— Готов ли я к тому что клиент всегда прав?
— Готов ли я понять и простить всех этих роботов, которые пол дня заливают в себя кофе, вторые пол дня звонят по телефонам и переводят лес?
— Способен ли я убедить лидера Северной Кореи в том что демократия единственно верный путь развития современного общества?
Думаю этого достаточно. И все же, если ваш ответ “ДА”, то читайте дальше.
Вас ждет специфика отечественного консалтинга со всеми вытекающими отсюда последствиями. Что то наподобие первого дня за рулем на грузовике в центре Москвы. Проблема только в том, что этот день будет ваш “день сурка”. Как бы вы не повышали свой уровень взаимодействия с клиентом, как бы вы не развивали свои навыки машинного обучения, сбора и систематизации данных вам все равно будут сигналить со всех сторон как бы намекая “Тебе человек за МКАДом место, а здесь люди приличные”. Спасут вас только выдержка и интуиция. Это то, чему по-настоящему стоит учиться.
Блуждая в интернетах, часто можно встретить бравурные статьи с какого нибудь очередного форума или президиума (написанные ради повышения KPI) о том какие мы молодцы. И золотые партнеры (о Microsoft не путать с сетевым маркетингом) и лучшие методисты и внедренцы. Либо же, если вы работаете не на стороне интегратора, то в еженедельной рассылке видите чудеса повышения качества и эффективности работы персонала. Так же вам постоянно намекают что дела у компании идут великолепно (особенно у отдельных ее членов) что позволяет вашему воспаленному мозгу рисовать фантастическую кривую капитализации компании, в надеждах что и ваша запутанная тропинка семейного бюджета рано или поздно станет шестиполосным шоссе.
Но вы не емкость для кофе. И при наличии хотя бы пары лет опыта работы, вы вдруг видите как позолота с дверей и кабинетов начинает сходить. Глаза становятся шире. Сон хуже. Теперь вы знаете как подняли этот тот и тот проект. А если судьба закинула вас в нефтегазовый или строительный сектор экономики, ваши моральные терзания умножаются еще в несколько раз. И этот невменяемый масштаб идущих рука об руку клановости и пилы будет приходить в ваше сознание из ниоткуда и исчезать в никуда.
На плюсах и минусах особо не останавливаюсь. Отмечу, что многое зависит мягко говоря от удачи. Лидер, проект, ситуация, клиент. Всегда есть вероятность того, что что-то пойдет не по плану. И не всегда в худшем смысле этого слова. Конечно, не стоит забывать что от вас самих до определенного момента тоже многое зависит. Если кратко?—?консалтер это всегда широкий кругозор, всегда новое (даже если за новой формой скрывается пережеванное старое), не всегда, но высокий доход. Глобальный минус-ты всегда неправ. Это надо принять. Сделать это не так сложно, если последний плюс про тебя.
А теперь то, ради чего выше написано немало букв. Советы:
Коммуникация. Стремитесь установить контакты с руководителями разного уровня. Во-первых, обычно это люди более компетентные в вопросах работы участка нежели рядовые сотрудники. Во-вторых, в случае конфликтной ситуации с линейным сотрудником они могут занять вашу позицию или как минимум сохранить нейтралитет.
Потребитель. Конечный потребитель вашего результата труда это как правило “человек в поле”. Ему свойственно ставить задачи, что называется в лоб, однако от вас он ждет развернутого результата решения этой задачи. Здесь стоит вспомнить о буддизме. Не стесняйтесь признаться себе что вы ничего не знаете. Постарайтесь выжать максимум знаний из каждого специалиста. Это позволит вам однажды прийти к “знанию”. Это будет ваш уровень компетенции.
Компетентность. Поймите бизнес клиента. Вы можете потратить бюджет, нервы и время впустую, раз за разом пытаясь собрать воедино мозаику работы департамента, отдела, компании. Начните рисовать. Сделайте схему и дробите ее до тех пор, пока все проекты и бизнес процессы не встанут на свои полочки в вашей светлой голове.
Политика. Не забывайте о роли политических процессов внутри компании клиента. Для выделения приоритетных направлений работы очень полезно будет знать кто в компании “решает” и кто чей родственник. На основе этой информации вы сможете понять с кем стоит “дружить”, кого стоит избегать, кого можно проигнорировать и т.д. Помните, это важно! Чем дальше вы идете, тем меньше времени у вас остается на удовлетворение потребностей каждого сотрудника. Научитесь их разделять.
Живое общение. Да, консультанты стараются его избегать, и предпочитают сухие тексты в виде тысяч почтовых сообщений, скайпа, тимвьевера и т.д. Безусловно это правильно. Однако, как минимум на старте проекта вы должны познакомиться и пообщаться с максимальным числом сотрудников, таким образом дав понять им что вы не чужой. Вы только на стороне этого сотрудника и готовы к борьбе против всего и всех. На начальном этапе “свой парень”?—?это ваш путь.
Самый умный. Не давайте повода рядовым сотрудникам подумать что вы умнее их. Этого никто не любит. Особенно, если ты десять лет сидишь в одном кресле и все это время делаешь один и тот же документ. Вы должны прийти к паритету демонстрируемых знаний. Все что от вас требуется, периодически подбрасывать, невзначай, идею. В итоге клиент сам ее вам предложит. Профит. Клиент ощутил себя умным и причастным к великому. Вы получили лояльного пользователя. Теперь все просчеты в реализации?—?это и его просчеты.
Предвидение ситуации. Представим себе горы, на которых скопилось много снега. Вы метеоролог и ваша задача вызвать управляемый его сход. Если вы видите что определенный системный сбой или просчет в реализации вот вот приведет к коллапсу, то решайте эту проблему безотлагательно. Не ждите конца квартала и свою порцию разноса. В случае, если проблема требует привлечения больших человеческих ресурсов и самостоятельно вам не справиться, обращайтесь к руководителю. Если лавина все таки пошла- главное то, что ваш руководитель должен узнать об этом от вас, а не от разгневанных коллег.
Взаимодействие с руководителями среднего звена. Руководитель это защитник своих сотрудников. Не старайтесь в разговоре с ним, противопоставлять себя его подчиненным. Ничего хорошего из этого не выйдет. Старайтесь с уважением и на равных разъяснить свою позицию. Если вы идете с предложением?—?будьте готовы дать аргументированный ответ. Руководитель это немного бизнесмен. Эти люди как никто другой верят в то, что деньги компании это и их деньги. По этому только факты, способы решения поставленных задач и примерные сроки их выполнения.
Тайм-менеджемент. Ежедневно по всему миру проводятся тренинги, пишутся книги, суть которых сводятся к тому, что вы станете супер специалистом и качество вашей жизни улучшится. К сожалению, универсального совета не существует. Опыт — один из факторов, под влиянием которого постепенно вы научитесь управлять своим временем не только на работе, но и в редкие минуты отдыха. Один из советов?—?старайтесь не работать в выходные. Работать в выходные неэффективно. Все что вы получите это низкий результат труда и усталость перед началом новой рабочей недели. Попробуйте пропустить следующий “рабочий выходной” и вы удивитесь тому, что на работе ничего не изменилось, а вы наконец выспались и занялись своим хобби.
Команда. Как это банально не звучит, хорошая команда-залог успешной реализации как текущих так и перспективных задач. Не всегда команда, сформированная на ранних стадиях проекта, доходит в неизменном составе до его логического завершения или завершения этапа. Опыт внедрения показывает, что в итоговой команде, вполне, может остаться человек с более низким уровнем компетенции, однако, более упорный и неконфликтный. Если вы занимаетесь интеграцией, еще одним советом будет хороший программист. Добейтесь того что бы с вами в паре работал такой же заинтересованный кодер. Такой, которому вы сможете позвонить среди ночи и сказать “Выручай! Горим!”. Очень часто проекты гибнут от собственных механизмов защиты. В случае, если у вас в нужный момент возникнут трудности с поиском свободного разработчика или потребуется длинный трекинг утверждения постановки задачи вы потеряете много времени и главное лояльность пользователей. Хороший программист?—?ваш друг.
В заключении, хочу добавить, что это не мануал по решению конкретной задачи. Эта статья о человеке и о загадках его мышления. И не забывайте, что средства автоматизации делают нас все дальше друг от друга.
Комментарии (4)
dimka310
22.01.2017 09:57Хорошая статья, но очень, очень короткая… Эх, сколько всего хочется сказать про профессию консультанта!
dimka310
22.01.2017 10:04Это были эмоции, простите.
А вот факты: Есть несколько примеров того, как большие и хорошо финансируемые проекты были фактически завалены из-за того, что аналитики от бизнеса не желали ни на грамм изучить выбранную программную платформу, не желали ни на миллиметр подвинуть свои требования. А результат — тьма квалифицированных разработчиков от консалтера пытаются реализовать то, что не реализуемо. Проходят годы, деньги кончаются рано или поздно, и проект признаётся неуспешным или около того. Там и вендор начинает задавать вопросы: что это за чёрная дыра такая у вас? У нас в Германии подобный бизнес автоматизируется за N месяцев, а у вас уже третий год пошёл.
Вот они, реалии большого консалтинга.malbaron
22.01.2017 10:57Проходят годы, деньги кончаются рано или поздно, и проект признаётся неуспешным или около того. Там и вендор начинает задавать вопросы: что это за чёрная дыра такая у вас? У нас в Германии подобный бизнес автоматизируется за N месяцев, а у вас уже третий год пошёл.
Это отдельно взятая компания, а не страна.
На Хабре есть байки аналитика — очень много чего интересного писал.
Еще и не такое бывает.
Жаль, не вспомню как найти статью, какие слова в назывании.
Еще у него там расписаны ключевые моменты.
В вашем примере, скорее всего не было того, кто бы был в компании «заинтересован в проекте+имел вес в компании для проталкивания». Без такого человека начинать проект — бессмысленно.
malbaron
Что?
Как сказал мне на одной из моих первых работ очень умный директор: «Забудь, что клиент всегда прав. Я тебя нанял потому что ты, а не я эксперт в твоей области. Ты мне должен объяснить что да как. Если я что-то хочу сделать в разрез с компьютерными технологиями, что-то не лучшим образом, где-то выбираю не правильные решения — не бойся и не стесняйся, просто скажи мне об этом. За это я тебе и плачу тебе деньги».