Ежегодно я участвую в нескольких конференциях (Let's GoConf, DUMP, PyCon Russia, RustCon, RubyRussia или DUMP Spb) в качестве организатора, и каждый раз задумываюсь, зачем это выступление спикерам. Ведь участие бесплатное, а времени на подготовку уходит немало.
При этом спикеры, как правило, — это не зеленые джуны, которым очень нужно влиться в IT-комьюнити и засветиться перед потенциальным работодателем (хотя такие тоже редко, но встречаются), а опытные сеньоры и лиды, каждая минута которых на вес золота и за которыми эйчары в очередь стоят. В общем, каждый раз, когда Программный комитет открывает очередной CFP, я задумываюсь — что вас мотивирует, ребята?
Из разговоров со спикерами выделила несколько пунктов:
Поделиться опытом. Особенно, если этот опыт — крутой, уникальный и ты сам немного в шоке от того, как классно у тебя с командой удалось решить сложную задачу. Прислушайтесь к себе и вы поймете, что потребность рассказать о своем успехе иногда сильнее, чем желание этого успеха добиться.
Обогатить комьюнити. Чем дольше ты работаешь в айти, тем сильнее становится желание не просто заработать денег, но и сделать этот мир лучше. Создать что-то полезное для коллег, избавить джунов от собственных ошибок роста, стать частью качественного скачка отрасли в целом. Из этой мотивации появляются менторы, наставники и спикеры на наших конференциях.
Осознать и переработать собственный опыт. Известный когнитивный инструмент: хочешь понять что-то? Попробуй объяснить, как это устроено, другим. Созвоны с ПК и прогоны доклада отлично работают в этом направлении. (Как в том анекдоте про профессора: «Ну, студенты! Объясняю теорему — не понимают. Объясняю второй раз. Не понимают! В третий раз объясняю — сам уже понял. А они все еще не поняли»).
Прокачать себя в качестве эксперта. Скилл публичных выступлений — один из необходимых софт-скиллов для любого сеньора или менеджера. Без него карьера, возможно, и будет развиваться, но далеко не так быстро, как хотелось бы. Ачивка «спикер конференции» — еще один хороший бонус в любом резюме.
Получить личный пиар. Продвинуть личный канал или open-sourse проект, продемонстрировать лучшие качества потенциальным сотрудникам или работодателям, найти финансирование для своего pet-проекта. Все это возможно, если ты классно и с огоньком выступишь на конференции и покажешь реальные достижения и перспективы.
Сместить фокус зрения. Иногда работа над проектом так затягивает, что приподняться и посмотреть на нее свежим взглядом становится невозможно. А ведь так можно упустить значимые детали или наоборот — простые решения. Обсуждение с членами программного комитета и другими спикерами, а также вопросы слушателей помогут выбраться из трясины и взглянуть на свою работу по-новому.
Получить новые впечатления. IT-комьюнити не ограничивается двумя столицами. Конечно, многие отраслевые конференции (например, Let's GoConf или RustCon) проходят в Москве. Но и за пределами МКАДа есть классные мероприятия. Например, на DUMP в Екатеринбурге ежегодно приезжают спикеры не только со всей России, но и из-за рубежа. Выступление на конференции — отличный шанс посмотреть на другой город, узнать что-то новое и интересное (кстати, для этого мы после конференции обязательно устраиваем для докладчиков небанальную экскурсию).
А какие из этих причин кажутся вам наиболее вескими? Было бы классно, если бы рассказали в комментариях, что мотивирует именно вас. И приходите выступать с докладами, прямо сейчас собираем программу для DUMP Spb в Питере, которая пройдет в феврале.
Комментарии (5)
rampler
24.09.2025 12:13В этом году был первый и последний попытки участия конференциях.
Тема доклада была отклонена. Так, что только зря потратил время на подготовку материалов.
Но даже если бы и доклад был принят на конференции, все равно вряд ли затраченное время и усилия окупятся.
Проще вести свой канал и публиковать материалы и результаты исследований и опытов. Никакая конференция не сравнится с цифрами просмотров.
aleksand44
24.09.2025 12:13Почему зря, всегда можно выступить с тем же докладом на другой конференции или митапе, или чуть подредактировать и выпустить статью на его основе
aikus
24.09.2025 12:13Вот интересно как личный PR окупается. Сколько клиентов/предложений поступает после выступления? Что-то подсказывает, что 0.
trabl
24.09.2025 12:13В крупных компаниях наверняка за выступления на конференциях есть материальные бонусы. Вот вам и мотивация.
Upgini
Очень откликается мысль про то, что подготовка к конференции — это большой ресурс и времени, и энергии. Я тоже часто думаю о том, «окупится» ли участие в том или ином мероприятии. Список мотиваций, который вы привели, действительно помогает взглянуть на это шире. Было бы интересно, если бы такие причины можно было оцифровать — например, оценить для себя, сколько ценности я получаю от обмена опытом, прокачки навыков или новых контактов. Это могло бы стать хорошим инструментом для выбора: на какие конференции стоит подаваться, а какие лучше пропустить. В конце концов, время — самый ценный ресурс, и хочется вкладывать его туда, где отдача будет максимальной.