Как мы принимаем решение о том, куда пойти развлечься в предстоящий уикэнд? Какое место стоит посетить, где еда вкуснее, а атмосфера душевнее?

Казалось бы, сегодня, когда рейтингами и рецензиями помечено любое событие, объекты культуры и общепита, сделать выбор проще простого — сознательная часть нашего мозга цепляется за цифры и количество положительных откликов. А вот что происходит с бессознательной? Как объяснить январские толпы на выставку Серова со сломанной дверью, хотя до небывалого ажиотажа января она спокойно проходила в Третьяковке с 7 октября?

image

Или как объяснить внезапную страсть к репертуару Московской филармонии, когда за сутки на концертный сезон 2016/2017 были проданы абонементы на 90 миллионов рублей?

Безусловно, всему этому есть объяснение. И с точки зрения современной психологии, и с точки зрения социального программирования, и точки зрения маркетинговых манипуляций сознанием.

Визит первого лица на юбилейную выставку Серова не мог не подхлестнуть волну зрительского интереса.

Так же как и проблемы в экономической жизни современной России не могли не спровоцировать повышение тяги к прекрасному и духовному — как и в предыдущие исторические эпохи, отсутствие хлеба с успехом компенсируется зрелищами. Особенно, при умелой и целенаправленной работе СМИ.

Другими словами, массирование воздействие на психику уже не оставляет возможности самостоятельного выбора — идешь туда, куда скажут. Все идут, и ты идешь.

Но как же быть с собственным мозговым центром принятия решений, непосредственно связанным с эмоциональной составляющей каждого события? Известный нейробиолог Антонио Дамасио (Antonio Damasio), исследующий, в том числе, функции орбитофронтального кортекса — отдела мозга, отвечающего за связь между рациональным и эмоциональным мышлением, считает, что только персональные переживания и эмоции лежат в основе самостоятельного выбора — в нашем случае, выбора развлечений.

Ведь никто не привязывает вас к телевизору, никто не заставляет читать те или иные сайты. Выбор источников эмоциональной подзарядки всегда остается за вами. Вопрос только в одном — где этот источник действительно “чистый”, лишенный всякой манипуляционной составляющей.
Чтобы попытаться разобраться в вопросе, мы решили проанализировать динамику изменения эмоций обычных “живых” людей во времени с привязкой к геолокации. То есть интерпретировать эмоциональный поток из конкретного места, оттуда, где находится человек в данный момент времени — из дома, с концерта или выставки, из ресторана и т.д. Подразумевая, что вот это выражение позитива или негатива по определенному поводу (или без него) и будет искомым источником “чистых” эмоций. Так и родилась идея проекта Эмотиан.

Суть проекта

Сразу скажем, задачи и цели, поставленные в исследовании и реализованные в виде сервиса emotian.at не несут коммерческой составляющей и сконцентрированы в научно-прикладном аспекте. Мы создали автоматизированный механизм, анализирующий семантико-графический контент сообщений (пока только твитов), с последующей интерпретацией эмоциональной окраски.

image

Конечный результат, который мы назвали “эмофоном”, представлен на карте города в виде областей соответствующего цвета. На нашей карте каждый посетитель сайта увидит эмоциональные потоки из различных мест в радиусе 20 км от себя.
Так, например, выглядит Москва во вторник 22 марта в конце рабочего дня.

image

Таким образом, привязка локации к эмоциям, выражаемых отдельными людьми, позволяет создать динамично меняющуюся эмоциональную карту города — где хорошо, где спокойно, а где и счастья через край.

Зачем это нужно?

Логичный вопрос. “Ну вот цветные кружочки на карте, и дальше что? Поеду я туда, к примеру, и заряжусь непременно позитивом?”, — такие мысли наверняка у вас возникают. И чтобы ответить на них, немного теории.

О зеркальных нейронах, открытых в девяностые, слышали, наверное, уже все. Экспериментально открытые у обезьян и гипотетически присутствующие у человека тоже, они являются ключом к пониманию эмпатии — способности чувствовать другого человека на эмоциональном уровне.

В том числе — и способности заряжаться соответствующими эмоциями друг от друга. А если говорить о местах массового скопления людей, то речь может и о мультипликативном эффекте зарядки.Те, кто регулярно посещают спортивные соревнования и концерты на стадионах, понимают о чем речь — когда ты уже не управляешь своими эмоциями, они подчинены общей направленности и динамике.

Другими словами, вероятность того, что выбрав “центр позитива” на нашей карте, вы также вольетесь в доминирующее настроение, очень велика.

Возвращаясь к выставке Серова в Третьяковке — про сломанную дверь и толпы жаждущих искусства мы читали. А вот какие эмоции испытывали посетители? Об этом СМИ умалчивают, и это понятно — соцопрос на выходе вряд ли кто додумался провести. А вот глядя на нашу карту c 11 по 25 ноября 2015 года.

image

Анализ превалирующих эмоций можно было бы сделать быстро и самостоятельно. И принять решение о посещении выставки 15.11.2015, не потому, что ее посмотрел президент. И не потому, что там сломали эту дверь и все туда ломанулись. А просто потому, что там действительно было хорошо в этот день.

А в продолжении позитивного дня — выбрать подобным образом эмоционально окрашенные места, которые находятся неподалеку.

Еще один аспект, который мы учитываем в нашем прикладном исследовании — это влияние сложившегося психологического климата в том или ином заведении на эмоциональную окраску твитов. Мы предполагаем, что эмоциональное состояние отдельного человека зависит не только от содержания места (события), но и от общих эмоций посетителей, находящихся в данном месте.

Любое “атмосферное” место заряжает людей позитивом — это проверенный факт. Напротив, царящее уныние, даже при самых высоких рейтингах заведения, положительных эмоций не добавит. Разность эмоций человека до и после посещения заведения — факт влияния данного заведения на эмоциональное состояние человека.

Другими словами, как бы вкусно не кормили в ресторане, но если здесь среди посетителей тоска и обстановка подавляет — удовольствия от проведенного в таком заведении времени вы вряд ли получите. И наоборот, попадая на душевную вечеринку в самом демократичном и, порой, непритязательном во всех смыслах месте, где кто-то отмечает мальчишник, кто-то радуется успешно сданной сессии, ну а кто-то светиться счастьем от своих лабутенов — из такого заведения и уходить не хочется до самого утра.

Обратная связь

Ключевым параметром достоверности нашего исследования является количество исходящих сообщений от посетителей. Понятно, что чем больше — тем лучше, тем реалистичнее эмоциональный фон вырисовывается. Поэтому после первого этапа анализа и интерпретации исходящих твитов мы планируем перейти к фазе проактивного исследования.

А именно — созданию приложения, в котором каждый человек мог бы оставить свое впечатление о том или ином событии, записав собственный голосовой комментарий (например, “Супер!” или “Ну так себе, ничего особенного”) или просто сделав аудиорекорд общей атмосферы места. Таким образом мы уже планируем целенаправленно создать эмоциональную карту города с максимально плотным покрытием.

Комментарии (0)