Однажды, мы очень сильно устали от отвлекающих факторов при решении задач и задумали внедрить метод помидора на всю компанию. Пара бессонных ночей, несколько версий — и так родилась инструкция, которой мы хотим с вами поделиться.

Инструкция к помидору


Всем привет. Сегодня мы с вами познакомимся с техникой помидора и тем, как применим ее к работе в нашей компании. Тех, кого интересуют описание техники и истории ее возникновения – велком в Google.

Мы же с вами рассмотрим все на небезызвестной вам РЕАЛЬНОСТИ. Итак, представим, что у вас есть большая серьезная задача…


Как вы поступаете обычно? Конечно, вы начинаете ее РЕШАТЬ (возможно, немного толики страдания). Сначала задача выглядит как то расплывчато


Затем вы начинаете нащупывать суть и искать решение


Картинка выстраивается в голове все боле четко


С каждым шагом решение кажется все более правильным и привлекательным, да и просто вы красавчик, чего скрывать


Кажется, что остался последний шаг, и ничто не предвещает беды


Вы сидите и сосредоточено работаете


Как вдруг…


Да-да это пришел он. Коллега/начальник/случайный прохожий, которому срочно, очень СРОЧНО нужен ответ на его вопрос. Иначе, настанет конец света.

Вы внимательно его слушаете и даете ответ


Когда отвлекающий полностью удовлетворен ответом – он уходит. Вы же возвращаетесь к своей задаче и что там


Картинка решения, которую вы так тщательно выстраивали, потеряна и ее придется восстанавливать вновь


Но не забывайте о


Ведь это может повторяться неоднократно, да и коллег у вас много. Все идет по кругу — вам кажется, что по задаче вы что-то уже описали/ назначили/ рассказали/ ответили/ закодили… но так ли это?


В итоге, к вам приходит начальник, с вполне закономерным вопросом


Знакомая ситуация? Что же с этим делать? Вы не можете отказать коллеге. Вы же боретесь за одно дело и должны помогать друг другу всегда и во всем.


Не ровен час, и вам понадобится помощь и совет коллеги.


Но, давайте задумаемся — каждый из нас может уважать и ценить время и занятость других. Да и просто не разрушать мозг соратников, т.к. переключения между задачами – безумный стресс и огромная куча потерянного времени


Что мы предлагаем попробовать здесь и сейчас?

Оцените, сколько вы проживете без ответа на ваш очень СРОЧНЫЙ вопрос коллеге. Десять минут? Двадцать? За сколько мир не станет к вам жесток и несправедлив?


Ответив для себя на этот вопрос, сравните цифру с нашим вариантом – 40 минут.
За 40 минут мир не перестанет крутиться.

Итак, мы уже на 8 странице, а суть то в чем?


Мы предлагаем каждый час засекать 40 минут, в которые каждый будет работать только над своими задачами абсолютно без каких-либо отвлечений на что-либо.


Это и есть ПОМИДОР.


Что значит каждый час? В 8-20 стартует первый помидор. Это значит каждый, не отвлекаясь на внешние/внутренние раздражители, делает только свои задачи и не отвлекает коллег. И так пока не настанет 9-00. Помидор кончился и можно отвлечься – ответить коллегам, выпить кофе, занять очередь в туалет и т.п. В 9-20 стартует новый помидор.


Что значит каждый человек? То, что это правило применимо ко всей компании. Т.е. если сейчас идет помидор – вы можете писать свои вопросы коллегам. Но получите ответ только по истечении помидора.


А что если коллега все равно приходит во время помидора и задает вопросы? Просто напомните ему о помидоре. Со временем он привыкнет.


Как же мне работать, если я инженер сопровождения/специалист колл-центра/просто помогаю всем и вся и моя задача – реагировать на внешние раздражители? Так же как и работали, только учесть, что от части коллег вы можете не получить ответа сиюминутно. Смириться с этим, подготовить вопросы, отправить их коллеге и заняться другим задачами.


Какие задачи лучше включить в помидор? Те, которые требует большого сосредоточения. Это могут быть так же совещания с другими коллегами.


И что во время действия помидора даже на котиков в интернете посмотреть нельзя? Необходимо исключить не только внешние раздражители, но и любые отвлечения. Мы хотим, чтобы вы были сконцентрированы только на выполнении ваших задач. Подготовьтесь перед помидором, налейте себе чай, отложите все гаджеты, закройте все соц.сети, сайты новостей, форумы, сядьте поудобнее. Занимайтесь только задачами. Поймайте поток.


А если пром УПАЛ? В каждом правиле есть свои исключения. И такой список исключений нам предстоит составить совместно. Если возникает ситуация БЛОКЕР – вы конечно должны отвлечь того, кто находится под действием помидора. Но чтобы не отвлекать всех – стоит выработать четкую инструкцию. К кому идти первым, когда пром упал, и кто следующий в списке. Конечно, ваша задача – оживить пациента, чтобы он не был мертв слишком долго.


А как же ваши совещания, когда ответа не получить часами? Тут в практику мы применим антипомидор. Если необходимо совещание больше чем на 1 помидор (например, 2 часа). Внутрь него вставляются маленькие антипомидорки по 10 — 15 минут, в которые совещание прекращается и все его участники берут в руки телефоны (чего не делают в ходе совещания, дабы оно было продуктивно), отвечают на сообщения коллегам, решают вопросы, спасают мир.


Но все же… почему ПОМИДОР? У создателя метода был только один таймер под рукой


Вот вроде бы и все.

Мы считаем, что применив такую практику — сможем решать задачи более сосредоточено и меньше отвлекаться. Получать лучшие результаты и работать в меньшем стрессе из-за переключений. А как думаете вы?


У вас наверняка возникли вопросы, мысли и предложения… Обсудим?

Все картинки – сплошной плагиат.
Отдельное спасибо Sarah Andersen за творчество


До новых встреч!

P.S.: соблюдайте авторство — указывайте ссылку

Комментарии (45)


  1. opanas
    05.12.2017 17:24
    +1

    Техника известная, описана вами хорошо.

    Расскажите, пожалуйста, про эффект от коллективного применения на работе: как долго привыкали, как увеличилась производительность, не зловеще ли тихо эти 40 минут тянутся.


    1. dipsy
      05.12.2017 18:41
      +4

      Вот тоже крайне интересно, как удалось убедить хотя бы половину сотрудников, чтобы не отвлекали тех, кто работает? Мне кажется это по сложности сравнимо с тем, чтобы верующего убедить в том, что б-га нет, при всей кажущейся простоте… ну не знаю, у людей мозг иначе работает, они совершенно искренне не поймут, что вы хотите донести и будут так же искренне и очевидно считать странным вас.


      1. Averome
        05.12.2017 20:42
        -1

        рассуждаете как те кто верит в бога, вот как докажут что его нет, смело и заявляйте, а то что вы не видели чего то там, либо не знаете чего то там это ещё не означает что этого нет или не может быть.
        мир


        1. ikirin
          06.12.2017 16:22

          Сколько людей Вы обидили :)


      1. k0ldbl00d
        05.12.2017 21:00

        Ничто так не мотивирует, как штрафные санкции.


        1. ozonar
          06.12.2017 10:58

          И одновременно ничто так не демотивирует, как штрафные санкции.


      1. hudson
        05.12.2017 22:51

        Немного не так, бога нет, но только 40 минут каждый час в течение рабочего дня =) Уже не так страшно!


      1. Botkin
        06.12.2017 06:40

        Обычно люди более охотно принимают новые идеи, если они исходят от высшего руководства


      1. selotec
        06.12.2017 07:24

        Тестирование головного мозга, прочитал как "в том, что бага нет".


    1. lolypoly Автор
      07.12.2017 16:47

      по результатам и ошибкам:
      1. Первый факап, который все могли заметить — мы не учли, что сотрудник может находиться не в Помидоре (сегодня нет задач, требующих сильной концентрации; просто он любит пообсуждать в утренние часы). Без какого-то ПО сложно определить занят он или нет.
      2. Привыкали не долго. Тут главное, чтобы сам человек под помидором не отвечал в помидор, иначе все сходит на нет. Люди-утки привыкают ждать.
      3. 40 минут не тянутся зловеще тихо — у нас опенспейс, кто-то обсуждает что-то с коллегами в помидор, да и наушники никто не отменял. Никто не умер без ответа за это время. Но я считаю что 40 минут многовато.
      4. Сердобольным аналитикам/тестировщикам/инженерам очень нравится. Как раз они обычно помогают всем, отвлекают их тоже все, свои задачи делать они не успевали (и много отвлечений — много косяков в тз, документации, упускание багов). Сейчас и они могут спокойно сказать, что в помидоре, и не обращать внимание на мессенджер, мигающий как гирлянда на елке. И люди с вопросами знают, что им в итоге ответят и не пишут по +15 сообщений. Им стало в принципе легче работать и концентрироваться.

      это если кратко основное) помидор хорош для концентрации, когда ты работаешь один. Но если ты работаешь в коллективе, а больше о нем никто не знает — он не поедет.


  1. Meksvinz
    05.12.2017 18:50
    -1

    Полезная статья, побольше б таких материалов на тему самоорганизации


  1. MagisterLudi
    05.12.2017 19:04

    Пост не то что для «бабушки», а для человека с iq 35


    1. VioletGiraffe
      05.12.2017 19:21
      +4

      Да ладно вам. У меня 60, отличный пост.


      1. MagisterLudi
        05.12.2017 19:44
        +1

        А у меня 37, ващще огонь, афтар дайте две


        1. HEKOT
          06.12.2017 09:59

          Я свой IQ не проверял. Пост не прочитал.


        1. Ayahuaska
          06.12.2017 12:19
          +2

          А у меня — шестизнак…


        1. Tsimur_S
          08.12.2017 12:50

          градусником измеряли?)


  1. PapaBubaDiop
    05.12.2017 19:55
    +1

    А как быть нам, любящим одни антипомидоры? 40 минут ждать, курить, играть настольный футбол? Может ввести 40 минутный светофор каждому? Красный свет с отчетом времени — стой, не подходи! Зеленый — давай, чо-там-у-тебя?


    1. MagisterLudi
      05.12.2017 23:36

      А если я люблю 4х часовые помодоры?


      1. domix32
        06.12.2017 04:46

        По четыре часа и сидеть неудобно и для здоровья вредно


        1. Fedcomp
          06.12.2017 13:00

          Для здоровья вредно все что больше получаса.


  1. F0iL
    05.12.2017 20:17

    Как же мне работать, если я инженер сопровождения/специалист колл-центра/просто помогаю всем и вся и моя задача – реагировать на внешние раздражители? Так же как и работали, только учесть, что от части коллег вы можете не получить ответа сиюминутно.

    И в итоге пользователь на линии колл-центра, уставший ждать по 40 минут на каждой ступени решения проблемы, будет очень недоволен.


    1. Vestild
      05.12.2017 20:30

      Если звонки от клиентов часто требуют ответа от программиста, значит в компании что-то не так. Например программистов часто отвлекают, и поэтому у них нет времени писать документацию и править баги.


    1. DarkTiger
      05.12.2017 22:01

      Я, конечно, не специалист в поддержке, но немного касался темы. Есть первая, вторая и третья линии поддержки. Если клиенту не могут ответить сразу на первой линии — ну что же, подождет 40 минут со своей редкой проблемой. А если не могут на первой линии ответить на большинство вопросов — то, наверное, стоит обратить внимание на подготовку инженеров поддержки, а не превращать программистов в саппортеров, ибо вряд ли есть лучший способ заставить их перейти в другую компанию.
      Речь идет про вхождение в поток. Помидор предназначен для людей, которые должны въезжать в задачу долго, которых берут на работу думать самим, а не помогать другим.
      Мне было реально сложно после ПМ-ства сконцентрироваться над одной задачей длительное время — меня как ПМа отвлекали каждые 5 минут. 15 минут и более я получал после 19 часов, когда вся эта бражка юристов, фиников и HR-ов разбредалась по домам. Оставались зарубежные заказчики, но Оутлук и Скайп можно и закрыть на время…
      И получение нескольких часов свободного времени на хорошо подумать — вначале шокировало. Хотя, конечно, к хорошему быстро привыкаешь


      1. AbstractGaze
        06.12.2017 07:10

        В тех поддержке все проще, у тебя есть 5 минут в час на сходить в туалет и покурить. Если ты вышел из линии на дольше — это элементарно видно всем на большом табло, а если пропустил звонок… страдает вся смена в 40 человек, 3-4 пропущенных звонка (суммарно за месяц) — нет премии за месяц всей смене, а это 60% заработной платы. И никаких помидорок не нужно. Это я говорю за вторую линию тех поддержки в связном. Поэтому за 12 часовую смену легко решается 35-65 заявок каждым сотрудником. Но так было три года назад, пока не распустили. Как сейчас не знаю.


        1. DarkTiger
          06.12.2017 10:06

          Помидорка — это средство для более эффективного использования ресурсов своего мозга, при работе над единственной большой личной задачей. И только. Автору статьи следовало сделать больший акцент на условия, а то сейчас и бухгалтеры с критикой подтянутся.
          Если мы говорим про задачи коммуникации с другими людьми — там имеются другие способы сделать жизнь проще (с). Никому же не придет в голову подкармливать, например, программистов стероидами для увеличения мышечной массы.


          1. AbstractGaze
            06.12.2017 10:12

            Условия и так понятны. Просто не понятно зачем вы приписали тех поддержку у которой обычно другие краткие задачи, и такие же краткие решения. Если решение не краткое, оно передается уже специалисту, а не рядовому инженеру тех поддержки.


            1. DarkTiger
              06.12.2017 11:42

              Я приписал? По моему, Вы веткой ошиблись при ответе. Я-то как раз готов под Вашими словами подписаться


              1. AbstractGaze
                06.12.2017 11:44

                Я, конечно, не специалист в поддержке, но немного касался темы. Есть первая, вторая и третья линии поддержки

                Может конечно я вас не правильно понял, тогда извиняюсь.


          1. tetramino
            06.12.2017 13:52

            Никому же не придет в голову подкармливать, например, программистов стероидами для увеличения мышечной массы.

            Идея в целом интересная, но если кормежка за счёт работодателя (питание, а не стероидный подкорм), то появится дополнительная нагрузка в виде повышеного потребления пищи выросшим в большую тушу организмом)) Гораздо выгоднее их подкармливать ноотропами и стимуляторами, те и аппетит снижают, и работоспособность увеличивают, одни плюсы.


          1. lolypoly Автор
            07.12.2017 17:43

            Если мы говорим про задачи коммуникации с другими людьми — там имеются другие способы сделать жизнь проще (с).

            расскажите, какие способы?)


    1. lolypoly Автор
      07.12.2017 16:59

      идея, конечно, не для структуры, организованной как 1-2-3-4-5-и т.п. линии поддержки, где нельзя заставлять клиента ждать. И там другие задачи и решения, и все и без помидора работает как часы.
      Наша первая линия так же не работает в помидорах, они отвечают на звонки клиентов и по большей части справляются сами. Но на вторую линию им выделяют нужное кол-во дежурных инженеров и дают им в параллель делать не такие трудные задачи. Остальные инженеры получают задачи, требующие большей концентрации и теперь знают, что их отвлекут в крайнем случае, и так же могут спокойно работать по помидорам. И сейчас не терроризируют так сильно отдел разработки набегами.
      Так же клиенты клиенту рознь. У меня есть клиент, у которого любая проблема «ПОЖАР! ТУШИТЕ!!!», но мы научились делить на 10 его оценку пожарности и тушим не сию минуту.


  1. algotrader2013
    05.12.2017 21:14

    Напоминает школу и «Звонок звенит для учителя!!!!!»

    А если без шуток, то вижу несколько противоречий
    1) Как быть людям, которые работают с ПО либо процессами, которые заставляет пассивно ждать по несколько минут (комиляция большого проекта, автоматический деплой на окружение, периодический запуск юнит-тестов, ad-hoc запрос к большой базе данных, переписка с коллегой по рабочим вопросам в мессенджере, поиск ключевой строки в большом логе)? Без помидора это отличное время, чтобы ответить на письма, прочитать полстраницы своей любимой книги по PHP/C#/Java/etc, актуализировать таски в джире, залипнуть в фейсбучек. С помидором люди будут просто молча багроветь и разламывать мышки пальцами.
    2) среди программистов и так полно людей, которые предпочтут 4 часа потратить на просеивание гугла и стековерфлоу тому, чтобы спросить рядом сидящего коллегу. По сути, одна из функций дейли стендапов — именно выявление проблем, чтобы помочь коллеге, который безуспешно и самостоятельно решает проблему, а никто об этом даже не догадывается. Повторюсь, из моего опыта это реально проблема в командах разработки. Такие люди редко приносят реальный ущерб, но если уж приносят, то в разы больший, чем все отвлекания от тех, кто даже не пытается гуглить проблему, а сразу отвлекает коллег. Думаю, эффект помидора на таких людей объяснять излишне.


    1. lolypoly Автор
      07.12.2017 17:28

      о спасибо, дельные вопросы это всегда хорошо)
      1. Мы, конечно, не стоим с плетью над сотрудниками. И если они, пока компилируется код — читают книжку PHP/C#/Java/etc/едят булочки/пьют чай — это их право. Личные отвлечения — это еще сложнее, чем внешние. И это больше предложение попробовать не отвлекаться и поработать в потоке, чем жесткое условие. Главное, чтобы такое переключение было не во вред, к задаче не надо было долго возвращаться и восстанавливать картинку. Да и я считаю, что 40 минут это много, но так решило большинство)
      2. Описанная идея не запрещает задать вопрос, она говорит о том, что вы не получите ответ мгновенно. И если вы его не получите — не надо терроризировать человека, бежать к нему и т.п… Он обязательно ответит вам, но чуть позже. Что касается таких людей, думаю — проще им задавать во время вопросы — что там с задачей, нужна ли помощь, каких успехов достиг и т.п. если видите, то задача не движется или знаете его такую особенность.
      А по поводу, что лучше сразу отвлекать людей и это принесет меньше вреда: подумайте о том, кого отвлекают, как он справляется со своими задачами, не много ли у него отвлечений, особенно, если он центр всех знаний в вашей компании. Возможно, если он будет тратить время на свои задачи, а не на отвлечения, это принесет больше пользы (даже если другой сотрудник будет гуглить 4 часа свою проблему и все таки ее решит сам)


  1. Bookvarenko
    05.12.2017 22:01

    Ну, этот помидор довольно таки бюджетная замена отсутствующему отдельному кабинету для фрилансера-надомника. Остаётся самая малость — выдрессировать на этот помидор домочадцев и котэ.


  1. Loki3000
    06.12.2017 10:32

    Теория-то давно известна. Практику давай!:)
    Ну серьезно, как внедряли? Как контролировали? Что изменилось? Как оценивали изменения?
    А то в сто первый раз пересказать про метод помидора и его историю — мелковато будет.


    1. alexoron
      06.12.2017 14:12

      Видимо это тема слудующей статьи и автор опять понаставит себе кучу помидоров.
      Только вот в порыве новенького это ощущения «революционной системы» пропадет за пару дней или недель.
      Глеб Архангельский тоже после написания своих книг выглядел утомительным, а ведь что он писал в своих книгах.
      Человек не может в одном режиме работать вечно, это роботам пофиг.


    1. Steed
      06.12.2017 15:00

      Так статья и назывется: "Как мы решили внедрять Помидор в компании" ;)


    1. lolypoly Автор
      07.12.2017 17:40

      Ну так я решила с мелочи начать. Я же из песочницы) Куда мне до великих идей)
      Если мне хватит вдохновения, то я напишу пост, т.к. думаю вам хочется увидеть ответы чуть подробнее, чем пара строк.
      Как я немного описала выше — были и факапы) не все поехало так, как хотелось бы. Есть те, кто очень доволен, а есть люди-утки) думаю, сейчас я бы что-то поменяла в инструкции… потому то вижу моменты, которые все поняли не так, как они закладывались)


  1. Zenitchik
    06.12.2017 14:13

    Помидор — неспортивный овощ. Его и так все любят. Вот попробуйте картофель внедрить…


  1. Bookvarenko
    06.12.2017 14:34
    -1

    Здесь, следуя логике «слово за словом» должна быть картинка миньона и банана.
    Вот и она: image


  1. akseno
    07.12.2017 16:03

    Давно пользуюсь данной системой, только не знал, что она так называется


  1. 2tolik
    07.12.2017 16:04

    Для команды на Android есть https://play.google.com/store/apps/details?id=com.pomoteam.app
    Для MSWindows+SkypeForBusiness есть скрипты — https://msunified.net/2017/08/23/set-yourself-unavailable-with-this-open-source-powershell-based-pomodoro-timer/
    Решение для Slack (для разных платформ) — https://pomodoneapp.com/pomodoro-timer-for-slack.html


  1. vs74
    07.12.2017 17:47

    Как же задолбали, эти отвлекающие сотрудники! Ничего сами сделать не могут!


  1. Shatun2000
    07.12.2017 17:52

    Исходные данные, как я их понял: треть рабочего времени высококвалифицированных сотрудников съедают неустановленные, неучтенные, неоцененные потери – т.н. «отвлекающие факторы».

    Предлагаемое решение: «Потери, кофе, потанцуем, естественные надобности и прочая — ну-ка, сгрудились в кучки и построились на начало каждого часа!».

    Имхо, для меня было бы логичнее собрать и посчитать данные (хотя бы в контрольных картах), найти источники потерь и подумать над устранением их причин.

    Может выясниться, что звонки заказчиков грамотнее разрулит один человек, перебросив их остальным в виде заданий. Достают всех просьбами помочь только двое, одного из которых нужно подтянуть, включив в парное программирование, а второго уволить. Задачи имеют наглость завершаться не ровно в 04:00, а, к примеру, в 3:45 и человек хочет отдохнуть и пописать прям ща, а не набрасываться на следующую задачу, чтобы через 10 минут принудительно по расписанию из нее вылететь. Одни наиболее эффективно работают в начале дня, причем два-три часа не отвлекаясь, другие разгоняются к вечеру. Разработчиков задолбали предоставлением отчетов о проделанной работе, потому что начотдела – лодырь, или кривая система учета, да мало ли…

    К продажам и поддержке это в принципе неприменимо. К функциональным службам – да, таблички «график приема», «приемные часы», «кассовый день», «не входить, идет операция» не вчера придуманы. В основном же распределенном и сложном процессе, если это не физический конвейер, «ловить поток» и делать паузы нужно следуя ритму самого потока и его неизбежным постоянным изменениям, а не выдуманному жесткому поминутному расписанию.

    Да, подготовительно-заключительное время теряется, да предел долговременной концентрации человека около 5-6 часов (с перерывами) в день. Но метод помидора представляется каким-то беспомощным. Ну вот так, теряем время, что поделать, эх.

    А вопрос взаимоуважения и вовсе не техниками решается…