В начале сентября в Петербурге прошёл Spb Startup Day 2017. Событие интересное как минимум для всех, кто связан с тематикой стартапов или хотя бы думает, что связан. В этой статье я расскажу про свои впечатления от мероприятия, а заодно поделюсь успехами нашего стартапа JEvents — победой в номинации «лучший стартап с перспективой выхода на американский рынок» с призом в виде поездки в Нью-Йорк и не только…
Забегая вперед, замечу, что мне это мероприятие и подготовка к нему дала большой опыт., Поэтому свои мысли я попробую оформить как короткие советы самому себе.
Spb Startup Day
Мое знакомство с Spb Startup Day началось в 2015 году абсолютно случайно… Настрой был скептический — я ничего от него не ждал, однако, решил сходить из любопытства. Почему я так думал? Возможно, я проецировал опыт посещения других конференций, где было два разных уклона — либо маркетинг, где все пытаются тебе что-то продать, или же — технический уклон — где в центре внимания был какой-нибудь робот под управлением Java, который мог удерживать равновесие, если его толкнуть. (нет, это не было так завораживающе как на видео Boston Dynamics).
Я был приятно удивлен. Мероприятие оказалось не только интересным, но и было весьма профессионально сделано. После него появились новые мысли, знания и интересы. От себя могу сказать, что рекомендую всем, заинтересованным в технологиях побывать на Startup Day. Интересными здесь оказались не только идеи стартапов или доклады спикеров, а, в первую очередь, люди: активные, энергичные — вот с таким очень здорово и полезно знакомиться. После него появились новые мысли, знания и интересы.
Совет: Ходи на разные мероприятия в той сфере, которая тебя интересует, читай программу, список лекторов, заводи знакомства.
Я просматривал почту, находясь в отпуске, и среди прочего наткнулся на письмо от ФРИИ (если вы не слышали раньше, это Фонд Развития Интернет Инициатив, который в числе прочего организует и Startup Day). В письме был анонс мероприятия, из которого я узнал, о конкурсе питчей.
Кто, по-вашему, ходит на такие конкурсы питчей? Я почему-то думал, что только крутые стартапы, которые уже имеют классный продукт, большие продажи и вообще у них все очень хорошо. Зачем они в таком случае вообще туда ходят, я не задумывался, но уверенно считал, что остальным там делать нечего. Но, ради интереса, решил посмотреть список призов. Оказалось, что есть несколько номинаций, одной из которых является «лучший стартап с перспективой выхода на американский рынок» с призом в виде билетов Москва — Нью-Йорк — Москва и неделей в офисе iDealMachine и их же помощь в customer development в США. Это было как раз то, что нужно для нашего проекта, который недавно начал свой выход на рынок США.
Жена сказала, что стоит попробовать отправить заявку на конкурс, ведь ничего не теряем, но если заявка пройдет отбор, то возможно для проекта будет польза. А что? Многие в отпусках, вдруг особо и конкурса не будет :) В действительности я мало верил, что хотя бы пройду отбор на сам конкурс питчей. Подготовил довольно простую и короткую презентацию, рассказал в ней что мы делаем, отправил.
Советы: Слушай свою жену!) Отдыхай, хотя бы иногда — чтобы было время и силы переключить внимание на что-то другое! Не бойся поучаствовать в чем-то или отправить куда-то заявку, особенно когда терять нечего.
Что такое JEvents?
Кстати, это стикер из нашего набора «еврейские стикеры», который в Телеграмме и в iMessage установили уже более 50 000 человек!
Я вполне допускаю, что вы еще не слышали про наш скромный проект еврейского мобильного приложения JEvents. Таки да, именно еврейского, ведь мы собираем информацию про еврейские события, новости, вакансии, программы и курсы, доступные в городе. Начинали около 2,5 лет назад в Петербурге, сейчас мы работаем в Москве и даже в Нью-Йорке.
Наше приложение и сайт представляют из себя афишу мероприятий, с каталогом программ и других еврейских возможностей (ну и куда же в приложении без еврейских анекдотов и мудростей). Над всем этим счастьем трудятся десятки людей, чтобы затем систематизированной информацией могли пользоваться тысячи заинтересованных пользователей. Что они и делают.
Предпросмотр питчей
На мою заявку с презентацией довольно оперативно ответили, пригласили на тренинг питчей. Оказалось, что всего в конкурсе примут участие около 50 проектов! 50? Наши шансы на победу в номинации из 50% (либо победим, либо нет) в этот момент упали в 25 раз до 1 к 50 или 2%.
На каждый питч отводилось 60 секунд. Задача упаковать рассказ о своем проекте в минуту казалась сложной: определить, какую информацию о проекте оставить и как ее лучше преподнести.
Кстати, тренинг был серьезный, от организаторов была ценная и точная обратная связь и рекомендации по подготовке. Каждому участнику давали советы, что изменить, что добавить, от чего отказаться, на что сделать акцент. В итоге первые версии питчей заметно отличались от того, что было на сцене Spb Startup Day.
Этот зал перед собой видели те, кто поднимался на сцену Spb Startup Day 2017.
Мои выводы по поводу конкурсы питчей
У питчей были разные цели. Кто-то хотел привлечь инвесторов, а кто-то просто хотел воспользоваться возможностью рассказать про свой проект со сцены на большую аудиторию. У кого-то уже продукт с тысячей пользователей, а кто-то просто пришел, имея на руках идею и презентацию из одного-двух слайдов.
Что для меня питч?
Я воспринимаю этот формат как очень быструю презентацию на бегу, кому-то очень важному и занятому. Вы всего на минуту оказались в лифте с инвестором, ему не до вас, но деваться-то некуда. Это ваш шанс! Коротко, по делу, чтобы он успел понять, чем вы занимаетесь. Времени мало. Чем меньше у вас времени, тем больше нужно к этому готовиться. Рассказать про свой проект на 1,5 часа можно и без подготовки, а если рассказать нужно за 60 секунд?
Очень трудно (а может и незачем) сравнивать питчи SPb Startup Day 2017 по какой-то одной шкале, но посмотреть, думаю, стоит.
Кто должен выходить на сцену?
Если волнение мешает четко и уверенно проговорить всю презентацию, попробуй найти человека в своей команде, кто справится с этим лучше. Отвечать на сложные и важные вопросы по проекту, конечно, должен кто-то очень хорошо в нем разбирающийся. Но рассказывать за 60 секунд со сцены лучше тому, кто не впадет в ступор при виде тысячи человек перед собой.
Вы СЕО? 2 года опыта работы SMM? Надо об этом рассказать в питче?
Многие проекты тратили драгоценные секунды и слайды презентации на то, чтобы показать членов команды и роли в проекте. Ну вы понимаете, о чем я. Фото в кружочках с подписями CEO и CTO и так далее. Я думаю, что это уместно далеко не всегда, а во многих случаях можно обойтись и без этого. Особенно когда вы и ваш проект малоизвестны, а компетенции и опыт членов команды не могут впечатлить, добавить веса. При этом были, конечно, пара команд, у которых это было очень уместно — опыт команды добавлял интереса к проекту.
А у вашего проекта есть необходимые ресурсы?
Есть такие проекты, которые начинают работать только при наличии большой аудитории. К примеру, Авито — кому нужно размещать объявления там, где их никто не увидит, ведь есть Авито, и туда заходят миллионы. Если вы запускаете убийцу Авито — скажите хоть слово про ресурсы для набора аудитории. Иногда заявленные проекты казались просто несопоставимыми по масштабам с тем, что было представлено аудитории…
Конкуренция со своими слайдами
У вас ведь не такой уж простой проект, так? Людям может быть сложно одновременно концентрировать внимание на том, что вы говорите и на сложных слайдов с большим количеством схем, графиков, картинок и информации лучше избавиться. Тем более, что до вас выступило уже человек 20-30. У вас мало времени — 60 секунд — решите что будет основным, а что дополнением. Либо вы дополняете слайды, либо они дополняют вас. Помогите людям понять, на чем им сосредоточить внимание.
Название, контакты!
Ваш проект может стать кому-то интересен с 3 или 5ого слайда, убедитесь что ваши контакты и название проекта есть не только на первом слайде, но и в конце.
Что вам надо?
Вашему проекту нужен 1 000 000 рублей, чтобы увеличить число продаж в 10 раз, а средний чек в 2 раза? Так и скажите! Хотите чтобы люди скачали ваше приложение? Скажите им об этом!
Вам кажется, что вы сделали понятную презентацию? Проверьте это!
Покажите презентацию друзьям далеким от вашей темы? Они все поймут? Какие у них будут вопросы?
Подходите к «ним»
Вы видели со стороны, как зачастую мнется человек перед тем, как подойти к какому-то инвестору? Это не всегда просто. Если в вашей команде вы справляетесь с этим лучше других — делайте это. Связывайтесь, пишите, подходите, давайте визитку, давайте в руки свой смартфон посмотреть приложение, берите их смартфон (спрашивая разрешения) и ставьте туда свое приложение! Это сложно, может казаться диким, неуместным, но это не только ваш личный шанс. Это шанс для вашей команды!
Сегодня ты возьмешь в руки смартфон инвестора, поставишь ваше приложение — завтра жена твоего программиста будет гордиться мужем, потому что его проект признали, оценили, заметили, счастлив и сам программист, он получил признание. Попробуй думать таким образом, когда тяжело подойти к кому-то.
Победа JEvents в номинации «лучший стартап с перспективой выхода на американский рынок»
Про это коротко. В этой номинации победил проект JEvents. Для меня это было очень неожиданно. Я считаю, виной всему наша команда, которая очень старается (хотя можно и нужно лучше). В зале были пользователи! Они подходили, хвалили, пожимали руки. Когда ты общаешься с людьми через экрана монитора или смартфона, такой обратной связи у тебя нет, а её так не хватает, лайки и репосты вообще не в той лиге.
Что нам дала эта победа? Дополнительный повод для гордости за проект со стороны команды — это важно! Новые установки, новые интересные знакомства, новые идеи, новый заряд энергии.
О практической пользе от приза пока говорить рано. Съезжу в Нью-Йорк к iDealMachine — обязательно поделюсь.
Запись Spb Startup Day
Вот запись всего мероприятия, конкурс питчей начинается примерно на отметке 2 часа 53 минуты. 50 проектов пройдут за 50 минут. Предлагаю вам написать в комментариях, какой из проектов вам больше всего понравился. Весьма вероятно, что представители этих команд прочитают эти комментарии, им будет тепло и приятно.
P.S.
Ну и самое важное: Мы ищем партнера в Северной Америке, а совсем хорошо, если в городе Нью-Йорк. У нас много идей, хороший работающий проект, потенциальный источник финансирования на старте.
Если вам интересно про это поговорить или это может быть интересно кому-то из ваших знакомых — напишите на jevents.app@gmail.com
k2589
Поздравляю! Успехов вам!
slutsker Автор
спасибо!