Сегодня я в очередной раз покупал билет и был удивлён неочевидности некоторых моментов, особенно касающихся отображения цены на сайте. Изначально хотел написать куда-нибудь себе в блог, но понял, что хочу дискуссию, мнения профессионалов и изменений. А для этого нужна аудитория.
Что ж, если вам интересно обсудить РЖД, выдвинуть предложения по функциям и послужить источником для изменений (а после обсуждения я хочу отправить эту статью куда-нибудь в РЖД), то добро пожаловать под кат!
NB! Пост скорее дискусионный, чем информационный. Поэтому довольно короткий.
Короткая история покупки
Решил купить себе железнодорожный билет по направлению Пенза — Москва. Вроде всё как обычно, цена показывается сразу. На первый взгляд всё отлично и работает как по маслу.
На следующем шаге оказывается, что нас немного дезинформировали и цена билетов может быть и выше, чем заявлено на первом шаге. Появился диапазон.
Думаю, нас не проведёшь! Я ж могу на верхней полке поехать. Там наверняка дешёвый билет! Однако верхнее место, в т.ч.боковое стоит как нижнее. Максимальная граница цены.
После этого я начал экспериментировать с целью определить место с наибольшей скидкой. Каким-то образом получилось скинуть рублей 300. Однако до 1787 рублей так и не получилось добраться. Хорошо, что хотя бы колл-центр в курсе, позвонил им. Оказалось, что верхнее место у туалета стоит дешевле на сколько-то там процентов. Те самые 1787 рублей! Неожиданный поворот.
Подумал, подумал и купил себе купе на соседний поезд по цене чуть ниже данной верхней боковой полки. Приеду в 5 утра, но зато высплюсь!
Что не так? Где могли бы быть улучшения.
- На первом шаге показывать хотя бы «от 1787». Так, кстати, делает яндекс. Или даже лучше показывать среднюю цену;
- На втором шаге показывать, какие именно места идут со скидкой. Уверен, вот эту табличку можно было бы умеючи разукрасить должным образом;
- Сделать опцию типа «купить самый дешёвый» или «купить самый комфортный»;
- Ну и главная моя боль, не относящаяся к данному случаю. Почему до сих пор нет опции сохранения данных пассажиров? Например, сайт ржд в Белоруссии гораздо хуже внешне, но там это есть!
А вы сталкивались с какими-то трудностями? Как бы видели идеальное решение? Что бы вы предложили улучшить в данной конкретной ситуации?
В общем был бы рад любым замечаниям/комментариям.
Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
Комментарии (68)
zoonman
06.07.2016 17:30+1На мой взгляд, все должно быть просто.
Шаг первый, наличие доступности билетов по выбранному направлению со временем и минимальной ценой. Должен отображаться список поездов, их временем, ценой и опциями (например наличие розетки, столика, дополнительного багажного места и Wi-Fi).
Шаг второй, после выбора поезда, должна открываться карта вагона с возможностью выбора места или нескольких мест в нем. На этом экране должны отображаться занятые места, фильтр по ценам, наличие возможности выбрать вагон и полку.
Oxoron
06.07.2016 17:36Как-то раз катались с подругой на dotNext. Пытались заказать билет в ЖД терминале. На одном экране показывалось «свободных мест 45 из 54», на следующем при фильтре желательных мест «0-54» высвечивался ответ: «свободных мест в данном диапазоне нет». С третьей попытки догадались поставить фильтр «1-54», и все заработало. Видимо, наткнулись на защиту от программистов.
Раньше искал поезд, выбирал места, затем логинился на сайте (браузером логин не запоминался с предыдущей сессии), после логина приходилось снова выбирать поезд, дату, вагон… Впрочем, быстро обучился сначала логиниться.
Насчет сохранения данных — тут все сложно. С одной стороны — хотелось бы. С другой — общее впечатление от UI как-то не настраивает на позитив. Есть опасения за сохранность этих данных.
Тут сарказмЛетайте самолетами Аэрофлота.ProRunner
06.07.2016 17:43+6С текущим динамическим ценообразованием мне приходится вводить данные Васи Пупкина, и доходить до страницы оплаты, чтобы узнать, сколько же стоит билет на выбранное мной место. И так несколько раз
00x2142
06.07.2016 17:46+1Касаемо опроса — поскольку там надо вводить данные паспорта, то я бы не хотел чтобы мои данные сохранялись.
Возможно они это специально сделали ввиду закона о перс данных.NikMelnikov
06.07.2016 17:46+1Думаю, РЖД может себе позволить хранить перс.данные должным образом. Это дорого, но не для такой большой организации.
claygod
06.07.2016 18:02+1Покупая, вы в любом случае соглашаетесь с обработкой персональных данных, почему бы не добавить ещё одну галочку (сохранять данные). Реально, каждый раз заново вбивать номера документов и каждый раз рисковать очепятаться и иметь потом разговор с дотошной проводницей не хочется.
00x2142
06.07.2016 18:14+1Обработка и хранение разные вещи. http://base.garant.ru/12148567/2/ Обратите внимание на пункт 7 статьи 5.
Borz
06.07.2016 19:01+2хотите сказать, что потом РЖД не хранит персональные данные для купленного вами билета?
chieftain_yu
07.07.2016 10:33+1Данные «для билета» хранятся для исполнения договора (на перевозку). Это предусмотрено 152-ФЗ статья 6 пункт 1.5. Это одно основание.
А хранение данных для Вашего удобства — это совсем другое основание, на него Ваше согласие надо отдельно спрашивать.
claygod
07.07.2016 09:58+1Тем не менее, как минимум, до окончания поездки данные хранятся и доступны для клиента. А потом они ещё хранятся столько, сколько требует закон, но при этом клиенту через сайт не доступны.
alist
07.07.2016 14:18Ну раз человек их ввел, то в базу они и так попали. А потом, когда пришло время их "удалить", в колонку рядом ставится флажок и все. Ну, может быть, когда база распухает, пробегается батч, который данные из активной базу перекачивает в архивную. Перекачивает он все — лишний if для проверки "активно не активно" писать явно влом. После этого данные остаются в архивной базе. Плюс 100500 бекапов на разных стадиях.
И ведь все остальные так же поступают. В том числе и вы, если у вас база данных есть.
DELETE
в продакшен коде — это лишний риск. Кому он нужен?
И в РЖД никто ничего не удаляет, потому что зачем заморачиваться? Диски дешевые, ленты — тоже. Когда ленты кончаются, нужно допокупать новые, а это еще один контракт, еще одни премиальные сейлзу со стороны вендора и бонусы от вендора человеку, закрывшему сделку со стороны РЖД (в народе "откат", но слово уже вышло из моды).
Пора смириться с тем, что за годы у РЖД скопились сотни записей о вашем паспорте, которые лежат и в зашифорванном виде, и в открытом, и местами там с секьюрити совсем грустно, и т.д.
Если дело так обстоит, то почему бы галочку не поставить, правда?
Geckelberryfinn
06.07.2016 17:47+2Да ну что говорить, если их сайт до сих по не оптимизирован для мобильных устройств (я не знаю, озаботились ли они выпустить мобильное приложение достойное), хотя, я уверен, многие смотрят наличие билетов в дороге или сидя в кафе с друзьями, как только пришла идея «а давайте завтра в Питер махнем всей компанией»?
На главной странице rzd.ru какая-то непонятная муть, которая нафиг не нужна 90% пассажиров. Для того, чтобы заказать связку билетов «туда-обратно» (самый расспространенные случай) — необходимо пройти по ссылке, ведущей на pass.rzd.ru
Сравните с sncf.fr — не идеал, но на голову лучше.
sncf.fr — официальный сайт железных дорог Франции, но не надо ломать голову для обычного пассажира что же делать дальше.
voyages-sncf.com — отдельный сайт только для бронирования билетов.
Какая приемная какого-то Белозерова? Какое мне до него дело в большинстве случаев? какая структура РЖД? Зачем мне все это на первой странице компании, занимающейся перевозками, куда я зайду прежде всего для того, чтобы посмотреть наличие билетов? Или вот, например, Центральный аппарат — это вообще что?nerudo
06.07.2016 18:09У вас неправильный взгляд на роль РЖД. Это, по сути, отдельное государство. В котором перевозка пассажиров — одна из статей дохода бюджета, причем далеко не самая значимая ;)
Plombeer
07.07.2016 12:06В чем проблема сделать B2C и B2B разделы на сайте, адаптивную верстку, сохранение данных и адекватное мобильное приложение? Точно, буду повторять как мантру «у меня неправильный взгляд на роль РЖД»
Thomas_Ross
07.07.2016 12:00В дополнение к комментарию от nerudo: на грузовые перевозки приходится 90% ж.д. трафика, пассажирские же перевозки в большинстве своем вообще убыточные (вспомните не столь давнюю историю с отменой пригородных электричек в связи с отсутствием финансирования со стороны регионов). Отчасти поэтому интерфейс такой.
Как пассажир, вы можете сразу зайти на pass.rzd.ru и посреди экрана увидеть нужную вам форму для просмотра расписания и покупки билетов. А Белозеров это президент РЖД, если что.Geckelberryfinn
07.07.2016 12:15кстати, еще беру свои слова обратно. Мобильная версия сайта все-таки есть: m.rzd.ru,
но для того, чтобы на нее перейти надо умудриться попасть в малюсенькую серую пиктограмму телефона в правой верхней части страницы.
Автоматического редиректа на мобильную версию, видимо, нет.
NetGuru
06.07.2016 18:14+1Попробовал тоже купить билет «Пенза-Москва»:
1. Сначала выбрал из четырёх предоставленных вариантов поезд с ценой 1235 руб:
Скриншот выбора поездаvshemarov
06.07.2016 18:24+1Написано верно, только вот «хочу отправить эту статью куда-нибудь в РЖД» — это наивняк чистейшей воды. Когда-то на их сайте даже форум был с разделом, что-то вроде «Вместе сделаем наш сайт лучше». И туда, разумеется, много чего писали. И там даже разработчики сами чего-то отвечали. Но ответы были все в духе: «Не нравится — не жри». Да-да, именно так. Но потом они придумали какую-то «закрытую внутреннюю соцсеть», куда перенесли все «общение», а публичный форум закрыли.
Но сейчас, надо отдать им должное, хоть чисто технических косяков на сайте я давно не встречал. А то ведь раньше было все — от кривой верстки и js-ошибок на клиенте, до эксепшенов бэкенда и ошибок, выдаваемых базой данных. Может, команду разрабов сменили?
vshemarov
06.07.2016 18:29+4А если уж и писать о функционале, то вот: в кассе вы без проблем купите билет на две нижние полки (если они есть, конечно), но попробуйте сделать то же на сайте. Это невозможно в принципе. Можно только быстро два заказа подряд оформить, если очень нужно.
Знаете как отвечали на эту «фичу» на форуме? «Ага, если такую возможность дать, то все будут только нижние полки покупать. А верхние пустые гонять?»avost
06.07.2016 21:18+3Гм. Мне как-то удавалось покупать две нижние за раз. Не помню как, но удавалось. Запомнить это невозмтжно — ux у них настолько противоестественный, что даже сравнить не с чем.
MiSaf
06.07.2016 21:29+3На сайте тоже довольно просто купить две нижние полки. Только это не интуитивно делать. На схеме вагона нужно выбрать места треугольником — два нижних и одно автоматически выберется верхнее. На следующем шаге в дропдауне выбрать «только нижние» места.
dolfinus
06.07.2016 21:00+4Меня больше позабавило, когда на стенде в универе увидел объявление о партнерской программе РЖД и о скидке для студентов в 25%. Даже QR-код со ссылкой висел рядом.
Но только вот облом — студенческая скидка действует только на… купе. Да-да, по мнению нашего дорогого РЖД все студенты катаются на чем угодно, но не на плацкарте.
gr0ck
06.07.2016 21:01+1Думается, это все не ошибки и недоработки, а сделано все специально. Вводят людей в заблуждение, и с диапазоном цен, вроде бы весной дешевые билеты были на верхние полки, а не как сейчас, верхние полки возле туалета. Динамическое ценообразование…
deksden
06.07.2016 21:35+1Меня больше всего при покупке билетов на сайте вымораживает необходимость внесения паспортных данных на всех сонно семьи каждый раз. Я вношу на себя, жену и двух детей. И теперь знаю, что в свидетельстве о рождении две латинские цифро-буквы и две русских буквы.
Не ясно — почему нельзя сохранить данные то? Как список попутчиков? Они ж в билетах хранятся? Отмазки про хранение персональных данных выглядят неубедительно — если уж РЖД не может сделать, то кто может?!
Остальное — в целом ок. Подглючивает авторизация (иногда повторно хочет авторизоваться). Зато сделали электронную регистрацию (забавно как проводники с бумажками от руки стоят на входе в вагон — такая вот электронная регистрация). Возврат билета есть. Посадочные талоны. Норм.Borz
07.07.2016 08:14в свидетельстве о рождении две латинские цифро-буквы и две русских буквы
Там все буквы русские, а цифры арабские и римскиеdeksden
07.07.2016 13:02Я имел ввиду, что набирать римские цифры нужно буквами в английской раскладке клавиатуры, а вот последующие буквы — уже в русской раскладке. По внешнему виду некоторых букв это далеко не очевидно. В моём случае в качестве русских букв было ЕТ — выглядят же ровно как английские, но сайт не догадался их «конвертировать» соответствующим образом и предлагал мне сделать это самостоятельно. Ну — как предлагал, писал ошибку валидации на это поле, а всё остальное нужно додумать самостоятельно.
Если бы такую процедуру проходили мои родственники в возрасте — они бы сдались на этом шаге со словами «ну вот — сайт не работает» и пошли бы покупать билеты на вокзал, ибо — «они же говорили, что эти ваши сайты ненадежные!».
deksden
06.07.2016 21:38Ну и коли речь про РЖД и может кто-то прочтёт — не по сайт, но близко к UX.
Когда грузишься на поезд — в нашем городе выходишь из вокзала в середине перрона. Поезд уже стоит, видно номер близстоящего вагона.
Почему на табличке с номером вагона НЕТ СТРЕЛКИ указывающий на следующий и предыдущий номер? Составы комплектуют с нумерацией тт от головы, то от хвоста. Неужели денег нет на две таблички?! А то вечно бежишь к следующему вагону — и нет, не угадал. Бежим в другую сторону. До отправления поезда 7 минут. UX такойdolfinus
06.07.2016 22:37Это еще что.
У нас на одном из вокзалов поезд стоит всего 3 минуты и никогда неизвестно заранее, ни на какой путь он придет, ни откуда нумерация. Это нужно услышать в здании самого вокзала объявление, чтобы добежать до нужного перехода на путь и чтобы начав искать нужный вагон узнать, что проводники уже закрывают двери вагонов.
Вот на это у меня просто нет слов.Akr0n
07.07.2016 04:03Да да. А еще при электронной регистрации тебя не имеют права сажать в другой вагон, чтоб успеть на посадке! Ведь списки пассажиров твоего вагона есть только у твоего проводника! Вдруг ты халявщик и распечатал фейковый талон на принтере. Мы так бегаем с рюкзаками в 30кг по нескольку раз в год.
nerudo
07.07.2016 00:29+1Бывает 12, 13, 15, 2, 3, 4, 5… Возможно что это у поездов с прицепными вагонами.
deksden
08.07.2016 23:17Если такая сложная система нумерации — то можно поставить таблички с номерами вагонов без стрелки на следующий и предыдущий вагон.
Но такое формирование состава делается явно по плану. не ясно, что мешает заранее сделать поезд 4,5,6, чтобы потом в начало поезда вставить вагоны 1,2,3 — они же не внезапно и спонтанно добавляются! Явно по плану.
В общем, было бы желание помочь людям — придумали бы как сделать удобно. Боюсь, единственная реальная сложность — всем, кто это может сделать — всё поровну
LoadRunner
07.07.2016 09:09Тут лично моё мнение, основанное на том, что видел\слышал\читал и сталкивался лично и утверждать, что это так и есть не буду, могу ошибаться:
1. Руководству РЖД плевать на мнения других, у них своё мнение на всё это.
2. Двойной логин на сайт — какая-то параноидальная фича, а не баг, потому что повторный логин требуется при доступе к персональным данным (профилю) и при покупке билета. В Steam нечто похожее постоянно наблюдаю.
3. С покупкой билетов в самом деле есть что улучшить, потому что не каждому будет очевидно, что указывается минимальная цена самого отстойного места (но этот момент меня лично устраивает — я катаюсь редко и недалеко. Но понимаю, что не все настолько непритязательны к комфорту и удобству). Да и выбор места в вагоне костыльный какой-то. Может, сложность в том, что при выборе диапазона (можно указать диапазон с одинаковой левой и правой границами) всегда делается проверка забронированных мест и выдаётся свободное, а если выбирать его на схеме вагона — будут конфликты.
4. Сохранение данных — сложный момент, учитывая их параноидальную авторизацию (но при этом драконовские ограничения не только на пароль, но и на логин). Видимо, тоже паранойя и не хотят к профилю данные привязывать. Может думают, что самый частый кейс — покупка билетов левым людям с одного аккаунта.
alexeykuzmin0
14.11.2016 11:11+1Квантовая телепортация — это не совсем
запутывание пары частиц, приводящее к тому, что они получают одинаковое квантовое состояние.
При квантовой телепортации разрушается запутанность между парой частиц, первая частица получает новое случайное состояние, а вторая (после передачи информации традиционным способом и воздействия на частицу) приобретает то же самое квантовое состояние, что было у первой. Собственно, существенная особенность этого процесса — невозможность копирования квантового сотояния.NikMelnikov
07.07.2016 11:08В таком случае лучше предусмотреть механизм напоминаний. Раз в год, например, просить подтвердить данные.
3fed
07.07.2016 13:06Если на то пошло, то лучше реализовать (авто)вставку профилей — наборов персональных данных и развесить кучу просьб внимательно вводить актуальные данные. А после введения данных — отдельное окошко с просьбой перепроверить и подтвердить оплату билета на введеного Васю с предупреждением о возможных проблемах при неправильном вводе.
isersh
07.07.2016 13:47Можно и так.
Но, если уж делать этот функционал, то в любом случае это должно быть опционально.
Т.е. человек сам определяет, сохранять ли его данные на будущее или нет.
И если «да», то там уже вступает в действие механизм напоминаний и подтверждений.
deksden
08.07.2016 23:13Ничего не мешает в процессе покупки билета выбрать сохранённые данные пассажиров и тут же их проверить. Если они изменились — предложить сохранить изменения в систему. Если не изменились — крупными буквами написать: проверьте данные.
Кстати, при замене паспорта в нем делается отметка о номере прежнего паспорта — как раз на случай указания старых данных.
vandalns
07.07.2016 11:00Спасибо за статью.
Сегодня столкнулся с такой же проблемой. Пришлось купить 2 билета по максимальной из предложенных цен.
kimisa
07.07.2016 11:00Тоже недавно столкнулась с такой проблемой. В результате набирала 3 раза свои данные, чтобы увидеть максимальную цену. В итоге плюнула и поехала в кассы. И вот там уже сообщили, что места у туалетов стоит дешевле. Даже нижние полки у туалета стоят дешевле верхних не у туалета.
Так еще во время заполнения данных на сайте у меня браузер глюканул и при новом запуске браузера я получила одну чистую поисковую страницу. Поэтому вывод — касса лучше, чем сайт. Там хоть цены все скажут. А не как на сайте — пройди квест и получи цену на эту полку.NikMelnikov
07.07.2016 11:07+1Касса долго по времени. Это точно не решение)
kimisa
07.07.2016 11:13Согласна. Но это стоит потерянных вкладок и времени на квест — найти самое дешевое место. Да еще я тоже не сообразила как заказать 2 нижние полки. На это тоже времени не мало ушло бы.
brusi
07.07.2016 11:00Кто не в курсе, РЖД давно сделали мобильное приложение (под Андройд точно), в котором дают возможность сохранять данные о пассажирах.
NikMelnikov
07.07.2016 11:07Вот это видимо — https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.rzd.pass
Не совместимо с моим трёхлетним htc((brusi
07.07.2016 11:26Да, это оно :) Процесс покупки там такой же, как на сайте, не очень удобный, но хоть не надо теперь постоянно забивать данные.
ipswitch
07.07.2016 11:31И Вы посмотрите на альтернативу:
https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.rzd
Намного быстрее и удобнее родного. Да и раньше появилось, к слову.
ipswitch
07.07.2016 11:30Альтернатива есть!
https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.rzd
С самого начала пользуюсь этим и всем советую.
damat
07.07.2016 11:47А меня при поездках из Питера в Мск и назад дико бесит, что нельзя указать дату/время не отправления, а прибытия поезда. Дело в том, что между столицами очень много ночных поездов, часть которых уезжает за день до прибытия, часть — в тот же день. Поэтому приходится сначала посмотреть поезда на один день, потом на второй.
Уже несколько раз заказывал билеты не на тот день: неловкий момент, когда приезжаешь на вокзал с билетом на вчерашний поезд.
Rondo
07.07.2016 14:00+1А почему никто не упомянул про очень гадкий случай, когда сессия за 5 минут у вас протухает на предпоследней странице (где итоговая сумма перед оплатой), то места будут «заброниронированы» системой примерно на полчаса?
Я ни на что не намекаю, но вдруг какой-нибудь злодей будет закидывать (из-под tor`а скриптами) нужный вам поезд фейковыми заказами каждые 29 минут?
Захотелось злодею купить себе билет на конкретный поезд, но он еще не уверен — запускает он режим вечной брони на это место и когда надумает купить — покупает. А для всех это место будет занятым в системе покупок. Как вам идея для стартапа? «придержу вам место в поезде».рфbrusi
07.07.2016 16:34Верно говорите. Не знаю, на какой минуте сессия обрывается, но бывали проблемы на этапе оплаты и места бронировались из-за этого. Последний раз на 10 минут (может и меньше, точно не проверял).
msergeant
07.07.2016 14:06Нюанс в том, что данные изменения появились не очень давно.
Примерно с полгода назад (может чуть больше) цену билета можно было узнать в момент выбора места.
Видимо, вмешались маркетологи, с решили, что с такой запутанной системой большинство плюнет и купит первое попавшееся?
ice938
07.07.2016 16:53Покупал я лет десять назад билеты через сайт РЖД, а при оплате картой происходила ошибка- банк блокировал операцию. В итоге пришлось ехать на вокзал и выкупать билет в терминале. Обратился в ТП РЖД с этой проблемой- говорят банк плохой, карта неправильная. Обратился в ТП банка- просят дополнительные сведения. Не помню уже как, но мне удалось связать между собой эти две ТП =) Итог- банк мне сообщил, что РЖД при оплате через сайт, указывает в реквизитах платежа, что это платеж через терминал, при этом не сообщает PIN, а у меня платежи без ввода PIN запрещены. Дословно уже не помню, но идея была такова. А РЖД отписались, что банк от них требует чего-то невозможного, и вообще выпендривается, пользуйтесь картами Сбербанка и не выёживайтесь… А года три-четыре назад мне надо было в Москву и решил я, что от жд вокзала будет ближе добираться, чем от аэропорта- купил билет через все тот же сайт РЖД. При оплате картой того же банка опять получил отказ О_о Вспомнил давнишнюю историю и попробовал оплатить картой сбера- все получилось. Вот до сих пор недоумеваю- совпадение или за столько лет не пофиксили?
ice938
07.07.2016 18:48*платеж через терминал, при этом не сообщает PIN
платеж через терминал, при этом не сообщает, что прошла авторизация через PIN
vandalns
08.07.2016 12:19Последние 3 года покупаю билеты на сайте. Последний год использую карту не Тинькофф. Всё работает. Видимо, пофиксили.
redmanmale
12.07.2016 16:56Больше всего раздражает, что нельзя купить за один проход несколько билетов не рядом (при попытке выбрать несколько мест всегда выбирается диапазон).
Borz
13.07.2016 08:41а зачем так надо покупать?
redmanmale
13.07.2016 22:17Например, если мест рядом нет.
Borz
14.07.2016 01:01кейс «выбрать диапазон» так же сработает тогда и выдаст места не рядом
redmanmale
14.07.2016 11:14Увы, но он так не срабатывает.
Ошибка "выбран некорректный диапазон" или что-то вроде того.
oboyshikov
Вполне можно отписать им ваши пункты. Я например писал так в тинькофф, по поводу не совсем очевидного поведения функции ограничения снятия денег с карты. И знаете, сделали.