Я часто бываю на конференциях. Встречаются разные спикеры: известные и ужасно скучные, неизвестные и зажигающие зал с самой душной темой, звёзды. Звёзды — это те айтишники, на имя которых ты идёшь на сессию, которых все знают в лицо и главное, те, кто может простыми словами, с юмором погрузить в тему даже новичка. Им не нужно быть экстравагантными, выкладывать фото из спортзала и с марафонов, прописывать регалии. Просто все знают, что это известный IT-евангелист (нынче модно — амбассадор), разработчик, контрибутор или чувак, который написал ту самую нужную библиотеку.
Но есть и такие, которые контрибутят будь здоров и создают самые нужные библиотеки, а их не знают — вообще, разве что самые преданные поклонники. Более того, на собеседовании могут не поверить, что именно это человек в серой футболке — автор кода, на котором держится часть прода той компании, в которую он собеседуется… До определённого момента многих это не волновало: деньги есть, и ладно. Но с ростом интереса к ИИ имидж и личный бренд специалиста стали ценным капиталом, который важно хранить бережно, развивать интенсивно, показывать с выгодной стороны. Пробовали? Если нет, пойдёмте в статью, будем исправлять.

Зачем вам это?
Рынок специалистов в IT — и особенно хороших специалистов! — давно перешёл в сферу «неценовой» конкуренции. Появились новые формы сотрудничества бизнеса и опытных айтишников: от банального сманивания за большие деньги до ситуаций, когда успешный и уже накопивший финансовый и социальный капитал айтишник выбирает проект, которому окажет поддержку интеллектом и навыками буквально за донат. Но все эти интересные дела происходят в довольно узком мире раскрученных специалистов, — тех, кто на слуху в определённой сфере или среде, у кого есть уникальный опыт и харизма, с кем можно выстраивать отношения и кому можно доверять.
Как показывает опыт, совершенно необязательно выступать на главной сцене топовых конференций — важно вдохновлять и зажигать в сообществах, где сами айтишники принимают решения, кто им нравится, а кто здесь явно случайно. Это ситуация, прямо противоположная беседам с HR-ом: никто не смотрит на твою рубашку или причёску, никому не нужны твои софт-скилы, давай рассказывай, что делаешь руками и головой, чем полезен IT-сообществу. Впрочем, про софт-скилы я, конечно, слукавил: без них нельзя пробиться ни в большом сообществе, ни на локальных дринкапах.
Если встроиться в сообщество и создать свой имидж, дивиденды последуют неизбежно: вас будут приглашать, вам будут предлагать крутые проекты, вас будут знать в лицо топовые деврелы и вам больше не понадобится обновлять резюме. Более того, вы даже сможете выбрать, кто вы: сотрудник компании и адепт какой-то технологии или просто амбассадор технологии и программист / менеджер проектов, работающий по типу фриланса, то есть на проектной работе. С этим приходит довольно интересная жизнь, которой вы можете спокойно распоряжаться. Вы, а не работодатель.
И уж тем более вам не будет грозить даже сравнение с ИИ, потому что думать комплексно, масштабно и стратегически вы можете, а вот ИИ вряд ли когда-то к этому придёт.
Да из меня толк не выйдет, я интроверт
Распространённое рассуждение айтишника о себе. Кто-то интроверт сам по себе, кого-то «облагородила» удалёнка, которая заставила тысячи людей скрыться в своих квартирах и жить жизнью отшельника. Это тоже выбор, но нужно понимать, что молчаливый и одинокий удалёнщик рано или поздно достигает своего потолка. Причина этому довольно проста: другие люди воспринимают его как часть виртуальной реальности (созвонов, чатов, коммитов в GitHub и в рабочих проектах) и к нему нет эмпатии, сочувствия, его дела особо никого не волнуют. Работает живое приложение к ПК — и ладно.
За изоляцией и социально депривацией неизбежно последует снижение уровня профессионализма, потому что не происходит обмен знаниями, часть информации оседает внутри офисов и просто не доходит до упрямого удалёнщика. При этом удалёнка — пожалуй, лучший формат для формирования своего имидже профессионала:
вы можете прийти на мероприятие или встречу, когда остальные не смогли отпроситься,
у вас есть время на разви��ие навыков,
вы можете принять онлайн-участие как спикер или слушатель в большинстве топовых мероприятий, а можете прийти офлайн и активно заводить полезные и приятные знакомства.
Интроверсия — это умение находить «заряд батарейки» в самом себе, умение эффективно работать вне команды, но это не отшельничество и не эскапизм. Интроверты больше рефлексируют и ищут помощи и поддержки у самих себя. Но это не те люди, которые раз и навсегда закрыли общение.
Итак, начнём
Сделать первый шаг просто: находите в городе или онлайн мероприятие, которое соответствует вашему профилю, приходите, задаёте вопросы, делитесь опытом. Через некоторое время можно вписаться спикером и поделиться своим опытом. После этого, как правило, у вас не просто появляется новая строчка в портфолио, но и вы получаете внимание. Кстати, самый интересный опыт, который мне приходилось видеть, приносят разработчики из небольших компаний и из госкомпаний — у одних полная свобода реализации решений, у вторых — навыки реализации интересных решений ограниченными средствами. Так что вам не обязательно работать в крупнейших компаниях или финтехе, чтобы нести уникальные знания. Ну и да, если вы активный контрибутор open source, вам будут рады в большинстве сообществ.
Никогда не будет лишним провести ретроспективный анализ своих достижений, чтобы понять, на чём строить образ классного программиста (разработчика, сисадмина, безопасника и т. д.).
Кто вы?
Оцените свои компетенции: что вы уже умеете, что предстоит изучить в ближайшее время, какие блоки придётся осваивать со време��ем. Это даст вам понимание вектора развития: как и куда входить, чтобы была польза не только от вас, но прежде всего для вас. Можно составить карту компетенций самостоятельно, можно забрать чужие майндмапы, а можно «потестироваться» на сервисах вакансий и карьеры.
Определите ценности, которые для вас особенно важны:
направление (карьерный рост, развитие в опенсорсе, поиск работы, поиск интересных проектов),
что вам важно получить от сообщества (знания, опыт, связи),
что вы готовы отдавать (опыт, знания, консультации, наставничество),
для чего вам нужен личный бренд (расти в деньгах, расти в проектах, перейти на какую-то необычную должность).
Определите свою нишу — с чем конкретно вам нравится работать и во что вы готовы погружаться. Одно дело использовать конкретную технологию в работе, другое — стать публичным экспертом в теме и вариться в ней со всех сторон. Могу сказать по своему опыту: если тема не нравится или не до конца близка, вам станет тошно через 3–4 мероприятия. Поэтому критически важно выбирать ту сферу экспертизы, в которую вы верите и про которую сможете рассказывать с горящими глазами.
Начинайте активности
Самый комфортный способ начать выстраивать личный бренд — это писать тексты. Во-первых, есть время подумать, во-вторых, можно сразу начать и не стараться готовить выступления и презентации, в-третьих, текст легко тиражируется и вы можете охватывать большой слой читателей. Поэтому писать статьи в свой блог, вести свой канал или готовить письменные обучающие материалы стоит начинать сразу. К тому же это отличный способ расширить портфолио и продемонстрировать экспертизу. Даже если вы решите не идти дальше, ваши тексты останутся с вами навсегда.
Ещё один классный способ продвижения, который можно сочетать с текстами, — это собственный курс. Можно записать материалы для начинающих и разместить курс на различных площадках. Требования у платформ разные, но практически все легко осуществимые. Курс — это весомый вклад в сообщество (а со временем ещё и способ сколько-то заработать).
Подкасты — более сложный формат. Раскрутить свою «подкастошную» долго, дорого и требует большой идеи, но всегда можно найти подкасты разного уровня, в которых вы можете принять участие. Вы можете рассказывать не только про основную деятельность, но и поделиться своим опытом роста, продвижения, развития карьеры, прохождения собеседований (кстати, в блоге эти материалы тоже могут быть востребованы).
Ведите социальные сети. Это опциональная задача, потому что сейчас с соцсетями небогато, да и аудитория там довольно размытая. Но зато есть шанс собрать вокруг себя мини-сообщество. А ещё в последнее время появляются отраслевые социальные сети, которые нуждаются в экспертных мнениях. Вот им точно стоит уделить сколько-нибудь времени.
Почему важно создавать свой авторский контент? В период всеобщего оголтелого использования искусственного интеллекта для создания контента человеческие экспертные тексты особенно выделяются и вызывают уважение. Не вот прямо вангую, но почти уверен, что спрос на качественный контент в ближайшее время будет только расти. Поэтому, если есть время, обязательно пишите — для начала хотя бы в файл, который будете использовать в дальнейшем.
Выходите на публику
Участие в мероприятиях — крутая штука.
Доклады на таких мероприятиях интересные: либо это круто разложенная теория, либо какие-то практические кейсы. Всегда можно найти что-то для себя.
Айтишные мероприятия тёплые и дружелюбные — на них есть место звёздам IT и простым студентам, как правило, все общаются со всеми, нет разделения на касты и группы (как, например, у рекламщиков, литераторов, врачей).
Афтепати после мероприятий — способ обсудить проекты, задачи или показать свои знания в неформальной обстановке. Кстати, нередко на них не только алкоголь и еда, но и необычные развлечения: необычные и привычные настолки, обсуждения, интеллектуальные игры.
Можно насобирать прикольного мерча и заодно раздать свои визитки или оставить контакты.
Куда можно сходить?
Классические конференции с докладами, спикерами и выставочным блоком. Максимум пользы, чуть меньше общения, возможность потрогать какие-то новые технологии, рассказать о себе, поискать вакансии.
Фестивали — расширенные и менее формальные конференции «обо всём». Обычно это буквально круговерть секций, тем, докладчиков с минимумом экспозиций. Неформальные, шумные мероприятия, где можно послушать неформальных лидеров компаний, поговорить с опытными и адекватными деврелами и эйчарами, узнать, как работают проекты изнутри. Что особенно ценно — можно в совершенно свободной форме разговориться с сотрудниками интересных вам компаний и узнать немного (а иногда очень много) внутряка и понять, каково это — там работать. Полезнейшая штука.
Митапы — тематические встречи под крылом сообществ или компаний. Место, где можно показать себя, свои знания, углубиться в интересную тему, увидеть ценных разработчиков и инженеров.
Хакатоны — отдельный мир, где можно одновременно прославиться, опозориться, получить денежный приз и офер. При этом вы буквально познаёте безграничные возможности работы мозга и команды в экстремальных условиях. Участие просто захватывающее.
Дринкапы, завтраки, ужины — максимально неформальные мероприятия, где обсуждаются довольно интересные темы, в том числе связанные с поиском работы или особенностями раб��ты в той или иной сфере. Если в вашем городе работают локальные сообщества, постарайтесь стать завсегдатаем и частью комьюнити, это поможет вам выходить дальше, вместе с комьюнити или его отдельными участниками.
Человеческое общение стоит дорого, особенно после всеобщей удалёнки.
Важные правила развития личного бренда айтишника
Диалог. Выстраивание личного бренда имеет смысл только в том случае, если вы общаетесь с другими людьми, что-то отдаёте и что-то забираете. Если вы только отдаёте, вы педагог, если только берёте — вы ученик, но если вы научились коммуницировать, вы заинтересованный в развитии сферы человек.
Авторство. Не используйте нейросети, даже для редактирования и «улучшения стиля». Лучше, чем человек они пока не пишут. А то, что рассказывает один человек, скорее всего, поймут другие. И вовсе не обязательно быть мастером эпистолярного жанра — просто рассказывайте.
Периодичность и стабильность. Если взялись за активности, блоги, встречи, не пропадайте без крайней нужды: именно стабильность и готовность поддерживать активности показывают вашу вовлечённость.
Не совершайте необдуманных шагов. Здесь можно рассказать много интересных и забавных случаев, но как минимум старайтесь не врать, не перепивать, не подводить людей и выполнять обещания. Этого достаточно, чтобы вас считали неплохим парнем и мировой девчонкой. Без этого экспертиза, знаете ли, тоже ценности не имеет.
И да, не забудьте создать портфолио (не резюме!) и разместить QR на него на визитках. Это даст понять окружающим, что вы не просите о работе, не ищете, а просто рассказываете о том, что сделали для IT. Производит серьёзное впечатление ;-)
Создавая личный бренд, вы одновременно отстраиваетесь и навязываете конкуренцию. А ещё становитесь немного рок-звездой. Сейчас это реально выгодно.
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»
Комментарии (3)

lov4ble
11.11.2025 09:21если вы активный контрибутор open source, вам будут рады в большинстве сообществ.
Особенно таким рады в сообществе "Опенсорсеры" в телеграмме (@OpenSource_Chat)
pg_expecto
Очень спорный тезис.
Времени на подготовку доклада/презентации тратится очень много. А потом, раз и программный комитет решил - "Нет не актуально, доклад не принят". И время впустую.
За тот же самый период времени можно было бы сделать много экспериментов и подготовить массу статей.
К тому, же цифры просмотров статей на порядки больше чем количество зрителей на конференциях, да и формат не ограничен. Можно сколь угодно подробно все описать.
Так же очень спорно. Если тема исследований не хайповая то вероятность писать в стол , чисто для себя - резко возрастает.