YouTube о LaTeX и создании качественных материалов.

  • С небольшого сборника идея выросла до системной книги для 3–11 классов.

Целевая аудитория и проверка материала

В самом начале я просто начал писать материал и добавлять задачи, которые у меня были. Однако, спустя пару месяцев, я понял, что написанная теория больше похоже на «кашу». Проблема была в том, что иногда теория написана излишне подробно, много текста; а в других местах слишком поверхностно и без примеров. Благодаря друзьям и знакомым я смог себя перебороть и потратить время на проработку 2 вещей: аудитория книги и стиль повествования. Только после этого ко мне начало медленно приходить осознание чего я хочу.

  • Книга ориентирована на преподавателей математики, которые могут на уроках выводить теорию и задачи на уроках, прорабатывая с учеником все мелочи. А так же подходит для самостоятельного изучения учащимися, для этого есть разбиение на уровни сложности материала, их типы и примеры решения задач.

  • Я провожу частные уроки и могу сразу тестировать материал на учениках.

  • Регулярно перерабатываю и исправляю материал: переставляю темы, уплотняю/разгружаю объяснения, добавляю недостающее, добавляю рисунки и комментарии.

Что оказалось самым сложным

  • Попадание в уровень читателя: баланс теории, примеров, задач и объёма разделов. Разделение материала по группам, написание решений задач.

  • Готовность слышать обратную связь и менять уже написанное. (когда я сейчас открываю материал, который был сделан в течении первого года, мне становится страшно от того, что там надо кучу всего исправлять…)

  • Технические решения, функционал, особенности структуры и повествования — всё это можно определить только со временем. До сих пор я вношу улучшения в мою книгу и новые команды в преамбулу и стилевой файл. В начале было сложно в LaTeX даже поменять шрифт или сделать двухстолбчатые списки.

  • Соблюдение единого стиля оформления и структуры на большом объёме.

Содержание и порядок повествования

Долго я тут не хочу останавливаться, я подробно всю схему описал во второй части данного поста.

Однако скажу, что содержания и порядок повествования прийдется менять много раз. Чем больше у вас опыта, тем легче

Работа с критикой

  • Первые 50 страниц лучше не показывать широкой публике — это сэкономит нервы.

  • Очень полезен «первый эксперт»-читатель: укажет на ключевые недочёты. Эта самая тяжёлая критика. Скорее всего будет много недостатков. Самое главное — не бросать начатое.

Как я фиксирую идеи и замечания

  • Появляется мысль/идея/нашёл ошибку/придумал комментарий/придумал новый вид задач/всё что угодно — сразу в закреплённую заметку в телефоне или GoodNotes: что, где, зачем изменить с подробными комментариями. Если вы не запишите — 100% забудете и не вспомните.

  • Добавляю скриншоты и голосовые пометки в телеграмме в определенный чат если я нахожусь в дороге. 

Здоровье, темп и выгорание

  • Моя основная работа — тоже за компьютером. Если всё время проводить за компьютером — будет плохо.

  • Всегда должна быть физическая активность: прогулки, спорт.

  • Сейчас я понял, что должен быть минимум 1 день без книги. Те я не должен работать над ней каждый день. Из-за этого я закончу её позже, зато у меня есть на это шансы, тк велик риск «выгореть».

  • Если игнорировать баланс — велик риск бросить проект окончательно.

  • Оцениваю темп: на каждый следующий этап совершенствования надо всё больше и больше времени. Не стоит паниковать если работа идёт медленно. Быстро = некачественно. 

Почему моя книга особенная: ключевые преимущества, отличия, уникальность

  • Книга содержит самую подробную теорию с рисунками и пояснениями.

  • Книга содержит самое большое количество задач, распределенных по темам и уровням сложности и сгруппированы по типам.

  • Книга содержит подсказки, решения и ответы (правда, их написано меньше 1 \%, но этого никто не должен знать). 

  • Книга предназначена для широкого круга читателей различного уровня. Есть указания сложности тем, дополнительные пояснения в конце разделов.

  • Книга содержит все темы, которые могут быть рассмотрены на школьных занятиях и которые фигурируют в школьных учебниках и пособиях.

  • Книга содержит в каждом теоретическом разделе примеры решения задач, примеры оформления задач, примеры рассуждений, которыми может воспользоваться читатель.

  • Страница книги разбиты на 2 части: слева расположена теория, а справа задачи.

  • Книга содержит интерактивное и удобное оглавление, которое отображается в левой панели любого ридера.

  • Книга содержит интерактивную панель в нижней части страницы чтобы можно было легко переместиться на следующую страницу/subsection/section/chapter.

  • Книга содержит биективные ссылки на подсказки, решения и ответы к задачам (не односторонние! когда вы улетаете за сотню страниц от исходной задачи и не знаете где вы были и как вернуться обратно).

  • Книга содержит потрясающего (да да я) качества векторные рисунки и ни одного растрового изображения. При чтении вы испытываете наслаждение. 

  • Книга содержит интерактивные графики.

  • Книга более 1500 страниц формата A3 с подробной теорией и примерами решения задач.

  • Автор книги преподаёт математику больше 11 лет и отлично знает как рассказать тот или иной материал.

Что меня вдохновляет

  • Когда ученики говорят «стало понятно» и решают задачи — это лучшая награда.

  • «Оказывается, это просто!» — ради таких реакций стоит доводить разделы до совершенства :-)

Часть 2. Как писать учебную книгу: практический гайд

Определение аудитории и цели

Это самый сложный вопрос, на который прийдется ответить (рано или поздно. Вы можете подождать пару месяцев и начать писать хотя бы что-то, а потом определиться с этим пунктом. В любом случае вас ждет много правок, не надо сильно расстраиваться. Главное — не откладывайте в долгий ящик)

Возможно, вы очень крутой математик/физик/химик и пр., но не все читатели такие. Не пишите слишком сложные предложения, не используйте сложные конструкции из терминов.

Напишите 1 секцию и дайте прочитать потенциальному читателю. Уверяю вас, он укажет на большое количество проблем. Сложнее всего — прислушаться к читателю.

Определите:

  • Нужна ли теория? В каком количестве, какой стиль, нужны ли пояснения?

  • Объём текста в каждом разделе. Много — плохо, мало — плохо. 

  • Нужны ли задачи? Решения? Подсказки? Ответы?

Можно обозначить предполагаемый возраст и уровень читателей. Добавьте краткое описание их потребностей и проблем, которые ваша книга помогает решить.

Содержание. О чём книга?

Если не знаете с чего начать писать главу/секцию/подсекцию, то составьте на бумаге маленький план, в котором:

  • Укажите ключевые слова

  • Главные пункты и нюансы о которых вы хотите рассказать читателю

  • Сделайте набросок рисунка/графика/уравнения

Если не получается сформулировать мысль — напишите пример или задачу, а потом опишите какие подходы и рассуждения вы используете в ее решении.

Содержание или оформление?

Не гонитесь за красивой картинкой сразу! В этом нет смысла. Используйте в начале своей работы (месяца три) минимальное количество пакетов в преамбуле (если это возможно).

Если будет больше 50 страниц, то используйте класс book или memorial(для продвинутых пользователей). Иначе надо будет всё переделывать.

Создавайте section, subsection, распределяйте текст в том порядке, в котором он должен идти с точки зрения логики.

Сначала нарисуйте и напишите на бумаге порядок тем.

Порядок прийдется изменять много раз! С первого раза не получится расположить идеально. Читайте вслух для слушателей или для себя материал. Взгляд со стороны очень помогает!!

Читайте вслух тем, кто плохо разбирается в данном материале. Именно они задают самые важные вопросы, которые надо осветить в разделе.

Оформление и структура книги

Как писать теорию?

  • Не надо вводных слов, долгих приветствий, вспоминать на несколько абзацев истории из жизни и т.п. Помните: книга НЕ равно лекция. ( в книге я опишу этот пункт так: будьте кратки).

  • Если вы ооооочень хотите написать много текста, сделайте рамочку с доп информацией/сноску/напишите в конце раздела.

  • Всегда объясняйте какие символы вы используете, как они читаются, какое у них написание. Математики и физики обожают ввести новую переменную в виде «кракозябры» и делать вид что все знакомы с этим символом и чем он отличен от других.  Сделайте в начале/в тексте табличку.

  • Общая формула — описание — пример — доп пояснения. Лучший вариант если это возможно.

  • Делайте жесткое структурирование, вводите термины последовательно, напоминайте читателю что они значат. 

  • Постоянно приводите примеры, если это возможно. 

  • Уровень мастер: выделяйте разными цветами части уравнений/формул/переменные. Если есть похожие формулировки — выделяйте отличающиеся элементы.

  • Краткость — сестра таланта.

  • Уточните как правильно произносить те или иные термины и как не верно.

  • Покажите типичные ошибки.

  • Подводите к сложной теме читателя постепенно: разберите связанные подтемы. И только потом расписывайте основную тему.

  • Большие и пошаговые рисунки. Если у вас электронная книга не для печати, то какая разница сколько в ней страниц? Читателю приятно видеть маленькие детали и пошаговые действия.

Как писать задачи?

  • Сортируйте по тематике

  • Сортируйте по подтемам

  • Сортируйте по сложности

  • Сделайте заметное разделение блоков

  • Не стесняйтесь оставлять свои комментарии о сложности или типе задачи

  • Создавать подсказки и ответы сразу — глупо. Напишите хотя бы 500 задач.

  • Сделайте автоматическую нумерацию задач

Работа с аудиторией: как ориентироваться на читателей, уровень сложности, критика

Потенциальные читатели (ОЧЕНЬ ВАЖНО):

Я делаю книгу для учеников и веду у них частные уроки. Поэтому я могу сразу опробовать во время занятия материал — это самое ценное. Такой опыт вам не даст ни один критик или сторонний наблюдатель.
Вы будете пределывать/переписывать/переставлять последовательность некоторых участков текста, убирать лишнее и добавлять недостающее несколько раз. 

Чем больше практических занятий — тем быстрее вы поймете идеальный стиль для себя. Спустя три года я могу писать практически идеально (идеально = мне нравится, ученики понимают что написано и нарисовано).

Критика:

Критике будет подвергнуто абсолютно всё что вы напишите, даже этот пост. Найдутся люди, которые думают/считают иначе (отпишитесь в комментариях).

Первые 50 страниц лучше никому не показывать чтобы не расстраиваться.
Первый человек, который разбирается в теме и согласится прочесть начало книги — даст очень важные комментарии. Только не спешите всё стирать или переделывать или игнорировать его. Задайте себе вопрос: может ли он быть прав вот тут? А тут? Всё ли написано хорошо?

Я проигнорировал советы и только спустя 3 месяца я сел переделывать написанное.

Заметки:

Один из самых важных пунктов, который вам поможет сделать свою книгу лучше.
Как только у меня появляется мысль/нахожу ошибку/придумываю какие задания я хочу включить/о чем рассказать читателю/ что исправить — СРАЗУ записываю в закрепленную заметку в телефоне или в goodnotes на ipad. Прописываю чётко что я хочу, где хочу и что меня не устраивает. Могу прикрепить голосовое сообщение (goodnotes поддерживает такую возможность). Запишите всё что вы думаете. Если вы оставите это в голове — вы ЗАБУДЕТЕ!

Добавляйте скриншоты в goodnotes или любой другой аналог.

Здоровье и выгорание: баланс между работой, хобби и личным временем

Выгорание и здоровье:

  1. Если вы зависимы от книги как и я, то заставляйте себя ходить гулять/делать зарядку/ходить в зал + хоть как то правильно питаться. Нельзя каждый день заходить в TeXStudio. 

  2. Если не следуете правилу 1, то в один прекрасный момент вы бросите книгу и не закончите её никогда.

  3. Играйте/смотрите фильмы/ гуляйте/занимайтесь спортом. Мозг не должен думать о книге каждый час.

Оценивайте себя адекватно:

Засеките время за которое вы можете написать «идеально» одну секцию. Умножьте его на два. С такой средней скоростью (если повезет), вы будете писать материал. Я могу сделать 7 страниц (с картинками и таблицами) за вечер (3-4 часа) или за неделю.

Скорость может разительно отличаться в зависимости от опыта и материала. Не рассчитывайте на быстрый результат. (Поделитесь в комментариях вашим опытом, не стесняйтесь гениев, которые пишут лекцию на ходу).

Я медленный. Ну и что? Зато мне нравится то что я делаю.

Особенности формата

Формат страниц и книги:

Вы собираетесь печатать книгу? Если да, то вы сумасшедший не попадаете в тенденцию 2025 года. Больше пояснений, примеров, таблиц, крупных рисунков, задач, отступов, переходов на новую страницу, 1.5 интервал между строками —> больше страниц —> ооочень дорого для печати.

Если я вас не убедил, то пишите письмо в издательство и просите шаблон.

Цветные рисунки (очень красиво) —> цветная печать —> в 3–7 раз дороже. 

Типографские нормы и графические нормы в печатном тексте

Чуть-чуть занудства (нет)

Типографика — это искусство оформления текста, путь от набора текста до верстки. Знание типографики — это умение использовать свод правил и норм для оформления набранного текста, чтобы в итоге читателю было легко и приятно воспринимать информацию.

Перед вами стоит выбор шрифтов, интерлиньяжа, кернинга, расположения текста и иллюстраций относительно друг друга.

  • Шрифт. Используйте в начале 1 основной шрифт и 1 математический. Не надо «выпендриваться» и идти «против течения». Чёрные буквы на белом фоне — обожаю минимализм.

На самом деле тут каждый решает что он хочет для себя. Только не делайте каждую следующую букву другого цвета.

  • Кегль (размер шрифта). Не меняйте внутри книги кегль и не меняйте его среди предложения. Это смотрится пошло.

Кегль текста * 1.6 = Кегль заголовка.

  • Интерлиньяж — это межстрочное расстояние, которое зависит от размера шрифта и длины строки. «Чем длиннее строка по количеству слов, тем больше должен быть интерлиньяж. И наоборот, слишком узкая колонка из коротких строк уродливо смотрится даже со стандартным интерлиньяжем. В таком случае интерлиньяж допускается немного уменьшить» 

Мне нравится 1.5 (это Word формат, насколько я знаю. Есть нюанс, кажется, что это «фальшивое расстояние» и правильное число это 1.33. Знатоки меня поправят, мне лень искать :) )

  • Используйте пакет microtype (сорвался и упомянул техническую часть) для шикарного распределения текста по странице.

  • Расположение текста и рисунков относительно друг друга. Выберите единый стиль и следуйте ему.

Мне не жалко место и я «вклеиваю» все рисунки (большого размера) посреди страницы. 

  • Не путайте дефис, среднее (цифровое) тире, длинное тире. 

  • Единообразие ваш лучший козырь. 

  • Есть правила оформления математических текстов и языка на котором вы пишите. Изучите, вдруг вам понравится.

  • На самом деле последний пункт я добавил просто так. Я часто вижу в системах уравнений запятую в конце каждого уравнения и точку с запятой в конце нижнего уравнения, но мне они мешают (и даже бесят)! Поэтому я их не ставлю. Я часто не ставлю точку в конце предложения если у меня есть пункты (найдите в тесте выше тому примеры).

  • Не стоит игнорировать все правила, иначе получится «каша».

  • Опытные пользователи и знатоки, напишите, пожалуйста, какие есть нормы при оформлении математических задач и уравнений. Спасибо :-)

Я надеюсь, что я смог вас вдохновить :-) Хотя проект велик и сложен, каждое понимание темы, каждый раздел, оформленный так, что ученик понимает материал с первой попытки — это огромная награда. Ваш труд может послужить многим поколениям ребят, стремящихся понять красоту математики.

Если у вас есть опыт в оформлении математических книг или вы хотите поделиться идеями, я буду рад прочитать ваши мысли в комментариях!

Ссылка на техническую сторону (добавлю чуть позже): 

  • Основные пакеты и команды, которые я использую в .tex файле: 

  • Задачи-подсказки-ответы: 

  • Нижняя панель для переключения между главами, секциями, подсекциями и пр: 

Комментарии (2)


  1. Arastas
    21.08.2025 08:47

    напишите, пожалуйста, какие есть нормы при оформлении математических задач и уравнений

    Найдите книгу/статью, которая вам понравилась, и которую было приятно читать. При возникновении сомнений в оформлении - смотрите, как было сделано там.


  1. tminnigaliev
    21.08.2025 08:47

    Как вы планируете публиковать эту книгу? Я очень заинтересован в её покупке/скачивании/приобретении, т.к. у меня у самого трое детей и мы иногда разбираем разные задачки просто за завтраком/обедом/ужином и просто так. Сможете ли вы её как-то опубликовать так, чтоб её можно было приобрести не только в России (очень много людей, которые, уверен, хотели бы приобрести такую книгу) сейчас находятся за пределами РФ не совсем по своей воле.