Привет, Хабр!
С начала текущего года в России зафиксировано 65 случаев утечки персональных данных. Об этом сообщил Глава Минцифры РФ Максут Шадаев на ежегодной конференции «Гарда: Сохранить всё. Безопасность информации». По его словам, несмотря на сложную экономическую ситуацию, компании продолжают увеличивать расходы на информационную безопасность, а количество утечек сократилось почти вдвое по сравнению с прошлым годом (тогда их было порядка 135).
Центр компетенций защиты данных группы компаний «Гарда» провел исследование общественного мнения и выяснил, как россияне относятся к утечкам персональных данных (ПДн) и защите личной информации, а также что изменилось в этом вопросе за последний год. Результаты этого ежегодного исследования мы представили на прошедшей конференции «Гарда: Сохранить всё. Безопасность информации» 16 октября в Москве.
В этой статей делимся ключевыми инсайтами.
Люди стали чаще проверять, не утекли ли их данные
С утечками персональной информации по-прежнему сталкиваются все россияне, независимо от возраста, пола, социального статуса, уровня дохода или региона проживания. При этом 50% опрошенных нами человек признались, что никогда не проверяли свои данные на предмет компрометации.
Одновременно растет число граждан, пользующихся специальными сервисами для мониторинга утечек, а также тех, кто проверяет информацию о себе раз в год или реже. Причем среди тех, кто проверял данные, две трети обнаружили их в открытом доступе.
Утечки персональных данных воспринимаются россиянами как серьезная проблема: 55% респондентов считают ее важной, этот показатель увеличился на 10% по отношению к прошлому году. Часть респондентов оценивает угрозу как среднюю, а критично воспринимают компрометацию ПДн 19% россиян. Лишь 4% считают проблему незначительной, и 2% вовсе не видят в этом угрозы.
Граждане включили режим «реактивной цифровой безопасности»: реагируй на утечку
За три года проведения исследования количество граждан, которые ничего не предпринимают в случае утечки, сократилось на 94% ‒ с 51% в 2023 году до 3% в 2025. Сегодня большинство людей стараются ограничить последствия:
изменяют или перестают использовать скомпрометированные данные ‒ 32%;
отказываются от услуг компании, которая допустила утечку ‒ 26%;
обращаются в правоохранительные органы ‒ 17%;
отзывают согласие на обработку ПДн ‒ 17%;
подают в суд ‒ 5%.

Почти половина россиян (49%) обеспокоена утечкой персональных данных, но считает, что повлиять на ситуацию невозможно, тогда как число активно ищущих способы защиты немного снизилось по сравнению с 2024 годом, а доля тех, кто воспринимает утечки как норму, упала до 1%.
Более пессимистичны люди среднего возраста: от 21 до 30 лет 47% ощущают бессилие в отношении утечек ПДн, от 51 до 60 лет ‒ 59%, тогда как молодежь до 20 лет и старшие респонденты стали увереннее в своих возможностях. Зависимость прослеживается и по доходу: чем он выше, тем меньше скепсиса и больше активность в защите данных ‒ особенно среди зарабатывающих свыше 500 тыс. рублей, 67% которых ищут способы защиты.

Большинство россиян не интересуются репутацией компании перед тем, как передать ей свои данные
Перед тем как предоставить свои персональные данные, большинство россиян не проверяют, допускала ли компания ранее утечки данных. При этом возраст и доход оказывают значительное влияние на поведение: чем старше респондент, тем реже он интересуется надежностью компании ‒ если среди молодежи до 20 лет все проверяют компанию, то среди пенсионеров этот показатель составляет лишь 14%.
Напротив, с ростом дохода повышается активность: лишь 38–43% людей с доходом до 300 тыс. рублей проверяют компанию, тогда как среди зарабатывающих свыше 500 тыс. рублей таких уже 67%.

Увеличился общий объем мошеннических действий по отношению к гражданам впоследствии утечки данных
Самые частые последствия утечки данных в 2025 году – звонки от мошенников, с ними столкнулись 81% респондентов. На втором месте участники опроса отметили взлом аккаунтов соцсетей (39%). Финансовые потери понесли 6% граждан, а взломы банковских приложений и сервисов Госуслуг фиксируются на уровне 5% и 4% соответственно.

Более половины граждан отказываются от услуг компаний после утечек
Половина россиян заявили, что больше не будут пользоваться услугами компании, которая допустила утечку их персональных данных, еще треть примет решение в зависимости от обстоятельств, а меньшая часть перейдет к конкурентам или ограничится негативным отзывом.
Отношение к компаниям различается по возрасту: чаще всего полностью отказываются от услуг респонденты в возрасте 41–50 лет и старше 60 лет, молодежь до 20 лет склонна оставлять негативные отзывы, а респонденты 21–30 лет чаще переходят к конкурентам. По доходу наблюдается такая закономерность: люди с высоким доходом выразили большую готовность сменить компанию, тогда как среди менее обеспеченных преобладает полный отказ от услуг.

Как снизить негативные последствия утечек ПДн
Помимо государственных инициатив по защите конфиденциальной информации и мер, которые принимают компании-операторы ПДн, важную роль играет личная ответственность граждан за сохранность собственных данных. Снизить риски утечек можно, если соблюдать простые меры предосторожности:
не раскрывать лишнюю информацию о себе, особенно в интернете, внимательно выбирать компании, которым передаются данные, и сотрудничать только с проверенными организациями;
периодически проверять, не оказались ли данные в открытом доступе, используя специальные сервисы мониторинга и уведомлений о возможной компрометации;
регулярно обновлять пароли и включать двухфакторную аутентификацию, а при утечке сразу менять данные для входа на всех важных ресурсах;
отслеживать состояние банковских счетов и проверять историю операций, чтобы своевременно заметить подозрительные транзакции.
Комментарии (2)

SvetlanaDen
17.10.2025 17:55Интересно было бы узнать, сколько процентов опрошенных не передают информацию о себе вообще? Остался хотя бы малый процент таких?
Darth_Anjan
Минимизировать риск компрометации информации можно лишь одним способом: не передавать эту информацию. А если приходится передавать, то следует использовать приёмы легендирования и дезинформации.