Источник фото

Занимательных материалов о бетоне, его свойствах и применении на Geektimes написано достаточно. Например, про первый напечатанный в России дом, я прочитал именно здесь. Полагаю, мой материал здесь будет весьма уместен.

Под катом:

  • Кто построил первый монолитный дом;
  • Почему в США дороги служат 30 лет;
  • Корабли из бетона;
  • Прозрачный бетон;
  • и другие интересные факты.

Самый первый бетон


Самый ранний бетон относят к 5 600 году до н.э. На берегах Дуная археологи нашли хижину, построенную из смесей гравия, песка, воды и цемента. А толщина пола в нем достигала 25 см. Хороший пример монолитостроения без спецоборудования.

Пирамиды отливались из бетона


Предположения о том, что пирамиды строились из бетона, не новы. Еще в конце прошлого века швейцарский профессор химии, Джозеф Давидовиц предположил, что особого секрета строительства усыпальниц фараонов нет – они возведены благодаря бетонной заливке. Не так давно внутри одного из блоков, стоящих в пирамиде Хеопса нашли человеческий волос, принадлежащий древнему строителю.

Все дороги ведут в Рим


Множество дорог, построенных Римской Империей, были построены в болотистых или изобилующих водой областях. Как оказалось, еще в III – II веках до н.э. древние римляне уже умели делать бетон, застывающий в воде. В его основе была известь и пепел вулканического происхождения.

Первый монолитный дом


Источник фото

Первый дом из бетона построила цементная компания Эдиссона в Портленде. Изобретатель решил избавить город от трущоб и помочь семье каждого работающего человека получить прочный пожаробезопасный дом. Относительно недорогой.

Цена за монолитный дом с трубопроводом, ванной и другими удобствами составляла около 1 200 долларов. Это примерно втрое меньше цены за кирпичный дом.

Но, несмотря на то, что цемент Эдисона использовался при строительстве многих структур вокруг Нью-Йорка во время строительного бума в начале 1900-х годов, бетонные дома так и не прижились.

Причин было три:

  • Пресс-формы и оборудование, необходимые для строительства требовали больших финансовых ресурсов на старте, и немногие компании могли себе это позволить.
  • Некоторые семьи не хотели переезжать в дома, которые рекламировались, как новое жилье для тех, кто жил в трущобах.
  • Дома были просто некрасивые.

В результате первым жителем такого дома стал сам Эдиссон.

Почему в США дороги по 30 лет служат


Америка – это страна дорог. Но 55 000 миль американских шоссе вовсе не асфальтовые, а залиты высококачественным, не боящимся влаги и мороза, бетоном. Поэтому машины, которые по ним ездят, имеют гораздо больший срок службы, чем те, которые передвигаются по асфальту. Первая бетонная дорога была уложена в США в 1930 году, в штате Индиана, а затем и в штате Иллинойс в 1940 году.

Дороги США классифицируются от самых значимых и проходимых к менее значимым:

  • Interstate Highways (обозначается индексом I),
  • US Highways (US),
  • State Highways (в данном случае — TX),
  • FM roads (FM, означающим Farm to Market),
  • Local Roads (к этой группе относятся прочие дороги, такие как Road (Rd), Avenue (Ave), Junction (Jct) и прочие).

Дороги с индексами I и US делают из бетона. По ним идет самый большой поток транспорта и грузов. Но есть небольшая особенность: некоторые дороги покрыты асфальтом. Но это только видимость: под асфальтом – бетон. Это делается для продления жизни дороги и оттягивания ремонта после износа бетонного покрытия. Перекрыть дорогу бетоном сложнее и дороже, чем асфальтом.

Выбор в пользу бетона был сделан из-за его прочности, долговечности, неприхотливостью к длительной нагрузке и перевесу дальнобоев. Минусы – проблематичность укладки и ремонта. В случае с асфальтом дорога готова к потоку машин через 7-8 часов, а для бетонной дороги требуется несколько месяцев работы.

Мостовые и дороги из бетона служат до 30 лет без капитального ремонта, асфальтные – до 10 лет, и то, если их правильно уложить.

Бетонный климат-контроль


Благодаря светлой окраске бетон отражает свет на 33—50 % больше, чем асфальт. Благодаря этому городским властям Атланты удалось понизить среднесуточную температуру в городе на 4 °С. Десятилетние исследования улиц, проводившиеся в середине 1980-х гг. в штате Канзас, показали, что затраты на поддержание асфальтовых покрытий в сравнении с бетонными в девять раз выше.

Чемпион по спросу


Бетон является наиболее востребованным материалом в мире. Ежегодно в мире изготавливают где-то 6 миллиардов кубометров этого стройматериала. Если учесть, что количество землян примерно такое же, тогда выходит, что каждый год на одного жителя планеты приходится около 1 м3 выпущенного бетона.

Плавучий бетон


Звучит странно, но железобетон использовали для строительства лодок и кораблей. Материал был запатентован 1848 году французом Джозефом Монье. Несколько лет спустя на Всемирной выставке в Париже была продемонстрирована весельная лодка, изготовленная из железобетона. Тоже французского изобретателя.

В 1917 году норвежский инженер Николай Фегнер создал первое самоходное морское судно «Namsenfijord» из железобетона. В годы II Мировой войны в США были построены 24 железобетонных судна и 80 барж.

Железобетонная баржа на Рижском причале. Источник фото.

Теннисный стол из бетона


Несколько дней назад я наткнулся на картинку теннисного стола из…бетона. Автором творения оказалась дизайнерская студия из Барнаула. Прочитать про то, как они это делали, можно здесь. В материале есть интересные детали, например, о том, как сделать поверхность столешницы гладкой, какой должна быть сетка и другие тонкости.



Прозрачный бетон


Молодой изобретатель из Израиля (Aron Losonczi) изобрел «прозрачный» бетон, добавив в состав стекловолокно. В результате новый материал пропускает свет и выглядит намного легче, сохраняя свои свойства.


Источник фото

Поделитесь в комментариях другими интересными фактами.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (58)


  1. grayich
    18.07.2017 10:56
    +11

    Зашёл почитать из за анонса прозрачного бетона, в итоге наиобманули, включение в бетон стекла не делает бетон прозрачным.


    1. wilelf
      18.07.2017 11:15
      -15

      Заголовки должны вносить интригу. Прошу прощения, что так разочаровал.


      1. mwambanatanga
        18.07.2017 11:50
        +5

        Заголовки должны вносить интригу.
        Должны, да. И в данном случае он её вносит. А развязка интриги должна содержаться в самом тексте. Но всё «развязалось» как-то не так.


    1. Victor_Grigoryev
      18.07.2017 18:15
      +8

      Журналист изнасиловал бетономешалку


      1. Mario_Z
        19.07.2017 13:26

        Такое видео явно бы просочилось в современные тренды ютуба.


  1. SergeyA
    18.07.2017 11:15
    +2

    а как же спортинвентарь? :)


  1. GeMir
    18.07.2017 11:28
    +3

    «Несколько дней назад я наткнулся на картинку теннисного стола из…бетона.» — существуют с незапамятных времён во дворах немецких школ.

    Регата бетонных каноэ проходит раз в два года с 1986 года.


    1. drsmoll
      18.07.2017 12:05
      +1

      В 1987 во дворе моего советского дома (г. Витебск) тоже стоял теннисный стол из бетонной плиты установленный строителями.


  1. sim-dev
    18.07.2017 11:38
    +1

    Лично меня удивил полистиролбетон — и не подумал бы, что такое бывает.


    1. Deverex
      18.07.2017 16:46
      +2

      Удобная вещь в определенных условиях. Я у себя пол на балконах заливал (требовалось выравнивание перепада в 5 см от края к краю и теплоизоляция). Обычный цемент + пенопластовая крошка + вода + жидкое мыло. После нескольких тестов вышло отличное покрытие, которое можно самостоятельно изготовить малыми порциями и использовать. Достаточно легкое для балкона (около 80 кг на всю площадь — по весу цемента). Сверху обязательно наливной пол тонким слоем и коврик. Прочность проверена на практике шкафом, забитым домашними закрутками и массой менее весомого хлама.


      1. vconst
        18.07.2017 17:52

        Насыпной пол не был бы проще?


        1. Deverex
          18.07.2017 22:29

          Насыпной пол не был бы твердым. Настил — не предлагать.


        1. Deverex
          18.07.2017 23:10

          UPD:

          Эксклюзивное фото заливки
          image


          1. vconst
            19.07.2017 01:24

            Так я и сам умею, а насыпные вроде уже давно отладили, все там жестко.


            1. Deverex
              19.07.2017 01:40

              Посмотрел технологию еще раз. Минусы для меня:
              1.Цена
              2.Сомнительная влагостойкость (у меня балкон часто открыт)
              3.Вес, хотя тут спорно.


              1. vconst
                19.07.2017 01:46

                С открытым балконом насыпной будет не очень, это да.


          1. Mario_Z
            19.07.2017 13:29

            Теплопроводность какая?


            1. Deverex
              19.07.2017 14:19
              +1

              Численные замеры не проводил, но субъективно — очень плохо проводит тепло в любую сторону, т.е. как изолятор — вполне хорош. Наливной пол поверх полистиролбетона быстро набирает почти комнатную температуру. Проверял зимой, при -10, нагревал балкон от кухни. Часа через 2 температура пола была холоднее воздуха примерно на 5 градусов.


              1. Mario_Z
                19.07.2017 14:30

                Интересно, спасибо.


    1. General_Failure
      19.07.2017 09:42

      У бетона много модификаций
      Я, например, хочу построить дом из древобетона (больше известного как арболит), где вместо щебня используется деревянная стружка

      И вот ещё одно применение бетона - корпуса для электроники
      image


      1. sumanai
        19.07.2017 19:19

        Я, например, хочу построить дом из древобетона (больше известного как арболит)

        Годная вещь. Мой дядя себе дом из таких блоков построил, только там полые внутри, половина заполнена пенопластом, половина заливается бетоном.


        1. General_Failure
          20.07.2017 07:06

          Я, конечно, пока специалист диванный, но моё мнение после прочтения мануалов и форумов по арболиту — пенопласт можно выкинуть
          Арболит сам по себе хороший теплоизолятор, к тому же не токсичен и почти не горюч (тлеет только, когда рядом что-то горит, но сам горение не поддерживает)


          1. Mario_Z
            20.07.2017 11:52
            +1

            Вы при покупке арболита внимательней изучайте предложение. Достаточно часто продают самодельный, у которого прочностные характеристики заметно хуже. Вообще, по собственному опыту — лучше стройте из кирпича. С газоблоком тоже можно нарваться на брак, даже в заводских партиях. Причем, самое обидное, что выясняется это уже спустя год или более.


            1. General_Failure
              20.07.2017 12:02
              +1

              Спасибо, я уже в курсе
              Знакомый, который посадил меня на эту тему, сам ездил по производствам с кувалдой в багажнике, покупал по одному блоку на пробу и проводил юнит-тестирование :)
              Только с одной фирмы блок выдержал и кувалду, и удар об асфальт
              Другие то раскалывались, то вообще рассыпались
              Соберусь строить — тоже так же придётся покататься видимо


          1. sumanai
            20.07.2017 17:58

            Там была по сути несъёмная опалубка, её толщины не хватило бы для надёжной теплоизоляции.


  1. neochapay
    18.07.2017 12:01
    +9

    Интересно, сколько ещё будет ходить дурь про пирамиды из бетона?


    1. fpir
      18.07.2017 12:21

      Ну мало-ли, ведь не Вы лично, ни кто-либо ещё из недавно живших не проверили каждый блок каждой пирамиды. Возможность, что один из них или даже несколько, из бетона не опровергнута на 100%.
      P.S.Если-что, это шутка юмора.


    1. Gryphon88
      18.07.2017 12:46
      +1

      Надо заплатить египтянам, чтобы на камеру ещё одну маленькую построили, без современного инструмента. С жителями о.Пасхи прокатило, там мистика развеялась


      1. DartAlex
        18.07.2017 12:57
        +4

        Ребята с antropogenez.ru уже частично воспроизвели технологии строительства пирамид. И на конференциях учёные против мифов активно развевают в том числе и мифы о строительстве пирамид.


        1. neochapay
          18.07.2017 16:36
          +2

          Пирамидаидиотам пофиг…


    1. burundukh
      20.07.2017 12:05

      а как на самом деле обстояло?


      1. sumanai
        20.07.2017 18:07

        Куча блоков, сваленных абы как, прикрытых сверху мягким известняком, который разворовывали сразу после смерти построившего фараона.


  1. UDiy34r3u74tsg34
    18.07.2017 12:05
    +4

    Египетский бетон, на сколько я знаю, надёжно опровергли. Или я что-то пропустил?


    1. MacIn
      18.07.2017 16:33
      +1

      Тут все как обычно: чтобы опровергунть лживую строчку, надо написать абзац; для лживой страницы — целую книгу. Один вброс разошелся широко и запомнился многим, а опровержение — в малом кругу заинтересованных темой. В итоге обыватель так и остался с теорией бетоноидов.


    1. ns3230
      18.07.2017 16:49

      Опровергли. Но нам еще в 2011 году преподавательница на парах по истории древнего востока про бетон рассказывала. А если кандидат наук такую маргинальную теорию продвигает, то что уже о "простых смертных" говорить.


  1. xcore78
    18.07.2017 12:54
    +7

    У вас кусок про дороги США ворованный:

    http://mechanismone.livejournal.com/15957.html

    Первая картинка поста тоже оттуда.


    1. wilelf
      18.07.2017 16:47
      -1

      Поправлю. Спасибо.


  1. GreatRash
    18.07.2017 14:45

    Из бетона делают например столешницы для кухонь.


  1. olekl
    18.07.2017 16:01

    На бетонном теннисном столе играл еще в советском пионерском лагере в конце 80-х.


  1. rPman
    18.07.2017 17:36

    В России технологии покрытия дорог бетоном нет, не только потому что воруют (делать плохие дороги выгодно, никто не наказывает, а через год еще делать придется).

    Но лучшую дорогу что я видел (по долговечности) — это сложенную из бетонных плит, уже несколько лет без ремонта, почти идеальная, по сравнению с другими.


    1. vconst
      18.07.2017 17:53
      +2

      А по какой еще причине не делают в России бетонные дороги?


    1. stalinets
      18.07.2017 20:53
      +2

      Машину на стыках таких плит (если, конечно, это простые плиты, а не что-то сделанное по космическим технологиям) сильно трясёт, подвеска получает удары. Плюс эти плиты часто ведёт и перекашивает, они лопаются. Из неё торчит проволока арматуры, создавая опасность для скатов. Я видел в Ростовской области такие старые военные бетонные дороги, рядом с которыми идёт колея по грунту: если погода не сырая, все едут по колее, и если только колея стала непроездной из-за дождя — едут по раздолбанной бетонке из плит.


      1. WP_Hedgehog
        18.07.2017 21:01
        +1

        Вообще-то в США дороги делают (внезапно!) не из плит, а из сплошной, практически ленточной отливки, которую, после застывания, нарезают на секции, чтобы обеспечить компенсацию термического расширения/сжатия.


        1. MacIn
          21.07.2017 11:41

          И в Германии при усатом художнике, и у нас тоже именно так делали. В Беларуси, судя по их новостным репортажам, тоже так кое-где делают + тонкий асфальт сверху.


      1. rPman
        19.07.2017 09:53

        поверх плит обычный асфальт, никаких арматур не торчит, стыки ощущаются но слабо езде не мешаютю
        само собой монолитные бетонные дороги круче, но мы не увидим их с этим правительством и менталитетом.


    1. Kulich
      19.07.2017 00:09

      Под Белгородом ехали по такой бетонке и я бы не сказал что я хотел бы по ней еще раз ехать.


    1. Dmitry_5
      19.07.2017 09:21

      А ехать по стыкам… Ммм!


  1. MacIn
    18.07.2017 18:36

    Видел несколько советских понтонов из бетона, вполне обыденные вещи.


  1. WP_Hedgehog
    18.07.2017 20:54

    … например, о том, как сделать поверхность столешницы гладкой ...


    Всё уже украдено до нас!”©

    Журнал «Моделист-Конструктор», где-то за 1987-89 год делился читательским рецептом по самостоятельной отливке столбов ограды из бетона. По советам тех, кто это делал, выстилание формы обычной целлофановой плёнкой позволяло получить не просто гладкое, а практически полированное изделие…


  1. Prome_T
    19.07.2017 02:54

    Досадно что не были упомянуты станины металлорежущих и прочих металлообрабатывающих станков из бетона/железобетона.


  1. Nuwen
    19.07.2017 07:11

    А ещё в стиральных машинах из бетона здоровенная штуковина для балансировки иногда бывает.


    1. MacIn
      21.07.2017 12:07

      Там, где на чугуний денег не хватило.


  1. Usper
    19.07.2017 10:54

    Вообще говоря, то что в обиходе называется асфальтом (покрытие дорог), это тоже вид бетона…


  1. needl2bnb
    19.07.2017 10:54

    Я просто оставлю это здесь https://www.youtube.com/watch?v=mjWSFcCXsi4


  1. YooJoo
    19.07.2017 10:54

    Выбор в пользу бетона был сделан из-за его прочности, долговечности, неприхотливостью к длительной нагрузке и перевесу дальнобоев. Минусы – проблематичность укладки и ремонта. В случае с асфальтом дорога готова к потоку машин через 7-8 часов, а для бетонной дороги требуется несколько месяцев работы.

    Мостовые и дороги из бетона служат до 30 лет без капитального ремонта, асфальтные – до 10 лет, и то, если их правильно уложить.


    Вот и ответ на знаменитый вопрос о том, почему у нас дорогие хреновые.


  1. chapsam
    19.07.2017 12:51

    Когда-то, ещё в начале перестройки, в казахстанском городе Уральск одну из улиц (Фурманова) залили асфальтобетоном. Мягкое, приятное для ходьбы и езды на велосипеде, покрытие. Но совсем негодное для автомобилей, так как из-за цементной пыли длина полосы торможения была слишком длинной! Поэтому проезжую часть улицы в следующем году переложили простым асфальтом. А вот тротуар «проработал» лет 12. Затем его заложили модной на тот момент плиткой. Чем и убили напрочь


  1. Sirion
    19.07.2017 15:33

    Печально. Судя по соотношению плюсов и минусов, жители GT хотят видеть такой формат. Будем превращаться в фишки.нет, ура.


    1. wilelf
      19.07.2017 16:23

      Вадим, я не случайно сделал пост именно в «черной дыре», т.к. понимаю, что это материал не высокого качества. Если такие статьи будут публиковаться раз-два в месяц, общее качество ресурса ни в коем случае не упадет.

      Кроме того, как и на Хабре, узкоспециализированные посты с ростом сообщества набирают все меньше плюсов и просмотров. Это останется в итоге уделом избранных.