В России около 5,5 миллионов предпринимателей. Кто такие предприниматели? Предприниматели – это творцы, люди, которые из ничего создают все, в чем нуждается этот мир. А еще эти ребята создают новые рабочие места и объединяют людей с общими интересами. Наконец, именно от русских предпринимателей зависит то, как мы будем жить в России и какое место занимает российской экономика на этой планете. То есть, именно эти 5 миллионов людей кормят нашу страну и каждого из нас.

В Альфа-Банке собрались люди, главной целью которых является помочь русским предпринимателям стать лучшими в мире, ориентиром и ролевой моделью для других стран. Сегодня предприниматели выбирают Альфа-Банк чаще, чем любой другой коммерческий банк в России. В Альфа-Банке — одни из лучших мобильный и интернет-банки, большинство наших клиентов рекомендует Альфа-Банк своим друзьям, коллегам и родственникам. Но этого недостаточно для достижения нашей главной цели – вывести наш малый бизнес на первое место в мире. Цель амбициозная, и мы постоянно ищем людей, которые близки нам по духу и стремлениям.



Дальше я расскажу о ключевой роли в наших SCRUM командах – владельце продукта (или Product owner), о том, какими качествами он должен обладать, и как мы искали эти качества среди тех, кто только начинает свою карьеру, студентов последних курсов, которые откликнулись на наш зов и подали заявку на стажировку.

Кто такой Product owner?


Кто такой владелец продукта? Владелец продукта это не кто иной, как предприниматель. Хороший продакт создает из ничего продукт, который нужен и который любят его пользователи. Хороший продакт объединяет людей и обеспечивает их любимой работой. Хороший продакт влияет на экономику своей страны, увеличивая ее ВВП. За 4 года жизни Альфа-Лаборатории мы сформировали список навыков и знаний, которыми должен обладать человек, считающий себя сильным PO:

  1. Строить свой продукт от потребностей и болей своих пользователей.
  2. Уметь управлять рисками.
  3. Принимать решения на основании правильных метрик.
  4. Уметь создавать / улучшать бизнес-модель продукта.
  5. Уметь приоритизировать бэклог так, чтобы максимально быстро приближать достигать целей продукта.
  6. Уметь создавать видение и стратегию продукта.
  7. Уметь строить гибкий RoadMap на короткие и средние сроки.
  8. Быть лидером команды.
  9. Знать рынок и конкурентов.
  10. Уметь выводить продукт на рынок.
  11. Уметь управлять ожиданиями инвесторов.
  12. Отвечать за P&L головой и управлять им.
  13. Быть апологетом гибких методологий Agile.

Пока что на российском рынке труда не так много людей, которые бы удовлетворяли всем этим требованиям. Но мы знаем, что очень скоро их станет гораздо больше, потому что иным образом наши цели и мечты не достижимы.

Для таких супергероев у нас всегда открыты вакансии, но иногда мы берем к себе вчерашних студентов, чтобы вырастить из них супергероев самостоятельно. Поэтому, если ты видишь в этих 13 пунктах себя – присылай свое резюме, через форму или в личку ;)

2 июля мы провели отбор на 2 позиции на стажировку в роли Product ownera для студентов последних курсов и выпускников.

На старте


Что мы имели на старте? На наш призыв откликнулось более 100 ребят из лучших ВУЗов страны.

Сначала я отобрал топ-30 кандидатов, которым позвонил вечером в пятницу с приглашением приехать к нам в Альфа-Лабораторию в воскресенье к 10 утра. Таким образом, около половины кандидатов не смогли приехать. Да, некоторые ребята были в других странах, но большинство, возможно, имело недостаточную мотивацию быть PO. Так мы получили людей, которые действительно хотят быть продактами.



Дальше мы постарались ответить на вопрос — а какими качествами должен обладать человек, чтобы он быстро стал крутым владельцем продукта?

Получился вот такой список хотелок:

  1. Коммуникатор уровня «Бог».
  2. Способен на эмпатию.
  3. Командный игрок. Ставит цели команды превыше собственных.
  4. Умеет работать при высоком уровне стресса.
  5. Готов общаться с предпринимателями и может их достать из-под земли.
  6. Креативный.
  7. Думает о метриках и о том, как быстро получать и реагировать на новые знания о продукте.
  8. Доверяет людям.

Программа


Дальше мы подумали, как сделать так, чтобы увидеть эти качества в ребятах за 4 часа, и у нас получилась следующая программа:

  1. Экскурсия по Альфа-Лаборатории – место, в котором есть все для того, чтобы создавать лучшие в мире digital-продукты. Смотрели, сколько и какие вопросы задают ребята.
  2. Знакомство друг с другом. 30-секундный питч, за который кандидату надо было показать, какой он человек. Отмечали тех, кого по итогам питча выбрали себе в друзья другие кандидаты.
  3. Рассказали о нашем продукте, клиентах, культуре и подходах в исследованиях. Получили от ребят ряд интересных вопросов и 12 пар горящих глаз.
  4. Дальше кандидаты поделились на 4 команды
  5. Мы дали задание — за 30 минут надо было:
    — прочитать 20 страниц интервью, выделить по одной ключевой цитате — боль, потребность и страх предпринимателя.
    — договориться, какие боль, потребность и страх выбрать и представить от команды.
    — сформулировать в один стикер жирным фломастером суть цитаты.
  6. Каждая команда презентовала результаты. Оценивали друг друга сами, без нашего участия (почувствовали ли вы эмоцию респондента)?
  7. Потом дали еще одно задание — придумать командой продуктовое решение за 20 минут.
  8. Рассказали о том, что такое Демо-дни в Альфа-Лаборатории, сказали, что сейчас поиграем в Демо-день, и что участие каждого важно в плане дачи позитивной обратной связи.
  9. Индивидуальное задание — написать, какие бы они выбрали 3 главных метрики продукта и что бы с ними делали
  10. За 5 минут до конца дали ребятам последнее задание – в течение 24 часов прислать видео интервью с предпринимателем на тему “Что вас больше всего беспокоит в бизнесе”?



В итоге 8 человек прислали записи интервью, а я определил 3 финалистов с помощью специальной системы оценки. 20 июля две финалистки, которые заняли первое и второе место, выйдут на свою работу мечты, и очень скоро станут крутыми продактами, которые несут ценность этому миру.

С кем будете работать


Немного расскажу о себе, чтобы вы представляли, кому отправлять свою резюме на позицию Владельца продукта (Product owner) «Лучший Digital банк для предпринимателей в мире».



  • Меня зовут Федор. Я родился в семье ученых. Мама кандидат биологических наук, папа — математических.
  • Закончил Новосибирский Государственный университет, мехмат.
  • На заре своей карьеры я работал с предпринимателями напрямую, посетил несколько сотен компаний, оценивая их платежеспособность и общаясь с владельцами бизнеса.
  • Я оценил риски и принял решение о кредитовании (в основном, положительные) более чем по 1000 кредитных заявок от предпринимателей со всей страны — от Калининграда до Владивостока, от выращивания семечек до интернет-магазинов.
  • Я был седьмым сотрудником в стартапе Модульбанк, где мы построили Банк для предпринимателей с нуля.
  • Сейчас я Владелец продукта «Новый интернет-банк для малого бизнеса», лидер в 3 SCRUM-командах, и наша команда постоянно расширяется
  • Я стремлюсь делиться с миром тем, что обрел самостоятельно. Например, год назад я преподавал математику на английском для желающих сдать GMAT, а этой весной меня приглашали в Британскую Школу Дизайна, где я делился со студентами своим опытом приоритезации продуктового бэклога.
  • Я много читаю. Мир слишком быстро меняется, чтобы останавливать свое развитие. Ко мне всегда можно обратиться за хорошими книжками на многие темы, связанные с созданием продуктов.
  • Я помешан на здоровом образе жизни. Знаю, какие привычки нужно обрести, чтобы прожить дольше.

Приходите к нам работать. Скучно точно не будет.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (30)


  1. WizardryIB
    17.07.2017 12:41
    +2

    Это Вы гейш отобрали, а не Product Owners.) А фото их можно увидеть!?


    1. trybefaster
      17.07.2017 12:45
      -2

      Время покажет :) И да, они еще и красавицы, приходите к нам ;))


  1. Dmitry_5
    17.07.2017 12:52

    Оунер должен, должен, должен… То есть очередной мальчик, который во всем виноват. Разраб накосячил? Аналитик виноват!


    Ну и да, шутка про разработку студентами внезапно перестает быть шуткой


    1. trybefaster
      17.07.2017 12:57
      -2

      Согласен, лидером быть не просто! Но виноватых мы не ищем, это бессмыслено)


      1. Timur_n
        17.07.2017 14:08
        +3

        Это вы то не ищите виноватых:

        Пока что на российском рынке труда не так много людей, которые бы удовлетворяли всем этим требованиям.
        т.е. вы всех потенциальных предпринимателей так охарактеризовали, (или вообще всех)? можно уточнить на основании чего вы так решили, каких социологических исследований, и что это за отношение к кандидатам
        Сначала я отобрал топ-30 кандидатов, которым позвонил вечером в пятницу с приглашением приехать к нам в Альфа-Лабораторию в воскресенье к 10 утра. Таким образом, около половины кандидатов не смогли приехать.
        до этого вы сказали
        В Альфа-Банке собрались люди, главной целью которых является помочь русским предпринимателям стать лучшими в мире, ориентиром и ролевой моделью для других стран.
        Да, некоторые ребята были в других странах, но большинство, возможно, имело недостаточную мотивацию быть PO.
        в другой стране Карл! т.е. вы своей статьей подтвердили что вам в принципе все равно кто приедет, вы даже для статьи не напрягаетесь… так держать PR-отдел!


        1. trybefaster
          17.07.2017 15:04
          -1

          Тимур, ну правда не ищем. Честно-честно! :) Мы вкладываемся в своих людей и развиваем, чтобы у них все получилось. Не ошибается только тот, кто ничего не делает, есть такая поговорка!


      1. Naglec
        17.07.2017 15:01
        +3

        Отпишитесь, когда «продукт-оунерами» мобильного и интернет-банкинга у вас станут креативные ребята 23-24 лет с горящими глазами — я банк пойду менять.


        1. trybefaster
          17.07.2017 15:03
          -4

          Ребят мы взяли на стажировку на пол года. Они пока учаться, помогают. Не переживай! А ты у нас клиент, как предприниматель? Нравится продукт?


  1. JC_IIB
    17.07.2017 14:13
    +8

    Сначала я отобрал топ-30 кандидатов, которым позвонил вечером в пятницу с приглашением приехать к нам в Альфа-Лабораторию в воскресенье к 10 утра. Таким образом, около половины кандидатов не смогли приехать. Да, некоторые ребята были в других странах, но большинство, возможно, имело недостаточную мотивацию быть PO.

    Мне одному кажется, что это не нормально??? Я думаю, единственное, почему это прокатило — студенты. Им нужен старт, опыт и стаж.


    1. trybefaster
      17.07.2017 15:01
      -8

      Почему не нормально? :)


      1. webkumo
        17.07.2017 16:05
        +5

        Потому что у зрелых спецов по выходным бывают другие занятия. Семья/курсы/хобби/прочие радости жизни. И планы формируются за неделю-две до.


        1. JC_IIB
          17.07.2017 17:05
          +3

          Я бы сказал у всех по выходным бывают другие занятия. У студентов в том числе.
          Хотя подоплёка этого теста понятна — насколько тебе нужна эта работа, как быстро ты можешь покинуть собственную зону комфорта, и понимаешь ли ты, что работать в нашем банке...


          1. webkumo
            17.07.2017 17:22
            +1

            Я бы сказал у всех по выходным бывают другие занятия. У студентов в том числе.

            Но студенты более мобильны и легче меняют планы (т.к. у них выше потребность).


            PS ну и у студентов таки бывает такое, что планов нет, а вот пара "спиногрызов" обеспечивают планы всегда.


      1. Matvey-Kuk
        18.07.2017 00:22
        +1

        Будьте уверены, это ни сколько не говорит об отсутствии мотивации. Отказ работодателя назначить собеседование в удобное время и в удобном формате, говорит о пренебрежении с его стороны, что есть тревожный сигнал для соискателя. Не стоит делать скидку и на стажерство. По своему опыту, чем серьезнее компания — тем больше отношение к стажерам похоже на отношение ко всем остальным сотрудникам.

        И расскажите, пожалуйста, о «специальной системе оценки».


  1. WizardryIB
    17.07.2017 14:13
    +9

    Product Owners — это владелец продукта, представитель заказчика на стороне команды, глубоко понимающий users story и процессы, в которых они протекают. Человек, мнению которого доверяет заказчик и чьи требования уважает команда! Им не может быть студент после окончания института. Всё это напоминает медиа-балаган..., а не финансовый сектор. Извините.


    1. trybefaster
      17.07.2017 14:54
      -7

      Правильно, но не совсем. Все таки думать о клиенте, о продукте, о том, как сделать продукт, который любят клиенты, о том, как сделать продукт, у которого сходится экономика, чтобы он прожил дольше — это работа РО.

      Студенты у нас вышли на стажировку :) Потом у нас есть уровни — Junior PO, Senior PO, Chief PO. Чем выше уровень, тем выше ответственность. Конечно же мы присматриваем за студентами. Им еще многое предстоит узнать и обрести, и на качестве наших продуктов это не отражается, это ответственность чифов и синьеров.


      1. Cobolorum
        17.07.2017 15:25
        +7

        Смешно. Удачи с таким PO.


      1. Gray_Wolf
        17.07.2017 17:26
        +1

        на качестве наших продуктов это не отражается, это ответственность чифов и синьеров

        Так всёже, они владельцы продукта или нет?
        Что это за владелец который не влияет на качество продукта?
        Если это помощник PO, то и пишите что нанимаете помощников а не PO.


    1. Gryphon88
      17.07.2017 19:26

      Я правильно понимаю роль РО: это работник от исполнителя, который на стороне заказчика подробно вызнаёт, чего на самом деле хочет заказчик, для чего часто ловит за пуговичку всех ответственных/заинтересованных лиц на стороне заказчика, вникает в бизнес-процессы и пытается не умереть от парадокса в процессе? А потом, с получившейся непротиворечивой картиной приходит к команде и развернуто пересказывает хотелки с комментариями "это важно", "это критично" и "это если время останется"?


      1. WizardryIB
        18.07.2017 07:32

        Вы описали работу аналитика.


  1. Legion21
    17.07.2017 14:14
    +5

    И нахрена вам столько тупых руководителей? Они без разрабов (да и не только) никто… Глупо это все)


    1. trybefaster
      17.07.2017 15:00
      -4

      Ну почему же руководители. У нас в скрам команде обычно 7-8 человек. Это горизонтальная структура, у каждой роли своя ответственность. QA Engineer отвечает за качество продукта и его тестирование, Developers за работающий код. Дизайнеры интерфесов — за дизайн и пользовательский опыт. РО — за то, о чем я рассказывал в статье. При этом команды у нас самоорганизованные, и кроссфункциональные, мы работаем по чистому SCRUMу. То есть, отвечая на ваш вопрос — руководителей у нас не много, а скорей наборот. А тупых так вообще нет :)


    1. trybefaster
      17.07.2017 15:00
      +1

      Кстати разработчики нам тоже очень нужны толковые, приходите к нам, у нас классно!


      1. SADKO
        17.07.2017 19:13
        +2

        Вот после таких постов к вам разработчики в очередь так прямо и выстроятся :-)


        1. Pakos
          18.07.2017 10:45

          В 10 в воскресенье.


  1. webkumo
    17.07.2017 20:08
    +5

    Или мне кажется или самомнение так и прёт:


    Я помешан на здоровом образе жизни. Знаю, какие привычки нужно обрести, чтобы прожить дольше.

    То, что вы помешаны на здоровом образе жизни никак не означает, что вы знаете: какие привычки нужно обрести, чтобы прожить дольше.


    Я много читаю. Мир слишком быстро меняется, чтобы останавливать свое развитие. Ко мне всегда можно обратиться за хорошими книжками на многие темы, связанные с созданием продуктов.

    Не нашёл связи между первым и вторым и вторым и третьим предложениями. Книжки на темы связанные с созданием продуктов — чуть более чем все состоят из "ошибки выжившего". Стоит ли их читать — выбор за конкретным читателем.


    Сейчас я Владелец продукта «Новый интернет-банк для малого бизнеса», лидер в 3 SCRUM-командах, и наша команда постоянно расширяется

    Или вы не человек, или вы где-то недорабатываете… Ну или вы не вполне корректно описали ваши должностные обязанности. Скажем PO немаленького проекта вполне может оказаться ещё и скрам-мастером в командах, занимающихся этим проектом… а вот "лидером" он потянет, если команды по 2-3 человека… В противном случае часть тимлидерских функций, очевидно, несут и другие люди.


    Меня зовут Федор. Я родился в семье ученых. Мама кандидат биологических наук, папа — математических.

    Это информация вообще никак вас не характеризует.


    Остальное — имхо банальное хвастовство, и отношения к заявленной теме не имеет. Да и оценки деятельности в заявленных ролях там просто нет.


    впрочем перечитал статью… там то же самое — вода и непонятные заявления, непонятно на чём базирующиеся:


    • Принимать решения на основании правильных метрик. (правильные метрики — это круто. Только они для каждого человека, внезапно, оказаться разными...)
    • Уметь приоритизировать бэклог так, чтобы максимально быстро приближать достигать целей продукта. (я понял, чукча не читатель! и да, после слова беклог предложение можно было заканчивать, остальное — тупо лишнее)
    • Уметь управлять ожиданиями инвесторов. (это явно не про PO в нормальной организации… разве что в стартапе роль PO может включить этот пункт)
    • Быть апологетом гибких методологий Agile. (внезапно, waterfall всё ещё жив и PO там тоже бывают нужны. Да и другие не-agile методологии так же всё ещё живы)
    • Коммуникатор уровня «Бог». (ни прибавить, ни убавить… вот так вот использовать заимствованное слово нужно было ещё постараться… вы хоть понимаете, что его смысловое значение совсем не вписывается в те рамки, в которые вы его впихуете?)
    • Способен на эмпатию. ("я два разва не повторяюсь, не повторяюсь"… похоже вы таки сами не поняли, что в предыдущем пункте написали...)
    • Командный игрок. Ставит цели команды превыше собственных. (да, это очень выгодно владельца бизнеса, изредка бывает выгодно проекту… вот только мало что-то дураков, готовых забесплатно таскать каштаны из огня… ой мало… вечно всем подавай и оплату корректную и условия работы человеческие!)
    • Умеет работать при высоком уровне стресса. (ну х***ый же должен быть PO… ну или заказчик, если этому самому PO нужно работать в условиях высокого стресса...)
    • Готов общаться с предпринимателями и может их достать из-под земли. (а вот тут некорректно озаглавливание списка, должно быть — "чтобы он быстро стал крутым владельцем продукта в наших проектах")
    • Креативный. (боже упаси от креативного PO, из-за которого задачи меняются прям в процессе исполнения)
    • Думает о метриках и о том, как быстро получать и реагировать на новые знания о продукте. (не о метриках он должен думать, а максимально эффективном построении проекта: приоретизации задач, выделении MVP)
    • Доверяет людям. (человек, работающий с пользователем не может ему доверять. Вообще доверять всем людям может только лопух, нормальный человек всегда закладывает риски. нормальный менеджер, а PO относится к ним, закладывает кучу рисков… он просто не имеет права доверять)


  1. alobzov
    17.07.2017 22:14
    +1

    Довольно нестандартный подход к набору стажеров. Внимание привлек тот факт, что кандидатам дали возможность продемонстрировать навыки работы в команде и общения с потенциальными клиентами Банка. На мой взгляд, эти навыки во многом определяют успешного PO


  1. Sponti
    18.07.2017 03:34

    Да, я помню те времена когда в малый бизнес вообще из банков мало кто верил, как и в способных студентов. Так что делайте выводы. Я верю, что привлекать амбициозных людей всегда в плюс!


  1. questor
    18.07.2017 09:43

    Каким образом из ста первоначальных человек осталось тридцать? Убрали 70% кандидатов и ни слова как. Отсеяли по резюме, не глядя? Что именно искали, что было негативом?


  1. lpre
    18.07.2017 11:09

    помочь русским предпринимателям

    А почему только русским, а не российским? Это только на западе мы для них все русские, но мы-то знаем, что в России живут россияне (в том числе и русские). А вы знаете об этом?