Исторический прорыв: старинные театры становятся доступными всем

Классические театры часто строились во времена, когда об инклюзивности не задумывались. Однако сегодня даже легендарные сцены адаптируют пространство под нужды всех зрителей. Яркий пример – Большой театр в Москве. При грандиозной реконструкции, завершенной в 2011 году, архитекторы и строители заложили специальные решения для зрителей с инвалидностью. В театре появились:

  • Рампы и лифты – удобные подъезды ко всем входам (включая главный подъезд под колоннадой), подъемники у гардероба и лифтовые группы, позволяющие свободно перемещаться между этажами.

  • Специальные места в зале – 26 мест в первом ряду амфитеатра для маломобильных зрителей, 6 мест для колясочников (в партере предусмотрены съемные кресла), 20 мест в первых рядах партера для слабовидящих и 28 мест во 2-м ряду амфитеатра для слабослышащих.

  • Доступная среда вне зала – расширенные проходы, доступ в фойе, буфеты, туалеты и даже курительные комнаты без барьеров.

  • Информационная доступность – в театре начали печатать программы шрифтом Брайля для незрячих, а для слабослышащих установили бегущую строку (синхронные субтитры) на спинках кресел и беспроводную систему индивидуального звукоусиления.

Ранние примеры: как Национальный театр в Вашингтоне опередил время

В то время как многие театры начали меняться только в последние десятилетия, в США ещё в 1980-х появились пионеры доступности. Национальный театр в Вашингтоне (The National Theatre) вошёл в историю, создав при себе в 1980 году Совет по делам инвалидов и активно улучшая условия для зрителей. Задолго до принятия закона ADA (1990) там реализовали целый комплекс нововведений:

  • Места для колясок (1980) – в оркестровой ложе установили съёмные кресла, чтобы зрители на инвалидных колясках могли оставаться в своих креслах рядом с сопровождающими (раньше в других театрах коляски часто отбирали и удаляли на время спектакля). 

  • Слуховой доступ (1981) – во время гастролей пьесы «Дети меньшего бога» театр протестировал портативную инфракрасную систему передачи звука для слабослышащих зрителей. Результат превзошел ожидания: публика была в восторге, и театр сразу начал сбор средств на собственную систему. Уже к июлю 1981 года постоянная ИК-система была установлена и, что важно, стала бесплатной и доступной на каждом спектакле. 

  • Жестовый язык на сцене (1980-е) – одними из первых в стране, уже в начале 80-х, Национальный театр начал приглашать сурдопереводчиков на избранные спектакли и бесплатные мероприятия. Это дало глухим зрителям возможность понимать диалоги и даже тексты песен в мюзиклах. В 2022 году театр, установил систему закрытого-captioning GalaPro, которая через приложение на смартфоне или планшете выдаёт субтитры в реальном времени.

  • Аудиоописание (1984) – стремясь сделать спектакли «видимыми» для незрячих, театр подключился к некоммерческой службе Washington Ear. Уже в 1984 году зрителям с нарушением зрения стали доступны аудиоописания декораций и костюмов и живой комментарий диктора во время действия.

Чтобы услышать театр.

Для людей с нарушениями слуха поход в театр или на концерт когда-то был настоящим испытанием. Теперь ситуация меняется – звук театра становится доступным через технологии.

Жестовый перевод и интеграция. Еще недавно максимумом были специальные показы с сурдопереводом на сцене. Сегодня же многие труппы стремятся интегрировать переводчиков и субтитры прямо в действие. Например, британская компания Graeae и ряд региональных театров запустили инициативу Ramps on the Moon: в спектаклях участвуют глухие актеры, а важные реплики сопровождаются творческими способами визуальной передачи смысла. 

Инновации для слабослышащих. Технологический прорыв последних лет – смарт-очки с субтитрами, запущенные в 2018 году Лондонским Национальным театром. Зритель надевает очки, и на стеклах прямо во время спектакля появляется бегущая строка диалогов, синхронизированная с репликами актеров, звуками и светом на сцене.

Живые звуковые эмоции. Не только речь важна для восприятия – музыку и ритм тоже учатся «показывать» глухой аудитории. На рок-концертах все чаще можно увидеть не просто переводчиков, а целые площадки для глухих фанатов. Еще в 1980-х глухие поклонники Deafheads договорились с организаторами о выделении «Deaf Zone» – зоны перед сценой, где они могли общаться на языке жестов и чувствовать вибрации музыки. 

В 2015 году на стадионном шоу в Чикаго для них огородили сектор в 60 ярдах от сцены, поставили троих переводчиков, экран с крупными планами музыкантов и даже раздавали воздушные шары – их глухие зрители держали, чтобы улавливать тактильные пульсации звука.

Сегодня такие практики дополняются гаджетами: предлагают специальные жилеты или подушки, передающие вибрацию басов телу, позволяя буквально ощутить концерт кожей. 

Когда зрение – не преграда

Как человеку, не видящему сцену, понять, что происходит в спектакле или на выставке? Оказывается, театр можно сделать доступным и без зрения – через другие каналы восприятия.

Первые эксперименты. Прорывом стали программы аудиоописания (audio description) в театрах. Одним из пионеров был упомянутый Национальный театр Вашингтона: уже к 1984 году он предложил незрячим зрителям услугу, когда специальный диктор шёпотом описывает декорации, мимику актёров, действия на сцене, паузируя во время реплик.

Тактильные знакомства со сценой. Современный театр идёт дальше, привлекая осязание. Перед некоторыми показами стали проводить особые тактильные туры (pre-show touch tours) для слабовидящих зрителей. 

Искусство на кончиках пальцев. В музеях мира тоже набирает обороты тренд доступности через осязание. Появляются тифло-экспозиции, где можно трогать копии скульптур или использовать тактильные макеты картин. Некоторые концертные залы перед началом дают слабовидящим слушателям подержать музыкальные инструменты, ощутить вибрацию рояля или прикоснуться к смычку, чтобы концерт стал более осмысленным.

Спектакли для зрителей с аутизмом и ментальными особенностями

Людям с расстройствами аутистического спектра, сенсорной гиперчувствительностью или когнитивными особенностями бывает неуютно в классической театральной обстановке: громкие звуки, резкие световые эффекты, строгие правила тишины и неподвижности в зале могут вызвать стресс. Решением стали так называемые «расслабленные спектакли»– показы с адаптированными условиями, где атмосфера более дружелюбна к особым зрителям.

«Расслабленный формат» значит, что не будет строгих правил тишины – если зритель закричит или захочет походить, никого это не удивит. Звук и свет смягчают – например, убирают стробоскопы, грозовые эффекты или слишком громкие удары барабана. В зале могут частично оставить приглушенный свет, чтобы избежать полной темноты, пугающей некоторых людей. Перед входом часто раздают беруши или наушники, если кто-то захочет притушить звуковые впечатления. 

Музыка без барьеров

Если театры относительно недавно стали задумываться о равных условиях для всех, то в мире музыки долго царила печальная ситуация. Но именно здесь родились и вдохновляющие истории активистов, которые изменили индустрию.

Одной из легенд является британка Сюзанна Булл, основательница движения Attitude is Everything. В юности она обожала рок-концерты, несмотря на инвалидность, но каждый раз сталкивалась с опасностями. На фестивале Glastonbury-1990 хрупкую Сюзанну, стоявшую в толпе у сцены, начало буквально размазывать давкой – она задыхалась, пока какой-то парень не заметил её и не вытащил, перекинув через барьер к охране.

Этот случай стал точкой отсчёта: в 2000 году она создала организацию Attitude is Everything, которая стала партнером фестивалей и клубов по всей Британии. Сначала они собрали 10 небольших площадок и разработали для них Чартер доступности – практические стандарты, как приспособить залы для инвалидов, не дожидаясь судебных исков. 

Голоса фанатов были услышаны: сегодня практически на всех крупных музыкальных событиях в Британии есть подъезды для колясок, специальные платформы или зоны для инвалидов, доступные туалеты, возможность получить билет для ассистента бесплатно, а сайты публикуют подробную информацию о доступной среде.

Российские энтузиасты

Театральное товарищество «Комик-Трест», негосударственный театр, уже много лет реализующий проект «Театр – доступная среда». Его художественный руководитель Вадим Фиссон прекрасно понимал проблемы своих зрителей – ведь он сам 24 года руководил театром, сидя в инвалидном кресле. Ещё в 2007 году «Комик-Трест» начал устраивать благотворительные показы для людей, «которые по разным причинам исключены из социальной жизни, чтобы дать им возможность попасть в театр».

Все эти истории – сходятся в одном: барьеры можно разрушить. Архитектурные ли, сенсорные или социальные – они уступают месту творческим решениям, технологиям и просто человеческой решимости. 

Комментарии (1)


  1. Smartor
    02.12.2025 13:26

    Отличная статья и один из любимых авторов Хабре, большое Вам спасибо:)