
Всем кажется, что услуги каршеринга и доставка еды, появились в России только сейчас, в век распространения интернета. Однако похожие проекты возникли еще в советское время. Вспоминаем, как это было.
Каршеринг
Первый пункт проката машин открылся в столице в 1956 году на базе автопарка №12. Сначала клиентам предоставлялось лишь 80 (по другим данным — 27) транспортных средств, но через несколько лет (в 1959 году) их количество выросло до 300.

В основном, отмечают профильные порталы, в автопарке советского каршеринга были лишь «Москвичи» и «Победы». Однако со временем к ним добавились также «Волги» и внедорожники ГАЗ-69.
При этом для проката, первоначально никак не регламентировавшегося общегосударственными правилами и нормами, действовали внутренние ограничения: например, «Волгу» выдавали не всем. Сначала клиент должен был взять восемь или десять раз технику попроще, показав свои водительские умения.
Несмотря на внутренние (и столь жесткие) установления, пункт проката пользовался успехом: только за первый год услугами автобазы № 12 воспользовались 724 клиента. К 1960 году — количество пользователей в целом по стране составит чуть больше 20 тысяч.
В 1962 году Минтранс РСФСР, видя общественную реакцию на инновацию, принял «Правила пользования легковыми автомобилями на условиях проката», а еще через 7 лет — положения о каршеринге были внесены в Устав автомобильного транспорта.
В последнем документе — аспекты каршеринга подробно освещались в трех пунктах:
Первый (97) — определял, что каршеринг был возможен для граждан и организаций на коммерческой основе;
Второй (98) — что услуги каршеринга предоставлялись на легковушках, чье техническое состояние соответствовало бы правилам эксплуатации;
Третий (99) — гласил, что порядок предоставления авто определяются договором проката, утверждаемым Советом Министров РСФСР. Отступления от этого документа, приводящие к ограничению прав потребителей, недопустимы.
Сколько стоил прокат в СССР?
После 1961 года — арендовать автомобиль не топовой комплектации на весь день можно было за 1 рубль 20 копеек. Если транспортное средство брали на десять и более дней, то ценник снижался до 90 копеек. Бензин и пробег — в этот прайс не входил и оплачивался клиентами отдельно.

Отметим, что «Волга» или ГАЗ-69 стоил для пользователей намного дороже. Например, для «Волги» действовала цена 2 рубля 90 копеек в сутки. За каждый километр пробега — еще 2,9 копейки. После десяти суток цена аренды снижалась почти вдвое — до 1 рубля 40 копеек.
Взять машину в прокат было легко?
Теоретически — да. Но на практике — начинались проблемы.
Во-первых, требовались преимущественно многочисленные документы. И это не только водительские права, но и, например, ходатайство от организации, в которой работал арендующий авто, характеристика с его места работы, паспорт с местной пропиской и многое другое.

Во-вторых, в рекламе, распространяемой в то время, говорилось, что для проката достаточно позвонить по номеру телефона, забронировав нужное авто. Однако такая комбинация не всегда завершалась успешно. Нередко желающим покататься на арендованном транспорте требовалось лично приехать на нужную автобазу, занять очередь, а потом получить (иногда — после ночевки прямо на этой же автобазе) — заветные ключи.
Почему свернули каршеринг в СССР?
Точных данных нет. Так или иначе, но в 70-е — услуга проката автомобилей в стране больше не предоставлялась обычным гражданам.
Возможно, что на это повлияло сразу несколько факторов:
Первый — автомобили, предоставляемые в аренду, были не самого высокого качества. Чаще всего — на каршеринг списывали все то, что уже отслужило свой век в такси. Поэтому клиентам попадались даже «Победы», чей пробег был 250 тысяч километров. В результате — к 1960 году из почти тысячи машин прокатного парка — треть были в чистом виде недвижимостью.

Второй — сами пользователи относились к вверенному им авто не самым лучшим образом. О. Яременко, например, вспоминал, что через год после начала работы — на станции не было ни одной машины, никогда не побывавшей в аварии.
В книге братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» — главный герой, используя прокатную машину, в ДТП, конечно, не попадает, но выжимает из транспорта все соки: «Впереди я увидел большую россыпь камней, притормозил и сказал: “Держитесь крепче”. Машина затряслась и запрыгала. Горбоносый ушиб нос о ствол ружья. Мотор взревывал, камни били в днище. “Бедная машина”, — сказал горбоносый. “Что делать…” — сказал я. “Не всякий поехал бы по такой дороге на своей машине”. — “Я бы поехал”, — сказал я. Россыпь кончилась. “А, так это не ваша машина”, — догадался горбоносый. “Ну, откуда у меня машина! Это прокат”».
Третий — бюрократические бумажные сложности в получении транспорта не добавляли успеха начинающему каршерингу.
С простыми гражданами, которым прокат перестал быть доступен в 70-е, — понятно, а если речь шла о не совсем простых?
Иностранцы и представители дипмиссий продолжали пользоваться арендованными авто даже после того, как проект каршеринга в СССР для большинства был закрыт.
Это, кстати, было неплохо проиллюстрировано в советском кино. В фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» (начало 70-х) — героиня, приехавшая из капстраны, угнала у фирмы, предлагающей прокат автомобилей, красный ВАЗ-2103 с нестандартным (09-72ТУР) номером.
Доставка еды
Появилась в СССР в 50-е годы.
Собственно саму еду можно было заказать двумя путями:
по телефону, согласовав с оператором список нужных продуктов. Специализированные работники собирали заказы в обычных магазинах, а потом, на следующий день, все это доставлялось по адресам. Услуга, подчеркивают профильные порталы, была фактически небесплатной: стоимость сборки и привоза домой включалась в цену товара. Так, буханка ржаного хлеба в магазине стоила 16 копеек, а с курьерской доставкой товара — 26 копеек, молоко оффлайн стоило 34 копейки, а до двери квартиры — 44 копейки.
очно и лично, прибыв в магазин и воспользовавшись «столом заказа».

Очевидное преимущество как телефонного заказа, так и личного, — возможность получить дефицитные продукты: сырокопченую колбаску, алкоголь, конфеты или майонез. Иногда для приобретения чего-то полезного и вкусного — необходимо было купить что-то менее нужное в хозяйстве: например, бутылка коньяка продавалась только вместе с банками консервов из разряда «не берут».

Что касается продажи готовых блюд (а-ля современная доставка из ресторанов), то она действовала для некоторых столовых. Газета «Ленинградская правда» в начале 1957 года даже рассказывала о сервисе, скромно упоминая и некоторые названия блюд: «В субботу вы можете заказать здесь [в специальной столовой] для своей семьи воскресный обед: солянку, заливную рыбу, пирог с рисом, жаркое. Все это будет доставлено вам на дом в судках в точно установленный час. Доставка производится бесплатно».
Пользовалась ли доставка продуктов успехом?
Да. Только за 1960 год, подсчитали историки, москвичи сделали на дом 1,6 млн заказов. Надо ли говорить, что доставка продуктов (в отличие от каршеринга) — просуществовала относительно долго.
О сервисе Онлайн Патент:
Онлайн Патент — цифровая система № 1 в рейтинге Роспатента. С 2013 года мы создаем уникальные LegalTech‑решения для защиты и управления интеллектуальной собственностью. Зарегистрируйтесь в сервисе Онлайн‑Патент и получите доступ к следующим услугам:
Онлайн‑регистрация программ, патентов на изобретение, товарных знаков, промышленного дизайна;
Опции ускоренного оформления услуг;
Бесплатный поиск по базам патентов, программ, товарных знаков;
Мониторинги новых заявок по критериям;
Онлайн‑поддержку специалистов.
PashaWNN
Только вот каршеринг тут ни при чём, каршеринг это не прокат. Как, впрочем, и доставка еды — это не доставка продуктов.
Goron_Dekar
А доставка подогретой еды - это не доставка полуфабрикатов?
Да, сервисы эволюционируют. И каршеринг - это эволюция проката, а доставка еды - эволюция доставки продуктов.
blik13
По сути своей тот же прокат, кратковременный удобный прокат. Но называть тот прокат из прошлого века каршерингом так себе идея.
aborigen81
>так себе идея
Объясните, пожалуйста: чем так сильно отличается прокат из прошлого века от нынешнего каршеринга?
Изменились инструменты взаимодействия между арендатором и и владельцем имущества, изменились правила аренды. Стало удобнее, быстрее, и будто доступнее.
Главное осталось то же: взять во временное пользование чужое имущество за определенную плату на определенных условиях.
blik13
Объясняю:
Когда человек говорит что арендовал авто, то в большинстве случаев речь о чём-то более-менее долговременном. А с каршерингом это почти всегда будут какие-то короткие поездки. Вот карьерный самосвал он автомобиль, но если вам в разговоре скажут слово "автомобиль", то вряд ли у вас возникнет образ БЕЛАЗа.