В декабре и феврале на портале IT.Mail.Ru в партнерстве со Stepic мы запустили онлайн-курсы на основе материалов, читаемых в проектах Техносфера, Технопарк и Технотрек. На сегодняшний день мы провели обучение по трем курсам:

  • на курс «Алгоритмы и структуры данных» записались 3370 человек, 145 человек успешно прошли обучение, из них 105 — с отличием;
  • на курс «Подготовительная программа по программированию на С/C++» записались 2400 человек, 140 человек завершили обучение, из них 106 — с отличием;
  • на курс по анализу безопасности веб-проектов записались 4370 человек, 560 пользователей завершили обучение, из них 330 — с отличием.

Более того, мы доработали программу и снова открыли регистрацию на некоторые курсы!

В этом посте хотим поделиться с вами интервью участников проектов. Мы расспросили идейного вдохновителя, директора департамента исследований и образования Mail.Ru Group Дмитрия Волошина, а также наших преподавателей. Читайте интервью с ними под катом.

Почему вы решили не ограничиваться записями видео с лекций образовательных проектов, а создавать полноценные курсы с заданиями, оценками и сертификатами?

Дмитрий Волошин: Нам кажется, что в течение почти пяти лет реализации проекта Технопарк в МГТУ и двух лет Техносферы в МГУ нам удалось создать и отработать очень качественные дисциплины. А современное обучение IT — это прежде всего проектная работа, это решение практических задач. А еще нам всегда хотелось делиться с сообществом своими успешными наработками. Вот на пересечении этих желаний и возможностей и возникла мысль сделать полноценные курсы, переведя в онлайн наши практические задачи и способы их проверки и оценивания.

Какие трудности возникали при организации записи курсов? Как они решались?

Д. В.: Да не было серьезных трудностей. У наших партнеров из Stepic очень разумный подход к записи курсов, они постоянно работали с нашими преподавателями и помогали им во всех ситуациях. Разработчики Stepic оперативно дописывали код платформы, реализуя необходимую функциональность проверки заданий.

Как можно оценить результативность проекта? Есть ли какие-то количественные цели или достаточно просто осознания причастности к повышению образованности IT-сообщества?

Д. В.: Основная цель — это передача наших знаний и опыта преподавания IT-сообществу. Только за прошлый год я получил примерно шесть тысяч писем с просьбой создать эти курсы. Думаю, что такое количество довольных разработчиков, будущих и настоящих, — это уже достойный результат.

Какие планы по проекту на этот год?

Д. В.: Мы будем продолжать создавать курсы. Сейчас из 48 уникальных дисциплин мы перевели в формат онлайн-курсов только 12 (еще несколько готовятся к выпуску прямо сейчас). Есть идеи, как улучшить уже существующие курсы, как развить систему проверки задач. В целом мы видим по отзывам сообщества, что этот проект оказался очень удачным.

Также нам показалось интересным, что говорят сами преподаватели о своем участии в курсах и как они воспринимают проект.

Почему вы решили принять участие в записи онлайн-курса?

Валентина Глазкова: Мне предложили записать курс после нескольких его запусков вживую, и была возможность организовать запись летом во время моего отпуска с другой работы, так что я смогла уделить этому достаточно времени.

Ярослав Рабоволюк: Было интересно получить опыт работы в таком формате. В общем-то, полезно.

Дмитрий Калугин-Балашов: Денег хотел. :) За это платят.

Каковы ваши ощущения по сравнению с чтением лекций и ведением семинаров вживую? Легче, сложнее или просто совсем по-другому?

В. Г.: По сравнению с проведением занятий вживую мне было сложнее. Для меня очень важно чувствовать отклик, реакцию аудитории — игрушка, которая лежала на камере, не до конца могла обеспечить мне это ощущение. Когда рассказываешь непосредственно слушателям, время как-то легко, быстро и незаметно проходит, а здесь все было иначе.

Я. Р.: Совсем по-другому. Вживую всегда есть обратная связь. Здесь она ограничена исключительно текстом.

Д. К.-Б.: Сложнее. Я всегда контактирую с аудиторией, а с камерой особо не поговоришь… Неуютно.

Какие были трудности и особенности при записи курса и работе в студии в целом?

В. Г.: Трудностей как-то вообще не припоминаю, студия в «Москва-Сити» очень хорошо оборудована. Из особенностей — разве что если не успеваешь дочитать лекцию до конца в один из дней, то на следующую запись нужно приходить в той же одежде, что и в предыдущий день.

Я. Р.: Немодерируемая запись видео. С одной стороны, это хорошо, никто не мешает хоть по десять раз перезаписывать один фрагмент, с другой — тебя, кроме тебя, никто не видит, кто знает — может, все десять раз ты несешь полную фигню. :) Придумывать задания, достаточно формализированные для автоматической проверки, но при этом интересные, — тот еще челлендж.

Д. К.-Б.: Записывал по ночам, до четырех-шести утра.

Удается ли уделять достаточно времени проверке работ студентов и ответам на их вопросы?

В. Г.: Столько времени, сколько хотелось бы, к сожалению, не всегда получалось уделять: курс начался уже после моего отпуска. Старалась по возможности отвечать оперативно.

Я. Р.: Занимался этим в свободное время. Каждую ночь, регулярно. Но, как выяснилось, ребята сами друг другу отвечают, моя функция сводилась по большей части к тому, чтобы уточнять их ответы, направлять в нужную сторону и стирать явные спойлеры.

Д. К.-Б.: Честно говоря, нет. Но стараюсь.

Насколько формат онлайн-курсов информативен и отвечает запросам пользователей?

В. Г.: Я считаю, формат достаточно информативен, но при этом он требует от слушателей хорошей самоорганизации и сильной заинтересованности в процессе. Когда по каким-либо причинам нет возможности послушать очный курс — это неплохое средство для оперативного освоения чего-то нового.

Я. Р.: Информативен, на мой взгляд. Отвечает ли? Смотря каким запросам. :) Все зависит от… В первую очередь — от заданий. Я сейчас даже не о своем курсе. В конце концов, интернет большой — знания по любой теме можно получить много где, если быть достаточно заинтересованным. Где их потом применять? Как? Сам стараюсь быть в тонусе и прохожу курсы по совершенно разным темам, даже не связанным с IT, на Coursera, Udacity и прочих платформах, самое интересное и полезное как раз в практике.

Д. К.-Б.: Не знаю… Студенты разные бывают. Я сам непрерывно обучаюсь на двух-трех курсах, и мне это очень помогает.

Что бы вы порекомендовали тем, кто обучается на курсах, и тем, кто размышляет о том, стоит ли принять в них участие?

В. Г.: Хочу порекомендовать участвовать, это очень способствует профессиональному саморазвитию и освоению современных технологий.

Я. Р.: Не приходит в голову ничего.

Д. К.-Б.: Just do it!

Каких курсов, с вашей точки зрения, не хватает? Какие актуальные вопросы разработки незаслуженно остаются в тени?

Я. Р.: IoT. Больше AI, больше! Сам бы с хорошим курсом по OpenGL ES / WebGL поигрался с удовольствием.

Д. К.-Б.: Микрокурсов (на одну-две недели), посвященных одной проблеме.

Поделитесь фактом, запомнившимся за время работы с онлайн-курсом.

В. Г.: Огромный поток вопросов в первый час (в восемь утра) в первый день запуска курса.

Я. Р.: Хм… Неожиданный вопрос — какие часы у преподавателя. :) Fossil, модельку не помню. Не на правах рекламы.

Д. К.-Б.: Я сажал на камеру плюшевую игрушку и рассказывал ей свой курс. :) Без нее вообще не удавалось в камеру смотреть.

***
В заключение напоминаем, что мы открыли запись на курс по анализу безопасности веб-проектов, который ведет Ярослав Рабоволюк, и на подготовительную программу по программированию на С/C++ Валентины Глазковой. Запись на курсы производится через портал IT.Mail.Ru.

Комментарии (4)


  1. brainick
    14.03.2016 17:14
    +6

    Безусловно, то что вы делаете — очень важно и нужно, за что вам огромная благодарность. Однако, ИМХО, на текущий момент ваши курсы по С++ и алгоритмам уступают аналогичным курсам от Stepic.ru. Вот некоторые замечания (возможно в перезапуске курса их уже учли):
    1. По курсу «Подготовительная программа по С/C++» — ну нельзя же делать так, чтобы курс можно было пройти тупо угадывая варианты в тестах или просто загоняя в ответ результат прогона программы в IDE. Такие задания имеют смысл только если обучаемый лишен компьютера. А задачи на программирование были сформулированы очень неудобно.
    2. По курсу «Алгоритмы и структуры данных» есть некоторое несоответствие между материалам лекции и предлагаемыми задачами. Нечто вроде:
    — Дети, запомните 2+2 = 4, 3*3 = 9. Домашнее задание — посчитайте интеграл Фруллани.

    В нём, наверное, логичнее было бы увеличить количество задач, добавив задачи среднего уровня, так чтобы человек решивший задачи среднего уровня получал достаточное количество баллов для свидетельства, а тот кто решил сложные задачи — свидетельство с отличием.


    1. H1D
      14.03.2016 23:38
      +1

      Хотелось бы вас поправить. Stepic не делает курсов. Скорее всего вы имеете ввиду курсы от computer science club и института биониформатики.


      1. brainick
        15.03.2016 00:06

        Да, именно так, просто не успел поправить вовремя. Как и вы ошибку и в слове «биониформатика».


  1. broken
    15.03.2016 08:23

    Записался на алгоритмы по настоянию коллеги из мэйлру, но пока совсем нет времени на него (принял решение доделать пока свои курсы на курсере). Скажите, у вас что-ли практические задания люди проверяют? На курсере все делается автоматически миллионом тестов, что, лично для меня, практически аналогично по сложности сдаче практическмх заданий в университете. И еще вопрос, — на свой курс я уже, скорее всего, не успею (на курсере у меня еще 2 месяца будут курсы), в связи с чем вопрос — когда ваш курс закончится, через какое время он начнется вновь?